Понятие о реабилитации. Её задачи, принципы и средства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реабилитация - это восстановление здоровья, функцио­нального состояния и трудоспособности, нарушенных болез­нями, травмами или физическими, химическими и социальны­ми факторами. Цель реабилитации - эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым про­цессам, в общество; восстановление личностных свойств чело­века. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болез­ней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habiHs — «спо­собность», rehabilis — «восстановление способности».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направ­ленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболе­вании физической, психической, профессиональной, социаль­ной и экономической полноценности.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинская, физическая, психологическая, профессиональная (трудовая) и социально-экономическая.

Первое и основное направление реабилитации (медицин­ской и физической) — восстановление здоровья больного по­средством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных фи­зиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместитель­ных приспособлений (функций).

Психологический аспект реабилитации направлен на коррек­цию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выпол­нению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменив­шейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Профессиональный аспект реабилитации затрагивает во­просы трудоустройства, профессионального обучения и пере­обучения, определения трудоспособности больных.

Социально-экономическая реабилитация состоит в том, что­бы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.

Из всего этого ясно, что реабилитация — многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Естественно, что виды реа­билитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней:

1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в откло­нениях от нормального морфофункционального статуса;

2) сни­жение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова;

3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом.

Отсюда следует, что выздоров­ление больного после перенесенного заболевания и его реаби­литация - совсем не одно и то же, так как помимо восстанов­ления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, кол­лективе.

Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине нашего столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как орто­педия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая куль­тура. Вначале использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских ле­чебных методов, но впоследствии, особенно после второй ми­ровой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицин­ских, ее решение включало целый ряд психологических, соци­альных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» при­шел термин «реабилитация». Концепция реабилитации боль­ных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ве­дущих к нетрудоспособности, отдельные направления медици­ны не в состоянии ему противостоять и решение этой пробле­мы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом..

Еще 20—30 лет назад большинство медицинских работников различных специальностей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохране­ния деятельность, более связанную с социальным обеспечени­ем. В последующие годы все большее число лечебных учреж­дений, признав целесообразность службы реабилитации, стало выделять отдельные больничные койки для реабилитации, а затем специальные палаты и отделения. Сегодня служба реа­билитации организационно сложилась в структуру реабилита­ционных центров, специализированных по профилю заболева­ний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.). В зависимости от того, при.каком учреждении они организова­ны, это могут быть стационарные, санаторные или поликли­нические реабилитационные центры. Расширение сети таких учреждений обусловлено еще и экономическими соображения­ми. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать пробле­му восстановления трудоспособности больных — в денежном выражении — значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще мож­но восстановить здоровье больного до максимально возможно­го уровня его физической, психологической и социально-эко­номической полноценности.

Действительно, лишь очень богатая страна может позво­лить себе увеличивать число инвалидов и социально зависи­мых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохранения. В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркива­ется, что целью лечения больного является не только сохране­ние его жизни, но и способности к независимому существова­нию. Отсюда следует целенаправленный характер всей систе­мы реабилитации в интересах прежде всего самого больного, его близких и всего общества. В настоящее время реабилита­ция заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Научные иссле­дования воздействия средств реабилитации отчетливо показа­ли, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

· общая тренировка преследует цель общего оздоровле­ния организма, улучшение функций органов и систем, нару­шенных болезненным процессом, развитие и закрепление мо­торных навыков и волевых качеств. С общебиологической точ­ки зрения тренированность больного человека — важный фак­тор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

· специальная тренировка призвана развить функции, на­рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.

Литература:

  1. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 698с.
  2. Физическая реабилитация: Учебник для студентов ВУЗа/ Под общей ред. Проф. С.Н.Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 608с.
  3. Козлова Л.В., Козлов С.А. , Семененко Л.А. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 475с.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие о «реабилитации».
  2. Первое и основное направление реабилитации.
  3. В чём заключается психологический аспект реабилитации.
  4. В чём заключается профессиональный аспект реабилитации.
  5. В чём заключается социально-экономическая реабилитация.
  6. Принципы медицинской и физической реабилитации.

 

 

Лекция № 2

Тема: «Физическая реабилитация».

Цель: Ознакомление с основными принципами физической реабилитации.

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система меро­приятий по восстановлению или компенсации физических воз­можностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физичес­ких качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптацион­ных резервов организма человека средствами и методами фи­зической культуры, элементов спорта и спортивной подготов­ки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмит­риев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, ис­пользующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как ле­чебно-педагогический и воспитательный процесс или, правиль­нее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, на­сколько методист овладел педагогическим мастерством и зна­ниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а так­же теории и методики физической культуры чрезвычайно важ­ны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специа­листа по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому об­разованию, физической культуре и в то же время обладать глу­бокими знаниями сущности патологических процессов и болез­ней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациен­тов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства ока­жут общее воздействие на организм, а какие — местное, ло­кальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздей­ствия нагрузок на организм пациентов и эффективности реаби­литационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при усло­вии, что методист знает к учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторя­ющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функ­циональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершен­ствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совер­шенствуются уже существующие двигательные навыки, с дру­гой — развиваются и совершенствуются различные физичес­кие качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность орга­низма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения; Только в резуль­тате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершен­ствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педаго­гические принципы:

1. Индивидуальный подход к больному. При разработке реа­билитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак­тер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2. Сознательность. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необхо­димый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность при­меняемых реабилитационных мероприятий,

3. Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин­тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе­ний, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.

