СРСП – 30
СРС - 30
Курс: 1(СД-З)
Семестр: 2
2016г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
Утверждено
на заседании УМС
Председатель
______________ О.В.Киричок
«____»______________2016г., № ___
Образовательная программа – (5В 110100 «Сестринское дело»)
Форма обучения – очная
СИЛЛАБУС
По дисциплине: «Реабилитология»
Код дисциплины: Rea 1227
Объем учебных часов (кредитов) 90 (2)
В том числе: аудиторные часы – 30
СРСП – 30
СРС - 30
Курс: 1(СД-З)
Семестр: 2
2016г.
Составители: Пульникова А.В., Сугурбаева Л.К. ____________________
подпись
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Реабилитология» для студентов специальности 5В 110100 «Сестринское дело»
Рассмотрено
На заседании кафедры «Сестринского дела»
Зав. кафедрой к.м.н. ________________________ Бейсенов А.Д.
подпись
Декан Высшей Школы (Факультета) Гуманитарных наук
к.и.н., ассоциированный профессор __________________ Жуман С.А.
подпись
от «___»_____________ 2016 г., №___
1. Общие сведения о преподавателях кафедры сестринского дела:
Зав. кафедрой: Бейсенов Ануарбек Дамирович
Зав. секцией дисциплин сестринского дела Пульникова Алёна Викторовна
Офис: КОУ, корпус «Д», 5 этаж, каб № 514
Тел.: 243-19-09 р., 277-96-96 д.
Преподаватель: Пшеничникова Елена Владимировна
Офис: кафедра
Тел.: 293-14-95
Преподаватель: Масимова Михринур Бакримжановна
Офис: кафедра
Занятия по дисциплине «Реабилитология» будут проходить:
· КОУ, корпус «Д», по адресу Абая 115, 5 этаж
· клиническая база кафедры ГКБ №7, по адресу мкр.Калкаман
· клиническая база кафедры НЦХ им. Сызганова, по адресу ул. Желтоксана 62
Политика дисциплины:
Заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса на лекционных, практических занятиях, СРСП в виде защиты реферативных работ, работы в отделении, анализа и обсуждения проектов, консультаций и т.д., а также СРС – рефераты, тестовые задания, таблицы, индивидуальные проекты и т.д. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высшей школе. На занятиях студент должен находится в белом халате, иметь литературу и принадлежности:
· Учебники по курсу «Реабилитология»;
· Учебно-методический комплекс студента
· Общая тетрадь для лекций; тетрадь для практики;
· Папку для выполненных заданий СРС.
Посещение всех занятий обязательно. Отсутствие означает – 100%; опоздание, пользование сотовыми телефонами, шпаргалками – 20%.
ПРОГРАММА
Введение
Реабилитология - это дисциплина, знакомящая студентов с комплексом мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности.
Значение дисциплины состоит в обеспечении вклада в интегральную систему формирования специалиста, в создании устойчивого стереотипа профессиональной деятельности на всех ступенях и этапах организации медицинской помощи.
Объектом изучения дисциплины является здоровье населения, его восстановление, организация обучения самопомощи, самообслуживанию.
Цель дисциплины:
Овладение основами теории механизма действия средств реабилитации на организм больного человека, привить навыки применения их на всех этапах восстановительного лечения, а также осуществлять медицинский контроль за состоянием здоровья.
Задачи дисциплины:
· Изучить клинико-физиологическое действие средств реабилитации на организм больного человека.
· Овладеть навыками медицинского контроля в процессе реабилитации.
Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
- Принципы медицинской реабилитации;
- Основные реабилитационные средства;
- механизмы действия средств реабилитации на организм больного человека;
- основные показания и противопоказания к применению средств реабилитации с лечебно-реабилитационными и профилактическими целями;
- средства, параметры, методики проведения, основы дозирования форм и средств реабилитации;
- особенности организации реабилитации в условиях ЛПО и на дому;
- этапы сестринского процесса при реабилитации пациентов с различной патологией.
Уметь:
- грамотно использовать средства реабилитации в комплексе медицинских мероприятий при заболеваниях, грамотно использовать средства реабилитации в комплексе медицинских мероприятий при заболеваниях, подлежащих лечению и вторичной профилактике в стационаре и поликлинике;
- оценивать клиническую эффективность применения средств реабилитации;
- самостоятельно составлять комплексы реабилитации.
- самостоятельно составлять реабилитационные комплексы.
- освоить основы реабилитологии.
- применять средства реабилитации целенаправленно и соответственно лечебным целям и особенностям заболеваний.
- освоить методику применения средств в медицинской реабилитации пациентов при различных заболеваниях и травмах.
