Младших школьников
(на примере каракалпакских игр)
Есбергенов А.Х., стажер Института ДО и СВ РАО
Здоровье является одной из основных общественных и личностных ценностей. Однако, как показывают многочисленные исследования, наблюдается снижение качества физического, психического и социального здоровья нации в целом. Эксперты ВОЗ отмечают недостаточную компетентность большей части населения различных стран в вопросах охраны здоровья, проявляющуюся, в частности, в неблагоприятном для здоровья повседневном стиле жизни и поведении. Наиболее остро это проявляется в ситуациях, когда проблемы физического здоровья возникают в связи с глубокими социальными изменениями или из-за необходимости заниматься не приносящим удовлетворения делом, что весьма характерно для многочисленных учебных заведений в нашей стране.
К настоящему времени накоплен значительный объем научных знаний о сущности здоровья как сложного феномена (А.Я. Иванюшкин, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицин, О.И. Сукманский и др.).
Исследования психологического аспекта здоровья (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, О.И. Даниленко, Л. Д. Демина, В.А. Сонин и др.) посвящены определению теоретико-методологических основ здоровья личности, факторов и условий его сохранения и укрепления.
При этом педагогическая наука отмечает недостаточную разработанность средств активизации личностных резервов учащихся, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Одним из таких резервов являются подвижные игры. Возникая из физиологической потребности организма в движениях и из чувства наслаждения при удовлетворении этой потребности, подвижные игры представляют одно из лучших и важных средств укрепления физического здоровья школьников.
Чтобы удовлетворить насущную потребность растущего организма в движении, школа должна найти для этого и надлежащее место и достаточно подготовленных руководителей.
Руководители, прежде всего, должны удовлетворить эту физиологическую потребность в движении во всех возрастах, и дать возможность организму школьника, уставшего от классных занятий и от продолжительного сидения за школьным столом, при помощи усиленного дыхания и кровообращения, как можно скорее избавиться от усталости. Марш, бег, прыжки быстрее всего выполняют эту необходимую физиологическую функцию, и они как элементы входят во многие подвижные игры.
Эти игры должны быть несложны и занимать у играющих немного времени, лучше всего, если они выполняются во дворе или на площадке для игр.
Значение подвижных игр для сохранения и укрепления здоровья весьма велико, и школа должна серьезно заняться их культивированием, применяясь к условиям быта и отдавая предпочтение тем из игр, которые больше подходят к национальному характеру и вообще к духу народа.
Все подвижные игры в большей или меньшей степени отвечают двум выше намеченным главным задачам: физиологическим и педагогическим, но одна из этих задач может в той или другой игре преобладать.
Исследования последних лет направлены на поиски подходов к совершенствованию процесса физического оздоровления учащихся общеобразовательной школы. Одним из вариантов совершенствования физического здоровья является повышение эффективности уроков физической культуры учащихся 1-4 классов с использованием национальных подвижных игр.
Игра в младшем школьном возрасте является одним из главных средств обучения технике программных упражнений, развития основных двигательных качеств.
Необходимо подчеркнуть, что именно подвижные игры, игровой метод в силу присущих им особенностей является весьма эффективным средством укрепления здоровья.
Метод игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие учителя стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь детей. Концепция преподавания с учетом традиций национальной каракалпакской подвижной игры, на наш взгляд, дает возможность эффективно влиять на сохранение и укрепление физического здоровья младших школьников, с учетом особенностей региона. Понятно, что национальные игры не могут быть механически заимствованы школьной педагогикой, необходима сопричастность к методике преподавания уроков физического воспитания и практическому опыту, если речь идет о внедрении национальной игры в школьный урок.
Выдвинуто предположение о том, что использование национальных каракалпакских и других подвижных игр специальной направленности приведет к укреплению и сохранению здоровья.
В результате классификации Каракалпакских национальных подвижных игр (Шылманов П.А.), мы обобщили игры, применяемые для физического оздоровления младших школьников на практике.
