ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из специфических особенностей 3 являются рецидивы. Чаще всего они возникают в критические периоды развития детей — в 7, 11-14, 15 лет. В эти периоды возможно появление логофобий.

Одним из таких моментов, усугубляющих проявление речевого дефекта у заикающегося ребенка, является поступление его в школу. Логопеды свидетельствуют, что даже у детей, посещавших ранее логопедические занятия, с поступлением в школу нередко наступает рецидив заикания. Причин тому несколько.

В школе ребенок вступает в незнакомый ему коллектив. К речи школьника предъявляются высокие требования, она осуществляется при направленном на него внимании учителя и класса посредством более сложных высказываний. В этих условиях заикающиеся дети все более осознают свой недостаток, что в отдельных случаях ведет к его усугублению. Отрицательное воздействие оказывают на речь заикающихся все еще имеющие место в школьной практике нетактичные замечания педагогов во время устных ответов детей. Постепенно в результате неудачных ответов у некоторых заикающихся школьников закрепляется неуверенность в собственной речи, в своих возможностях. Изменяется и поведение ребенка: он предпочитает молчать, избегает поручений, связанных с необходимостью говорить, становится необщительным, а иногда и нарушителем дисциплины (вследствие импульсивности и недостаточной организованности своего поведения).

Все это приводит к тому, что у заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средства общения. Вот почему ликвидация заикания, будучи одной из актуальнейших задач в работе логопеда, должна стать предметом особого внимания учителя и рассматриваться как одна из общепедагогических проблем.

Как уже отмечалось, помощь заикающимся детям дошкольного и школьного возраста оказывается в учреждениях Министерств образования и здравоохранения. Для школьников с тяжелой степенью З предусмотрены отделения в общеобразовательных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. При образовательных заведениях общего назначения помощь заикающимся учащимся оказывается на логопедических пунктах. Кроме того, детям всех возрастов оказывается логопедическая помощь при детских поликлиниках, детских больницах.

Вместе с тем полная коррекция З достигается только при активном включении учителя в процесс устранения данного речевого дефекта. Роль учителя весьма велика на всех этапах логопедических занятий, где бы они ни проводились: на логопедическом пункте при школе, в поликлинике и т.п. Однако эффективная помощь заикающемуся ребенку в классе возможна только в том случае, если учитель достаточно осведомлен о специфических особенностях речи и деятельности детей. Рассмотрим их.

Большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений. Эти дети совершенно полноценны в интеллектуальном отношении, способны успешно усваивать учебную программу. Единственное, что отличает их от сверстников, — это заикание, которое фиксируется как на уроках, так и при общении в других условиях.

Наблюдения за речью заикающихся учащихся в классе показывают, что, несмотря на значительный запас слов и различных моделей синтаксических конструкций, они испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит «застреваемость» на отдельных словах, «выпадение» отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее «выговориться» мешает мысленно подготовить все высказывание, отобрать необходимые для его реализации языковые средства. Именно в такой ситуации и происходит, как правило, усиление заикания.

Заикание также усиливается, если устное общение осуществляется в условиях, отличающихся от привычных: когда изменяется форма опроса, когда учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; когда в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске; при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся.

У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, подобные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.

Учителям хорошо известно, что некоторые погрешности присущи связным высказываниям и нормально говорящих детей младшего школьного возраста и что это — закономерное явление, сопровождающее процесс овладения связной речью. В ходе учебной деятельности, ориентируясь на речь учителя, школьники преодолевают отмеченные трудности и учатся правильно строить собственные высказывания и контролировать ход их развертывания.

Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они значительно более выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида, содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала таких разделов программы, как «Связная речь» и «Чтение», т.е. тех, где учащиеся должны проявлять умение подробно или сжато передать содержание прочитанного текста, картины и т.п.

Учебная деятельность заикающихся учащихся младшего школьного возраста (как и произвольная) также имеет ряд специфических особенностей.

Одной из самых характерных особенностей является ее неустойчивость. И хотя данная особенность проявляется весьма индивидуально, в самых разных формах, именно она является наиболее типичной для большинства заикающихся школьников. Наблюдается определенная зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Так, при четкой организации учебной работы заикающиеся дети могут проявить достаточную сосредоточенность. Изменение же привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Это наблюдается иногда даже у детей, хорошо усваивающих учебную программу.

Определенные затруднения испытывают также заикающиеся учащиеся при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой. Так, при задании назвать два слова, отвечающие на вопрос что делать?, некоторые дети составляют предложение: «Мальчик делает уроки».

У части детей при выполнении заданий, требующих интеллектуального и волевого усилия, наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. Так, при выполнении письменных заданий отдельные учащиеся вместо распределения читаемых учителем слов мужского, женского и среднего рода в три соответствующих столбика заполняют только два из них.

Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать также возникающие у заикающихся детей трудности в осмыслении вопросов, заданных в иной формулировке, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?»; «В каком числе содержится 3 раза по 20?»; «Чему равно произведение 20x3?».

Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий. Например, учитель при проверке домашнего задания дает указание: прочитать слова, с которыми нужно было составить предложение. В ответ некоторые дети начинают читать составленные с этими словами предложения. В то же время, когда учитель просит читать предложения, некоторые ученики читают слова.

У части заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы. В этой ситуации нередко бывает так: заикающиеся учащиеся либо правильно фиксируют ошибки в ответах товарищей и исправляют их, но при этом «теряют» свои примеры, либо вовсе не могут их уловить.

В процессе чтения некоторые школьники не замечают собственных ошибок, ошибок своих товарищей, при чтении «по ролям» диалогов произносят слова «своего» действующего лица либо позже, либо раньше положенного, иногда читают слова других действующих лиц.

Характерные для заикающихся учащихся младшего школьного возраста неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на их общей организованности. Наблюдения показывают, что большинство заикающихся детей даже на третьем году обучения испытывают определенные трудности при организации собственной деятельности. У некоторых детей отмечается, например, трудность «вхождения» в работу. Такие дети производят в начале работы много лишних, ненужных манипуляций, отодвигающих начало деятельности (поиск карандашей, тетрадей, перекладывание их с места на место и т.п.). При выполнении сложных заданий, требующих большого интеллектуального и волевого напряжения, такие дети «пасуют» перед возникающими трудностями, не проявляют эмоционально-волевых усилий для их преодоления. Подтверждение изложенного находим в отзывах и характеристиках учителей. Так, в характеристике Веры С. читаем: «Вера не хочет заставить себя думать и потому обращается за помощью к учителю, которая чаще всего ей не нужна».

Из бесед с родителями обычно выясняется, что неустойчивость деятельности проявляется у заикающихся учащихся при выполнении самостоятельных заданий и дома.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 218.