Принципы и приемы обследования недостатков чтения и письма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наряду с выявлением недостатков устной речи обязательно обследуется письмо и чтение. Предварительно на основе классных работ или диктантов берут на учет всех учащиеся, допускающих специфические (дисграфические) ошибки на замену согласных букв — даже в том случае, если они сделали всего 1—2 ошибки. Устанавливается, те ли это дети, у которых ранее были выявлены дефекты устной речи, или нет. Некоторые из них (как уже отмечалось) могут не иметь вышеназванных отклонений в устной речи. Ученикам, у которых обнаружены специфические ошибки, следует дать дополнительный диктант, составленный индивидуально для каждого, из них, с учетом особенностей речевого дефекта или характера допускаемых ошибок. Если ученик не справляется с диктантом, то следует предложить ему написать под диктовку отдельные буквы, прямые или закрытые слоги, оппозиционные слоги, слоги со стечением согласных, простые и сложные малознакомые слова.

Однако слуховые диктанты полностью не раскрывают картину нарушения письма, поэтому надо проверить и самостоятельное письмо детей, дающее возможность выявить такие ошибки, как, например, аграмматизм, замену одного слова другим и т.д.

Ученикам 2—3 классов можно дать задание составить и написать небольшой рассказ по серии картинок с изображением сюжета, развертывающегося в определенной последовательности. Учащимся, недостаточно владеющим письменной речью, можно предложить самостоятельно написать отдельные предложения или названия предметов и действий по сюжетным картинкам или серии картинок.

При обследовании письма следует обращать внимание и на особенности учебной деятельности: может ли ребенок сразу фонетически правильно записывать слово или проговаривает его по несколько раз в поисках нужного звука и соответствующей буквы, а также на встретившиеся при этом трудности и ошибки.

Необходимо выявить, какие специфические ошибки на замену букв допускает ребенок, оказываются ли эти ошибки единичными или многочисленными, соответствуют ли дефектному произношению. Кроме того, учитывается, каковы эти ошибки: на пропуски, добавления, перестановки или на общее искажение слов. Такие ошибки свидетельствуют о том, что ребенок недостаточно четко овладел звуковым анализом, не умеет выделять акустически близкие звуки, разбираться в звуковой и слоговой структуре слова.

Нужно также выявить, не нарушен ли порядок слов, правильно ли употребляются падежные окончания, предлоги, выражена ли в предложении законченная мысль.

У учащихся с нарушением письма следует обследовать и чтение. Чтение проверяется индивидуально. Во время чтения не следует делать никаких поправок и замечаний. Материалом для обследования могут служить специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию, но не используемые на уроке. Обследование чтения проводится в определенной последовательности: сначала техника чтения, затем понимание содержания прочитанного.

При обследовании техники чтения нужно обратить внимание на следующее:

― какими приемами чтения владеет ребенок: читает ли он по слогам, или целыми словами, или перебирает отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова;

― какие допускает ошибки: заменяет ли он в процессе чтения отдельные буквы, соответствует ли эта замена нарушению звуков в его речи, каков характер других ошибок;

― каков темп чтения.

Если ребенок уже владеет определенным навыком чтения вслух, то проверяется и чтение про себя.

При обследовании понимания прочитанного следует обращать внимание, с одной стороны, на умение учащихся передать фактическое содержание текста, а с другой — на умение проникнуть в более глубокий смысл читаемого. Для выявления понимания читаемого можно использовать такие хорошо известные приемы, как пересказ и ответы на вопросы, а при недостаточной сформированное™ чтения — соотнесение прочитанного с иллюстрацией (картинкой или рисунком).

После чтения текста ученику предлагается пересказать как можно полнее его содержание и ответить на вопросы. Пересказ и каждый ответ ученика учитель записывает. Затем полученный материал анализируется.

При анализе важно установить, имеются ли недостатки в понимании прочитанного, и если — да, то в чем это проявляется; непонимании общего смысла, значений отдельных слов, выражений или в непоследовательном изложении событий и т.д. При этом следует учитывать, что если ученик испытывает трудности в технике чтения, т.е. допускает значительное количество ошибок, грубо искажает слова, пользуется угадывающим, побуквенным чтением, то это может вызвать и непонимание им читаемого. Например, если ученик читает вместо «коза» — «коса», то замена слова по фонематическому сходству может привести к неправильному пониманию всей фразы.

Сниженный темп чтения также влияет на понимание. Установлено, что понимание читаемого возникает лишь тогда, когда ребенок читает 45-50 слов в минуту. При более низком темпе чтения звуковой образ слова плохо узнается и его связь со значением не всегда устанавливается.

