ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ РЕБЕНКУ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организуя коррекционную работу с заикающимися учениками, учитель должен помнить о различной степени речевого развития каждого из них и в соответствии с этим индивидуально подходить к каждому ребенку. На уроке учителю необходимо держать таких детей в сфере своего внимания и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности.

Прежде всего он должен помнить, что спрашивать заикающихся учеников следует столько же, сколько и других детей, используя при этом различные средства помощи. Одним из действенных средств помощи являются различные зрительные и слуховые опоры. Обычно в качестве зрительной опоры используют различные схемы, таблицы, диаграммы, муляжи и т.д. Слуховыми опорами принято считать речь учителя (как отдельные реплики, так и развернутые высказывания), а также ответы нормально говорящих учащихся, предваряющие высказывания заикающегося ребенка. Своеобразной психологической опорой является предварительная установка, ориентирующая ребенка на ответ: «Саша, подготовься, пожалуйста, отвечать после Лены». Или: «Алеша, продумай последовательность своего ответа. Ты будешь отвечать после Димы».

Что касается организации и подготовки развернутых высказываний детей, имеющих тяжелую форму заикания, то, чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать такого ученика на уроке. Это создаст спокойную ситуацию ответа, позволит учителю терпеливо выслушать ответ до конца. А чтобы не привлекать внимание остальных учеников к ответу заикающихся, в отдельных случаях их можно занять какой-нибудь самостоятельной работой.

Говоря об особенностях опроса заикающихся учащихся, нельзя не отметить следующее: очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Вот здесь-то и необходима помощь. Она должна быть сугубо индивидуальной. Одному ученику достаточно, чтобы учитель несколько первых слов проговорил вместе с ним; другому следует задать наводящий вопрос; третьему — лишь сделать ободряющее замечание. Однако всем заикающимся необходимы предварительная установка на предстоящий устный ответ и напоминание о соблюдении основного правила подготовки ответа: сначала подумать, сформулировать каждую фразу про себя и только потом произнести ее вслух.

В силу отмеченных выше особенностей речи и деятельности, запинки у заикающихся учащихся могут возникнуть на любом этапе изложения учебного материала. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение при ответе у доски (как правило, по ходу высказывания ясно, какое именно слово он хочет, но не может сказать), следует помочь ему: либо проговорить вместе с ним это слово, либо предложить ему написать слово на доске и произнести его.

У заикающихся, как было показано выше, имеются специфические затруднения в подготовке и продуцировании развернутого связного высказывания. Поэтому в процессе обучения помощь заикающимся детям должна выражаться не в освобождении их от устных ответов, а в различных приемах подготовки этих ответов, т.е. детей следует научить планировать свои высказывания, опираясь на последовательность конкретных учебных действий, отбирать необходимые для выражения мысли языковые средства и управлять (регулировать) ходом развертывания высказываний.

Следует развивать у заикающихся умение свободно отвечать, спрашивать, пояснять, а позже — и анализировать, обобщать, рассуждать. Чтобы реализовать это в ходе урока, учителю необходимо постоянно вовлекать заикающихся учеников в активное речевое общение, создавая соответствующую ситуацию в процессе практической деятельности (выполнение письменных заданий, математических вычислений, опытов, зарисовок и т.д.). Речевую ситуацию можно создать также при использовании на уроке различного раздаточного материала, наглядных пособий. Учитель путем системы вопросов направляет учебную деятельность детей и руководит их высказываниями. Наличие конкретных наглядных предметов облегчает подыскивание необходимого слова, формулирование фразы в момент ответа. При этом вопросы следует задавать таким образом, чтобы из ответов на них выстраивалось четкое, последовательное высказывание об основных свойствах анализируемых объектов. Эффективность использования этого приема будет зависеть от того, как удастся учителю организовать учебную деятельность в классе, вовлекая заикающихся детей в различные виды коллективной работы.

При подготовке развернутых высказываний следует использовать прием детального расчленения речевого материала, составляющего эти высказывания. Достигается это посредством системы вопросов учителя, которые делят материал на определенные смысловые отрезки и постепенно подводят заикающегося ребенка к связному развернутому высказыванию. При такой организации учебной работы, предусматривающей активное общение учителя и заикающихся учащихся, в речи последних неизбежно будут встречаться различного рода повторения, что значительно облегчит им формулирование ответа, снимет столь характерную для них затрудненность в подборе нужного для выражения мысли слова.

Следует активно привлекать таких детей к составлению примеров, иллюстрирующих то или иное правило правописания. Подобные задания нужно давать как можно чаще, так как, выполняя их, дети упражняются в быстром подыскивании нужного слова согласно заданному признаку (например, подбор проверочных слов для правильного написания безударных гласных, звонких и глухих согласных, однокоренных слов и т.д.) и конструировании из них предложений.

