КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯ ЗАИКАЮЩЕМУСЯ РЕБЕНКУ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из приведенной выше характеристики проявления заикания у школьников вытекает практический вывод о том, что его преодоление должно предусматривать две линии коррекционного воздействия: формирование связной речи и нормализацию произвольной деятельности детей.

Реализация этих задач осуществляется в процессе учебной работы в классе разными способами. Прежде всего учителю следует своевременно и очень корректно определить специфические особенности речи, поведения, произвольной и коммуникативной деятельности каждого заикающегося ребенка и в соответствии с ними организовать индивидуальную помощь. Следует помнить, что усиление или ослабление заикания зависят от очень многих, иногда неприметных факторов. На речь влияет и эмоциональное состояние ученика (заикающийся напряжен, спокоен, ждет порицания и т.д.), и его отношение к учебному предмету, и форма ответа (чтение, пересказ, обобщение, вывод и т.д.). Нет ни одного заикающегося, который всегда, везде и со всеми говорил бы одинаково. У одного и того же ребенка плавность речи в течение дня может быть разной — от совершенно свободной от заикания до практически невозможной.

Каким же должен быть индивидуальный подход учителя к заикающимся детям?

Учителю необходимо с первых же дней школьной жизни направить заикающегося ребенка в одно из логопедических учреждений, установить контакт с логопедом и постоянно выполнять его рекомендации. Помимо этого, следует организовать правильное отношение к заикающемуся коллектива класса. С этой целью нужно побеседовать с учащимися (лучше с небольшими группами детей и непременно — в отсутствие заикающегося ученика) о том, что их товарищ, страдающий заиканием, очень болезненно переживает свой речевой недостаток и что они должны проявлять к нему чуткость, терпимость. В ходе беседы желательно подчеркнуть, что именно товарищи по классу могут помочь заикающемуся избавиться от недостатка речи и чувствовать себя полноценным членом коллектива.

Очень важно с первых дней пребывания заикающегося ребенка в школе установить контакт с его родителями. Знание обстановки в семье, особенностей поведения ребенка дома, его интересов и взаимоотношений с домашними и друзьями помогут учителю наладить правильное отношение к нему и в классе.

Как уже отмечалось, в системе коррекции З особая роль отводится формированию произвольных форм поведения и деятельности. Учителю, в классе которого есть заикающиеся, следует постоянно руководить их учебной работой, организовывать и направлять ее. При этом следует обращать внимание на формирование умения преодолевать проявления повышенной тревожности, тормозящей эффективность любой деятельности, а также направлять волевые усилия ребенка на преодоление возникающих трудностей при выполнении учебных задач.

Это потребует от учителя некоторой дополнительной подготовки к урокам и особого подхода к школьникам в процессе проведения занятий. Так, в ходе выполнения того или иного задания, чтобы предупредить проявление небрежности и ошибок в работе, учителю следует предварительно определить последовательность выполнения всех этапов ее с помощью наводящих вопросов и тщательно продуманных указаний, регулировать степень трудности выполняемых заданий, применять, если потребуется, дополнительную стимуляцию.

Одной из задач коррекционно-воспитательной работы является формирование устойчивости учебной деятельности заикающихся учащихся. Большое значение в решении этой задачи имеет организация внешних действий ребенка. Одним из таких действий являются общепринятые приемы правильного оформления письменных заданий. Обычно эти навыки формируются и закрепляются у детей в течение первых лет обучения. У части заикающихся учащихся их несоблюдение фиксируется очень длительное время. Поэтому учитель, работая с заикающимися школьниками, должен с самого начала приучать их точно выполнять все требования в оформлении письменных заданий, развивать у них понимание того, что правильное оформление так же важно, как и содержание работы.

Воспитание навыка правильного оформления письменных заданий реализуется в процессе выполнения детьми упражнений на списывание. Материалом для списывания могут служить различные упражнения из учебников, а также предложения, записанные на доске в процессе прохождения той или иной грамматической темы.

На первых порах учитель выдвигает лишь ограниченные требования, а именно — соблюдение правил оформления работы. Задания на списывание следует постепенно усложнять: увеличивать объем текста, предназначенного для списывания; расширять требования в заданиях (списывание без ошибок с правильным оформлением работы дополняется выполнением различных грамматических заданий); вводить элементы творческой работы (восстановление деформированных предложений, деформированного текста) и т.п.

