В современной России среди множества острых социальных проблем детское сиротство – едва ли не самая наболевшая. Данные о численности оставшихся без попечения родителей и безнадзорных детей различны – от 725,2 тыс. человек по данным Минобразования[1] до 4 млн. по оценкам независимых экспертов[2], но все источники единодушно утверждают, что количество таких детей возрастает с каждым годом.
Сиротство как социальный феномен появилось не сегодня, оно существовало и, вероятно, будет существовать всегда. Но отношение к нему в обществе не всегда было одинаковым, менялись и практики социального воспитания детей-сирот. Наблюдая мир сиротства в динамике, можно заметить, как более или менее спокойные периоды сменялись бурными всплесками в тяжелые революционные и военные годы. В истории советской и постсоветской России дети-сироты испытывали как заботу и участие, так и отвержение со стороны общества. На наш взгляд, анализ идеологии и исторически меняющихся социальных практик поможет нам переосмыслить и современное состояние этой проблемы.
Обращаясь к исконному значению слова сирота, мы выясняем, что в русском языке этим словом обычно назывался ребенок, лишившийся одного или двух родителей. Согласно словарю В.И. Даля, так же обозначается «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек»[3].
Исследуя происхождение и значение понятия сирота,
Е.И. Трофимова утверждает, что «русскому слову сирота соответствуют украинское сирота, древнерусское, старославянское сиръ, болгарское сирота, сербохорватское сирота, словенское siro*ta, чешское, словацкое siry «сиротливый, осиротевший», польское sierota, верхнелужицкое, нижнелужицкое syrota. Значение у этих слов одинаковое: ребенок, лишившийся одного или более родителей, нищий»[4] и делает вывод об общеславянском и даже индоевропейском происхождении этого слова, что указывает на его древность и подтверждает, что сирота был выделен из общей массы людей на ранних этапах развития общества. Этот смысл сохранился и в наши дни, однако появились и новые смыслы, новые категории детей – социальные сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» среди основных понятий закона приводятся следующие определения:
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания, нахождением в местах содержания под стражей; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Разводя понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, закон, тем не менее, гарантирует им равные дополнительные права и гарантии в получении образования (ст. 6), медицинского обслуживания (ст. 7), жилого помещения (ст. 8), дополнительные гарантии права на труд (ст. 9).
Близкими, но не тождественными этой категории, согласно российскому законодательству является понятие, содержащееся в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (более широкая категория, включающая в том числе и детей, оставшихся без попечения родителей). По мнению Ф.М. Бородкина, понятие трудная жизненная ситуация как раз соответствует социальной эксклюзии[5].
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» оперирует понятием дети, находящиеся в социально опасном положении. Это дети, которые вследствие безнадзорности или беспризорности оказались в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершающие правонарушения или антиобщественные действия. Этот же закон дает определение таким детям: безнадзорные и беспризорные:
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
В ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», по мнению А.М. Нечаевой, мы тоже можем наблюдать «смешение понятий беспризорный и безнадзорный, употребляемых в тексте этого закона одной строкой»[6].
Однако такое смешение понятий можно заметить и в научных изданиях. Например, в Российской педагогической энциклопедии читаем: «Б еспризорность детская – отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни»[7]. Но ведь под такое определение попадает и безнадзорность, при которой педагогический, равно как и иной надзор над ребенком отсутствует. Там же: «с иротство – негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей»[8]. Согласно этой логике, сиротство – это образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей, но не сирот в классическом смысле этого понятия.
Л.С. Кочкина разводит понятия «натуральное сиротство» и «социальное сиротство». Первое она определяет как «случай, когда родителей у ребенка нет или они неизвестны» (дети-сироты или подкидыши), а второе использует, характеризуя «детей, оставшихся без попечения родителей в случае, когда общество проявляет функциональное неудовлетворение тем, как родители их воспитывают, и берет эти функции на себя» [9].
Для Е.Б. Бреевой решающим фактором для отнесения ребенка к категории детей-сирот является его проживание в интернатном учреждении, она определяет понятие социального сиротства следующим образом: «Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома – в детских домах, приютах, интернатах»[10]. Получается путаница – теперь уже «классические» сироты не попадают под определение детей-сирот.
Более подробной является классификация «осиротевших детей» О.А. Дорожкиной, в которой она выделяет следующие категории: «Отказные дети; дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют»[11]. Эти дети чаще всего и оказываются воспитанниками интернатных учреждений. Но в детский дом может попасть и ребенок-сирота, и беспризорник, а потому в обыденной речи все эти понятия часто употребляются как синонимы.
Мы будем использовать понятие дети-сироты как обозначающее детей, физически лишенных своих родителей, или лишенных родительской заботы, по какой бы причине это лишение не наступило. В эту же категорию мы отнесем как частный случай беспризорных детей.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 356.