Чтобы предупредить трудности в произношении составленных предложений, заикающемуся следует давать следующую установку: «Не торопись: сначала продумай до конца свою мысль, подготовь фразу и повтори ее несколько раз про себя». Эта установка на предварительную подготовку фразы, а затем — и всего сообщения очень важна для коррекции заикания. Посредством побуждения учитель научит детей производить мысленный анализ словесного материала, составлять в уме план сообщения. Со временем они усваивают навык тщательной подготовки ответа и, убеждаясь в том, что это облегчает их речь, начинают самостоятельно пользоваться этим приемом..

Постепенно в результате многократных упражнений и собственных удачных ответов (в ситуации максимальной наглядности) заикающимся детям становятся доступны обобщающие развернутые высказывания с самостоятельными рассуждениями.

Большие возможности для формирования последовательной, логичной, предварительно планируемой речи дает математика. Конкретность и наглядность цифрового материала и манипуляции с ним создают ситуацию, в которой речь детей протекает без заикания. Поэтому на уроках математики можно предлагать детям записывать на доске примеры, условия задач, проговаривая про себя каждую из диктуемых цифр по порядку, и комментировать производимые письменные вычисления.

Эффективное использование в работе с заикающимися учениками различного рода устного счета, который на первых порах коррекции используется, как правило, при наличии зрительной опоры (примеры, написанные на доске, в тетради или в учебнике, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.), а затем и без нее. Причем развернутость ответа будет зависеть от речевых возможностей заикающихся. Так, вначале от них требуется произнести только конечный результат, позже им предлагается рассказать и о том, в результате каких математических действий получился искомый ответ, и наконец предлагается проделать анализ всего математического задания с доказательством правильности полученного результата.

Поскольку на уроках математики легче создавать ситуации, облегчающие речевое общение, то учитель должен активно использовать эти возможности и постоянно побуждать заикающихся учеников к высказываниям, не допуская «молчаливых» вычислений. С этой целью составляют специальные задания, анализ которых проводят с обязательным применением необходимых терминов. Для облегчения произнесения основные термины можно записать на доске или на специальных плакатах. На уроках математики (так же как и на других) основным приемом, помогающим высказыванию детей, является детализация речевого материала, подлежащего использованию в ответах.

Доказано, что на уроках чтения заикающиеся дети могут более свободно отвечать на конкретные вопросы, связанные с явлениями природы, событиями, действующими лицами и т.п. На первых порах вопросы следует строить так, чтобы, отвечая на них, заикающийся ребенок смог ограничиться только называнием действующих лиц, места, где происходит действие, перечислением событий, описанных в рассказе и т.д. Поэтому, продумывая план урока, учителю, помимо имеющихся в учебнике вопросов, которые обязательно следует адресовать всему классу, дополнительно нужно составить несколько индивидуальных вопросов заикающимся ученикам..

Постепенно, по мере того как дети научатся формулировать основную мысль и четко отвечать на вопросы, связанные с конкретными событиями, учитель может адресовать ученикам вопросы, требующие рассуждения и объяснения событий, определения связи между ними. На этом этапе можно полностью использовать вопросы из учебника.

Особое внимание учителя должно быть уделено работе над формированием полноценного чтения. Обычно заикающиеся читают в быстром темпе, не договаривая окончания, а иногда и целые слова. Часто они читают по догадке, что приводит к искажению смысла всего читаемого текста. Их чтение прерывается бесконечными запинками и паузами и, как правило, лишено выразительности. Отсюда в работе с заикающимися учитель должен уделять большое внимание развитию умения правильно, четко и выразительно читать вслух. Кроме того, чтение содержит большие возможности для формирования связной, последовательной и логичной речи.

Систематическое чтение вслух также дисциплинирует ученика, воспитывает у него терпение и усидчивость, способствует развитию зрительной и логической памяти, формирует мышление. Использование чтения в качестве коррекционного средства осуществляется в определенной последовательности. На первых порах, особенно у учащихся с выраженным заиканием, в целях коррекции используется послоговое чтение вслух. (На такое чтение переводятся даже учащиеся, владеющие техникой чтения целыми словами.) По мере овладения данным приемом чтения ребенка переводят на чтение целыми словами. Постепенно на этой основе формируется навык выразительного чтения без заикания.

Требования к чтению детей повышаются: усложняется содержание текстов, отрабатывается большая выразительность чтения. На первых порах для чтения целесообразно подбирать тексты с повторяющимися словами и выражениями. Чтение текста следует повторить несколько раз.

