Первичный аудит начальных и сравнительных показателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

бухгалтерской отчетности*

 

* См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтер­ской отчетности».

 

При проведении первичного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта следует провести проверку достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.

Начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчет­ности должны отражать результаты финансово-хозяйственной де­ятельности экономического субъекта и последовательное приме­нение учетной политики экономического субъекта за период, предшествующий первичному аудиту.

При проведении первичного аудита важно получить достаточ­ный объем аудиторских доказательств, позволяющих убедиться в том, что начальные и сравнительные показатели проверяемой бухгалтерской отчетности не содержат существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности; конечные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода соответствующим об­разом перенесены в начало проверяемого отчетного периода; в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности; учетная политика проверяемого эконо­мического субъекта применяется на постоянной основе, а изме­нения в учетной политике, влияющие на начальные и сравнитель­ные показатели бухгалтерской отчетности, надлежащим образом оформлены и документированы в соответствии с установленным порядком.

Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бух­галтерской отчетности должен быть спланирован и проведен та­ким образом, чтобы обеспечить выявление не всех имеющихся ис­кажений, а только тех, которые имеют существенное значение.

Достаточность аудиторских доказательств достоверности на­чальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности зависит от следующих факторов, которые аудиторская организа­ция обязана проанализировать:

существенность начальных и сравнительных показателей в от­ношении проверяемой бухгалтерской отчетности;

величина риска возможных искажений бухгалтерской отчетно­сти в предыдущем отчетном периоде;

учетная политика, применяемая экономическим субъектом;

факт выдачи аудиторского заключения, отличного от безуслов­но положительного, в случае проведения аудита бухгалтерской от­четности экономического субъекта предшествующей аудиторской организацией.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бух­галтерской отчетности, аудиторская организация может провести на выборочной основе следующие аудиторские процедуры:

ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью эко­номического субъекта;

провести анализ учетной политики экономического субъекта;

ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

убедиться в соответствии данных синтетического и аналитичес­кого учета;

провести анализ СВК;

оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта (если он существует) и при возможности использовать результаты работы отдела внутреннего аудита;

провести необходимые аналитические процедуры, например сопоставить сальдо по счетам за различные периоды, оценить со­отношения между различными статьями отчетности на начало проверяемого периода и (или) сопоставить их с данными преды­дущих периодов;

направить письменные запросы на подтверждение определен­ной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

организовать направление письменных запросов (от имени эко­номического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

ознакомиться с аудиторским заключением и письменной ин­формацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторс­кой организацией;

в случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономичес­ким субъектом в соответствии с аудиторским заключением за пре­дыдущий отчетный период.

При получении в результате проведения аудиторских процедур достаточного объема аудиторских доказательств достоверности на­чальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и отсутствия в них существенных искажений в отчетном периоде аудиторская организация должна выразить мнение о достовернос­ти проверяемой отчетности в форме безусловно положительного аудиторского заключения.

Если же установлено, что отдельные начальные и сравнитель­ные показатели бухгалтерской отчетности содержат искажения, которые существенно влияют на достоверность отчетности, а бух­галтерская отчетность отчетного периода достоверна, то аудиторс­кая организация должна выразить свое мнение о достоверности проверяемой отчетности в форме условно-положительного заклю­чения. В итоговой части условно-положительного заключения из­лагаются обстоятельства в отношении начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, обусловившие подготовку условно-положительного аудиторского заключения.

Если же аудиторская организация установила, что начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности недостовер­ны, то она должна выразить мнение о проверяемой отчетности в форме отрицательного аудиторского заключения. В итоговой час­ти отрицательного аудиторского заключения излагаются обстоя­тельства в отношении недостоверности начальных и сравнитель­ных показателей бухгалтерской отчетности, обусловившие подго­товку отрицательного аудиторского заключения.

 

9.2. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита*

 

* Правилом (стандартом) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита» ус­танавливаются требования к аудиторской фирме или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя при осуществ­лении проверки выполнения экономическим субъектом положений законода­тельных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

При проведении проверки бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам, чтобы получить достаточную уве­ренность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит суще­ственных искажений.

