Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е. коммуникации. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. Первоначально эти навыки формировались в течение работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова, содержание которой подробно изложено ранее.
Как известно, связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью: говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал.
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного ее восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Исходя из этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для выражения его языковые средства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.
Чтобы достичь этого, следует предусмотреть систему специальных упражнений, в процессе которых учитель должен:
― создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию учеников;
― побуждать их высказывать собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;
― добиваться использования усвоенного речевого материала;
― предусматривать формирование различных видов связной речи (сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д.).
Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правильную интонацию, соответствующий порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:
― с деформированным текстом из 3—4 фраз, направленные на то, чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности;
― на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;
― на логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он...);
― на составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет?»; «Куда идет?»; «Кого встретил?»;
― на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.
Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая детей повествованию, (т.е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях и т.д.), следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так как средством выражения этих отношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.
Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия: тут, там, тогда, текстовыми синонимами.
Наиболее продуктивными обучающими приемами являются:
― составление рассказа по серии картинок;
― соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинками серии;
― составление начала или конца повествования;
― составление повествования по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без нее и т.д.
Учителю необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Так как описание объектов действительности предусматривает активное использование имен прилагательных, то необходимый запас их должен быть накоплен в процессе работы над лексическими средствами.
Формируя связную речь у школьников с нормальной речью, учитель отдает предпочтение ее репродуктивным формам (составлению рассказа по картинке, пересказу прочитанного и т.п.). При этом текст, продуцируемый учеником, оказывается мало развернутым (не более 7-9 предложений). Для детей с речевым недоразвитием необходимо предусмотреть прежде всего развитие инициативных форм речи: умение задавать вопросы, самостоятельно (по собственной инициативе) составлять развернутые, заранее не подготовленные сообщения и т.д.
Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.
Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем или учеником формулировки заданий, обобщающие выводы, правила и т.д. Позднее следует систематически упражнять их в свободных высказываниях, постоянно побуждая к этому путем создания ситуаций, способствующих речевой активности детей. При этом учитель должен регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего — системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правил и т.д.
Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессе проверки (на первых порах при максимальной помощи со стороны учителя) дети на практике обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью производимой детьми учебной работы, а связность — порядком выполнения учебных действий. Не менее эффективным средством развития умения строить связные высказывания является взаимная оценка детьми собственных высказываний.
Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. На коррекционных занятиях необходимо использовать специальные упражнения, в ходе выполнения которых учащимся приходилось бы производить анализ содержания прочитанного материала, располагать его в логической последовательности. Помимо этого, учащимся следует как можно чаще предлагать упражнения с заданиями:
― распространить или сократить текст (и соответственно подробно или сжато его пересказать), воссоздать текст по плану, развернутому или краткому;
― определить связность предложений и смысловую зависимость между ними;
― отобрать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
― составить план связного высказывания.
Формирование полноценной речевой деятельности детей с ОНР предполагает развитие коммуникативных умений и навыков. С этой целью важно развивать их речевую активность (инициативные формы речи), т.е. учить не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто), что осуществляется практически на любом уровне, а активно вести диалоги по учебной теме:
― самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог;
― сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.
Как уже отмечалось, эти умения и навыки формировались и развивались в процессе коррекционно-развивающего обучения на первых двух этапах представленной системы. На этом этапе работы задачи формирования коммуникативной деятельности у детей с ОНР постепенно усложняются: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.
Как известно, работе над планом немало времени отводится и в программе по родному языку. Однако при обучении детей, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи, работе над планом надо отводить значительно больше времени, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.
В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения.
Перечисленные выше упражнения широко используются и на уроках в классе, но на коррекционных занятиях они имеют определенную специфику. Поскольку эти задания используются в основном для обучения детей построению связного высказывания и реализации его в коммуникативной деятельности, то выполнять их следует преимущественно в устной форме.
Иными словами, обучая детей с речевым недоразвитием русскому языку, учитель должен обеспечить прежде всего его практическое усвоение, что может быть достигнуто путем органичного сочетания практики речевого общения с выполнением специальных языковых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических обобщений.
ВОПРОСЫ
1. Какие вы знаете приемы работы по дифференциации смешиваемых и заменяемых звуков?
2. Расскажите о последовательности работы по дифференциации оппозиционных звуков.
3. В чем заключается специфика подбора речевого материала, используемого в работе по коррекции звуковой стороны речи?
4. Перечислите основные приемы формирования полноценных умений и навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
5. Что общего в подходах к коррекции звуковой стороны речи учащихся начальных классов с ФФН и ОНР и в чем их различие?
6. Какова специфика реализации приемов коррекции звуковой стороны речи у детей с ОНР?
7. Составьте конспект занятия по коррекции звуковой стороны речи детей с ОНР.
8. Расскажите об основном содержании и направлениях работы по восполнению пробелов в развитии лексических средств языка.
9. Охарактеризуйте содержание работы и основные методы восполнения пробелов в развитии грамматических средств языка.
10.Раскройте содержание работы по восполнению пробелов в формировании связной речи.
11.Каковы особенности учебного высказывания? Как оно формируется?
Глава 4. Заикание.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 345.