Необходимо получить представление об используемых клиентом существенных процедурах внутреннего контроля (включая процесс закрытия финансовой отчетности и системы контроля в области информационных технологий), а также определить процедуры контроля, оказывающие влияние на существенные счета (статьи) финансовой отчетности. Необходимо с минимальными затратами подготовить (или обновить по сравнению с предыдущими годами) документацию, включая описание или блок-схемы систем, формы анализа систем контроля или равнозначные им формы, а также подготовить сквозной анализ для всех существенных процедур.
5. Оценка риска.
Необходимо провести оценку эффективности (по принципу «эффективны - неэффективны») средств контроля, выявленных в существенных процедурах внутреннего контроля, а также выборочную проверку таких средств контроля, которые, как считается, носят всеобъемлющий характер, с тем чтобы определить, в какой степени на них можно полагаться (по принципу «можно полагаться - нельзя полагаться») для уменьшения объема осуществляемых аудиторских процедур.
6. Существенные и общие аудиторские процедуры.
Необходимо осуществить остальные аудиторские процедуры, необходимые для дальнейшего уменьшения аудиторского риска до приемлемого уровня, исходя из результатов оценок и выборочных проверок средств внутреннего контроля, а также стратегии аудита. Процедуры могут включать в себя выборочную проверку детальных данных или аналитические процедуры в тех случаях, когда первичные учетные данные были оценены как надежные.
7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков).
Необходимо обобщить результаты проведенного аудита, что, как минимум, включает в себя:
обсуждение и решение существенных вопросов, выявленных в ходе аудита;
урегулирование всех аудиторских рисков, выявленных в ходе планирования и проведения оценки средств внутреннего контроля;
описание дополнений, которые должны быть сделаны в финансовой отчетности клиента;
проведение общей аналитической проверки финансовой отчетности;
подготовку общего аудиторского заключения.
Проведение заключительного совещания.
Для эффективного завершения и подведения итогов аудита необходимо провести совещание с участием соответствующих сотрудников клиента и членов группы по выполнению проекта. На этом совещании следует обсудить и проанализировать:
проекты финансовой отчетности;
письмо руководству;
вопросы, выявленные в ходе аудита, и пути их решения;
вопросы налогообложения;
нерешенные проблемы (если таковые имеются).
Ко времени окончания совещания все указанные лица должны прийти к единому пониманию этих вопросов. Кроме этого, на совещании необходимо представить клиенту окончательно утвержденный список исправительных проводок с необходимыми пояснениями и расчетами, а также пояснения относительно трансформации отчетности, составленной по российским нормам, в отчетность, составленную по международным стандартам бухучета. Лучше всего проводить такое совещание до подписания и выпуска заключения.
9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований.
Необходимо оценить результаты работы членов группы по выполнению проекта с точки зрения эффективности управления проектом и проведения аудита. Выводы, сделанные по итогам этой оценки, впоследствии включаются в служебную аттестацию, составляемую на каждого члена группы.
Планирование состава и численности аудиторской группы
Прежде всего определяется уровень квалификации и опыта сотрудников аудиторской фирмы. Для наглядности можно использовать рейтинговую оценку знаний и опыта каждого специалиста При этом в качестве условной единицы опыта используются знания и опыт, которыми обладает специалист, возглавляющий аудиторскую группу, - руководитель проекта.
Руководителем проекта может быть специалист, имеющий аттестат ЦАЛАК и опыт работы не менее пяти лет в качестве аудитора. Такие требования объясняются тем, что руководитель проекта должен организовать проведение проверки и контролировать деятельность персонала, участвующего в ней.
Заместитель руководителя проекта - это специалист, имеющий аттестат ЦАЛАК и опыт работы (3 года - 5 лет) в качестве аудитора, способный в необходимых случаях заменить руководителя проекта.
Специалисты:
а) специалисты-эксперты, привлекаемые для проверки участков, которые носят специфический характер:
специалист-финансист - для проведения финансового анализа и прогнозирования финансовой ситуации;
специалист по налогообложению и налоговому планированию - для проверки правильности исчисления налогов и пр.;
специалист-юрист - для проверки учета контрактов, договоров и порядка ведения претензионно-исковой работы;
специалист по работе с ценными бумагами - для проверки операций с ценными бумагами;
другие специалисты - для проверки других направлений деятельности предприятия-заказчика.
Эти специалисты должны иметь опыт работы (3 года - 5 лет) по своему роду деятельности;
б) специалисты-аудиторы - для проверки операций бухгалтерского учета.
Эти специалисты должны иметь опыт работы (I год - 3 года) в области бухгалтерского учета и аудита, ревизорской или инспекторской работы;
в) вспомогательный персонал - для решения остальных вопросов, связанных с деятельностью аудиторской группы во время проверки.
Конкретный персональный состав зависит как от вида проверки, так и от полученной на предыдущих этапах оценки объема необходимых аудиторских процедур, аудиторских и других рисков, времени, необходимого для проверки, и ряда других факторов (характер бизнеса заказчика, сфера и специфика его деятельности, организационно-штатная структура, объем учетной и отчетной информации, система бухгалтерского учета и отчетности, уровень внутреннего аудиторского и состояние финансового контроля).
Конкретный персональный состав в обязательном порядке должен быть избран из числа независимых специалистов, принимающих участие в проверке, и согласован с руководством предприятия-заказчика.
В табл. 12.1 представлены примерные составы аудиторских групп при соответствующих видах проверок.
