Основой предложенной системы коррекции недостатков устной и письменной речи являются исследования и методические рекомендации А.В. Ястребовой. За последние годы опубликован ряд пособий по формированию у детей предпосылок к полноценной учебной деятельности в различных видах образовательных учреждений (как общеобразовательных, так и специальных), в которых изложены приемы и методы развития активной речемыслительной деятельности, культуры устной речи и грамотного письма как у детей с нормальным речевым развитием, так и с отклонениями.
Изучение опыта работы учителей общеобразовательной школы с детьми, имеющими речевое недоразвитие, показывает, что они пытаются восполнить пробелы в развитии и знаниях детей путем дополнительных домашних заданий или занятий во внеклассное время, используя те же приемы и методы, что и в классе. В большинстве случаев это не приносит положительных результатов.
Чтобы эффективно помочь школьнику с недостатками речи, учителю необходимо направить его на специальные логопедические занятия.
Система преодоления фонетико-фонематического недоразвития (Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер и др.) предусматривает два взаимосвязанных направления работы:
1) коррекцию произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;
2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
Как известно, на начальном этапе обучения детей русскому языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать смыслоразличительную роль фонем. Однако время, отведенное программой на усвоение материала этого раздела, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие и дошкольную подготовку. Оно оказывается недостаточным для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, поскольку у них задержано спонтанное развитие предпосылок к овладению звуковым составом слова. Методы работы с ними должны отличаться от тех, которыми учитель постоянно пользуется в классе.
Основные задачи, которые необходимо решить совместными усилиями логопеда и учителя, состоят в следующем:
1) систематическая работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже — уточненные и откорректированные) — логопед;
2) отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазанно» — логопед;
3) постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь — логопед;
4) формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляцирнных) признаков звуков — логопед и учитель;
5) закрепление навыков звукового анализа, доступных ребенку, и постепенное обучение ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания — логопед и учитель.
Обобщенное представление о звуке, а следовательно, и правильное использование соответствующей буквы формируют постепенно. Ученик нуждается в большом количестве тренировочных упражнений по звуковому анализу, с соблюдением постепенного усложнения его форм.
Чтобы направить внимание и интерес ребенка к звуковой стороне речи, научить его прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо ориентировать его на правильно произносимые и четко дифференцируемые звуки в составе слова. После этого внимание ребенка следует сосредоточить на вновь поставленном или уточненном в произношении звуке. Используя специально подобранный речевой материал, логопед формирует навыки правильного произношения звука, различения и выделения этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.
Лишь после того, как ученик достигнет определенного уровня развития звукового анализа, изучаемый звук соотносится с соответствующей буквой и вводится в разнообразные письменные упражнения для закрепления правильного его написания в словах и предложениях.
Когда ребенок усвоит правильное произношение изучаемого звука и написание соответствующей графемы, проводится работа по дифференциации этого звука среди других, акустически и артикуляционно близких. Детям предлагаются упражнения на сравнение и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и текстах.
При работе над развитием фонематического восприятия должна строго соблюдаться поэтапность в использовании тех упражнений, которые учитель предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Для этого рекомендуем проводить следующие упражнения:
— учитель произносит подряд несколько звуков (4—5), среди которых есть и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и поднять руку или соответствующую букву, когда он услышит нужный звук (чтоб ему было легче ориентироваться, учитель на первых порах выделяет этот звук голосом):
— учитель предлагает ученику прослушать слова, которые он произносит, и поднять руку, сигнальную карточку или букву, когда он услышит слова с отрабатываемым звуком;
— учитель называет 5-7 слов, ученик слушает и запоминает только те из них, в которых есть изучаемый звук, и по просьбе учителя повторяет эти слова;
— учитель предлагает прослушать связный текст, в котором ученик должен определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести или графически записать.
При графической записи слова, не содержащие изучаемого звука, подчеркиваются, а те слова, в которых этот звук имеется, обозначаются соответствующей буквой или условным знаком. При наличии в слове двух изучаемых звуков соответствующая буква или знак повторяются дважды.
Далее следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи. С этой целью можно предложить ученику ряд картинок с изображением предметов. Он должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, названия которых содержат изучаемый звук.
Можно предложить ребенку выбрать из орфографического словаря 4—5 малознакомых слов с изучаемым звуком, запомнить их и правильно произнести, указав место отрабатываемого звука в слове. (Если это необходимо, учитель уточняет значение этих слов.)
Лишь после того, как ребенок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой.