Анализируя научные труды историков, этнографов, педагогов и фольклора, связанные с народными играми каракалпаков, мы пришли к выводам, что игры можно распределить по преимущественному значению в развитии физических качеств, таких, например, как:
1) Ловкости - вращение веревки (аркан айландырыу), воздушный мяч (хауа топ), в домики (уй - уй), кто ловкий (ким шаккан) и др.;
2) Силы - кто сильнее (ким кушли), перетягивание каната (аркан тартысыу), палкой в круг (таякты донгелекке) и ряд др.;
3)Быстроты - держи палку (таякты усла), в прятки (жасырынбак), раскрой ладони (алаканынды аш) и ряд др.;
4)Выносливости - в догонки (куып жет), бег раков (арба эстафетасы), эстафета на воде (суудагы жарыс) и ряд др.;
5)Гибкости – наклоны с партнером (арпа гурпе), мостик и кошка (копир хам пышык), рыбаки (балыкшылар) и ряд др.;
Мы постарались определить зависимость игр от половозрастных особенностей участников, и выделили игры на индивидуальные и групповые; на игры для мальчиков, девочек и общие; а также на игры для младшего, среднего и старшего возраста. Добавим, что игры подразделяются на сезонные, на игры с предметами и без них, на малоподвижные и подвижные.
Мы попытались классифицировать детские игры каракалпаков на четыре условных группы: по характеру, целям и задачам, половозрастным особенностям.
В первую, вошли спортивно-воспитательные игры: пятнашки ногой (тебиспек), снятие тюбетейки (илме тахия), игра в лошадки (ат ойын), скачки (байги), козлодрание (ылак), мяч (топ), вертикальная палка (тикке таяк), шар в яму (ангалак), прятки (жасырынбак), пятнашки в воде (суу калак), брызгание водой (суу серписпек) - вырабатывающие сноровку, ловкость и быстроту реакции у детей.
Во вторую группу вошли морально-дидактические игры: отгадки (табыспак), скороговорки (жанылтпаш), лисенок (тулкишек), камыш или навоз (камыс па кый ма?), жмурки (сокыр теке), оборот плетки (айналба дурре), загадки (жумбак), считалка (ауелемен-дуелемен) - развивающие память, речь, фантазию у детей, вырабатывающие нравственные качества.
Третью группу составляют собственно “трудовые игры”: смастерить куклу (кууыршак согыу), огород (кауын-кауын), дом (уй-уй) - которые воспитывают в детях трудолюбие и приобщают к ремеслу. В четвертую группу выделили игры-развлечения: где сорока? (хакке кайда?), лунное объятие (ай кулаш), сватья (кудагай), ритуальные - крапивница (бадик), хаужар, сыпь на теле (гулапсан), состязания в остроумии ("Ага бий" - у городской молодёжи, "Гештек" или "Кырык жигиттин ойыны"- у сельской).
По фабульно-композиционным конструкциям последние делятся на игры-забавы, сюжетно-ролевые игры и игры-импровизации, бытовые и обрядовые игры, с традиционными развлечениями и определенными сюжетами, с песнями и полутанцевальными движениями. При этом, мы постарались определить зависимость игр от половозрастных особенностей участников, и выделили игры на индивидуальные и групповые; на игры для мальчиков, девочек и общие; а также на игры для младшего, среднего и старшего возраста.
Каждая из них четко обнаруживает направленность на развитие определенного умения или навыка. Например, игра в жмурки (Сокыр теке) развивает ловкость и быстроту реакции. В то же время игры являются органической частью жизни каракалпаков и представляют составную часть этнической культуры. Все воспитательные средства этнопедагогики каракалпаков, как и других народов, находились в неотделимой друг от друга связи. Игры представляют народную память, передаваемую из поколения в поколение. Следовательно, игры и развлечения в своеобразной, по-детски упрощенной форме отразили окружающую действительность во всей ее многогранности.
По мере взросления детей игры приобретают иное направление - от игр c игрушками и малоподвижных игр переходят к более подвижным и усложненным, которые удовлетворяют потребность в активном движении и требуют больших затрат энергии.
Посредством игр, забав и навыков вырабатывались в молодом человеке физические и умственные способности. Национальные игры и развлечения каракалпаков изменялись в тесной взаимосвязи с общественной жизнью народа и претерпели изменения, главным образом, по тематическому содержанию. На современном этапе развития общества, бытующие традиционные игры и развлечения способствуют физическому оздоровлению молодого поколения. Необходимо более широкое использование традиционных игр каракалпаков в общеобразовательной педагогической системе воспитания. Наиболее сложно усваивается духовная культура. Именно она передавалась сразу по нескольким каналам межпоколенной связи, когда дети вступали в непосредственное участие в обрядах, а также фольклор, изобразительное искусство и, конечно, игрушка, с которой ребенок соприкасался с самых первых шагов своего социального пути.
Таким образом, можно предположить, что при соответственной организации учебно-методической программы, каракалпакские подвижные игры могут эффективно влиять на физическое здоровье младших школьников, с учетом особенностей региона.
