Теоретические основы кинезотерапии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «кинезотерапия» происходит от греч. «кинезис» - движение и «терапия» - лечение.

Кинезотерапия более всего связана с лечебной реаби­литацией, эффективность ее зависит от многих обстоя­тельств и в первую очередь от нозологической формы за­болевания. Например, заболевания органов движения про­текают хронически, лечение их часто состоит в обездви­живании и последствия такого лечения в виде ограниче­ний объема движений и снижения мышечной силы приходится ликвидировать в течение длительного времени. Поэтому травматология и ортопедия теснее всего связаны с кинезотерапией.

При разных заболеваниях назначение кинезотерапии разное. Более того, при одном и том же заболевании в за­висимости от его периода участие кинезотерапии различ­но. Например, при переломах позвоночника с повреждени­ем спинного мозга (параплегия) в первом периоде болезни при так называемом шоке роль ее невелика. В это время на первый план выдвигаются уход, лечение в обычном смыс­ле и другие составные части лечебной реабилитации. Толь­ко после выхода из состояния шока значение кинезотера­пии постепенно возрастает и до конца пребывания больно­го в клинике играет главную роль.

Задачи кинезотерапии зависят от периода болезни. В ее задачи входит обучение больного таким формам движе­ния, которые он сможет выполнять в домашних условиях.

Процессы, составляющие основу лечебного действия кинезотерапии, относятся к нейрофизиологии. Фундамен­тальное значение в этой области имеют работы советского физиолога П.А. Анохина, в которых он обсуждает так на­зываемое правило компенсации:

1. Всякий живой организм обладает физиологически­ми механизмами, обеспечивающими замену функций раз­ных органов, нормальная работа которых нарушается в ре­зультате дефекта, вызванного болезнью, травмой или дру­гими факторами деструктивного характера.

2. Функциональные (компенсаторные) -резервы вклю­чаются только в условиях нарушения функции основных физиологических механизмов, ответственных за данную функцию.

3. Компенсаторные процессы включаются без участия сознания и независимо от того, какой орган подвергся по­вреждению. Самостоятельно эти процессы по большей ча­сти не развиваются, поэтому для восстановления утрачен­ной функции требуется управление посредством кинезотерапии.

4. Восстановление утраченной функции не является устойчивым процессом и требует постоянной тренировки в условиях изменяющейся целенаправленной физиологи­ческой стимуляции, действенность которой должна «под­тверждаться» кинестетическим анализатором.

Литература:

1. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 698с.

2. Физическая реабилитация: Учебник для студентов ВУЗа/ Под общей ред. Проф. С.Н.Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 608с.

  1. Козлова Л.В., Козлов С.А. , Семененко Л.А. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 475с.

Контрольные вопросы:

1. Основные реабилитационные средства.

2. Суть ЛФК.

3. Суть кинезотерапии.

4. Спорт инвалидов.

5. Сущность механотерапии.

 

Лекция № 6

Тема: «Трудотерапия».

Цель: Ознакомление с основными принципами трудотерапии.

 

Трудотерапия — это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи трудовых операций. Трудотерапия — лечебный и профилактический фактор. С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования в оптимальных условиях остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больного внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность и снижает уровень инвалидности. С социальной точки зрения трудотерапия предоставляет больному возможность работать в коллективе.

В восстановительных отделениях и реабилитационных центрах используют 3 вида трудотерапии:

1) общеукрепляющую (тонизирующая);

2) восстановительную;
3) профессиональную.

Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для восстановления трудоспособности.

Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больной функции двигательного аппарата. В процессе занятий учитывают функциональные возможности больного, способность его к выполнению определенной трудовой операции, оценивают профессиональный профиль больного.

Профессиональная трудотерапия направлена на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков и проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. При этом виде трудотерапии оцениваются профессиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности или частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии. На протяжении всего восстановительного лечения необходим медицинский контроль над проведением трудотерапии. Это позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т. п.

Дозировка физической нагрузки определяется общим состоянием больного, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения (острый, хронический), а также видом трудотерапии.

При строгой дозировке физической нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и нервно-мышечный аппарат трудотерапия так же, как и ЛФК может быть использована уже на ранних этапах лечения (например, в ближайшее время после травмы, хирургического вмешательства и т. д.).

Трудотерапию назначают в соответствии с клиническими особенностями заболевания или повреждения и функциональными возможностями двигательного аппарата.

Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют пять режимов:

0 — режим временного непосещения больным отделения трудотерапии;

1 — режим палатный (больной занимается трудотерапией в палате);

2 — режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другую мастерскую; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора;

3 — режим сокращенного рабочего дня (предусматривает предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного рабочего дня на 1 ч в день, дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы);

4 — режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (предусматривает стабильность трудовой установки больного). Назначается при неспособности больного к переключению от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам;

5 — режим полного рабочего дня. Больной выполняет различные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственной работы по системе самообслуживания.

Воспитание трудовых навыков. В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов.

Первый этап заключается в том, что больные должны получить основные сведения о трудовой операции, оборудовании рабочих мест. Важно возбудить интерес больного к работе, желание овладеть ею.

На втором этапе обучения происходит освоение больными трудовых навыков, необходимых для восстановления нарушенных функций. Больным показывают и объясняют приемы трудовых операций. Во время упражнений больные стараются закрепить вначале простейшие, а затем и более сложные приемы, показанные инструктором. После этого группа обучающихся переходит к индивидуальным занятиям и самостоятельной работе. Больные имеют возможность при такой планировке занятий работать в разном темпе.

По мере усвоения рабочих приемов в третьем периоде обучения у больных формируются навыки выполнения комплексных работ. В этот период закрепляются приемы трудовых операций, обращается внимание на скорость работы.

Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается самообслуживание.

Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (политику) при отсутствии противопоказаний. Для тренировки используют специальные приспособления (вертикальный и горизонтальны бытовой стенд, балканские рамы, трапеции и др.), вспомогательные средства для передвижения (коляски, ортопедические аппараты, костыли, палки, «манеж» и др.)

По меле улучшения общего состояния и двигательной функции бытовые навыки больного следует восстанавливать в специально созданном кабинете бытовой реабилитации, в котором должны быть все необходимые предметы домашнего обихода. Занятия проводятся группой в 5-7 человек, а с тяжелобольными — индивидуально. Продолжительность занятий не должна превышать 30-45 мин с перерывами для отдыха через каждые 15 мин. В свободное от процедур время больной самостоятельно занимается на стендах.

На заключительном этапе лечения, когда у больного значительно улучшается способность обслуживать себя самостоятельно, тренировки вновь проводятся в отделении.

Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания в баллах приведена ниже.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.