ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержанием логопедической работы по нормализации звукопроизношения у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи являются:

— коррекция дефектов произношения;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, в процессе которого создается основа для коррекции письма и чтения.

Основные задачи и содержание коррекционной работы по восполнению пробелов звуковой стороны речи являются общими для детей с ФФН и ОНР. Различие, однако, заключается в том, что для детей с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием этой работой исчерпывается весь комплекс коррекционного воздействия, а для детей с ОНР она является лишь одним из компонентов общей системы коррекционно-развивающей работы.

План – схема коррекционного обучения детей с ОНР.

Этапы коррекционной работы Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей Грамматические термины, используемые на занятиях Содержание коррек-ционно-воспитатель-ной работы
I этап Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Коррекция дефектов произношения Звуки и буквы, гласные и согласные; твердые и мягкие согласные; разделительный ь,ъ; парные звонкие и глухие согласные; ударение; двойные согласные Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля
II этап Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка 1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет овладения различными способами словообразования 2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу Состав слова: корень слова, однокоренные слова, окончание, приставка, суффикс; приставки и предлоги; сложные слова; род существительных и прилагательных, число, падеж. Число, время глаголов. Безударные гласные То же
III этап Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: а) установление логической последовательности, связности; б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.) Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; связь слов в предложении, предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; текст, тема, главная мысль То же

При коррекции дефектов произношения у детей с ОНР используются те же приемы, что и для детей с ФФН. Вместе с тем при формировании фонематических обобщений у детей с общим недоразвитием речи следует работать методом устного опережения над уточнением и активизацией лексико-грамматических средств языка и нормализацией учебной деятельности.

Важным разделом коррекционной работы по преодолению несформированности звуковой стороны речи является дифференциация оппозиционных звуков (звонких — глухих, свистящих — шипящих и т.д.). Одним из специальных приемов, при использовании которого решается одновременно весь комплекс коррекционных задач, является прием шифровки. Суть его заключается в том, что диктуемые учителем слова, содержащие дифференцируемые звуки, ребенок записывает в тетради при помощи определенных значков (например, слова, содержащие звук с, обозначаются квадратиком □; слова, содержащие звук з— кружочком О). Учитель диктует ряд слов: сосна, зима, Москва, Зоя, стакан, смена, зонт. В тетради ребенка запись прочитанных учителем слов выглядит следующим образом:

Правильность записи проверяется устно — индивидуально или коллективно. Затем ребенок, используя запись, самостоятельно подбирает слова. При этом особое значение следует придавать развитию у детей умения контролировать друг друга: правильно ли (соответственно графической записи) названо слово.

Описанный прием, помогая решать конкретную задачу дифференциации звуков сиз,одновременно способствует развитию и совершенствованию внимания и памяти учащихся, познавательной деятельности, активности, способности к переключению, актуализации знаний и соответствующих языковых средств, контролю и самоконтролю, а также самостоятельности, целенаправленности и произвольности учебной деятельности.

В целях подготовки детей с ОНР к усвоению морфемного состава слова (что будет основной задачей следующего этапа работы) упражнения по автоматизации и дифференциации поставленных звуков целесообразно проводить в специфической форме.

При закреплении навыков дифференциации аффрикат ц—чодновременно путем неосознанных наблюдений ребенок накапливает лексико-грамматические средства языка.

Ученику предлагают вставить в слова пропущенные буквы (больни.., огуре.. и т.п.), а затем преобразовать данные слова так, чтобы них содержался звук ч(больница — больничный), произнести их, четко артикулируя изучаемые звуки, произвести анализ, составить с преобразованным словом словосочетание или предложение.

Можно в процессе дифференциации звуков ч—щпредложить детям внимательно послушать слова: щепок, щетка, ящик, определить, одинаковый ли звук слышится во всех словах. Далее, по заданию логопеда, дети изменяют слова так, чтобы они обозначали маленький предмет (щеночек, щеточка, ящичек), и определяют, что изменилось в звуковом составе слова, а также местонахождение звуков ч—щв слове.

Такую же работу можно проводить при дифференциации других звуков (с—шсолнце—солнышко), а также в процессе изучения отдельных звуков.

При этом прием сравнения слов по звуковому составу остается стержневым во всех заданиях:

— Какие новые звуки появились во вновь подобранных словах? Сравните два слова.

— Какими звуками они отличаются?

— Определите, на каком месте данный звук. После какого звука? Перед каким звуком? Между какими звуками?

Приведем некоторые примеры образования слов уменьшительно-ласкательного значения на определенные звуки: жсапог — сапожок, книга — книжечка, рог рожок; ш — изба — избушка, дом — домишко; ч стакан — стаканчик, веревка веревочка, кусок кусочек.

Особенно эффективен этот прием при дифференциации звуков. При различении звуков ч—ш, с—щможно предложить детям изменить слова так, чтобы они имели увеличительное значение: к-ч — рука — ручища, волк — волчище; с—щ нос носище, усы усищи.

В процессе выполнения подобных заданий происходит уточнение и накопление лексического запаса, упорядочение грамматического строя речи и практическое освоение морфемных элементов слова. При этом необходимо добиваться того, чтобы ребенок понял, зачем он выполняет то или иное задание. Этого можно достичь, в частности, постоянно задавая вопросы типа: «Чему мы сегодня учились на занятии?», «А как вы думаете, зачем нужно такое упражнение?» и т.п. Кроме того, развитию у детей оценочных способностей помогают различные виды проверки выполнения учебных заданий.