В случае неоднозначной трактовки нормативных документов аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъек­том аудитору следует оценить существенность влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом.

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий: напра­вить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос; пись­менно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи безусловно положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несуществен­но, то факт разногласий может быть отмечен в письменной ин­формации аудитора руководству экономического субъекта по ре­зультатам проведения аудита.

Аудиторская организация не несет ответственности за невы­полнение руководством экономического субъекта и его экономи­ческими и производственными подразделениями требований нор­мативных актов Российской Федерации.

При проверке соблюдения нормативных актов экономическим субъектом аудитор должен установить:

обеспечивается ли персонал экономического субъекта необхо­димыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налого­обложению;

привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками экономического субъек­та необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогооб­ложению и применению хозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;

разработаны ли внутренние рабочие документы, определяю­щие учетную политику, схемы документооборота и визирования совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал эко­номического субъекта при соблюдении требований нормативных актов;

осуществляется ли предварительный контроль законности пла­нируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядке ее налогообложения.

При планировании проверки аудитор учитывает особенности проверяемого экономического субъекта, определяет требования законодательства, которым должна соответствовать деятельность этого субъекта, а также степень выполнения этих требований эко­номическим субъектом.

Аудитор обязан обратить особое внимание на те нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекраще­ния или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

изучить имеющуюся информацию и нормативно-правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполне­ния требований нормативных актов;

обсудить с руководством экономического субъекта спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах и име­ющие существенное значение для оценки результатов аудиторс­кой проверки;

проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, при отсут­ствии которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономи­ческим субъектом требований нормативных актов он должен бо­лее тщательно изучить обстоятельства, при которых были допуще­ны нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нару­шения на достоверность бухгалтерской отчетности.

Аудитору необходимо также учитывать, что по отношению к нему могут быть применены санкции, если обнаруженные факты, подтверждающие наличие состава преступлений в действиях (без­действии) экономического субъекта, будут им скрыты.

Аудитору следует учесть влияние невыполнения нормативных актов экономическим субъектом на другие аспекты аудита, осо­бенно на достоверность сведений, представленных руководством экономического субъекта. Если нарушения не были обнаружены СВК или не были включены в сведения, которые представило ру­ководство, аудитор вправе пересмотреть оценку возможных рис­ков, а также степень достоверности сведений, представляемых ру­ководством экономического субъекта.

Если невыполнение нормативных требований, нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению является существенным, то аудитор обязан отразить все подобные наруше­ния в своей рабочей документации; учесть влияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств и дальней­шее планирование процедур аудита; сообщить руководству эконо­мического субъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации; сообщить пользователям бухгалтерской отчет­ности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском заключе­нии, выступить на собрании акционеров и т.п.).

Если аудитор пришел к выводу, что руководство экономичес­кого субъекта и работники экономических служб причастны к фактам невыполнения требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению, он обязан сообщить об этом высшему органу управления экономического субъекта.

Факты невыполнения требований нормативных актов должны быть учтены аудитором при составлении аудиторского заключе­ния.

Аудитор может прийти к выводу о необходимости прекратить или приостановить проверку, если руководство и персонал эконо­мического субъекта не принимали меры по устранению фактов нарушения требований нормативных актов, даже если такие нару­шения не оказывали существенного влияния на бухгалтерскую от­четность, но могли бы существенно повлиять на нее в дальней­шем.

Выявленные факты нарушений требований нормативных актов следует довести до сведения руководства проверяемого экономи­ческого субъекта. В письменной информации аудитора руковод­ству экономического субъекта по результатам проведения аудита должны иметься ссылки на нормативные акты и на те их разделы (параграфы, статьи, пункты и т.п.), по которым допущены нару­шения.

 

9.3. Проверка прогнозной финансовой информации*

 

* См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Проверка прогнозной финансовой информации».

 

Под прогнозной финансовой информацией понимается ин­формация о будущем финансовом положении, будущих финансо­вых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовлен­ная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством эко­номического субъекта.

