заведующая кафедрой естественно-научных
дисциплин СКИПКРО;
Е. В. Дамианова,
доцент кафедры естественно-научных
дисциплин СКИПКРО
Преподавание биологии в 2009/2010 учебном году будет осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и нормативными документами органов исполнительной власти:
– федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089);
– федеральным базисным учебным планом (утверждён приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312);
– примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ от 25.06.2007 г. № 324-пр).
На основании приказа министерства образования Ставропольского края от 02.07.2008 г. № 01-54/3981 предложено методическое сопровождение для формирования учебного процесса в школах края в 2009/2010 учебном году, где установлено годовое распределение часов, что даёт возможность строить рабочий план на принципах дифференциации, вариативности. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений СК отводит на изучение биологии на базовом уровне 70 часов (по 1 часу в X–XI классах), на профильном – 210 часов (по 3 часа в X–XI классах).
В рамках основного общего образования на изучение биологии отводится 245 ч (VI кл. – 35 ч, VII – 70, VIII – 70, IX кл. – 70 ч).
Следует обратить внимание на то, что на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования для организации изучения содержания образования краеведческой направленности возможно увеличение количества часов за счёт часов регионального компонента или компонента образовательного учреждения.
Новая концепция школьного биологического образования и содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии реализованы в новых линиях школьных учебников, рабочих тетрадей и методических рекомендациях.
В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания.
Вполне допустимым в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счёт времени, отводимого на элективные учебные предметы.
Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях если:
– три учебных предмета естественно-научного цикла («Физика», «Химия», «Биология») изучаются на базовом уровне;
– один учебный предмет естественно-научного цикла изучается на профильном, один – на базовом уровне;
– все три предмета естественно-научного цикла изучаются на профильном уровне.
При изучении биологии в разных профилях следует учесть:
1. В профилях, где биология не является профилирующим предметом (физико-математический, социально-экономический, филологический, информационно-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный) могут быть следующие варианты:
а) самостоятельный курс биологии не представлен, а изучается интегрированный курс «Естествознание» (по 3 ч в X и XI кл.)
б) представлен самостоятельный курс биологии наряду с курсами физики и химии, на изучение которого может быть отведено по 1 ч в X и XI кл.
2. В некоторых профилях (физико-химическом и универсальном) предусмотрено изучение самостоятельного курса биологии (по 1 ч в X и XI кл.).
В примерном учебном плане для общеобразовательных учреждений СК в старшей школе предусмотрено профильное обучение в классах, где предмет «Биология» является профилирующим предметом (химико-биологический, биолого-географический, агротехнологический), на изучение которого отводится 210 часов (по 3 ч в неделю в X и XI кл.).
При большом числе учащихся, желающих изучать предмет «Биология» углублённо, школа имеет право добавлять на изучение предмета к
3 часам, предусмотренным для профильного уровня, еще 2 часа за счёт часов, выделяемых примерным учебным планом на элективные курсы. Содержание учебного материала, дополняющего программу по биологии профильного уровня, регламентируется специальным документом ЕГЭ – кодификатором.
Для проведения итоговой (государственной) аттестации по биологии выпускников средней (полной) школы по биологии в форме ЕГЭ используются контрольно-измерительные материалы, составленные с учётом следующих документов:
– обязательного минимума содержания основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236);
– обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56);
– федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
Уровень предъявления содержания учебного материала в контрольно-измерительных материалах соотнесён с требованиями государственного стандарта общего и среднего (полного) образования к подготовке выпускников средней (полной) школы. Благодаря этому обеспечена независимость контрольно-измерительных материалов от вариативных подходов к преподаванию биологии в средней (полной) школе по различным программам и учебникам.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 263.