Пререквизиты: анатомия, физиология, основы сестринского дела, основы психологии и коммуникативные навыки, пропедевтика внутренних болезней и сестринское дело в терапии, оценка стояния здоровья, сестринское дело в хирургии, сестринский процесс, сестринское дело в педиатрии, сестринское дело в акушерстве и гинекологии, геронтология, гериатрия
Постреквизиты: основы доказательной медицины, сестринское дело в эпидемиологии и инфекционных болезнях, введение в методы научных исследований в здравоохранении.
Краткое содержание дисциплины
Дисциплина «Основы реабилитации» изучает теоретические и практические основы реабилитации пациентов, необходимые для профессиональной деятельности бакалавра сестринского дела, такие как основы реабилитологии и медицинского контроля, ЛФК и массаж, физиотерапия.
Значительное внимание уделяется воспитанию у будущих бакалавров сестринского дела умения проводить этапы сестринского процесса при реабилитации пациентов с различной патологией.
Практические занятия проводятся в кабинетах доклинической практики и отделениях стационаров. При этом необходимо дать студентам правильную, единую методику выполнения процедур, согласно приказам и инструкциям органов здравоохранения, действующим на территории РК и добиваться единых требований по технике реабилитации пациентов при прохождении всех видов практического обучения.
Тематический план лекционных занятий
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-во часов |
Кредит 1
Всего
Кредит 2
Всего
ИТОГО
Тематический план практических занятий
№ | Наименование темы | Методы проведения | Коли-во часов |
Кредит 1 | |||
1 | Принципы составления программ реабилитации. | Работа в малых группах | 1 |
2 | Медицинский контроль за получающими средства реабилитации. | Презентация | 1 |
3 | Кинезитерапия. | Работа в малых группах | 1 |
4 | Рефлексотерапия. | Моделирование ситуации | 1 |
5 | Основы массажа. | Работа в малых группах | 1 |
6 | Общий массаж. | Работа в малых группах | 1 |
7 | Методика проведения точечного массажа. | Моделирование ситуации | 1 |
Всего | 7 | ||
Кредит 2 | |||
1 | ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. | Моделирование ситуации | 1 |
2 | ЛФК при поражении ЦНС. | Моделирование ситуации | 1 |
3 | ЛФК в акушерстве. | Моделирование ситуации | 1 |
4 | ЛФК в детском возрасте. | Моделирование ситуации | 1 |
5 | Электротерапия – электрофорез, УВЧ. | Работа в отделении | 1 |
6 | Ультразвуковая терапия. | Работа в отделении | 1 |
7 | Лазерная терапия. Магнитотерапия. | Работа в отделении | 1 |
8 | Грязелечение. Теплолечение. | Работа в отделении | 1 |
Всего | 8 | ||
ИТОГО | 15 |
Тематический план СРСП
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-во часов |
Кредит 1 | |||
1 | Основные методы оценки физического развития, измерение объема движения в суставах, оценка тонуса и силы мышц. | Работа в отделении | 1 |
2 | Кинезотерапия. | Работа в отделении | 1 |
3 | Общая кинезотерапия. | Работа в отделении | 1 |
4 | Местная кинезотерапия. | Работа в отделении | 1 |
5 | Приемы и принципы мануальной терапии. | Работа в отделении | 1 |
6 | Консультация с преподавателем | 1 | |
7 | Ортезотерапия. | Работа в отделении | 1 |
8 | Рефлексотерапия. | Работа в отделении | 1 |
9 | Психотерапия. Цель. Задачи. Этапы. | Работа в отделении | 1 |
10 | Консультация с преподавателем | 1 | |
11 | Основные приемы лечебного массажа. | Работа в отделении | 1 |
12 | Массаж передней части грудной клетки, живота. | Работа в отделении | 1 |
13 | Массаж верхних и нижних конечностей. | Работа в отделении | 1 |
14 | Массаж головы. | Работа в отделении | 1 |
15 | Рубежный контроль | 1 | |
Всего | 1 5 | ||
Кредит 2 | |||
1 | ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Механизмы лечебного действия. | Работа в отделении | 1 |
2 | ЛФК при заболеваниях ССС. Механизмы лечебного действия. | Работа в отделении | 1 |
3 | ЛФК при заболеваниях органов пищеварения. | Работа в отделении | 1 |
4 | ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата. | Работа в отделении | 1 |
5 | ЛФК при поражении периферической нервной системы. | Работа в отделении | 1 |
6 | Консультация с преподавателем | 1 | |
7 | Электротерапия – гальванизация. | Работа в отделении | 1 |
8 | Электротерапия - импульсная электротерапия | Работа в отделении | 1 |
9 | Электротерапия – дарсонвализация. | Работа в отделении | 1 |
10 | Электротерапия - индуктотермия. | Работа в отделении | 1 |
11 | Магнитотерапия. | Работа в отделении | 1 |
12 | Грязелечение. | Работа в отделении | 1 |
13 | Теплолечение | Работа в отделении | 1 |
