По опыту работы многих ШСП известно, что сначала дети проявляют большой интерес к тому новому, что создается в школе, охотно приходят на первые обучающие занятия в клуб волонтеров, а потом часть из них уходит, и количество волонтеров резко падает. Это происходит тогда, когда не удается достичь баланса между тем, что ребенок отдает службе и тем, что он от нее получает. Очевидно, что волонтер ШСП отдает службе свой труд и время, усилия в освоении новых навыков и непростую практическую работу, что иногда это связано даже с жертвами по отношению к другим занятиям. Но не всегда детям очевидно то, какое удовлетворение волонтер получает от результатов своей работы в ШСП в психологическом и социальном плане, признание со стороны сообщества детей и взрослых. Поэтому для поддержания интереса волонтеров и преодоления их оттока целесообразно чаще обсуждать с детьми эти две стороны их жизни в ШСП, помогая им почувствовать и осознать вторую часть формулы баланса (удовлетворение от результатов своей работы и общественное признание).
Из всех преимуществ наиболее впечатляющие моменты достаются тем волонтерам, кто сумел стать медиатором. Медиаторы понимают и ценят, что получили в ШСП ценные навыки и новые перспективы, которые служат им как в школе, так и за ее пределами. Кроме того, по мере того, как медиаторы обретают уверенность в своих способностях, они осознают, что они выполняют особую миссию в школе, и их самооценка повышается. В любом случае, куратор должен помочь волонтерам почувствовать то, что они получают от участия в работе службы, через обсуждение (рефлексию) их знаний, действий и чувств.
Одним из сильных мотивирующих факторов к продолжению работы в ШСП является создание и поддержание ритуалов и традиций. Например, традицией может стать чаепитие и празднование дней рождения волонтеров, Нового года и других праздников, например, Всемирного дня мира (21 сентября) и проведение особых акций, например «Голубь мира», «День без конфликтов», «Давай помиримся» и т.п. Кроме того, работа ШСП нуждается в систематической рекламе. И чем сильнее будет рекламная кампания, тем престижнее будет самим школьникам работать волонтером ШСП.
Также полезные результаты работы волонтера помогут подчеркнуть различные виды поощрений в виде сертификатов, почетных грамот, записей в личной книжке волонтера[8], отметок в характеристике и пр. По нашему опыту, именно те дети, которые почувствовали, как много им служба дает, остаются в службе надолго.
6.4.Выпуск опытных волонтеров (10 и 11-классников). Мотивация к продолжению общения.
Волонтеры, которые начали работу в ШСП в 6-7-х классах, обычно в 10-11-х классах постепенно выбывают из службы в связи с резко увеличивающейся занятостью в ходе подготовки к выпускным экзаменам. Эта потеря бывает очень чувствительной для ШСП, поскольку старшие волонтеры, как правило, являются наиболее сильными кадрами службы: они хорошо обучены, у них сформирована личная позиция в поддержку службы, они имеют необходимые навыки и практический опыт разрешения конфликтов, их мнение авторитетно и убедительно для ровесников и младших учеников и др. Поэтому важно постараться сохранить связь старшеклассников со службой, хотя бы и не в той полной мере, как это было в средней школе.
Мы рекомендуем время от времени приглашать волонтеров-старшеклассников участвовать в отдельных мероприятиях ШСП, подчеркивая важность передачи их убежденности, знаний и опыта юным волонтерам. Как правило, старшеклассники на это охотно соглашаются. Например, старшие волонтеры участвуют в проведении презентаций при наборе новичков, также они участвуют в обучающих тренингах и семинарах, в проводимых исследованиях, выступают на форумах, конференциях, педсоветах и родительских собраниях, помогают в разработке стратегии и планов работы клуба. А главное, волонтеров-старшеклассников можно привлекать к работе медиаторами по урегулированию отдельных сложных конфликтных ситуаций, особенно среди старшеклассников, что позволяет повысить эффективность работы ШСП и сделать эту работу более привлекательной для школьников.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 264.