Термин «кинезотерапия» происходит от греч. «кинезис» - движение и «терапия» - лечение.
Кинезотерапия более всего связана с лечебной реабилитацией, эффективность ее зависит от многих обстоятельств и в первую очередь от нозологической формы заболевания. Например, заболевания органов движения протекают хронически, лечение их часто состоит в обездвиживании и последствия такого лечения в виде ограничений объема движений и снижения мышечной силы приходится ликвидировать в течение длительного времени. Поэтому травматология и ортопедия теснее всего связаны с кинезотерапией.
При разных заболеваниях назначение кинезотерапии разное. Более того, при одном и том же заболевании в зависимости от его периода участие кинезотерапии различно. Например, при переломах позвоночника с повреждением спинного мозга (параплегия) в первом периоде болезни при так называемом шоке роль ее невелика. В это время на первый план выдвигаются уход, лечение в обычном смысле и другие составные части лечебной реабилитации. Только после выхода из состояния шока значение кинезотерапии постепенно возрастает и до конца пребывания больного в клинике играет главную роль.
Задачи кинезотерапии зависят от периода болезни. В ее задачи входит обучение больного таким формам движения, которые он сможет выполнять в домашних условиях.
Процессы, составляющие основу лечебного действия кинезотерапии, относятся к нейрофизиологии. Фундаментальное значение в этой области имеют работы советского физиолога П.А. Анохина, в которых он обсуждает так называемое правило компенсации:
1. Всякий живой организм обладает физиологическими механизмами, обеспечивающими замену функций разных органов, нормальная работа которых нарушается в результате дефекта, вызванного болезнью, травмой или другими факторами деструктивного характера.
2. Функциональные (компенсаторные) -резервы включаются только в условиях нарушения функции основных физиологических механизмов, ответственных за данную функцию.
3. Компенсаторные процессы включаются без участия сознания и независимо от того, какой орган подвергся повреждению. Самостоятельно эти процессы по большей части не развиваются, поэтому для восстановления утраченной функции требуется управление посредством кинезотерапии.
4. Восстановление утраченной функции не является устойчивым процессом и требует постоянной тренировки в условиях изменяющейся целенаправленной физиологической стимуляции, действенность которой должна «подтверждаться» кинестетическим анализатором.
Литература:
1. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 698с.
2. Физическая реабилитация: Учебник для студентов ВУЗа/ Под общей ред. Проф. С.Н.Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 608с.
Контрольные вопросы:
1. Основные реабилитационные средства.
2. Суть ЛФК.
3. Суть кинезотерапии.
4. Спорт инвалидов.
5. Сущность механотерапии.
Лекция № 6
Тема: «Трудотерапия».
Цель: Ознакомление с основными принципами трудотерапии.
Трудотерапия — это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи трудовых операций. Трудотерапия — лечебный и профилактический фактор. С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования в оптимальных условиях остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больного внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность и снижает уровень инвалидности. С социальной точки зрения трудотерапия предоставляет больному возможность работать в коллективе.
В восстановительных отделениях и реабилитационных центрах используют 3 вида трудотерапии:
1) общеукрепляющую (тонизирующая);
2) восстановительную;
3) профессиональную.
Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для восстановления трудоспособности.
Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больной функции двигательного аппарата. В процессе занятий учитывают функциональные возможности больного, способность его к выполнению определенной трудовой операции, оценивают профессиональный профиль больного.
Профессиональная трудотерапия направлена на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков и проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. При этом виде трудотерапии оцениваются профессиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности или частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии. На протяжении всего восстановительного лечения необходим медицинский контроль над проведением трудотерапии. Это позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т. п.
Дозировка физической нагрузки определяется общим состоянием больного, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения (острый, хронический), а также видом трудотерапии.
При строгой дозировке физической нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и нервно-мышечный аппарат трудотерапия так же, как и ЛФК может быть использована уже на ранних этапах лечения (например, в ближайшее время после травмы, хирургического вмешательства и т. д.).
Трудотерапию назначают в соответствии с клиническими особенностями заболевания или повреждения и функциональными возможностями двигательного аппарата.
Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют пять режимов:
0 — режим временного непосещения больным отделения трудотерапии;
1 — режим палатный (больной занимается трудотерапией в палате);
2 — режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другую мастерскую; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора;
3 — режим сокращенного рабочего дня (предусматривает предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного рабочего дня на 1 ч в день, дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы);
4 — режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (предусматривает стабильность трудовой установки больного). Назначается при неспособности больного к переключению от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам;
5 — режим полного рабочего дня. Больной выполняет различные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственной работы по системе самообслуживания.
Воспитание трудовых навыков. В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов.
Первый этап заключается в том, что больные должны получить основные сведения о трудовой операции, оборудовании рабочих мест. Важно возбудить интерес больного к работе, желание овладеть ею.
На втором этапе обучения происходит освоение больными трудовых навыков, необходимых для восстановления нарушенных функций. Больным показывают и объясняют приемы трудовых операций. Во время упражнений больные стараются закрепить вначале простейшие, а затем и более сложные приемы, показанные инструктором. После этого группа обучающихся переходит к индивидуальным занятиям и самостоятельной работе. Больные имеют возможность при такой планировке занятий работать в разном темпе.
По мере усвоения рабочих приемов в третьем периоде обучения у больных формируются навыки выполнения комплексных работ. В этот период закрепляются приемы трудовых операций, обращается внимание на скорость работы.
Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается самообслуживание.
Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (политику) при отсутствии противопоказаний. Для тренировки используют специальные приспособления (вертикальный и горизонтальны бытовой стенд, балканские рамы, трапеции и др.), вспомогательные средства для передвижения (коляски, ортопедические аппараты, костыли, палки, «манеж» и др.)
По меле улучшения общего состояния и двигательной функции бытовые навыки больного следует восстанавливать в специально созданном кабинете бытовой реабилитации, в котором должны быть все необходимые предметы домашнего обихода. Занятия проводятся группой в 5-7 человек, а с тяжелобольными — индивидуально. Продолжительность занятий не должна превышать 30-45 мин с перерывами для отдыха через каждые 15 мин. В свободное от процедур время больной самостоятельно занимается на стендах.
На заключительном этапе лечения, когда у больного значительно улучшается способность обслуживать себя самостоятельно, тренировки вновь проводятся в отделении.
Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания в баллах приведена ниже.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 296.