Понимание прочитанного особенно важно проверять в тех случаях, когда при обследовании устной речи детей выявляются ограниченный запас слов и элементы аграмматизма. Такие дети с трудом выбирают нужные лексические единицы, необходимые для восприятия прочитанного, синтаксически неправильно строят фразы. Однако некоторые из них в состоянии передать общее содержание текста, а иногда и выделить подтекст.

Оценка полноты понимания происходит на основе подсчета количества правильно воспроизведенных частей текста и определения степени выраженности ребенком главной мысли текста. Для выявления понимания прочитанного, помимо пересказа, как указывалось выше, широко используются и ответы на вопросы по содержанию текста. При этом следует обращать внимание на то, насколько точно, быстро и уверенно обследуемый отвечает на вопросы, не испытывает ли он затруднений при ответах на них, и если испытывает, то на какие.

Ответы на вопросы сопоставляют с данными, полученными в процессе пересказа. В том и другом случае особо анализируют те языковые средства, которыми пользуется ребенок при изложении своих мыслей, отмечают разнообразие синтаксических конструкций, предложений, слов, а также умение правильно их использовать.

Все полученные наблюдения фиксируются.

Кроме того, затруднения и ошибки в чтении обязательно сравнивают и сопоставляют с затруднениями и ошибками в письменной и устной речи. Это помогает выяснить, чем обусловлены нарушения чтения: общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием. На этой основе выбирают пути соответствующего коррекционного воздействия.

Среди учащихся общеобразовательной школы встречаются также дети с аномалиями строения и подвижности артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия) и дети, страдающие заиканием. У таких детей также необходимо выявить уровень сформированности языковых средств (произношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя). В соответствии с выявленным уровнем они могут быть отнесены либо к 1-й, либо ко 2-й, либо к 3-й группе.

Приведенная выше группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с ними и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.

Фиксировать результаты обследования речи каждого ученика целесообразно в определенной последовательности по схеме-карте, приведенной ниже.

Примечание. Если учитель наблюдает у детей только недостатки произношения отдельных звуков, что, как правило, не отражается на состоянии успеваемости по родному языку, то в схеме обследования отмечаются лишь звуки, неправильно произносимые учащимися (например: р— горловое; с, з— межзубные и т.п.), а также темп и общая внятность речи.

В случае, если у учащихся наряду с неправильным произношением отдельных звуков отмечаются трудности в овладении грамотой, м позже — специфические ошибки в письме и чтении, выявлению под лежат:

а) состояние произношения;

б) состояние слухового восприятия и навыков звукового состава слов;

в) состояние письма и чтения.

Если же у ребенка на фоне недостатков произношения и различения оппозиционных звуков имеются отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи, учитель проводит полное обследование по всем пунктам схемы-карты.

Такая дифференциация в подходе к обследованию речи учащихся необходима для правильной организации коррекционного воздействия, т.е. планирования как содержания, так и последовательности коррекционной работы с каждым учащимся, имеющим нарушения речи.

В первом случае внимание учителя должно быть направлено только на устранение недостатков и контроль за правильностью произношения.

Во втором — на устранение недостатков произношения звуков и развитие фонематических процессов. Причем особое внимание следует уделять формированию полноценных фонематических обобщений, а также работе над коррекцией письма и чтения.

В третьем случае предусматривается нормализация не только звуковой стороны речи (звукопроизношения и фонематических процессов), но и работа по уточнению и обогащению словарного запаса, правильному грамматическому оформлению устной речи, а также устранению недочетов письма и чтения, связанных с дефектами развития устной речи.

Во всех случаях рекомендуется консультация логопеда и, при необходимости, профессиональное логопедическое воздействие.

ВОПРОСЫ

1. Раскройте содержание приемов выявления дефектов произношения.

2. Расскажите о приемах, с помощью которых выявляется уровень сформированности фонематических процессов.

3. Охарактеризуйте приемы выявления уровня сформированности словарного запаса.

4. Какие вы знаете приемы выявления недоразвития грамматического строя?

5. Охарактеризуйте принципы обследования дефектов речи у детей с первичной речевой патологией.

6. Раскройте суть приемов обследования звуковой стороны речи детей (произношения, фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова).

7. Перечислите приемы обследования смысловой стороны речи детей (лексических средств языка, грамматического строя).

8. Какие вы знаете приемы обследования чтения и письма учащихся 1-го класса?

