Типы дискурса располагаются в базе под номерами:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальной опасности, 2 – социального самооправдания, 3 – социального партнерства.

 

Литература:

1. Астоянц М.С. Политический дискурс о сиротстве в советский и постсоветский период: социальная интеграция или социальное исключение? // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т.4, №4. С. 475-500.

2. Астоянц, М.С. Мир сиротства в советской и постсоветской России – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.

3. Астоянц, М.С. Социальная эксклюзия в современном российском обществе: социокультурный анализ – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.

4. Беспризорность // Российская педагогическая энциклопедия. Online: http://www.otrok.ru/teach/enc

5. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004. № 4.

6. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук // Герменевтика. Этика. Политика. М.: АО «KAMI» - Изд. Центр «Academia», 1995.

7. Сиротство // Российская педагогическая энциклопедия. Online: http://www.otrok.ru/teach/enc

8. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.

9. Трофимова Е.И. Сирота в языке, верованиях и обрядах. Online: http://www.ruthenia.ru

10. Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. Харьков: Издательство Гуманитарный центр, 2004.

Тема 2

Федеральное законодательство по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

Теоретический блок

В России основными законодательными актами, обеспечивающими защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, является Семейный кодекс РФ, принятый Государственной думой 8 декабря 1995 года, включающий раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей». Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Перечисленные законы создают правовую основу системы государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Эта система включает совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав детей, оставшихся без попечения родителей, специальные организованные структуры. Совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает меры по защите жилищных прав детей, по их материальному обеспечению, по реализации прав на получение общего и профессионального образования, прав на трудоустройство и др.

Существующее законодательство в соответствии с Конвекцией о правах ребенка предусматривает различные формы устройства детей, оказавшихся без попечения родителей: усыновление / удочерение, установление опеки или попечительства, передача на воспитание в приемную семью, передача на воспитание в специальные учреждения для данной категории детей и др. Законодательство предусматривает создание особых структур, функцией которых является защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. Это органы опеки и попечительства, а также воспитательные, лечебные и другие учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства призваны выявлять детей, нуждающихся в защите их прав, ведут учет, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Правовую основу социальной защиты детства в нашей стране составляет ряд документов, важнейшим из которых является Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.09.1989 и вступившая в силу 2.10.1990. Конвенция является сегодня основным правозащитным документом на международном уровне. В 1990 году ее ратифицировали 20 государств, к 2002 году – 191 государство. Россия ратифицировала Конвенцию 2.10.1990 г. Первоочередными среди важнейших прав детей в ней названы: право ребенка на семью и нормальные условия для полноценного умственного, физического и духовного развития. Конвенция – это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства, принявшие Конвенцию, готовы признать в отношении прав ребенка. После ратификации Конвенции ООН о правах ребенка, российское законодательство стало приводить свои законодательные и подзаконные акты в соответствие с требованиями Конвенции. В январе 1992 г. были подписаны «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и «План действий по ее осуществлению». Но необходимы были особые усилия по охране и заботе, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка, включая надлежащую правовую защиту детей.

Практическим шагом по реализации целей и задач Конвенции стал Указ Президента РФ от 1.07.1992 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е годы». Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей были утверждены Указом Президента РФ 14.10.1995. Целью государственной социальной политики по улучшению положения детей на период до 2000 г. являлось преодоление нарастания негативных тенденций и стабилизация положения детей, создание реальных предпосылок для положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей. В том же году был принят новый Кодекс о семье, который стал основой для разработки и создания нового подхода к системе социальной защиты семьи и детства. В 1997 г. в России открылось представительство Детского фонда ООН. По его предложению в России появились уполномоченные по правам ребенка. В Ростовской области уполномоченный по правам ребенка работает лишь с 2007 г.

Первым российским законом, направленным на закрепление и защиту прав ребенка, и устанавливающим гарантии их обеспечения, стал Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ, принятый Государственной Думой в 1998 г. Он устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации.

Основной документ в сфере профилактики социального сиротства – принятый в 1996 г. Семейный кодекс РФ, который гласит, что «Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка… ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию… при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться… в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка» (пп. 2, 3 ст. 56 СК РФ) [49].

