Реабилитация - это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами. Цель реабилитации - эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habiHs — «способность», rehabilis — «восстановление способности».
По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.
Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинская, физическая, психологическая, профессиональная (трудовая) и социально-экономическая.
Первое и основное направление реабилитации (медицинской и физической) — восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).
Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.
Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных.
Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.
Из всего этого ясно, что реабилитация — многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Естественно, что виды реабилитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней:
1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонениях от нормального морфофункционального статуса;
2) снижение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова;
3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом.
Отсюда следует, что выздоровление больного после перенесенного заболевания и его реабилитация - совсем не одно и то же, так как помимо восстановления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе.
Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине нашего столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая культура. Вначале использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских лечебных методов, но впоследствии, особенно после второй мировой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицинских, ее решение включало целый ряд психологических, социальных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» пришел термин «реабилитация». Концепция реабилитации больных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ведущих к нетрудоспособности, отдельные направления медицины не в состоянии ему противостоять и решение этой проблемы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом..
Еще 20—30 лет назад большинство медицинских работников различных специальностей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохранения деятельность, более связанную с социальным обеспечением. В последующие годы все большее число лечебных учреждений, признав целесообразность службы реабилитации, стало выделять отдельные больничные койки для реабилитации, а затем специальные палаты и отделения. Сегодня служба реабилитации организационно сложилась в структуру реабилитационных центров, специализированных по профилю заболеваний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.). В зависимости от того, при.каком учреждении они организованы, это могут быть стационарные, санаторные или поликлинические реабилитационные центры. Расширение сети таких учреждений обусловлено еще и экономическими соображениями. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать проблему восстановления трудоспособности больных — в денежном выражении — значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще можно восстановить здоровье больного до максимально возможного уровня его физической, психологической и социально-экономической полноценности.
Действительно, лишь очень богатая страна может позволить себе увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохранения. В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркивается, что целью лечения больного является не только сохранение его жизни, но и способности к независимому существованию. Отсюда следует целенаправленный характер всей системы реабилитации в интересах прежде всего самого больного, его близких и всего общества. В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Научные исследования воздействия средств реабилитации отчетливо показали, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.
Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:
· общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность больного человека — важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;
· специальная тренировка призвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.
Литература:
Контрольные вопросы:
Лекция № 2
Тема: «Физическая реабилитация».
Цель: Ознакомление с основными принципами физической реабилитации.
Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмитриев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специалиста по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие — местное, локальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и эффективности реабилитационных мероприятий.
Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает к учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.
Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения; Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.
В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:
1. Индивидуальный подход к больному. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.
2. Сознательность. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий,
3. Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.
4. Систематичность — основа лечебно-восстановительной тренировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю щей порою до нескольких месяцев и лет. Только систематически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма больного.
5. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями). Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне.
6. Системность воздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.
7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений, т.е. 10—-15% физических упражнений должны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.
8. Умеренность воздействия средствами физической реабилитации означает, что физические нагрузки должны быть умеренными, возможно более продолжительными, либо нагрузки должны быть дробными, что позволит достичь адекватности нагрузок состоянию пациента.
Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в течение реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: предпочтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы к отдыху н максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствующих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуализации.
Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:
— общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность больного человека — важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;
— специальная тренировка призвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые
пациенту в быту и трудовой деятельности.
Литература:
Контрольные вопросы:
Лекция № 3
Тема: «Медицинская реабилитация».
Цель: Ознакомление с основными принципами медицинской реабилитации.
Медицинская реабилитология.
Медицинская реабилитация базируется на следующих принципах:
1. Своевременное начало восстановительных мер.
2. Этапность мероприятий.
3. Комплексный и рациональный характер использования реабилитационных средств.
4. Индивидуальность применяемых мер с учетом характера, вида, стадии локализации патологического процесса.
5. Преемственность и непрерывность восстановительных мер на всех госпитальных и постгоспитальных этапах (стационар, поликлиника, центры промышленной реабилитации, профилированные санатории, профилактории, курорты, на дому под контролем и с непосредственным участием семейного врача и медицинской сестры).
Приведенные принципы осуществимы полностью обычно в крупных реабилитационных центрах, так как они располагают современным оборудованием, необходимыми площадями, подготовленными квалифицированными и даже специализированными кадрами.
Организация реабилитационной службы представляется следующим образом:
1. Межрегиональные центры медицинской реабилитации, обслуживающие несколько регионов без учета ведомственной принадлежности.
2. Городские, межрайонные центры реабилитации.
3. Отделения реабилитации в многопрофильных больницах.
Допустимо создание профилированных кабинетов реабилитации в лечебных отделениях больницы.
4. Кабинеты восстановительного лечения в амбулаторно-поликлинической сети, создающиеся с основными лечебными средствами (кабинеты ЛФК, физиотерапии, массажа, иглорефлексотерапии).
5. Центры промышленной реабилитации, создание которых целесообразно в крупных промышленных регионах. Назначение их многогранно: это и задачи медицинской реабилитации, и временного трудоустройства больных, и постоянного трудоустройства инвалидов, и, наконец, создание товарной продукции. Эта форма реабилитации, особенно в настоящее время, является экономически оправданной, полифункциональной и жизнеспособной, в соответствии с чем вокруг нее возможно
формирование службы реабилитации региона (города, области). В МСЧ крупных промышленных предприятий оправдано и создание кабинетов реабилитации с учетом профиля наиболее частой профессиональной патологии (на конкретном предприятия).
