ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ, СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заикание (З) — довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произнесении слов, фраз. Речь говорящего прерывается непреднамеренными остановками (паузами), повторами отдельных звуков, слогов, слов, нередко сопровождающимися судорожными движениями мышц лица, шеи, конечностей.

Описанные затруднения возникают только в момент речевого общения. Вне его прерывистость речи исчезает. Следует отметить, что усиление или ослабление З у одного и того же ребенка зависит от того, с кем именно он общается (говорит) — со взрослыми, детьми, близкими, незнакомыми людьми — и как именно — отвечает ли на отдельные вопросы, делится ли впечатлениями о прогулке, просмотренном мультфильме, прочитанной книге и т.п. — ив каких ситуациях. Заикание практически не наблюдается в тех случаях, когда ребенок общается с маленькими детьми, животными.

Этиология и механизмы заикания до настоящего времени недостаточно выяснены. Имеется немало различных трактовок феномена З как клиницистами (невропатологами, психиатрами), так и психологами, логопедами, дефектологами.

По клиническим проявлениям различают две формы Зневротическую и неврозоподобную. В результате исследований последних двух десятилетий все больше ученых и практиков склоняются к определению З как расстройства речи, основу которого составляют нарушения устной вербальной коммуникации, препятствующие свободному (и комфортному) межличностному общению (Р.Е. Левина, А.В. Ястребова и др.).

Возникающие при З коммуникативные трудности не проходят бесследно для формирования личности ребенка, его общего и речевого поведения. У части детей и подростков в случаях резко выраженного дефекта возникает страх речи — логофобия, провоцируемый опасением появления новых запинок, что, в свою очередь, порождает различные уловки: речевые — вставки стереотипных слов это, вот, ну; сопутствующие движения — притоптывание ногами; различные движения пальцев рук, туловища и т.п.

Заикающийся ребенок, с возрастом все более и более ощущая недостатки своей речи, начинает постепенно понимать, что данный дефект выделяет его среди нормально говорящих сверстников с неблагоприятной стороны. К сожалению, воспитатели, учителя и даже родители порой упускают момент начавшегося изменения в поведении ребенка. Типичными являются жалобы типа: «У Пети испортился характер: он стал мнительным, обидчивым, упрямым, замкнутым, проявляет грубость в общении со сверстниками, пренебрежительность к старшим» и т.д.

Какие же факторы способствуют возникновению заикания?

Заикание возникает обычно у детей дошкольного возраста, чаще всего между двумя и пятью годами (Однако в некоторых случаях, главным образом у детей с общим недоразвитием речи, оно может начаться и позже, но также в период развития фразовой речи), т.е. в период наиболее активного формирования речи. Почему же именно в это время? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо хотя бы кратко рассмотреть ход нормального речевого развития ребенка.

Как правило, первые слова ребенка еще неотделимы от тех предметов и объектов, которые он чаще всего видит. Они имеют конкретное значение и тесно связаны с практической потребностью ребенка в назывании определенных предметов, лиц и т.д. При нормальном речевом развитии между первым и вторым годом происходит быстрое накопление словарного запаса. По мере накопления слов различной слоговой структуры в течение второго года жизни в речи детей отмечаются отдельные попытки использования предложений.

С момента появления в речи первых предложений и примерно до пяти лет происходит наиболее интенсивное развитие речи ребенка. В течение этого времени фактически завершается формирование речевых средств ребенка: он усваивает звуковую сторону речи, накапливает словарь, овладевает грамматическим строем. В свою очередь, развитие речевых средств (произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя) проходит ряд последовательно усложняющихся ступеней, каждая из которых соответствует возрастным особенностям формирования речи и сопровождается определенными трудностями.

Несмотря на овладение произношением и бурный рост запаса слов, ребенок зачастую понимает и знает больше, чем может выразить имеющимися средствами языка. Он подыскивает выражения и при этом начинает повторять отдельные слоги и слова, как бы удлиняя этим время отбора соответствующих языковых средств, необходимых для более адекватного выражения мысли.

Поскольку отмеченное явление не что иное, как своеобразные трудности роста, типичные для определенного этапа развития детской речи, то по мере овладения детьми связной формой речи оно
постепенно проходит. Однако у части детей повторы слогов и слов, возникшие в период становления фразовой речи, закрепляются и переходят в мучительный недуг — заикание.

Что же способствует этому? Известно, что период становление связной (фразовой) речи совпадает с очень сложными возрастными изменениями в развитии личности ребенка. В возрасте двух - пяти лет у ребенка появляется определенное отношение к производимым действиям, и в том числе к своей речи, осознанное понимание значимости собственной речи, стремление сказать так, как задумано.

Кроме того, именно в этот период осуществляется переход в речевому общению, основанному на представлениях, т.е. в условиях отсутствия объектов, о которых идет речь. Ребенок поставлен перед необходимостью обозначать словами объекты диалога или действия, которые не могут быть показаны в момент разговора, высказывать к ним свое отношение, что, соответственно, усложняет речевой замысел и средства передачи его. В таких условиях ребенок вынужден прилагать определенные усилия, чтобы выбрать соответствующие языковый материал и обороты речи. Возрастает аффективное отношение ребенка к содержанию речи и ее лексико-грамматическому оформлению. Чтобы справиться с возникающими трудностями, ребенку все чаще требуется соотносить свою речь с собственным поведением.

