Зачем нужны дети-волонтеры в ШСП?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Служба примирения создается в образовательной организации, где есть постоянный состав обучающихся. В действующую школьную службу примирения входят как взрослые ведущие восстановительных программ, так  и школьники-медиаторы (медиаторы-ровесники). В некоторых случаях школьная служба примирения может состоять из одних взрослых специалистов. Такая модель  зачастую используется на начальном этапе становления службы. Однако, в принципе, участие детей в работе школьной службы является обязательным условием ее нормального функционирования, как с правовой и нравственной точки зрения, так и с точки зрения практической целесообразности. С правовой точки зрения право детей на участие в решении вопросов, касающихся их жизни, декларировано в Конвенции ООН о правах ребенка и национальных российских  документах о правах ребенка.  Кроме того, участие детей позволяет выстраивать нормальные взаимоотношения, которые важно культивировать в школе, а также расширять практическую область детского самоуправления как механизма формирования ответственного поведения. Участие детей необходимо для  освоения детьми навыков  конструктивной коммуникации,  проникновения идей восстановительной культуры в жизнь детского сообщества, преодоления насилия в отношениях между детьми, повышения безопасности и психологического комфорта детской школьной среды и пр.

С точки зрения практической целесообразности участие детей необходимо для получения доступа к неизвестным для взрослых конфликтным ситуациям и использования преимуществ работы детей-волонтеров в своей подростковой среде.

Так школьники разрешают конфликты зачастую лучше взрослых, так как они привносят в работу по примирению свои уникальные достоинства. Это дает им как медиаторам естественное преимущество. Так школьники-медиаторы лучше понимают своих ровесников, понимают их отношения и язык, они знают, что важно для ровесников и почему. Школьники-медиаторы соразмеряют процесс с возрастом участников и дают понять даже самым маленьким, что обговаривать свои проблемы со второй стороной конфликта - это в порядке вещей. Школьники-участники конфликтов доверяют своим ровесникам-медиаторам, потому что у тех нет власти над ними, нет инструментов давления и принуждения. Школьники-участники конфликтов уважают своих ровесников-медиаторов. Когда школьники-медиаторы зрело и уравновешенно проводят программу примирения, это позитивно влияет на стороны, побуждая ровесников воспринимать процесс серьезно.

Школьники разрешают различные конфликты. Чаше всего школьники-медиаторы проводят программы примирения по случаям мелких конфликтов в виде обид и ссор из-за обзываний, оскорблений, сплетен, разглашенных секретов, сломанных школьных принадлежностей и небольших потасовок,  стычек. Анализ этих программ примирения показывает, насколько опасно могли развиваться эти события, т.к. практически все ситуации в случае их неразрешенности могли стать более серьезные (в ссорах дети угрожали друг другу стрелками, драками, бойкотом и др.). Благодаря проведенным программам примирения конфликтные ситуации были полностью урегулированы и не получили дальнейшего развития. Однако в поле зрения школьной службы примирения попадают и более серьезные конфликты - мелкие кражи, драки, порча имущества с более неприятными последствиями (сломан нос, разбит планшет) и др. Школьники-медиаторы также успешно их разрешают под руководством взрослого медиатора.  

В большинстве случаев и такие ситуации были урегулированы, вред заглажен, стороны удовлетворены, и вмешательство органов охраны правопорядка не понадобилось. Только отдельные конфликты такого рода стали предметом рассмотрения органов полиции. Но и в этих случаях проведение примирительных программ было учтено как смягчающее вину обстоятельство при рассмотрении дел в органах охраны правопорядка. При этом отсроченный контроль за результатами программ примирения показывает отсутствие повторных правонарушений среди этой группы детей – правонарушителей - участников программ примирения.    

Школьники разрешают конфликты с высокой эффективностью. Результаты их работы превышают ожидания взрослых. Деятельность школьников по разрешению конфликтов восстановительным способом - не игра, она имеет социально-правовое звучание и государственное значение. Проводя программы примирения, школьники вносят свой вклад в защиту прав участников этих конфликтов, в преодоление вражды, ненависти, социальной разобщенности. Их активная жизненная позиция помогает развитию культуры мирных отношений в подростковой среде нашего города и региона, что согласуется с приоритетами молодежной и национальной политики России.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 255.