Таблица 12.1
Примерные составы аудиторских групп при проведении различных видов проверок
Вид проводимых работ | Вид деятельности клиента |
Состав аудиторской группы | ||
Количество | Специалисты | Итого | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Аудиторская проверка | Промышленные предприятия (производители товаров, работ) | Не менее семи человек | Аудитор и специалисты - эксперты | Аудиторы - 4, специалисты других специальностей – 3 (юрист, финансист, специалист по налогам), специалист по инф. системам - 1 |
Предприятия (организации) другого вида деятельности (производители услуг) | Не менее четырех человек | Аудиторы и специа листы- эксперты | Аудиторы - 2, Специалисты других специальностей - 1 (юрист), специалист по инф. системам - 1 | |
Выборочная проверка | Предприятия (организации) любого вида деятельности | В зависимости от предмета проверки и объема выборки, но не менее трех | Аудиторы и специалисты-эксперты | Определяется в зависимости от условий договора |
Тематическая проверка | Предприятия (организации) любого вида деятельности | По тематике проверки | Аудиторы и специалисты-эксперты | Определяется в зависимости от условий договора |
Комплексная проверка | Предприятия (организации) любого вида деятельности | В зависимости от предмета проверки и объема операции по предмету проверки, но не менее четырех | Аудиторы и специалисты-эксперты | Определяется в зависимости от условий договора |
Рассмотрим подробнее обязанности специалиста-финансиста, специалиста по налогообложению и налоговому планированию, специалиста-юриста, участвующих в аудиторской проверке.
Задача специалиста-финансиста - проведение финансового анализа предприятия-заказчика и разработка финансового плана (или уточнение финансового плана при его наличии у предприятия-заказчика на момент начала проверки).
Результатом деятельности специалиста-финансиста должны стать выводы о финансовой деятельности предприятия-заказчика (финансовое заключение), которые войдут в отчет (заключение) аудиторской группы. Эти выводы содержат финансовый анализ деятельности предприятия-заказчика; кроме того, они могут включать в себя оценку финансового плана.
Задача специалиста по налогообложению и налоговому планированию - проанализировать правильность исчисления налогооблагаемой базы и исчисления налогов, правильность применения льгот в разрезе видов налогов (при наличии льгот), возможность применения льгот в разрезе видов налогов (при отсутствии льгот), а также правильность расчетов по налогам и сборам.
Результатом работы этого специалиста должны стать выводы по налогам, сборам и отчислениям, которые являются частью аудиторского заключения (аудиторского отчета).
Задача специалиста-юриста - анализ договорной и претензионно-исковой работы предприятия-заказчика.
Результат его работы - выводы, которые должны стать частью заключения (отчета) аудиторской группы. При проведении юридического анализа договорной работы следует обратить особое внимание на наличие журнала регистрации, первых экземпляров договоров (контактов) в юридическом отделе, бланка согласования договора с различными службами предприятия-заказчика, а также типовых форм договоров.
Отсутствие в юридическом отделе заказчика первых экземпляров договоров с необходимыми реквизитами (подлинными печатями и подписями сторон) существенно усложняет претензионно-исковую работу и саму деятельность предприятия.
При проведении юридического анализа претензионно-исковой работы следует установить, ведется ли журнал регистрации претензий и исков; осуществляется ли учет исков по временному и материальному критериям; учитываются ли иски, решенные в пользу предприятия; проводится ли анализ допущенных ранее нарушений для последующего составления (исправления) типовых договоров.
Виды программ
По результатам оценки СВК проверяемого субъекта и определения на ее основе аудиторского риска составляется программа аудита, в которой рассматриваются все процедуры проверки, их характер и объем.
В программах проверки чаще всего указываются основные направления выполнения аудита и определяется обязательный минимум работ. При этом всегда могут возникнуть обстоятельства, которые потребуют выполнения дополнительных действий.
Аудиторские программы можно разделить на два вида:
программы, содержащие вопросы или процедуры для оценки СВК (тесты средств контроля);
программы, содержащие указания или тесты проверки отдельных статей отчетности (тесты по существу).
Однако такое деление удобно лишь в том случае, когда оценка СВК и аудиторская проверка счетов, статей и отчетов разделены во времени.
Так, крупнейшие аудиторские компании при аудите крупных клиентов много времени тратят только на оценку СВК и лишь затем, после окончания финансового года, выполняют собственно аудит у клиента.
Объединив задачи тестирования СВК и статей отчетности, мы получим полный цикл задач тестирования. Такое объединение особенно важно для российских аудиторских фирм и для не очень крупных клиентов, когда не удается разделить во времени оценку СВК и аудит учета и отчетности.
В некоторых случаях российским аудиторским фирмам действительно целесообразно объединить две программы. Несмотря на то что, как уверяют российские аудиторы, СВК на отечественных предприятиях отсутствует, процедуры формирования информации фактически все равно имеются. Их также необходимо оценивать.
Аудиторы, участвующие в проверке, должны письменно фиксировать результаты работы по каждому этапу и подробно описывать выявленные нарушения, ссылаясь на первичные документы заказчика.
Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: сбор и оценка свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверка соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета. Роль оценочной функции (интерпретация фактов, подтверждающих выводы составителя финансового отчета, и оценка сделанных в отчете выводов) сильно возросла в последние два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешного совершенствования администрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспечивает получение технически достоверной информации. Аудиторы часто считают более целесообразным проверить СВК, чтобы получить свидетельства эффективности ее организации и работы, нежели подвергать проверкам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещения акцентов в аудите является увеличение количества сложных сделок, сделок нового типа и необходимость оценивать способ их отражения в отчетности администрацией.
Кроме этих основных функций независимые аудиторы выполняют консультационную, информационную и другие функции.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 308.