http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»).
http://www. mnemozina.ru – сайт издательства Мнемозина (рубрика «Математика»).
http://www. drofa.ru – сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»).
http://www.profi1e-edu.ru – рекомендации и анализ результатов эксперимента по профильной школе. Разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся. Примеры учебно-методических комплектов для организации профильной подготовки учащихся в рамках вариативного компонента.
http://www.center.fio.ru/som – методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru – центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства образования и науки РФ, стандарты, информацию о проведение эксперимента.
http://www.ed.gov.ru – на сайте представлена нормативная база: в хронологическом порядке расположены законы, указы, которые касаются как общих вопросов образования, так и разных направлений модернизации.
http://www.apkro.redline.ru – Московская академия повышения квалификации. Кафедры представляют ряд разработок учебно-методических комплектов для профильной школы.
hlip://www.ege.edu.ru – сервер информационной поддержки единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru – сайт Интернет-школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают в себя задания для подготовки к сдаче ЕГЭ.
Химия
Л. М. Шибаева,
доцент кафедры естественно-научных
дисциплин СКИПКРО;
В. В. Андреюк,
методист кафедры
естественно-научных дисциплин СКИПКРО
В общеобразовательных учреждениях края в 2009/2010 учебном году преподавание химии осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти:
– федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 05.08.2004 г. № 1089);
– федеральным базисным учебным планом (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
– примерным учебным планом для общеобразовательный учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ министерства образования Ставропольского края от 25.06.2007 г. № 324-пр)
Согласно приказу Министерства образования Ставропольского края от 02.07.2008 г. № 01-54/3981 предложено методическое сопровождение для формирования учебного процесса в школах края, где установлено годовое распределение часов, что даёт возможность строить рабочий план на принципах дифференциации, вариативности.
В соответствии с вышеуказанными документами, структурой и содержанием концепции химического образования, а также необходимостью подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена, основной курс химии (обязательный для всех) изучается в VIII–IX классах в количестве 2 часов в неделю (140 часов), кроме образовательных учреждений с углублённым изучением предметов, лицеев и гимназий. В данных образовательных учреждениях количество часов, отводимых на изучение предмета «Химия», зависит от профиля (углубление предмета начинается с VIII класса), а также рекомендуется выделение часов на пропедевтический курс (за счёт школьного компонента – (от 0,5 до 1 часа)).
В средней (полной) общеобразовательной школе химия изучается по трём вариантам:
1. Универсальный профиль – 2 часа в неделю (140 ч на два года обучения X–XI кл.)
2. Химия как профильный учебный предмет – по 3 часа в неделю (210 ч.) на физико-химическом и химико-биологическом профилях и по 2 часа в неделю на агротехнологическом.
3. Во всех остальных профилях химия изучается как базовый учебный предмет по 2 часа в неделю или ведётся интегрированный курс «Естествознание», который включает химию, физику, биологию.
На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счёт компонента образовательного учреждения.
Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии, школа может увеличить число часов на её изучение путём предоставления возможности выбора элективных курсов по химии.
При большом числе учащихся, желающих изучать химию углублённо, школа имеет право добавлять на изучение химии к 3 недельным часам, предусмотренным для профильного уровня, еще 2 часа в неделю за счёт часов, выделяемых примерным учебным планом на элективные курсы. Содержание учебного материала, дополняющего программу по химии профильного уровня, регламентируется специальным документом ЕГЭ – кодификатором.
Для проведения итоговой аттестации по химии выпускников средней (полной) школы в форме ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы, составленные с учётом следующих документов:
– обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236);
– обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56);
– федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
В нормативных документах о проведении ЕГЭ отмечено, что по итогам обучения химии выпускники средних общеобразовательных учреждений должны уметь:
– характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д. И. Менделеева; состав, свойства и применение веществ; факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояние химического равновесия;
– объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность химических реакций;
– составлять формулы веществ, схемы строения атомов, уравнения химических реакций различных типов;
– называть и определять вещества, их свойства, признаки классификации веществ, типы реакций и др.;
– проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям;
– использовать приобретённые знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; распознавания веществ, безопасной работы с веществами и т. д.
Уровень предъявления содержания учебного материала в контрольных измерительных материалах соотнесён с требованиями государственного образовательного стандарта к подготовке выпускников средней (полной) школы. Благодаря этому обеспечена независимость КИМов от вариативных подходов к преподаванию химии в средней (полной) школе по различным программам и учебникам.
Программно-методическое обеспечение
На основании письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 и в связи с переходом на новые образовательные стандарты учителям химии рекомендуем использовать новые примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки РФ.