6. Специализированные санатории, обычно республиканского значения, с организацией на их базе центра медицинской реабилитации, где сосредоточены специалисты и оборудование, необходимые для его деятельности (возможно лишь при содействии местных органов здравоохранения).
7. Диспансеризация, долечивание и закрепление положительных результатов на дому под контролем семейного врача и квалифицированной медицинской сестры как конечный этап любой формы реабилитации.
8. Для районов области целесообразно предусмотреть форму межрайонных центров смешанного (амбулаторно-стационарного) типа; имея в виду использование для жителей близлежащих районов амбулаторных условий, а для жителей отдаленных районов — профильных, стационарных коек больницы (центральной, районной, участковой) с проведением комплексного восстановительного лечения персоналом центра (отделения) реабилитации.
Учитывая особенности работы учреждений здравоохранения в новых то комических условиях, следует в обязательном порядке предусмотреть обеспечение жизнеспособности создаваемой службы, особенно исключение игнорирования направления, больных в учреждения реабилитации, что повсеместно бытует в практике. Для этого необходимо обеспечить, прежде всего, автономное финансирование учреждений реабилитации (по полной стоимости с учетом клинико-статистических групп).
Прежде чем приступить к изложению основных средств медицинской реабилитации, реализация которых возложена, главным образом, на медицинскую сестру, возникает целесообразность определения роли, значимости и особенности ее в реабилитационном процессе.
Достаточно, а вернее можно ли на современном этапе с медицинской и особенно старшей медицинской сестрой, строго исполняющей лишь назначения заведующего или лечащего врача или быть на подхвате, а порой и улавливать не только мысль, суждение, но и настроение шефа, как это, к. сожалению, повсеместно принято, качественно и своевременно проводить реабилитационные мероприятия? Разумеется, нет. И не только потому, что сегодня в связи с новыми социально-производственными изменениями резко возросли требования к конечным лечебно-восстановительным результатам, достижения которых, в свою очередь, усложнились утяжелением, сочетанностьга, комбинациями воздействий множеств различных зкзо- и эндопатогенных факторов. Диагностика, подбор реабилитационных средств и мер, особенно оптимальная реализация их, немыслимы сегодня без профессионально подготовленных, рационально активных, творчески направленных, преимущественно в организационно-реабилитационном процессе, медицинских сестер — главных, академических, менеджеров.
Медицинская сестра - это многогранная, главная организационно-лечебная должность на всех или на наиболее ответственных этапах и участках реабилитационного процесса, направленная деятельность. Которой зависит от специализации учреждения, особенностей потока поступления пациентов, а также специфики, характера и локализации самой патологии.
Так, на диагностическом этапе необходимость участия медсестры в постановке расширенного, развернутого диагноза («диктатора» качественной реабилитации) с указанием причинно-следственной связи, диагноза по уходу за больным, определения приоритетов медицинского обслуживания, организации всего сестринского процесса, обсуждении восстановительных средств, возможных осложнениях и своевременных корректирующих мер — очевидна. На последующих этапах роль ее еще более возрастает, так-как основные средства реабилитационного воздействия — лечебная физкультура, массаж, физиотерапия (рассматриваемые ниже) — выполняются в основном медицинскими сестрами (методистами) или при их непосредственном участии, или контроле. И от организации, творчества, реализации поставленных целей и задач и, конечно, внимательного, чуткого отношения к больному будет зависеть исход.
Уместно, вероятно, расширить и поправить расхожее мнение, что прежде всего врач должен любить больного. Это хотя и так, но, по-видимому, достаточно ему быть профессионалом и порядочной личностью — и пациент получит все необходимое, тем более, взаимный контакт их относительно непродолжителен. Медицинская же сестра, фактически являющаяся главным врачевателем, реабилитологом на всех этапах восстановительного процесса, не может не облагородить, не оставить частицу себя в -пациента. И правильно считается, что медсестра — это не столько должность, сколько ее жизнь, особенно на этапе стационарной реабилитации. Она не только творческий организатор сестринского процесса, но и, а может быть прежде всего, умелый воспитатель работающего с ней коллектива, особенно младшего медицинского персонала, формирующий истинных чутких «нянь», тонкий психолог, уважаемая и часто обаятельная в общении личность, внутренняя потребность которой в доброте, искренности, справедливости. Эти качества, особенно в сочетании с философско-психологическим подходом в общении и работе, в определенной мере индуцируются, вкрапливаются, передаются персоналу, пациентам, рождая положительные эмоции, облегчая и ускоряя тем самым процесс реабилитации, прибавляя и годы к жизни, и жизнь к годам.
В производственных условиях роль и значимость медсестры еще более значительна. Она определяет и санитарно-гигиенические условия производства, и вредную биомеханику трудовых операций, вызывающих перенапряжения органов и систем, особенно опорно-двигательного аппарата, она и составляет с учетом биомеханики комплекс рациональной гимнастики, «паузы» и «микропаузы» для определенных групп работающих {«зон риска»), регулирует функционирование оздоровительно-реабилитационных саун, всевозможных аппликаций и т. д. И все это, как правило, самостоятельно. Лишь в сомнительных случаях, при прогрессировании патологии подключается врач, на долю участия которого в реабилитационном процессе приходится лишь 5-10%. «Благополучие рабочих рук — точно подмечено, — во власти чутких, умелых медицинских сестринских рук».
Аналогичное участие и значимость медицинской сестры — в спортивной реабилитации, которая, особенно в профессиональном спорте, также построена целенаправленно, с учетом специфики патологии, ее течения, биомеханики выполняемых спортивных операций, профессионального прогноза.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 356.