9. Охарактеризуйте приемы обследования чтения и письма учащихся 2-3 классов.

Приложение

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)

1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________

2. Школа _______________________ класс ____1_____

Домашний адрес

4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09

5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года.

6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: неправильно произносит несколько звуков. Сослов матери (варианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми; 2) жать не отмечает неправильно произносимых звуков.

7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.

8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.

9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова с 1 года (1,5 лет): фразовая речь — с 1,5—2 лет.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение и подвижность артикуляционного аппарата без патологии.

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): Моя мама Надежда Ивановна. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зовут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в огороде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сестрой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям. Там растут розы. Потом мы с малюй в город ездили (смешивает и заменяет звуки; р—л, ж—з, с—т).

а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы (см. запись беседы).

б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах возрастной нормы.

в) Произношение и различение звуков:

1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р — горл., р—л, с—т, з—т (жаножа жаноза, шаша—шаса, лалек—ралек);

2) различение оппозиционных звуков: ра—ла—ла (лаЗ) та—да—та + ка—ка—га + са—са—ша (шаЗ) ла—ра—ла (лаЗ) да — да — та + га—га—ка + ша — ша—са (шаЗ) са—са—за (са—ся—ся) па—па—ба + за—жа—за (за—за—жа) за—за—са (зя—ся—ся) ба—па—ба + жа—жа—за (жаЗ);

3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космонавт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мотоцикле: апельсиновый морс.

(Правильно произносит слова с различным звуко-слоговым составом.)

г) темп и внятность речи:_________________________________________________________

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:

Вата какой 1-й зв.? — в; 2-й? а; 3-й? т; 4-й?— а.

Сушки назови 1-й зв. с. 3-й зв. — с.

Плащ назови 2-й зв.? — а, последний ?

Книга сколько слогов? — 2; назови 1-й слог — кии; 2-й ? га.

Сколько звуков в 1-ом слоге? — 2; назови их — к, н.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:

1) воспроизводит отдельные печатные буквы (А,Н,П,И...), слоги (ПА,НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...)

2) воспроизводит только отдельные печатные буквы.

14. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

1) называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);

2) называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т М, Г, Л, Р, но не читает;

3) читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;

б) ошибки при чтении: __________________________

в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопедом текст. .

15. Проявление заикания:

а) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловливающие его проявление (ответы у доски и т.д.):

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) сформированность языковых средств:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) адаптация к условиям общения:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, критичен к своему дефекта.

17. Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).

Логопедический пункт при общеобразовательной школе №__

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)

Фамилия, имя, возраст

2. Школа _____№1______ класс ____1_____

Домашний адрес

4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09

5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года.

6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Сослов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.

7. Заключение психиатра: (заполняется по мере надобности) из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.

8. Состояние слуха: проверяется при необходимости.

9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: появились к 2-2,5 годам, фразы к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение — N. Подвижность — с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): «Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос — кем работает?), «Не знаю» (про папу).

а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.

Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый слабый, лежит не лежит, ворона ворота и т.д.

б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизма. Привести примеры.

Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.

На деревьев появились первые листочки.

Мн. ч., Им. п. — деревы, глазы, крыли...

Мн. ч., Род. п. тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яблонычный; вода апелъсилиновый; медведь плюшеный.

в) Произношение и различение звуков:

1) произношение звуков (отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных ) Р — увулярное; в потоке речи Л ↔= Р (ралек — ларек); Ш↔= Ж (нижние); Ш ↔= С; Ж ↔= 3;

2) различение оппозиционных звуков: тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);

3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом; привести примеры: лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).

г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:

плащ: Сколько всего звуков? — «2». 1-й звук? — «П». 2-й звук? «А». 3-й звук? — «А». Назови последний звук. — «А». Назови 1-й звук. — «Т».Назови 3-й звук. — «А».

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:

1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М;

2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.

14. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

1) знает отдельные буквы: А, П, М, Т;

2) знает все буквы, но не читает; мл

3) читает слоги и односложные слова;

4) читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;

б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил (кружил) их... (по) воздуху.

в) понимание прочитанного. Варианты:

1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;

2) основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;

3) испытывает некоторые затруднения.

15. Проявление заикания: не заикается

а) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловливающие его проявление (ответы у доски и т.д.):

б) сформированность языковых средств:

в) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):

г) адаптация к условиям общения:

16. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.

17. Заключение логопеда: Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II-III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).

Глава 3. Содержание и приемы коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Дата: 2019-12-10, просмотров: 306.