Используя данный прием как одно из средств организации (и нормализации) учебной и произвольной деятельности заикающихся учащихся, учитель может убедиться в том, что определенные коррекционные возможности заключены даже в самых обычных, хорошо известных формах учебной работы. Однако эта коррекционная направленность может быть реализована только при соблюдении определенных требований к выполнению заданий и при обязательном тщательном контроле за качеством их выполнения. Таким образом, особый подход к заикающимся учащимся в данном смысле и будет заключаться в создании определенных, строго индивидуализированных условий учебной работы детей.

На уроках математики внимание заикающихся детей следует привлекать к четкому соблюдению записи математических заданий и задач с именованными числами. Одним из примеров является обучение проговариванию записываемого. Коррекционная задача данного приема состоит в том, что учащимся предлагается не просто проговаривать каждую из цифр записываемого примера, но и непременно устанавливать соответствие проговариваемого с записываемым. Подобная форма записи отнимает немало времени на уроке, однако введение ее обусловлено особенностями учебной деятельности детей.

Заикающиеся учащиеся часто затрудняются в выполнении устных заданий (без зрительной опоры). При устных упражнениях учащиеся должны с повышенным вниманием прислушиваться к словам учителя, чтобы запомнить все элементы задания и из большого количества информации (например, известных им грамматических признаков о той или иной части речи) в короткий срок произвести отбор слов в соответствии с заданием и запомнить их только с опорой на слуховое восприятие, воспроизвести отобранный материал в заданной последовательности. Поэтому вначале им следует предлагать индивидуально лишь относительно несложные задания. Для учащихся 1—2 классов можно рекомендовать такие элементарные задания, как:

― в произносимой учителем паре слов (губы—зубы, дом—дым) определить, какие звуки разные;

― придумать три слова с отрабатываемыми звуками, которые отвечают на вопросы кто?, что?.

Дальнейшее усложнение устных заданий выражается в их развернутости.

Индивидуализируя обучение заикающихся, следует как можно чаще использовать один из эффективных приемов развития слухового внимания — прием изменения формулировки задания. Например, во время опроса учащихся один и тот же вопрос следует предлагать в нескольких редакциях: «Что такое имя существительное?;

«Что называется именем существительным?»; «Какие слова называются именами существительными?» и т.п.

Большие коррекционные возможности заложены также в такой хорошо известной учителю форме учебной работы, как устный счет. Как, прием развития внимания, памяти, овладения математической терминологией устный счет широко используется в общеобразовательной школе. При обучении заикающихся учащихся устный счет выделяется в качестве самостоятельного коррекционного приема и приобретает некоторую специфику, которая выражается прежде всего в постепенном нарастании количества компонентов (действий) в решаемых устно примерах.

Вначале учащиеся решают устно примеры, включающие 2-3 компонента. Затем, по мере развития навыка решать подобные примеры безошибочно и бегло, вводятся задания, состоящие из 4-5 и более компонентов.

Не менее эффективно чередование разных видов устного счета: решение отдельных примеров типа (5+7):2 чередуются со счетом «по цепочке», например: «К 3 прибавить 4, полученный результат увеличить на 8 единиц». Это задание целесообразно сменить «равным счетом»: например, к продиктованному учителем и решенному примеру учащиеся составляют примеры с таким же ответом, но с другими числами.

Целесообразны такие задания: «Назовите подряд числа, начиная с 37 и кончая числом 76»; «Отсчитывайте по одному, начиная с числа 91 и кончая числом 79»; «Назовите число, предшествующее числу 20; следующее за числом 20»; «Какое число следует за числами 19? 29? 39?»; «Назовите числа в обратном порядке».

Для упорядочения учебной деятельности заикающихся детей большое значение имеет развитие у них способности к переключению. В практике общеобразовательного обучения известно немало упражнений, форма которых способствует развитию способности к переключению. Однако используются они учителем лишь эпизодически. Поскольку при обучении заикающихся детей возникает необходимость целенаправленного формирования данного свойства, то в ходе уроков такие упражнения следует использовать систематически.