Для выделения изучаемого звука сначала подбирают такие слова, в которых он находится в наиболее благоприятной позиции. Для гласных такой позицией будет ударный звук в начале слова, а для согласных — в конце (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед гласным (шалаш, школа). Как известно, в этих позициях согласные звуки легче различаются, а следовательно, и отделяются от других звуков. Затем согласный звук выделяется из начала слова перед гласным и наконец — из любого положения в слове.
Тренируясь в выделении звуков, ребенок с фонематическим недоразвитием должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах. С этой целью следует подбирать как можно больше упражнений, в которых изучаемый звук стоял бы в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш).
При подборе речевого материала необходимо следить за тем, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам изучаемому звуку. Например, в период работы над звуком шслова со звуком с не предъявляются до тех пор, пока ребенок не научится четко произносить, различать и выделять из состава слова изучаемый звук. Не следует также предлагать слова со звуками ж, з, ц, ч, щ. Наличие слов с этими звуками может затруднить восприятие звука ши его выделение из состава слова. Аналогичные условия необходимы для отработки звуков ж и з или аффрикат (чи ц).
При изучении звука риз упражнений исключаются слова со звуком л, и наоборот: при изучении звонких — парный глухой и т.д.
Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то вначале для ориентировки можно дать ему готовую наглядную схему звукового состава этих слов. На основе схемы ребенок устанавливает порядок звуков в анализируемых словах и одновременно определяет, какое место занимает в словах изучаемый звук.
По мере усвоения анализа звукового состава слова с помощью схемы следует перейти к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их проговаривания и наконец — к звуковому анализу в уме, про себя. Так как ребенок еще нередко ошибается, то необходим непрерывный контроль за правильностью выполняемых им действий со стороны учителя.
Постепенно можно перейти к более обобщенным и сокращенным упражнениям типа: «Назови четвертый звук в слове» или «Какой звук стоит до?., какой после?., какой между?..» и т.д.
Как видно из сказанного, в отличие от традиционной работы учителя по программе, здесь имеет место расчленение действий звукового анализа на отдельные элементы (операции). Усвоение каждой новой операции готовит учащихся к последующей, и в результате практической работы накапливаются определенные фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка.
В этот период обучения широко используют разрезную азбуку, позже — письменные упражнения (по мере прохождения букв в классе). Ученику предлагают прослушать слово, повторить его и проанализировать, а после анализа составить это слово из букв разрезной азбуки и прочитать вслух.
Для закрепления навыка анализа и синтеза можно предложить составленное слово трансформировать путем замены гласной или согласной буквы, нескольких букв, слога или нескольких слогов (суп—сук—сок—сом—сын—сынок—сырок—сыр), расположить эти слова одно под другим, прочитать, проанализировать и сравнить звуковой состав каждого из них с другим.
Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука меняется и смысл слова. Используются также таблицы с готовой основой, где нужно заменить буквы или слоги (перфокарты, абаки):
— в словах зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово, и объясни его значение;
— в словах сук, рос замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово, и сравни слова по смыслу;
— в словах пила, гора, рад, рама переставь согласные, чтобы получилось новое слово, и объясни его значение;
— в словах меточка, малина, борона, долото замени первый слог, чтобы получилось новое слово, и сравни слова по смыслу;
— подбери слова по гласным а, о-а, о-о-о и др.
Постепенно в упражнения включают разнообразные задания для самостоятельного выполнения: составление слов по первому или последнему слогу с использованием картинки и без нее; составление слов из букв или слогов, данных вразбивку.
Следующим этапом может быть работа над предложениями, содержащими слова, в состав которых входит изучаемый звук. Можно использовать:
— составление предложений по картинкам с последующим их анализом (определение порядка слов в них; выделение слов с изучаемым звуком, указание их места в предложении; деление слов на слоги и выделение слогов с изучаемым звуком, четкое их проговаривание);
— составление предложения из данных вразбивку слов, насыщенных изучаемым звуком, и др.
По мере того как ребенок овладевает правильным и четким произношением звука во фразе и анализом предложения, рекомендуется практиковать диктанты с предварительным устным или графическим анализом, в процессе которого ученик самостоятельно находит в них слова с изучаемым звуком, произносит их, указывает, какую букву он напишет, и только после этого приступает к записи предложения. Можно использовать также зрительно-предупредительные, выборочные и контрольные диктанты, которые подбирают со строгим учетом особенностей речевого недостатка каждого учащегося и программных требований, или предложить записать текст, выученный наизусть дома.
