На основании письма Министерства образования и науки РФ от
07.07.2005 г. № 03-1263 и в связи с переходом на новые образовательные стандарты учителям биологии рекомендуется использовать новые примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки РФ.
Примерные программы по биологии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и наряду с этим раскрывают неиспользованные резервы в структуре содержания и организации обучения. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования – с одной стороны и его стандартизации – с другой. Учебное время на изучение разделов программ является примерным и рассчитано по ступеням образования.
Программы
1. Примерные программы основного и среднего (полного) образования по биологии, рекомендованные письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263.
Универсальность структуры и содержания данных программ позволяет использовать любой учебно-методический комплект, рекомендованный (допущенный) для работы в образовательных учреждениях края.
В 2009/2010 учебном году утверждён следующий перечень учебников, рекомендованных министерством образования Ставропольского края:
№ п/п | Автор, название учебника | Класс | Издательство |
Среднее ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
1 | Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Биология | 7 | Баласс |
2 | Вахрушев А. А., Ловягин С. Н., Раутиан А. С. Биология | 6 | Баласс |
3 | Вахрушев А. А., Родионова Е. И., Белицкая Г. Э. и др. Биология | 8 | Баласс |
4 | Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., под ред. В. В. Пасечника. Биология | 6 | Просвещение |
5 | Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., под ред. В. В. Пасечника. Биология | 7 | Просвещение |
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
6 | Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Симонова Л. В., под ред. И. Н. Пономаревой. Биология (профильный уровень) | 10 | ВЕНТАНА-ГРАФ |
Рекомендации по использованию действующих учебников
И УМК
Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники начиная с 2004 года издания (в соответствии с государственным стандартом общего и среднего (полного) общего образования), а также систематически дополнять содержание учебника новейшими сведениями о достижениях биологической науки.
Учебно-методические комплекты базовых курсов по биологии являются традиционными и давно используются в практике обучения. Учебно-методические комплекты для профильных классов сформированы и рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ и министерством образования Ставропольского края.
Для углублённого изучения предмета «Биология» может быть
использован учебно-методический комплект под редакцией В. К. Шумного, Г. М. Дымшица «Биология: Общая биология: 10–11 кл. – М. : Просвещение, 2008–2009, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
В VI классе из 70 часов (2 часа в неделю) учебного предмета «Биология» основной школы 10% учебного времени должно быть выделено для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. В школьном журнале записываются 7 часов регионального компонента (РК).
В IX классе часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.
Другие предлагаемые учебно-методические комплекты могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях в качестве элективных курсов.
Элективные курсы
На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счёт компонента образовательного учреждения.
Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильного и профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы, переработать программы факультативных курсов и разработать авторскую программу. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определённом учредителем. Следует обратить внимание на структуру программ элективных курсов.
Программа курса включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Цели и задачи учебной дисциплины.
4. Требования к уровню усвоения дисциплины.
5. Учебно-тематический план.
6. Содержание тем учебного курса.
7. Практические занятия.
8. Контроль уровня обученности.
9. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.
10. Учебно-методическое обеспечение предмета.
По элективным курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой (государственной) аттестации. Педагогам необходимо учитывать, что содержание элективного курса и правила его освоения (включая определение форм отчётности) школа устанавливает самостоятельно. Возможны варианты контроля уровня обученности (защита реферата, разработка проекта, выполнение творческих заданий и т. д.).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.