В целях формирования у заикающихся учащихся регуляции собственной деятельности, четкой организации ее в ходе обучения необходимо регулярно предлагать им выполнять задания за определеннее время. Следует, однако, отметить, что в подобной работе можно использовать лишь такие задания, выполнение которых доведено у детей до автоматизма. Например, после неоднократного выполнения учениками заданий, направленных на развитие способности к переключению, можно предложить им за 5 минут списать три предложения, подчеркивая в них подлежащее и сказуемое; или за 10 минут списать текст (25 слов), определить количество имеющихся в нем имен существительных, прилагательных, глаголов и т.д.

Очень важно формировать у заикающихся детей умение соблюдать требуемую последовательность действий, а также умение последовательно излагать свои мысли. С этой целью учитель вовремя напоминает им о нужной последовательности действий, помогает установить порядок выполнения заданий с помощью наводящих вопросов. Кроме того, таким учащимся следует периодически предлагать разнообразные сложные упражнения, состоящие из нескольких заданий, например:

― восстановить прочитанные учителем деформированные предложения;

― назвать подлежащее первого предложения и сказуемое второго;

― составить с главными членами предложения простое распространенное предложение и т.п.

Для организации учебной деятельности заикающихся учащихся и для формирования их связной речи полезна работа над планом. Эта работа предусматривает два направления коррекционного воздействия: развитие умения самостоятельно планировать в нужной последовательности свои практические действия и умение последовательно рассказать о выполняемых учебных действиях.

Воспитание организованной деятельности у заикающихся учащихся не может сводиться лишь к каким-нибудь отдельным приемам педагогического воздействия — оно должно быть неразрывно связано с их общим воспитанием, формированием у них сознательного интереса к учению, развитием навыков самостоятельной работы. Достигается это различными приемами.

Один из наиболее известных — работа с раздаточным материалом, в частности выполнение различных заданий по карточкам. В процессе этой работы ученики не только овладевают рациональными приемами умственной деятельности, но и приобретают умение работать, не отвлекаясь, в определенном темпе, а также навыки контроля и самостоятельности, учатся преодолевать встречающиеся в учебной работе трудности.

Кроме того, на уроках родного языка и математики следует как можно чаще использовать в качестве наглядных пособий различные схемы выполнения тех или иных заданий, а также схемы, содержащие ход рассуждений, последовательность умственных и практических действий. Например, на уроке математики в виде постоянного пособия следует использовать настенные таблицы, плакаты, которые помогают учащимся усвоить определенную последовательность в решении задач: «Прочитай условие и вопрос задачи»; «Сделай краткую запись задачи»; «Повтори условие и вопрос задачи по краткой записи»; «Сравни данные и искомые величины по краткой записи»; «Запиши решение задачи с пояснениями и ответ»; «Проверь решение задачи».

На уроке русского языка следует применять таблицы, плакаты, помогающие закрепить правила правописания. Например: «Поставь в слове ударение»; «Определи безударную, написание которой надо проверить»; «Подбери проверочное слово, в котором безударная гласная окажется под ударением».

Использование подсобного материала, широко применяемого в общеобразовательной школе, в работе с заикающимися учащимися преследует и коррекционные цели, а именно: дать детям опору — план для последующей вербализации произведенных умственных действий. Различные плакаты, таблицы, являясь зрительной опорой, облегчают детям продуцирование развернутых устных высказываний.

Большое значение для нормализации деятельности заикающихся имеет развитие у них способности контролировать свои действия и действия товарищей. Поскольку навыки контроля формируются у заикающихся детей медленно, то при индивидуальном подходе учитель обязательно должен постоянно их развивать. Естественно, что первоначально (как, впрочем, и при обучении нормально говорящих детей) основная роль в организации контроля принадлежит учителю. Лишь постепенно дети учатся самостоятельно соотносить результаты своих действий с образцом.

Весь процесс обучения заикающихся учащихся надо строить так, чтобы навык самопроверки они могли применить к любому виду деятельности. Очень важно, чтобы у них развивалось умение самостоятельно оценивать, насколько твердо они выучили уроки.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.