После того как будет достигнута четкость произношения и восприятия каждого из смешиваемых или заменяемых звуков и ребенок научится правильно связывать их с соответствующими буквами, приступают к последнему этапу работы над звуком — его дифференциации. Предлагая учащимся упражнения на дифференциацию звуков, следует обращать их внимание на различия в звучании и артикуляции звуков.
Примерная последовательность упражнений, которые можно использовать в процессе занятий, проиллюстрирована на примере звуков си ш.
Сначала детям надо послушать, как звучат сравниваемые звуки. Затем звуки си ш сопоставляются по артикуляции: как произносятся эти звуки, что у них в этом общего и в чем отличие — при произнесении звука с губы растягиваются как бы в улыбке, а при произнесении ш— несколько вытянуты вперед; зубы в том и другом случае сближены; при произнесении звука с язык опущен к нижним зубам, при произнесении ш— поднят вверх. Уточняется, как можно проверить правильность произношения звуков си ш. (При произнесении звука с слышен свист, струя выдыхаемого воздуха холодная, а при произнесении звука шобразуется как бы «шипение», выдыхаемый воздух теплый.) Ученик может произнести попеременно звуки с и ш и проверить, правильно ли он их произносит. Для этого он должен поднести тыльную сторону руки к губам.
Следующая группа упражнений должна быть направлена на развитие у детей способностей различать сравниваемые звуки на слух. Учитель произносит слова, содержащие звуки ш. и с: шалаш, сани, нос, шум, шалун, сумка, каша. Ученик должен отчетливо повторить каждое слово и сказать, какой в нем звук — с или ш— и какое место он занимает. Более легкий вариант данного упражнения — ученик поднимает букву, соответствующую услышанному звуку.
Можно раздать картинки, которые надо разложить в зависимости от того, какой звук есть в названии каждой. К букве С надо положить все картинки со звуком с, к букве Ш — все картинки со звуком ш. Названия картинок дети отчетливо произносят.
Можно предложить упражнение из букв разрезной азбуки, когда составляется целая цепочка слов с оппозиционными звуками. При этом замена той или иной буквы или слога изменяет смысл слова: Муська — мушка — мишка — миска — маска — Машка — кашка — каска — киска — кишка — кушак — кушать — кусать — писать — пишет...
При проведении письменных упражнений полезно предложить ученикам составить из букв разрезной азбуки и затем записать в тетради слова под диктовку или по памяти, расположив их в два столбика:
После записи дети прочитывают эти слова с отчетливым произношением сравниваемых звуков.
Одним из видов работ, развивающих орфографическую зоркость и регулирующих учебную деятельность, являются самопроверка и взаимопроверка.
Можно предложить учащимся самостоятельно подобрать слова с изучаемой парой звуков. Они анализируют эти слова, складывают их из букв разрезной азбуки или записывают в тетради, прочитывают. Завершающим этапом является слуховой проверочный диктант.
В процессе работы по дифференциации звуков большое внимание уделяется упражнениям на сопоставление аффрикат с акустически сходными звуками, например: звука ц — со звуками с, съ, тзвука ч — со звуками ц, щ, тъ, с, шзвука щ — со звуками ш, ч, съ, тъ, ц, так как дети чаще других звуков смешивают их во время письма.
Рекомендуемая последовательность изучения тем:
Речь. Предложение.
Предложение. Слово.
Звуки речи.
Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).
Деление слов на слоги.
Ударение.
Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).
Твердые и мягкое согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Звуки П, П’.
Буква П.
Звуки Б и Б’. Буква Б.
Дифференциация Б - П (Б’- П’).
Звуки Т и Т’. Буква Т.
Звуки Д и Д’. Буква Д.
Дифференциация Т - Д (Т’- Д’)..
Звуки К и К’. Буква К.
Дифференциация К - Г (К’- Г’)..
Звуки С и С’. Буква С.
Звуки З и З’. Буква З.
Дифференциация С - З (С’- З’)..
Звуки Ш и буква Ш.
Звуки Ж и буква Ж.
Дифференциация Ш - Ж.
Дифференциация С - Ш.
Дифференциация Р - Л (Р’- Л’)..
Звуки Ч и буква Ч.
Дифференциация Ч - Т.
Звуки Щ и буква Щ.
Дифференциация Щ - С.
Дифференциация Щ - Ч.
Звуки Ц и буква Ц.
Дифференциация Ц - С.
Дифференциация Д - Т.
Дифференциация Ц - Ч.