Примерные программы по химии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и наряду с этим раскрывают неиспользованные резервы в структуре содержания и организации обучения. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования – с одной стороны и его стандартизации – с другой. Учебное время на изучение разделов программ является примерным и рассчитано по ступеням образования.
Программы
1. Примерные программы основного и среднего (полного) образования по химии, рекомендованные письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г.
№ 03-1263.
Универсальность структуры и содержания данных программ позволяет использовать любой учебно-методический комплект, рекомендованный (допущенный) для работы в образовательных учреждениях края.
В 2009/2010 учебном году утверждён следующий перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования Ставропольского края.
№ | Автор, учебник | Класс | Издательство |
1 | Габриелян О. С. Химия | 8 | Дрофа |
2 | Габриелян О. С. Химия | 9 | Дрофа |
3 | Минченков Е. Е., Зазнобина Л. С., Смирнова Т. В. Химия | 8 | Ассоциация XXI век |
4 | Минченков Е. Е., Журин А. А. Химия | 9 | Ассоциация XXI век |
5 | Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия | 8 | Просвещение |
6 | Рудзитис Г. Е. , Фельдман Ф. Г. Химия | 9 | Просвещение |
7 | Савинкина Е. В., Логинова Г. П. Химия | 8 | Баласс |
8 | Савинкина Е. В., Логинова Г. П. Химия | 9 | Баласс |
9 | Габриелян О. С. Химия (базовый уровень) | 10 | Дрофа |
10 | Габриелян О. С. Химия (базовый уровень) | 11 | Дрофа |
11 | Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия (профильный уровень) | 10 | Дрофа |
12 | Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия (профильный уровень) | 11 | Дрофа |
13 | Минченков Е. Е., Журин А. А., Оржековский П. А. Химия (базовый уровень) | 10 | Ассоциация XXI век |
14 | Минченков Е. Е., Журин А. А. Химия (базовый уровень) | 11 | Ассоциация XXI век |
15 | Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия (базовый уровень) | 10 | Просвещение |
16 | Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия (базовый уровень) | 11 | Просвещение |
Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники начиная с 2004 года издания (в соответствии с государственным стандартом общего и среднего (полного) общего образования), а также систематически дополнять содержание учебника новейшими сведениями о достижениях химической науки.
Учебно-методические комплекты базовых курсов по химии являются традиционными и давно используются в практике обучения. Учебно-методические комплекты для профильных классов сформированы и рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ и министерством образования Ставропольского края.
Для предпрофильного изучения предмета «Химия» может быть использован учебно-методический комплект О. С. Габриеляна, рекомендованный Министерством образования и науки РФ и министерством образования Ставропольского края:
1. Габриелян, О. С. Введение в химию вещества. 7 класс : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Острокмов. – М., 2007. – 152 с.
2. Аксёнова, И. В. Введение в химию вещества : методическое пособие для учителей / И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов, Т. В. Сажнева. – М., 2007. – 104 с.
Для профильного изучения предмета «Химия» может быть использован учебно-методический комплект О. С. Габриеляна, рекомендованный Министерством образования и науки РФ и министерством образования Ставропольского края:
1. Габриелян, О. С. и др. Программа курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Дрофа, 2007. – 78 с.
2. Габриелян, О. С. и др. Химия. 10–11 кл. Профильный уровень. – М. : Дрофа, 2007–2009. – 314 с.
3. Габриелян, О. С. и др. Химия. 10–11 кл. Профильный уровень : методическое пособие. – М. : Дрофа, 2008. – 176 с.
4. Габриелян, О. С. Химия. 10–11 кл. Профильный уровень : методическое пособие / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова– М. : Дрофа, 2008. – 176 с.
5. Габриелян, О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна и др. на базовом и профильном уровнях. – М. : Дрофа, 2004–2005.
Элективные курсы
На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счёт компонента образовательного учреждения.
Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильного и профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы, переработать программы факультативных курсов и разработать авторскую программу. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определённом учредителем. Следует обратить внимание на структуру программ элективных курсов.
Программа курса включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Цели и задачи учебной дисциплины.
4. Требования к уровню усвоения дисциплины.
5. Учебно-тематический план.
6. Содержание тем учебного курса.
7. Практические занятия.
8. Контроль уровня обученности.
9. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.
10. Учебно-методическое обеспечение предмета.
По элективным курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой (государственной) аттестации. Педагогам необходимо учитывать, что содержание элективного курса и правила его освоения (включая определение форм отчётности) школа устанавливает самостоятельно. Возможны варианты контроля уровня обученности (защита реферата, разработка проекта, выполнение творческих заданий и т. д.).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.