Проверка прогнозной финансовой информации экономическо­го субъекта является услугой, сопутствующей аудиту. Она может оказываться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетности данного экономического субъек­та. Она не может проводиться аудиторской организацией, оказы­вавшей экономическому субъекту сопутствующие услуги по под­готовке данной прогнозной финансовой информации, т.е. услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также осуще­ствившей выбор допущений, составляющих основу данной про­гнозной финансовой информации.

Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена в виде одно- или многовариантного прогноза. Основу одновариант­ного прогноза составляют допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руковод­ством экономического субъекта; основу многовариантного про­гноза - допущения о различных возможных будущих событиях и действиях руководства экономического субъекта в целях выработ­ки различных мер развития экономического субъекта.

Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена для внутренних управленческих нужд: для оценки величины необ­ходимых финансовых вложений, предоставления третьим лицам (например, потенциальным инвесторам и кредиторам).

В зависимости от целей прогнозная финансовая информация может быть представлена в виде свода показателей или на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.

Ответственность за содержание прогнозной финансовой ин­формации несет руководство экономического субъекта; ответ­ственность за выражение мнения о ней - аудиторская организа­ция.

Проверка прогнозной финансовой информации аудиторской организацией проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность и возможность ее использования, а также пра­вильность ее подготовки на основе принятых допущений и адек­ватность ее представления.

В связи с тем что основу прогнозной финансовой информации составляют события и действия, которые могут произойти в буду­щем, в задачи аудиторской организации не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты (в том случае, если аудиторская организация считает, что она до­статочно компетентна в данном вопросе, такое мнение может быть выражено).

Исходя из характера и сложности прогнозной финансовой ин­формации, подлежащей проверке, аудиторская организация мо­жет использовать работу эксперта.

Аудиторская организация должна отказаться от проведения проверки прогнозной финансовой информации, если существует серьезное сомнение в применимости принятых допущений или возможности применения прогнозной финансовой информации в предполагаемых экономическим субъектом целях.

При оценке применимости допущений аудиторская организа­ция должна использовать фактическую информацию о деятельно­сти экономического субъекта и учитывать то обстоятельство, что, чем больший период охватывает прогнозная финансовая инфор­мация, тем меньше применимость допущений, принятых при ее подготовке, и тем больше вероятность возникновения искажений в расчетах.

При проверке правильности подготовки прогнозной финансо­вой информации аудиторская организация использует такие про­цедуры, как выборочные расчеты прогнозируемых показателей, оценка непротиворечивости данных, в основе расчета которых ле­жат одни и те же допущения, и др.

При выявлении существенных искажений в расчетах аудиторс­кая организация должна учитывать взаимосвязь отдельных показа­телей и оценивать их влияние на правильность прогнозируемых результатов.

Если фактическая информация приведена как часть прогноз­ной финансовой информации, аудиторская организация, основы­ваясь на профессиональном суждении, определяет, в какой степе­ни фактическая информация может быть проверена и какие про­цедуры в отношении нее должны быть проведены.

Аудиторская организация должна получить от руководства эко­номического субъекта письменные разъяснения о целях использо­вания прогнозной финансовой информации и применимости до­пущений, лежащих в ее основе. Письменные разъяснения свиде­тельствуют об ответственности руководства экономического субъекта за содержание прогнозной финансовой информации.

Если результат прогноза представлен диапазоном значений, аудиторская организация должна убедиться, что в такой инфор­мации раскрыто обоснование границ диапазона и прогноз, сде­ланный с учетом данных границ, не вводит в заблуждение потен­циальных пользователей.

Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой инфор­мации должен содержать мнение аудиторской организации о при­менимости допущений, правильности подготовки информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления.