Установлено, что способность управлять собственной речью у ребенка находится в прямой зависимости от его поведения, основные особенности которого отчетливо проявляются уже в доречевой период развития. В свою очередь, особенности поведения — организованность или неустойчивость его — формируются на базе соответствующих предпосылок психической деятельности. Так, первичная способность ребенка к длительному, сосредоточенному манипулированию предметами, умение преодолевать воздействие отвлекающих факторов, переключаться с выполнения одного задания на другое — все это положительные моменты, способствующие формированию такой важной черты поведения, как организованность. И наоборот, противоположная картина психической деятельности препятствует развитию организованного поведения. Отмеченные индивидуальные особенности личности ребенка находятся в большой зависимости от состояния центральной нервной системы.

Специальные исследования показали, что появление у детей трудностей в овладении связной речью далеко не всегда переходит в состоянии речевого дефекта. Заикание возникает преимущественно у тех детей, неустойчивость поведения которых отмечалась еще в доречевой период развития, что, в свою очередь, обусловливается определенными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Эти наблюдения позволяют, с одной стороны, объяснить, почему у большинства детей, испытывающих в период интенсивного речевого развития различные отрицательные воздействия — эмоциональные и речевые перегрузки, — тем не менее заикание не развивается, а с другой — доказать, что испуг не является основной причиной возникновения заикания. Однако в отдельных случаях испуг как сильная эмоциональная травма, может служить поводом для появления заикания.

Итак, определенные индивидуально-типологические особенности детей создают тот фон, на котором чаще всего возникает заикание. Не менее важно проследить, как соотносятся эти особенности с условиями речевого воспитания детей.

Психологическими исследованиями установлены определенные закономерности развития детской речи. Этот процесс при нормальном развитии совершается постепенно. Ребенок последовательно приобретает и закрепляет навык речевого общения сначала с опорой на наглядные предметы и действия с ними и только затем овладевает умением строить развернутые связные высказывания без опоры на конкретную практическую деятельность.

Эту последовательность овладения ребенком постепенно усложняющимися ступенями речевого общения нередко нарушают сами родители. Стремясь видеть своего ребенка умным и развитым, обучая его речевым оборотам, читая ему книги, они забывают об одном из важнейших условий всякого активизирующего воздействия — правильной его дозировке в зависимости от возраста. Перегрузка, особенно ранняя, чтением книг (зачастую рассчитанных на более старший возраст), заучиванием прочитанного, использование в общении с детьми сложных по смыслу слов, оборотов «взрослой» речи создают условия, в которых речевое развитие детей проходит как бы ускоренно, минуя ряд ступеней, необходимых для постепенной подготовки более сложных форм речевого общения. В отдельных случаях неокрепшая речевая функция ребенка не справляется с такой нагрузкой и возникает заикание.

Как же это отражается на дальнейшем формировании речевой деятельности ребенка?

Положительный прогноз зависит от особенностей общего поведения ребенка, а еще точнее — от состояния тех предпосылок нормального формирования речевого поведения, которые непосредственно связаны с уровнем развития психических процессов. Если поведение ребенка отличается организованностью, если ему свойственна наблюдательность, приспособляемость к новым условиям, умение длительно, не отвлекаясь, выполнять различные виды деятельности (качества, свидетельствующие о той или иной степени сформированности регуляторных механизмов), то он постепенно справляется с речевыми трудностями, возникающими в новых, более сложных условиях общения.

Если же ускорение речевого развития ребенка накладывается на неустойчивость поведения (импульсивность, двигательную расторможенность и пр.), то это дезорганизует еще несовершенную речь ребенка. В этих случаях нарушается организованность речевого процесса: дети с трудом начинают подбирать слова и грамматические конструкции, необходимые для выражения мысли; в процессе связных высказываний возникают характерные «застревания» на одном слоге или слове, сбивчивость, что нередко сопровождается судорогоподобным напряжением лицевой и дыхательной мускулатуры. Как правило, подобная затрудненность особенно сильно проявляется при попытке ребенка передать собственные впечатления от прочитанного, услышанного, т.е. когда оформление мысли лишено опоры на предметы, доступные непосредственному созерцанию.

В ряде случаев (примерно 20—25%) заикание сочетается с не-достаточной сформированностью средств языка. Это особая категория детей — заикающиеся с общим недоразвитием речи (ОНР). Для них типичным является запаздывание по срокам появления фразовой речи. Такие дети позже начинают говорить, накопление слов и грамматических форм происходит медленно и со значительными трудностями.

Как уже отмечалось, З возникает обычно в детском возрасте (в 2— 4 года), в период овладения ребенком фразовой речью и более сложными способами устной коммуникации. Распространенность данной формы речевой патологии среди детей колеблется от 1,4% (по данным К.П. Беккера) до 2% (по М.Е. Хватцеву). Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у их городских сверстников.

По выраженности симптоматических проявлений, типичных для данного дефекта, а именно — интенсивности судорог, периодически возникающих в разных отделах речевого аппарата, сопутствующих движений, логофобий, различают три степени З — легкую, среднюю и тяжелую.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ;

Поскольку заикание — одна из сложнейших форм речевой патологии, при которой наблюдаются разной степени изменения ЦНС, специфические особенности поведения (как общего, так и речевого), а также своеобразные особенности формирования личности, то при обследовании заикающегося ребенка, помимо логопеда и психолога, желательно участие врача-невропатолога или психиатра.

Медицинский аспект обследования предусматривает тщательный сбор анамнестических данных, определение неврологического статуса, формы З.

Цель логопедического обследования определить:

― — уровень доступной ребенку самостоятельной речи (без запинок);

― — особенности речевого поведения (общительность, импульсивность, организованность, темп речи);

― — черты общего поведения (активность, возбудимость, лабильность, эффективность и т.п.).

Ниже приводится схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающегося ребенка 6—7 лет.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.