Развивая навык правильного, выразительного чтения, нужно сделать чтение вслух постоянной потребностью ребенка. С этой целью нужно постоянно побуждать заикающихся учеников читать в классе записанные на доске предложения, задания к упражнениям и т.д.

Особое внимание на уроках чтения должно быть уделено работе по составлению плана к прочитанным рассказам, предстоящим сочинениям и изложениям.

Значение речи учителя как одного из средств передачи знаний учащимся общеизвестно. Точность, ясность и доступность речи учителя облегчает усвоение знаний, способствует качественному выполнению учебной работы, а для заикающихся является своеобразной опорой в организации устных высказываний. При этом большое значение имеет темп речи учителя, особенно при объяснении нового учебного материала. Для работы с заикающимися особенно важны точность и четкость формулирования учебных заданий, неторопливый темп речи.

При обучении заикающихся важно научить их правильно готовить домашние уроки. Практические советы и указания учителя помогут им не только научиться правильно организовывать свою деятельность во времени, прочно и глубоко усваивать программный материал, но и использовать приготовление домашних уроков для закрепления навыка свободной от заикания речи.

Прежде всего учитель в индивидуальных беседах должен доказать заикающемуся ребенку на конкретных примерах его же ответов, что необходимо обязательно учить все уроки, без исключения, и делать это надо не от случая к случаю, а систематически; объяснить ему, что существует определенная закономерность: чем лучше ученик знает урок, тем он спокойнее, а чем он увереннее и спокойнее, тем устойчивее его речевое поведение и, соответственно, — тем лучше и свободнее его речь. Надо убедить ученика, что только в случае тщательной предварительной подготовки заданного на дом материала ответ у доски перестанет быть для него трудным.

При этом, апеллируя к сознательности ученика, используя его стремление преодолеть свой речевой недостаток, нужно настроить его на то, что выполнение уроков надо совмещать с закреплением свободной от заикания речи, и одновременно показать ему, как это делается.

Заикающийся ребенок должен четко усвоить, что все уроки нужно обязательно учить вслух, даже выполняя письменные задания. Приступая к выполнению упражнений по русскому языку и математике, необходимо обязательно прочитать вслух задания, а переписывая упражнение в тетрадь, проговаривать слова одновременно с их написанием. Нужно разъяснить ребенку, что подкрепление письма проговариванием вслух развивает внимание, предупреждает появление таких ошибок на письме, как пропуски и замена букв и пр.

Обязательно нужно приучить заикающихся детей самостоятельно проверять результаты своей работы и доказывать правильность выполнения упражнения. Делать это необходимо вслух, так как в этом случае как бы создается ситуация ответа в классе.

Такой способ подготовки домашних заданий заикающиеся учащиеся должны использовать на протяжении всего периода обучения, так как он не только способствует развитию у них последовательной, логической, предварительно планируемой речи, но и приучает их к активной умственной работе над материалом, способствует формированию полноценной речемыслительной деятельности.

ВОПРОСЫ

1. Как проявляется заикание у детей и какова его распространенность?

2. От чего зависит интенсивность проявлений заикания?

3. Можно ли предупредить появление заикания?

4. На какие моменты формирования речи заикающегося ребенка следует обращать особое внимание?

5. Почему важно в процессе обследования определить уровень сформированности средств языка: произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя? Выявление каких свойств общего и речевого поведения заикающегося ребенка важно для прогноза коррекции дефекта?

6. Расскажите об основном содержании логопедической работы с заикающимися дошкольниками.

7. В чем суть коррекционно-логопедического воздействия и какова последовательность логопедических занятий с заикающимися дошкольниками:

а) по системе Н.А. Власовой;

б) по системе Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой?

8. Расскажите о роли родителей и воспитателя массового детского сада в предупреждении и коррекции заикания у детей.

9. Где осуществляется коррекция заикания у детей младшего школьного возраста? Каковы особенности устной речи заикающихся школьников?

10. Раскройте содержание и методические приемы работы учителя по оказанию помощи заикающимся школьникам 1—4-х классов в организации полноценной учебной деятельности в школе и дома и предупреждению появления заикания в процессе подготовки развернутых учебных высказываний детей.

Литература

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. — М., 1998.

2. Бурлакова М.К, Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М.., 1989.

3. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах нёба. — СПб., 2000.

4. Ермакова ИМ. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.

5. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. — М., 1983.

6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

7. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1998.

8. Мастюкова Е.М.. Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

9. Основы теории и пактики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.

10. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2001.

11. Филичева Т.Е., Чевелева Я.А., Чиркана Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.

13. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. — М., 2001.

14. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. — Воронеж, 1997.

15. Цветкова Л.С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии. — М., 1988.

16. Шкловский Е.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М., 2000.

17. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М., 2001.

18. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 1

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.