В отчете о результатах проверки прогнозной финансовой ин­формации должна содержаться следующая информация:

название документа - «Отчет о результатах проверки прогноз­ной финансовой информации» - адрес и телефоны аудиторской организации, дата отчета, адресат отчета;

указание на то, что проверка прогнозной финансовой инфор­мации проводилась в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности;

указание на ответственность руководства экономического субъекта за содержание прогнозной финансовой информации;

указание на отсутствие или наличие фактов, свидетельствую­щих о неприменимости допущений, принятых при подготовке прогнозной финансовой информации, и на то, что фактические результаты могут существенно отличаться от прогнозируемых;

мнение аудиторской организации в отношении правильности подготовки прогнозной финансовой информации на основе при­нятых допущений и адекватности ее представления;

подпись аудиторской организации, осуществившей проверку прогнозной финансовой информации.

Аудиторская организация может привести в отчете свое мнение о возможности использования прогнозной финансовой информа­ции в определенных экономическим субъектом целях, а также ре­комендации по ограниченному использованию и распростране­нию прогнозной финансовой информации. Возможно включение в отчет и иной информации, имеющей отношение к работе, прове­денной аудиторской организацией.

Если аудиторская организация установила, что допущения, принятые при подготовке прогнозной финансовой информации, неприменимы, прогнозная финансовая информация неверно под­готовлена на основе принятых допущений, то в отчете о результа­тах проверки прогнозной финансовой информации должны быть изложены обстоятельства, обусловившие мнение аудиторской организации.

При невозможности по каким-либо причинам провести необ­ходимые процедуры аудиторская организация обязана отказаться от выражения своего мнения в отчете о результатах проверки про­гнозной финансовой информации и изложить в нем обстоятель­ства, обусловившие ограничение объема работ.

 

9.4. Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете*

 

* См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете».

 

Термин «оценочные значения» означает исчисленные руковод­ством экономического субъекта значения показателей бухгалтерс­кой отчетности, допустимые в соответствии с правилами бухгал­терского учета при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних по отношению к эко­номическому субъекту оценок.

К оценочным значениям относятся резервы, фонды, регулиру­ющие статьи бухгалтерской отчетности, состав которых определя­ется правилами бухгалтерского учета.

Ответственность за оценочные значения в бухгалтерской отчет­ности несет руководитель экономического субъекта.

В зависимости от техники расчета оценочные значения могут быть простыми и сложными.

Простые оценочные значения рассчитываются на основе како­го-либо одного показателя. Например, фонды накопления опреде­ляются на основе фиксированного процента к полученной прибыли или арендная плата, включаемая в издержки отчетного перио­да, определяется в сумме, указанной в договоре.

Сложные оценочные значения рассчитываются на основе не­скольких показателей с использованием специальных прогнозов. Например, оценка возможных потерь от уменьшения стоимости товарно-материальных запасов может потребовать серьезного ана­лиза текущих данных и прогнозирования будущего объема реали­зации. Сложные оценки могут потребовать высокого уровня спе­циальных знаний для расчета.

В зависимости от времени расчета оценочные значения могут быть текущими и отчетными.

Текущие оценочные значения относятся к бухгалтерскому уче­ту и отражаются на счетах бухгалтерского учета с той периодично­стью, с которой ведутся регистры бухгалтерского учета, например начисление резерва на ремонт основных средств.

Отчетные оценочные значения отражаются только при состав­лении бухгалтерской отчетности и до окончания года не прово­дятся, например начисление резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.

Методы расчета оценочных значений должны найти отражение как элемент учетной политики.

Оценочные значения часто рассчитываются в состоянии не­определенности относительно происшедших и возможных собы­тий и опираются на мнение определяющих их экономических субъектов. Поэтому использование оценочных значений в бухгал­терской отчетности увеличивает риск возникновения в ней суще­ственных искажений.

Поэтому аудиторская организация должна получить достаточ­ные аудиторские доказательства того, что оценочные значения являются достоверными в данных обстоятельствах и при необхо­димости содержат соответствующие пояснения. Доказательства, подтверждающие оценочные значения, часто бывают менее убе­дительными и получить их труднее, чем доказательства, подтвер­ждающие другие элементы бухгалтерской отчетности.