Продолжительность изучения тем коррекционно-развивающего обучения школьников — примерная и определяется уровнем сформированности звуковой стороны речи у детей. Например, при незначительном нарушении дифференциации звонких и глухих согласных или отсутствии нарушения в различении этих звуков в целях пропедевтики этой теме можно отвести только 5-6 занятий — одновременно со всеми звуками данной группы.
Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья. Необходимо сосредоточить внимание на дополнительной отработке таких принципиально важных для усвоения русского языка понятий, как гласные звуки и буквы; согласные — твердые и мягкие, звонкие и глухие; слог, ударение.
На занятиях в классе по русскому языку упражнения, которые предлагаются детям с речевыми нарушениями, также должны иметь специфическую направленность. Так, работая над гласными и согласными звуками и буквами, учитель активнее должен привлекать внимание детей к способу образования звуков, особенностям их артикуляции.
Работа по обобщению представлений детей о слоге также должна быть увязана с развитием умения выделять звуки, входящие в состав слога, особенно прямого. Прямой слог состоит из смыкания и размыкания и произносится одним выдыхательным толчком, что создает определенные трудности в вычленении гласных и согласных звуков из его состава. Поэтому детям с фонематическим недоразвитием необходимо предлагать больше, чем предусмотрено программой, упражнений на выделение гласных и согласных звуков из прямого слога — как последовательно, так и вразбивку. Данные упражнения целесообразно проводить с опорой на артикуляцию произносимых звуков.
В процессе отработки умения делить слова на слоги следует предусмотреть дополнительные упражнения по обучению детей умению находить и вычленять ударный слог. Здесь, так же как и при отработке других тем, важно предусмотреть постепенное усложнение заданий, а именно: сначала учат детей различать ударный слог в словах чужой речи, затем — в собственной. Ребенок должен самостоятельно подобрать слова, где ударным является первый слог, последний, в середине слова; распределить предметные картинки в зависимости от того, какой слог в их названиях ударный.
Установлено, что дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием могут на письме заменять звонкие согласные глухими, твердые — мягкими и, наоборот, глухие — звонкими, мягкие — твердыми. Чтобы предупредить такие замены, учитель должен сформировать у учащихся правильные и устойчивые фонематические представления о каждом звуке в процессе уточнения и отработки их артикуляции и звучания, а также четкого акустико-артикуляционного их противопоставления. И лишь на этой основе можно учить их правильно обозначать звуки буквами на письме сначала в словах, где звук находится в сильной позиции перед гласной, затем — в слабой, где звук звучит достаточно ясно или переходит в противоположный по парности (мороз — на конце с).
Такая работа является необходимым этапом в подготовке детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием к усвоению соответствующих правил правописания.
В подобной последовательности отрабатываются и другие программные темы. В процессе коррекционных занятий надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждая их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить их контролировать свою речь, письмо и чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.
Преодоление общего недоразвития речи (онр). Основное содержание и приемы работы
При организации коррекции недостатков речи у учащихся начальных классов логопеду следует уделять особое внимание детям с ОНР, так как именно они испытывают серьезные трудности в усвоении программного материала и чаще других оказываются среди неуспевающих по родному языку.
У детей с ОНР отмечается пониженная способность анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти, внимания, самоконтроля.
Перечисленные особенности детей с ОНР препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости в школе. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей, направлять их к логопеду и как можно раньше оказывать им соответствующую помощь, которая должна быть направлена на устранение имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом по родному языку.
Основным является развитие и совершенствование устной речи детей, и прежде всего — формирование у них фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения, развитие и совершенствование связной речи; на этой же основе формируются предпосылки к полноценному усвоению основного содержания программы обучения родному языку.
Для реализации поставленных задач необходимо:
― устранить у детей дефекты произношения и сформировать полноценные фонематические представления. Эта задача реализуется логопедом;
― уточнить значения слов имеющегося лексического запаса и систематически обогащать его на основе овладения способами словообразования (задача логопеда, учителя);
― проводить работу по активизации лексического запаса, т.е. вводить его в практику общения (логопед, учитель);
― сформировать умение свободно оперировать определенными моделями синтаксических конструкций (логопед, учитель);
― развивать связную (последовательную и логичную) речь (логопед, учитель).
По мере уточнения имеющихся у учащихся речевых средств (произношения, различения звуков, лексического запаса, грамматического строя речи) и формирования у них соответствующих языковых обобщений создается возможность планомерной работы над дальнейшим совершенствованием связной речи (устной и письменной).
Общий план (схема) коррекционного обучения детей с ОНР разработан А.В. Ястребовой и представлен в таблице.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.