14 | Консультация с преподавателем | 1 | |
15 | Рубежный контроль | Защита проектов. | 1 |
Всего | 15 | ||
ИТОГО | 30 |
Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Наименование темы | Методы проведения | Кол-во часов |
Кредит 1 | |||
1 | Принципы физической реабилитации. | Составление таблицы | 1 |
2 | Принципы медицинской реабилитации. | Составление таблицы | 1 |
3 | Этапы медицинской реабилитации. | Тезисное конспектирование | 1 |
4 | Медицинское обследование. | Тезисное конспектирование | 1 |
5 | Определение состояния здоровья по объективным данным. | Составление тестовых заданий | 1 |
6 | Медикаментозные средства. | Составление таблицы | 1 |
7 | Спорт инвалидов. | Реферат | 1 |
8 | Акупунктура. | Составление партфолио | 1 |
9 | Основные направления психотерапии. | Составление тестовых заданий | 1 |
10 | Основные формы и методы психотерапии. | Составление кейса. | 1 |
11 | Виды трудотерапии. | Составление тестовых заданий | 1 |
12 | Трудотерапия в зависимости от заболеваний. | Составление кейса | 1 |
13 | Гигиенические основы массажа. | Составление тестовых заданий | 1 |
14 | Массаж отдельных областей тела | Составление тестовых заданий | 1 |
15 | Точечный массаж. Приемы точечного массажа. | Составление кейса | 1 |
Всего | 15 | ||
Кредит 2 | |||
1 | Методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания | Составление тестовых заданий | 1 |
2 | Методики ЛФК при заболеваниях ССС | Составление тестовых заданий | 1 |
3 | ЛФК при нарушении обмена веществ. | Составление партфолио | 1 |
4 | ЛФК при гинекологических заболеваниях. | Составление партфолио | 1 |
5 | Методики ЛФК в детском возрасте. | Составление тестовых заданий | 1 |
6 | Устройство и оборудование физиотерапевтического кабинета. Техника безопасности. | Составление тестовых заданий | 1 |
7 | Общие правила проведения физиотерапевтических процедур. | Тезисное конспектирование | 1 |
8 | Ингаляционная терапия. | Составление кейса | 1 |
9 | Водолечение. | Составление кейса | 1 |
10 | Климатотерапия | Составление кейса | 1 |
11 | Сестринский процесс при реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы. | Индивидуальный проект | 1 |
12 | Сестринский процесс при реабилитации пациентов с заболеваниями ССС. | Индивидуальный проект | 1 |
13 | Сестринский процесс при реабилитации пациентов с заболеваниями ЖКТ. | Индивидуальный проект | 1 |
14 | Сестринский процесс при реабилитации пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы. | Индивидуальный проект | 1 |
15 | Сестринский процесс при реабилитации пациентов с заболеваниями эндокринной системы. | Индивидуальный проект | 1 |
Всего | 15 | ||
ИТОГО | 30 |
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Физическая реабилитация: Учебник для студентов ВУЗа/ Под общей ред. Проф. С.Н.Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-
3. Козлова Л.В., Козлов С.А. , Семененко Л.А. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 475с.
Дополнительная
1. Горелов Л.В. Краткий курс лечебной физической культуры и массажа. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224с.
2. Соколова Н.Г., Соколова Т.В. Физиотерапия.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320с.
3. Готовцев П.И., Субботин А.Д., Семенов В.И. «Лечебная физическая культура и массаж» М., Медицина, 1987.
4. Епифанов В.А. «Лечебная физическая культура и врачебный контроль» М., Медицина, 1990.
5. Машков В.И. «Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней» М., Медицина, 1977.
6. Попов С.И. «Лечебная физическая культура» М., Асадема, 2004.
7. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. – М.: С – Пб, СЛП, 1996.
8. Ясногородский В.Г. Справочник по физиотерапии. – М.: Медицина, 1992.
9. Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. Учебник.- М.: Медицина, 1988.
Методы обучения и преподавания:
· Лекции: обзорные, проблемные
· Практические занятия: моделирование ситуации, презентации, работа в малых группах, работа в отделении.
· Самостоятельная работа студентов с преподавателем: углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных на практических занятий, подготовка презентаций и рефератов, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, работа на маникенах, разработка кейса, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, проведение текущего и рубежного контроля
· Самостоятельная работа студентов: самостоятельное изучение учебно-методических пособий, литературных источников, тезисное конспектирование, составление таблиц, решение и подготовка тестовых заданий, подготовка рефератов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.