Эффективность работы учителя по преодолению нерезко выраженного общего недоразвития речи находится в прямой зависимости от того, как он сумеет связать формирование у детей полноценных звуковых обобщений с усвоением соответствующего программного материала. При этом следует помнить, что для данной группы детей недостаточно только установление связи между языковым явлением и соответствующим грамматическим термином. Они нуждаются в более прочном усвоении грамматических понятий и соответствующих им терминов. В процессе этой работы каждый грамматический термин должен быть введен в активную лексику ребенка.

Как можно этого достичь?

В начале работы над определенным грамматическим понятием, по мере уточнения его содержания, соответствующие термины вводятся в инструкции учителя. Несколько позже осуществляется закрепление отработанных терминов в самостоятельной речи ребенка. С этой целью используются:

— повторение детьми инструкции (с обязательным анализом задания);

— ответы на вопросы о том, какие задания и с какой целью выполнялись в процессе занятия;

— подведение итогов занятия.

Примерные высказывания детей с использованием учебных терминов:

а) Уши — это часть тела. Ужи это животные. Эти слова похожи тем, что в них два слога, потому что два гласных звука. Отличаются тем, что в слове «уши» — глухой звук ш, а в слове «ужи» — звонкий звук ж. В первом слове ударный слог первый, во втором слове — второй слог.

б) Эти схемы похожи тем, что в каждой по два слога, потому что в них по две гласных. Отличаются тем, что первый звук в первой схеме — согласный звонкий, во второй схеме звук — согласный глухой.

Поскольку для учащихся с отставанием в речевом развитии характерны определенные недочеты в развитии связной речи, учителю приходится во время занятий индивидуально решать вопрос об объеме (степени развернутости) высказываний детей.

Во время занятий педагог обучает детей обосновывать целесообразность осуществляемых ими учебных действий. Следуя указаниям учителя, дети отыскивают оптимальные пути решения предложенных им заданий. Проверка, самопроверка, словесный отчет и оценка результатов собственных действий создают благоприятные условия для формирования контроля, самоконтроля.

Таким образом, в процессе коррекционной работы упорядочивается звуковая сторона речи учащихся. На этой основе в ходе выполнения специальных упражнений и заданий, направленных на формирование полноценных обобщений о звуковом составе слова, уточняются и закрепляются основные грамматические понятия: гласные и согласные звуки и буквы; звонкие и глухие согласные; твердые и мягкие согласные; гласные ударные и безударные.

К концу работы по нормализации звуковой стороны речи у детей с ОНР должны быть:

— восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

— уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

— поставлены и отдифференцированы все звуки;

— уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

— введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины.

Помимо специальных заданий, учитель может провести групповое занятие по подобию логопедического. Ниже дан возможный вариант занятия по нормализации звуковой стороны речи.

ТЕМА: «ЗВУКИ И БУКВЫ Ч-Щ»

Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ, звуко-буквенного анализа и синтеза, способности к переключению контрольных действий; развитие памяти; закрепление правильного произношения данных звуков.

Ход занятия

1. Постановка логопедом проблемных вопросов и определение детьми темы занятия.

2. Характеристика звучания и артикуляции изучаемых звуков. Произнесение звуков Ч—Щ перед индивидуальными зеркалами. Сравнительная артикуляционная и фонетическая характеристика звуков Ч—Щ (для некоторых детей могут быть использованы памятки-алгоритмы).

3. Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слова, предложений и текста.

Существует много пособий, в которых широко представлены упражнения по формированию у детей навыков и умений дифференцировать и анализировать звуко-буквенный состав слов. Подбирая задания к конкретным занятиям, следует отдавать предпочтение не репродуктивным формам работы (например, вставить буквы и слова, списать с доски, подчеркнув ту или иную букву), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность.

Например, при дифференциации звуков Ч-Щ логопед предлагает сначала послушать слова (простой, крутой, толстый, чистый и т.д.); определить наличие звуков Ч—Щ; затем изменить слова так, чтобы в них появились изучаемые звуки; проанализировать эти слова, указав место звуков Ч-Щ, и записать эти слова или распределить слова, содержащие звуки Ч—Щ, в 3 столбика: Ч—Щ—Ч—Щ.

Определенная сложность выполнения задания привносится специальным подбором слов, редко встречающихся в обиходе детей (стекольщик, носильщик, каменщик, точильщик, часовщик, чистильщик, скрипач и т.д.), и формой предъявления их детям, а
именно:

― записать диктуемые слова;

― записать самостоятельно названия этих же профессий (лиц), изображенных на картинках;

― послушать слова, содержащие звуки Ч—Щ (ищу, лечу, чищу и т.д.);

― проанализировать звуковой состав этих слов, дать полную фонетическую характеристику изучаемых звуков и затем подобрать к каждому из данных слов слово, содержащее оппозиционный звук: ищу часы, лечу щенка, чищу щуку, чайник);

― прочитать записанные на карточках слова-паронимы (плащ плач, Кащей — качели, свищи свечи); проанализировать звуко-буквенный состав слов, объяснить их смысл, записать по памяти, осуществить самопроверку.

Очень полезны упражнения, в процессе которых используются различные виды символики, шифровок. Развивающий эффект этих упражнений обусловлен тем, что, корригируя звуковую сторону речи, они способствуют привлечению внимания детей к языковым явлениям, активизации словарного запаса, а также развитию внимания, памяти и способности к переключению.

При подведении итога занятия необходимо учить детей вычленять основную цель занятия («Мы учились различать звуки и буквы Ч-Щ»).


Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.