В Семейном кодексе подробно описан только один способ действия властей в случае, когда нахождение в семье угрожает жизни и здоровью ребенка, – его изъятие (СК определяет это действие как «отобрание»). Почти всегда это сопровождается «ограничением родительских прав» (ст. 73 СК РФ) либо «лишением родительских прав» (ст. 69 СК РФ). Главным исполнителем большинства этих функций является орган опеки и попечительства[50]. На практике, однако, он зачастую представлен одним специалистом по защите прав детей на 5 тыс. детского населения, и то не везде.

Семейный кодекс закрепил за родителями право совместного воспитания детей в семье согласно их представлениям о наилучшем воспитании. Акцент государственной поддержки смещен в сторону сохранения семьи (как на институциальном уровне, так и на уровне конкретной семейной группы) и содействия семье при выполнении задач воспитания детей. Значительно усложнилась процедура лишения родительских прав. Изъятие ребенка из семьи становится возможно только по решению суда, а разлучение братьев и сестер в случае лишения родительских прав и определения места жительства детей не допускается. Безусловно, на практике остается множество проблем и препятствий реализации этого принципа. Семейным кодексом закрепляется выявление детей, оставшихся без попечения родителей, за дошкольными образовательными, общеобразовательными, лечебными учреждениями (статья 122). Это своего рода первичная профилактика социального сиротства. Органы опеки и попечительства обязаны устроить детей под опеку (статья 123). Для этого мобилизуется ресурс социальных сетей семьи. Это своеобразная профилактика социального сиротства, поскольку за ребёнком в данном случае в идеале должна осуществляться забота и должный уход со стороны родственников.

Меры социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, регулирует Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[51], который стал правовой базой создания центров социального обслуживания, центров помощи семье и детям, которые, согласно статье 13, должны предоставлять консультации «социально-бытового и социально-медицинского» характера, психолого-педагогическую помощь, социально-правовую помощь.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. 

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[52] предусматривает поддержку «семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе» (статья 4). В случае неисполнения своих обязанностей родители лишаются права на воспитание ребёнка (статья 69 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ[53]). Этот закон определяет ряд ключевых понятий: это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социальная адаптация ребенка, социальная реабилитация ребенка, социальные службы для детей. Статья 4. данного ФЗ определяет цели и принципы государственной политики в интересах детей: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

На сегодняшний день на федеральном уровне базовым законом в области профилактики социального сиротства является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[54]. Основные понятия данного законодательного акта можно условно разделить на две группы: ориентированные на несовершеннолетних и ориентированные на семью. В первую группу входят те несовершеннолетние, которые уже подверглись эффекту семейного неблагополучия («безнадзорный», «беспризорный», «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении»). Что касается другой группы, то здесь акцентируется внимание на профилактике безнадзорности непосредственно в самой семье («семья, находящаяся в социально опасном положении», «индивидуальная профилактическая работа», «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Статья 4, статья 9 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяют делегирование полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений таким ведомствам, как: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

Приоритетом становится работа с семьёй, ещё существующей, ещё не распавшейся, а также создание инфраструктуры социальных служб, предоставляющей широкий спектр услуг таким семьям. Профилактика социального сиротства может исходить из пропаганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних и их семей. Эта деятельность вменяется в обязанность органам здравоохранения (статья 18, пункт 1). Часть 3 п. 1 ст. 11 ФЗ № 120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязывает комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав обеспечивать «осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[55] предоставляет дополнительную базу для родителей и их детей в случае рождения второго ребёнка – материнский капитал. Увеличение количества рождаемых детей, а также латентная профилактика социального сиротства – курс данного законодательного акта. В отношении последнего направления, государство ставит условия, согласно которым через три года после рождения ребёнка можно будет воспользоваться денежными выплатами на нужды ребёнка. Статья 3 служит своеобразным фильтром в отношении родителей, которые лишены родительских прав, и которые, возможно, пытаются восстановиться. Однако всплеск рождаемости может повлечь за собой после получения материнского капитала всплеск социальных сирот. Поэтому в перспективе данный закон может оказаться неуспешным в его реализации, поскольку система контроля распределения семьями полученных средств не разработана. В то же время, эксперты отмечают, что предоставление государственной поддержки в форме материнского капитала никак не повлияло на количество отказов от детей в родильных домах.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы («Российская газета №22, 02.02.2007). Общее руководство по реализации Программы возложено на Минздравсоцразвития России. Целью Программы является «обеспечение комплексного подхода к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми».

