Принципы | Примеры отражения принципов на ВР | ||
1. Принцип личностного подхода. Раз мы стремимся к созданию условий для раскрытия личностей, мы должны понимать, что все личности - разные. У них свои взгляды и способности | аè Необходимы разнообразные формы для раскрытия разных личностей. бè Не надо всех стричь под одну гребенку и создавать единообразную систему. Разные учителя то же могут иметь разные взгляды и использовать разные формы воспитания. Пусть ребята сталкиваются с разными подходами (разумеется, в рамках Конституции РФ и Закона об Образовании) | ||
2. Принцип диалога, взаимодействия. Личность воспитывается во взаимодействии с Личностями | аèНужно видеть в учениках не только «учеников». У каждого учителя и ученика должна быть своя «изюминка». Ученики должны видеть, что их учителя, и их школьные товарищи – тоже личности. И лучше всего такая встреча личностей происходит в ходе совместной деятельности. бèПолезно организовывать мероприятия, где взаимодействуют ребята разных классов и разных возрастов | ||
3. Принцип деятельностного воспитания. Развитие личности происходит в ходе деятельности и принятия ответственности | аèВоспитывать в ходе деятельности. Создавать ситуации, когда дети ощущают свою ответственность за дело. бèПо возможности избегать таких форм воспитания, которые ограничиваются словами в тех случаях, когда нужны действия. | ||
4. Принцип осмысленности. Личность стремится понять смысл. А бессмысленность, формализм и показуха унижают и разлагают личность | аè Участники проводимых мероприятий должны понимать их смысл. Нужно помнить, что не люди - для мероприятий, а мероприятия - для людей. бè Стараться не проводить мероприятия только для того, чтобы отчитаться перед вышестоящими инстанциями. Если же проводить, то только придавая им значимый для школы и учеников смысл. | ||
5. Принцип успешности. Личность развивается, когда её поощряют и разумно поддерживают. | аèпомогать учащимся сформировать чувство нужности, востребованности, желания делать, конкурентноспособность («я нужен», «я могу», «я делаю»). бèОтмечать (не перехваливая) достижения учеников и учителей. Информировать об этих достижениях коллектив. Сохранять память об этих достижениях. | ||
6. Принцип природосообразности.
У каждой возрастной группы своё понимание жизни, своё уровень возможностей, свои интересы
| Мероприятия должны соответствовать уровню их участников. | ||
7. Принцип противоречивости Личность противоречива. В ней борются добро и зло. А ученики еще и не обладают достаточным опытом Детский коллектив – коллектив особого рода – здесь наиболее ярко и легко проявляются такие отрицательные тенденции личности как эгоизм, зависть, желание принизить окружающих. | аèНельзя всё строить только на желании и сознательности. Необходимо сочетание свободы и принуждения, демократии и авторитаризма. Самоуправление – прекрасная идея, но выполнимая только в идеальных условиях. В реальности – человек нуждается не только в самостоятельности и свободе, но и в осознанном ограничении. Учитывать общее мнение надо, но решения принимаются узкой группой. Только это должны быть достойные люди. Нужно сочетать умение советоваться с умением ненавязчиво приводить к лучшему бèРазвивать надо сотрудничество, а не конкуренцию. Конкуренция не должна быть в центре внимания. вèВсе проводимые мероприятия и в особенности конкурсы не должны унижать человека и выставлять кого-либо в обидно-смешном виде | ||
8. Принцип образности, наглядности, позитивности. Положительное развитие лучше происходит в положительно эмоционально-окрашенной и позитивно образно-насыщенной обстановке. Коллектив держится на традициях, ритуалах и информированности. | аèВ школе должно быть интересно. Жизнь её должна быть разнообразной. Должно появляться что-то новое. бèВсё происходящее должно нести положительный заряд, быть направленным на добро. вèВ школе должны существовать свои традиции, яркие ритуалы, информация о всех положительных событиях в жизни коллектива должна доводиться до его участников. | ||
9. Принцип непрямого действия. Если болячку всё время трогать – она только сильнее болит. В некоторых случаях лучше не останавливать внимание на плохом, а создать образ хорошего. | Нужно понимать, что существуют вопросы, которых (даже с с лучшими намерениями) нужно касаться как можно меньше. Прежде всего, аè наркотики (слишком частое обращение к этой теме воспроизводит желание противодействовать) бè межнациональные отношения (стараться меньше говорить об этой проблеме. Реальное взаимопонимание между людьми разных национальностей осуществляется в процессе интересной позитивной деятельности) | ||
10. Принцип системности Воздействие должно быть согласованным, но жизнь коллектива богаче планов, её нельзя втиснуть в рамки. И настоящая Система (согласно концепции И.Пригожина) предполагает наличие неупорядоченных, саморегулирующихся элементов. | аèСледует согласовывать воспитательные воздействия, но добиваться единой системы воздействия в рамках школы невозможно, да и не нужно бèПланы должны быть максимально гибкими, а контрольно максимально-ограниченным и разумным. |
- 9 -
Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.