Принципы | Описание принципа | Направления проверки аудитора |
Уместность | Отчетная информация считается уместной, если она способна повлиять на стоимостную оценку или на решения, принимаемые в настоящее время или на будущее. Благодаря принципу уместности отражается адекватная картина прошлой деятельности предприятия и появляется возможность делать прогнозы на будущее. | Реальность, своевременность, полезность информации. |
Надежность | Надежность гарантирует пользователям не только объективное описание и приемлемое отражение тех событий, которые отчетность должна представлять, но и отсутствие существенных ошибок и отклонений. | Полнота, нейтральность, полезность, точность информации. |
Нейтральность | Принцип нейтральности является своего рода компромиссом и означает, что информация, отраженная в отчетности, не должна отвечать интересам какой-либо одной группы пользователей в ущерб другой. | Полезность информации. |
Осторожность | Осторожность - это та степень осмотрительности, которая необходима при выработке необходимых суждений и оценок в условиях неопределенности с тем, чтобы не допустить завышенной оценки активов или прибыли и заниженной оценки обязательств или расходов. | Полнота, реальность, правильная оценка и своевременность информации. |
Приоритет содержания перед формой | Согласно принципу приоритета содержания перед формой следует делать упор на экономической сути событий, даже если ее правовая форма, возможно, отличается от экономической сути и дает основания предполагать другой подход. | Полезность информации. |
Соответствие расходов и доходов | Доходы и расходы должны быть правильно распределены между отчетными периодами. | Полнота и своевременность информации. |
На первом этапе аудитор изучает общие вопросы организации учета и отчетности на предприятии, затем анализирует структуру и содержание статей бухгалтерской отчетности. Для отдельных статей отчетности следует устанавливать степень важности различных критериев. Аудитору следует определить, какие статьи могут оказать существенное влияние на мнение потенциального пользователя бухгалтерской отчетности; выделить статьи, целесообразность проверки которых очевидна; установить критерии проверки для отобранных статей.
Уже на стадии анализа отчетности следует выделить статьи, в отношении которых можно получить подтверждения определенных критериев, не проводя дополнительных исследований. Например, критерий существования для статей «Касса», «Материалы» может быть подтвержден результатами инвентаризации.
Однако возможности получения достаточных доказательств в отношении всех установленных критериев на данном этапе ограничены. Это обусловлено тем, что:
ограничена возможность применения процедур по тестированию сальдо к статьям отчетности;
ограничена возможность получения аудиторских доказательств по полному спектру установленных критериев, например, соблюдение критерия существования в отношении статьи «Валютные счета» не свидетельствует о законности проведенных по валютным счетам операций;
многие статьи бухгалтерской отчетности (например, статьи «Основные средства», «Нематериальные активы», «Долгосрочные финансовые вложения» и т.д.) отражают агрегированные показатели, подтверждение которых может быть произведено только после их дезагрегирования.
Указанные причины обусловливают необходимость изучения информации, содержащейся на уровне сводных регистров бухгалтерского учета, являющихся основанием для подготовки бухгалтерской отчетности.
На втором этапе аудитор определяет структуру каждой статьи бухгалтерской отчетности и устанавливает взаимосвязь между статьями отчетности и соответствующими счетами бухгалтерского учета.
Сбор доказательств с целью подтверждения установленных критериев осуществляется путем тестирования не только сальдо по счетам, но и оборотов по счетам. Тестируя обороты по счетам, аудитор может получить доказательства в отношении соблюдения или несоблюдения всех установленных критериев, так как записи на счетах бухгалтерского учета отражают информацию о финансово-хозяйственных операциях, составляющих содержание деятельности организации.
Для практической реализации аудита информация, отраженная на счетах бухгалтерского учета, должна быть разделена на элементы - отдельные хозяйственные операции с одновременным определением тех из них, которые будут подвергаться тестированию на соответствие критериям существования, полноты, прав (обязательств), представления и оценки.
Отобранные элементы обозначают как сегменты аудита.
Таким образом, цель аудита бухгалтерской отчетности достигается путем достижения подцелей, установленных для каждого сегмента аудита.
Разделение бухгалтерской отчетности на элементы позволяет реализовать цели аудита отчетности, в частности делает возможным распределить конкретные задания по сбору доказательств в отношении отдельных сегментов между членами аудиторской группы, проводящей проверку.
Аудит каждой хозяйственной операции происходит с точки зрения сбора доказательств соответствия критериям отдельных счетов бухгалтерского учета без установления взаимосвязи между ними на этапе сбора доказательств. После завершения аудита каждого счета бухгалтерского учета с целью обобщения полученных результатов должны быть проанализированы их взаимосвязи.
Следующий этап - формирование мнения о бухгалтерской отчетности в целом.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 352.