При планировании методов, сроков и объема аудиторских про­цедур аудиторская организация должна изучить методы, использу­емые руководством экономического субъекта при расчете оценоч­ных значений. Она может применять один из следующих методов (или их комбинацию):

анализ и проверка процедуры, используемой руководством экономического субъекта для расчета оценочного значения;

использование независимой оценки для сравнения с оценоч­ным значением, подготовленным руководством экономического субъекта;

анализ последующих событий, подтверждающих рассчитанное оценочное значение.

Аудиторская организация может получать доказательства из внешних по отношению к проверяемому экономическому субъек­ту источников, например при проверке расчета возможных потерь от обесценения товарно-материальных ценностей вследствие их устаревания. Исходя из предполагаемого в будущем объема реали­зации, аудитор может помимо проверки внутренних данных (про­шлогодний уровень реализации, имеющиеся заказы и маркетинго­вые тенденции) искать доказательства путем анализа предполага­емого объема реализации по отрасли в целом и анализа рынка. Аналогичным образом при проверке расчета предполагаемых зат­рат на судебные разбирательства и иск аудиторская организация может получать информацию от юридической фирмы, ведущей дела проверяемого экономического субъекта.

Чтобы оценить достаточность оснований для выбора базовой величины расчета оценочного значения, могут использоваться внешние для экономического субъекта данные - например, по­казатели из макроэкономической или отраслевой статистики, темп инфляции, процентные ставки, уровень занятости, предпо­лагаемый рост рынка. В других случаях, когда оцениваются спе­цифические для данного экономического субъекта показатели, расчеты основываются на внутренних данных.

В случае применения сложных оценочных процедур, использу­ющих специальные технологии, аудитору может потребоваться помощь эксперта.

Аудиторская организация может применить метод независимой оценки для сравнения с оценочным значением, подготовленной руководством экономического субъекта. В качестве независимой оценки аудиторская организация может использовать значения, полученные сторонними экспертами-оценщиками. Аудитор вправе и самостоятельно оценивать данные, рассматривать предпосылки и применять процедуры расчета, используемые при формирова­нии оценочного значения. Может быть полезным сравнение оце­ночных значений, используемых в предыдущие периоды, с реаль­ными результатами этих периодов. Например, аудитор может са­мостоятельно, основываясь на имеющихся у него данных, спрогнозировать изменение курса ценных бумаг. В этом случае для проверки резерва на обесценение ценных бумаг ему необходимо только сравнить свой прогноз с оценочным значением этой вели­чины, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Применяя метод анализа последующих событий, подтвержда­ющих рассчитанное оценочное значение, аудитор может проана­лизировать действия и события, происходящие после окончания аудируемого периода, но до завершения аудита. Такие последу­ющие события могут предоставить аудиторские доказательства правильности или неправильности оценочных значений, рассчи­танных руководством экономического субъекта. Анализ таких действий и событий может снизить или даже свести на нет не­обходимость проверки процедур, используемых руководством экономического субъекта для расчета оценочных значений или использования независимой оценки. Например, падение курса ценных бумаг может подтвердить достоверность начисленного экономическим субъектом в прошлом году резерва.

Аудиторская организация должна сделать окончательный вы­вод о достоверности оценочных значений на основании своего знания деятельности экономического субъекта и соответствия проверяемого оценочного значения другим доказательствам, по­лученным в ходе аудита. Важно определить наличие последующих событий, влияющих на расчет оценочных значений. Те из них, ко­торые могут существенно изменить оценочные значения, прове­ряются.

Аудиторская организация определяет также, насколько разли­чия в оценках отдельных показателей, признанных существенны­ми, имеют сходный характер, вследствие чего они, накапливаясь, могут оказывать существенное воздействие на бухгалтерскую от­четность. В таких случаях оценивается совокупное влияние этих отклонений на бухгалтерскую отчетность.

Неопределенность, сопутствующая оценочным значениям, от­сутствие объективных данных могут привести к невозможности получения достаточно достоверных оценок. В этом случае аудито­ру необходимо отказаться от выражения своего мнения о досто­верности проверяемой бухгалтерской отчетности.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 331.