4. Систематичность — основа лечебно-восстановительной тре­нировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю­ щей порою до нескольких месяцев и лет. Только система­тически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функцио­нальное состояние организма больного.

5. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдени­ем оптимального интервала (отдых либо между двумя уп­ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следу­ющее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф­фекты от тренировки суммируются и функциональные воз­можности повышаются на новом, более совершенном уров­не.

6. Системность воздействия (или поочередность), т.е. после­довательное чередование исходных положений и упражне­ний для различных мышечных групп.

7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физичес­ких упражнений, т.е. 10—-15% физических упражнений дол­жны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.

8. Умеренность воздействия средствами физической реабили­тации означает, что физические нагрузки должны быть уме­ренными, возможно более продолжительными, либо нагрузки должны быть дробными, что позволит достичь адек­ватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо по­следовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необ­ходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в тече­ние реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: пред­почтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы к отдыху н максимальное ис­пользование средств, снимающих напряжение и способствую­щих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуа­лизации.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

общая тренировка преследует цель общего оздоровле­ния организма, улучшение функций органов и систем, нару­шенных болезненным процессом, развитие и закрепление мо­торных навыков и волевых качеств. С общебиологической точ­ки зрения тренированность больного человека — важный фак­тор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

специальная тренировка призвана развить функции, на­рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые
пациенту в быту и трудовой деятельности.

Литература:

  1. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 698с.
  2. Физическая реабилитация: Учебник для студентов ВУЗа/ Под общей ред. Проф. С.Н.Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 608с.
  3. Козлова Л.В., Козлов С.А. , Семененко Л.А. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 475с.

Контрольные вопросы:

  1. Физическая реабилитация
  2. Средство физической реабилитации
  3. Физические упражнения
  4. Лечебно-восстановительная тренировка
  5. Физиологически обоснованные педаго­гические принципы
  6. Общее и специальное воздействие в процессе реабилитации

 


Лекция № 3

Тема: «Медицинская реабилитация».

Цель: Ознакомление с основными принципами медицинской реабилитации.

Медицинская реабилитология.

Медицинская реабилитация базируется на следующих принципах:

1. Своевременное начало восстановительных мер.

2. Этапность мероприятий.

3. Комплексный и рациональный характер использования реабилитационных средств.

4. Индивидуальность применяемых мер с учетом характера, вида, стадии локализации патологического процесса.

5. Преемственность и непрерывность восстановительных мер на всех госпитальных и постгоспитальных этапах (стационар, поликлиника, центры промышленной реабилитации, профилированные санатории, профилактории, курорты, на дому под контролем и с непосредственным участием семейного врача и медицинской сестры).

Приведенные принципы осуществимы полностью обычно в крупных реабилитационных центрах, так как они располагают современным оборудованием, необходимыми площадями, подготовленными квалифицированными и даже специализированными кадрами.

Организация реабилитационной службы представляется следующим образом:

1. Межрегиональные центры медицинской реабилитации, обслуживающие несколько регионов без учета ведомственной принадлежности.

2. Городские, межрайонные центры реабилитации.

3. Отделения реабилитации в многопрофильных больницах.

Допустимо создание профилированных кабинетов реабилитации в лечебных отделениях больницы.

4. Кабинеты восстановительного лечения в амбулаторно-поликлиниче­ской сети, создающиеся с основными лечебными средствами (кабинеты ЛФК, физиотерапии, массажа, иглорефлексотерапии).

5. Центры промышленной реабилитации, создание которых целесообраз­но в крупных промышленных регионах. Назначение их многогранно: это и задачи медицинской реабилитации, и временного трудоустройст­ва больных, и постоянного трудоустройства инвалидов, и, наконец, создание товарной продукции. Эта форма реабилитации, особенно в настоящее время, является экономически оправданной, полифункцио­нальной и жизнеспособной, в соответствии с чем вокруг нее возможно
формирование службы реабилитации региона (города, области). В МСЧ крупных промышленных предприятий оправдано и создание кабине­тов реабилитации с учетом профиля наиболее частой профессиональ­ной патологии (на конкретном предприятия).

6. Специализированные санатории, обычно республиканского значения, с организацией на их базе центра медицинской реабилитации, где со­средоточены специалисты и оборудование, необходимые для его дея­тельности (возможно лишь при содействии местных органов здраво­охранения).

7. Диспансеризация, долечивание и закрепление положительных резуль­татов на дому под контролем семейного врача и квалифицированной медицинской сестры как конечный этап любой формы реабилитации.

8. Для районов области целесообразно предусмотреть форму межрайон­ных центров смешанного (амбулаторно-стационарного) типа; имея в виду использование для жителей близлежащих районов амбулаторных условий, а для жителей отдаленных районов — профильных, стационарных коек больницы (центральной, районной, участковой) с прове­дением комплексного восстановительного лечения персоналом центра (отделения) реабилитации.