Мероприятия подпрограммы "Дети и семья" направлены на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, повышение эффективности работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства. В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач: развитие новых форм профилактики семейного неблагополучия; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности; расширение доступности услуг по социальной реабилитации и адаптации детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Программа формировалась с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, в котором особый акцент был сделан на увеличение рождаемости и усиление государственной поддержки семей с детьми, на разработку механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

В последние годы произошло изменение основного вектора социальной политики в области защиты детства: от устранения последствий семейного неблагополучия к его профилактике, необходимость которого была очевидна уже давно. Выделение единой подпрограммы "Дети и семья" должно обеспечить комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В связи со спецификой проблем различных категорий детей эта подпрограмма включает три самостоятельных направления, в том числе и "Дети-сироты".

Первым единым документом, полностью регулирующим порядок установления, осуществления и прекращения опеки или попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, является Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», принятый 11 апреля 2008 года. В соответствии с законопроектом органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ, а их структура определяется высшим должностным лицом субъекта РФ. Контроль за их деятельностью и разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Данный закон направлен на расширение прав нуждающихся в опеке и их опекунов. Впервые в нем вводится «ответственность опекунов за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан». В частности, органы опеки теперь вправе отстранять опекуна от исполнения его обязанностей, если он использует своего подопечного в корыстных целях, оставляет сироту или немощного без присмотра и помощи.

Кроме того, устанавливается правовой статус опекунов и попечителей, упорядочиваются процедуры установления и прекращения опеки или попечительства, в том числе вводится упрощенный порядок их назначения. Также законопроект определяет правовой режим имущества подопечных, устанавливает ответственность опекунов или попечителей и органов опеки и попечительства. Согласно поправкам, назначение опекуна ребенку, достигшему десяти лет, может быть только с его согласия. Закон не допускает передачу братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам, за исключением тех случаев, когда это отвечает интересам ребенка.

Принятые изменения в указанные законодательные акты дают возможность установить опеку или попечительство над детьми по договору, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье. Принятый закон вводит в Семейный кодекс РФ специальную главу, посвященную устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Практический блок

Основные вопросы:

1. Назовите международные документы, составляющие основу отечественной нормативно-правовой базы по проблеме безнадзорности и социального сиротства.

2. Раскройте сущность положений Конвенции ООН о правах ребенка, посвященных изучаемой проблематике.

3. Какие законодательные акты Российской Федерации составляют правовую основу системы государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей?

4. Проанализируйте значение Семейного кодекса РФ для решения проблем безнадзорности и социального сиротства в нашей стране.

5. Какие меры социальной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предусматривает законодательство РФ? Какими законодательными актами регламентированы эти меры?

6. Изучите систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изложенную в 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и покажите роль и место различных ведомственных структур и общественных организаций в системе профилактики.

7. Если бы Вы могли инициировать принятие новых законодательных актов, или внесение изменений в существующие, какие бы из них Вы считали нужным внести на рассмотрение в связи с изучаемой проблематикой?

Практическое задание 1:

С 1 января 2008 года органами опеки и попечительства становятся органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления лишаются указанной функции. В связи с этим внесены изменения в пять федеральных законов: Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об образовании».

Эти изменения направлены на изъятие полномочий по опеке и попечительству у органов местного самоуправления и наделение этими полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Передача полномочий по опеке и попечительству потребовала внесения изменений в федеральные законы, содержавшие указания на то, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Проанализируйте внесенные в законодательство изменения и сделайте выводы о значении передачи полномочий для социальной поддержки детства в Российской Федерации.

Практическое задание 2:

Проанализируйте положения Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы (подпрограмма «Дети и семья») по плану:

1. цели и задачи программы;

2. новизна программы по сравнению с ранее действовавшими программами;

3. основные показатели реализации программы, их обоснованность;

4. возможные последствия реализации программы для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и их семей.

Литература:

1. Альтшулер Б. Законодательная база РФ: проблемы и достижения // Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту. АНО «Студио-Диалог», 2006.

2. Конвенция ООН «О правах ребёнка».

3. Конвенция ООН о правах ребенка и ее реализация в современной России. Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.

4. Радина Н.К. Комплексная экспертиза нормативных документов по защите прав детей без попечения родителей // Журнал исследований социальной политики. Том 2, №2, 2004. С. 249-264.

5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru

6. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // http://www.consultant.ru

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // http://www.consultant.ru

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // http://www.semya2008.ru

10. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы.

Тема 3

Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.