Учитывая особенности работы учреждений здравоохранения в новых то комических условиях, следует в обязательном порядке предусмотреть обеспечение жизнеспособности создаваемой службы, особенно исключе­ние игнорирования направления, больных в учреждения реабилитации, что повсеместно бытует в практике. Для этого необходимо обеспечить, прежде всего, автономное финансирование учреждений реабилитации (по полной стоимости с учетом клинико-статистических групп).

Прежде чем приступить к изложению основных средств медицинской реабилитации, реализация которых возложена, главным образом, на меди­цинскую сестру, возникает целесообразность определения роли, значимо­сти и особенности ее в реабилитационном процессе.

Достаточно, а вернее можно ли на современном этапе с медицинской и особенно старшей медицинской сестрой, строго исполняющей лишь назна­чения заведующего или лечащего врача или быть на подхвате, а порой и улавливать не только мысль, суждение, но и настроение шефа, как это, к. сожалению, повсеместно принято, качественно и своевременно проводить реабилитационные мероприятия? Разумеется, нет. И не только потому, что сегодня в связи с новыми социально-производственными изменениями резко возросли требования к конечным лечебно-восстановительным ре­зультатам, достижения которых, в свою очередь, усложнились утяжелением, сочетанностьга, комбинациями воздействий множеств различных зкзо- и эндопатогенных факторов. Диагностика, подбор реабилитационных средств и мер, особенно оптимальная реализация их, немыслимы сегодня без профессионально подготовленных, рационально активных, творчески направленных, преимущественно в организационно-реабилитационном процессе, медицинских сестер — главных, академических, менеджеров.

Медицинская сестра - это многогранная, главная организационно-лечебная должность на всех или на наиболее ответственных этапах и участках реабилитационного процесса, направленная деятельность. Кото­рой зависит от специализации учреждения, особенностей потока поступ­ления пациентов, а также специфики, характера и локализации самой па­тологии.

Так, на диагностическом этапе необходимость участия медсестры в постановке расширенного, развернутого диагноза («диктатора» качествен­ной реабилитации) с указанием причинно-следственной связи, диагноза по уходу за больным, определения приоритетов медицинского обслужива­ния, организации всего сестринского процесса, обсуждении восстанови­тельных средств, возможных осложнениях и своевременных корректирую­щих мер — очевидна. На последующих этапах роль ее еще более возраста­ет, так-как основные средства реабилитационного воздействия — лечебная физкультура, массаж, физиотерапия (рассматриваемые ниже) — выполня­ются в основном медицинскими сестрами (методистами) или при их непо­средственном участии, или контроле. И от организации, творчества, реали­зации поставленных целей и задач и, конечно, внимательного, чуткого отношения к больному будет зависеть исход.

Уместно, вероятно, расширить и поправить расхожее мнение, что пре­жде всего врач должен любить больного. Это хотя и так, но, по-видимому, достаточно ему быть профессионалом и порядочной личностью — и паци­ент получит все необходимое, тем более, взаимный контакт их относитель­но непродолжителен. Медицинская же сестра, фактически являющаяся главным врачевателем, реабилитологом на всех этапах восстановительно­го процесса, не может не облагородить, не оставить частицу себя в -пациен­та. И правильно считается, что медсестра — это не столько должность, сколько ее жизнь, особенно на этапе стационарной реабилитации. Она не только творческий организатор сестринского процесса, но и, а может быть прежде всего, умелый воспитатель работающего с ней коллектива, особен­но младшего медицинского персонала, формирующий истинных чутких «нянь», тонкий психолог, уважаемая и часто обаятельная в общении лич­ность, внутренняя потребность которой в доброте, искренности, справед­ливости. Эти качества, особенно в сочетании с философско-психологическим подходом в общении и работе, в определенной мере индуцируются, вкрапливаются, передаются персоналу, пациентам, рождая положительные эмоции, облегчая и ускоряя тем самым процесс реабилитации, прибавляя и годы к жизни, и жизнь к годам.

В производственных условиях роль и значимость медсестры еще бо­лее значительна. Она определяет и санитарно-гигиенические условия производства, и вредную биомеханику трудовых операций, вызывающих перенапряжения органов и систем, особенно опорно-двигательного ап­парата, она и составляет с учетом биомеханики комплекс рациональной гимнастики, «паузы» и «микропаузы» для определенных групп работаю­щих {«зон риска»), регулирует функционирование оздоровительно-реа­билитационных саун, всевозможных аппликаций и т. д. И все это, как правило, самостоятельно. Лишь в сомнительных случаях, при прогрессировании патологии подключается врач, на долю участия которого в реа­билитационном процессе приходится лишь 5-10%. «Благополучие рабо­чих рук — точно подмечено, — во власти чутких, умелых медицинских сестринских рук».

Аналогичное участие и значимость медицинской сестры — в спортив­ной реабилитации, которая, особенно в профессиональном спорте, также построена целенаправленно, с учетом специфики патологии, ее течения, биомеханики выполняемых спортивных операций, профессионального прогноза.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 346.