В результате анализа и систематизации национальных подвижных игр Каракалпакии в сочетании с элементами спортивных игр нами будет разработана и определена их доступность для использования в младших классах, а также планируется отобрать игры по возрастным показателям, подходящие для учащихся 1-4 классов. Впервые будет установлено влияние разработанной методики использования каракалпакских подвижных игр на сохранение и укрепление здоровья младших школьников, повышения их двигательных возможностей и интереса к урокам физической культуры.
На наш взгляд, использование подвижных национальных игр каракалпаков на основе элементов спорта, таких как национальные игры и физические упражнения каракалпаков, применявшиеся в течение столетий как нельзя лучше отражают национальные особенности быта и характер народа и при тщательном отборе могут оказать положительное воздействие на развитие гармоничной личности.
Приложение
Материалы по нормативно-правовым и организационно-методическим основам преемственности образования детей в дошкольных учреждениях и начальной школе.
Аспекты преемственности проблемы, направления | Наименование документов, статей, публикаций | Источник |
Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждений, реализующих программы дошкольного и начального образования. | Закон РФ "06 образовании", ст. 17, п. 3; ст. 18, п. З, п.5; ст. 19, п.1; ст. 8, 9, 15; ст. 32, п.1,2; ст. 12, п.8 | М., “Новая школа”, 1995 г. |
Федеральный закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании” от 13 января 1996 г. | “Дошкольное образование в России в документах и материалах”. – М., 2001 г. | |
"Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" | “Дошкольное образование в России в документах и материалах”. – М., 2001 г. | |
“Типовое положение об общеобразовательном учреждении” (Постановление Правительства № 38 от 15.01.1998 г. ) | “Вестник образования”, № 1, 1998 г. | |
"Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" № 1204 от 19.09. 1997 г. | “Дошкольное образование в России в документах и материалах”. – М., 2001 г. | |
“Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” | Н.Ф. Виноградова и др. | |
"Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования" (инструктивно-методическое письмо № 35-М от 25.03. 1994 г. ) | ж. “Дошкольное воспитание”. № 6, 1994 r. | |
Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад - школа" (сборник документов и материалов) | Москва, “Новая школа”, 1995 г. | |
Научно-практические и методические аспекты преемственности в системе дошкольного и начального школьного образования | “Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования” | Сборник научно методических статей. МО РФ, РАО, М., 2001 г. |
“Образование и духовное развитие ребенка в 21 веке” | Сборник научно-методических материалов. АПК и ПРО МО РФ, М., 2001 г. | |
“Наука о дошкольном детстве” Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции. | РАО, М.: Аванти, 2000 | |
"Старая" новая проблема: “Школа - детский сад”, В. Андреева | ж. “Дошкольное воспитание”. № 1, 1994 г. | |
“Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в современных условиях” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 8, 1994 г. | |
“Вопросы преемственности и адаптации в условиях УВК” “Шестилетки учатся в д/с” | ж. “Начальная школа”, № 8 1994 г. | |
“Поговорим о преемственности” | ж. “Обруч”, № 1, 1997 г. | |
“Вальдорфская педагогика: между детским садом и школой” | ж. “Обруч”, № 1, 1997 г. | |
200 ответов на вопросы заведующей детским садом | Москва, ACT, 1996 г. | |
“Дошкольное образование России в документах и материалах” | Москва, “Изда-тельство Гном и Д”, 2001 г. | |
“Пространство для самореализации: типология учебно-воспитательных комплексов”, Д. Ахматова | ж. “Директор школы”, № 4, 1996 г. | |
“Каким быть стандарту дошкольного образования” Р. Стеркина | ж. “Дошкольное воспитание”. № 8, 1996 г. | |
“Дифференциация и интеграция содержания образования” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 7, 1996 г. | |
Документы Московского департамента образования по нормативно-методической базе учебно-воспитательного процесса | Москва, 1994 г., Центр инноваций в педагогике | |
“О подготовке детей к школе”, инструктивно-методическое письмо № 990/14-15 от 22.07. 1997 r. | ж. “Начальная школа”, № 2 1998 г. | |
“О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации” (решение Коллегии МО и ПО РФ от 11.12. 1996 года № 3/2) | “Образование в документах” № 5, 1997 г. | |
"УВК как средство выживания" | ж. “Обруч”, № 4, 1997 г. | |
"Детский сад - школа. Эксперимент?" | ж. “Обруч”, № 1, 1998 г. | |
Психофизиологические и психолого-педагогические аспекты преемственности в образовании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста | “Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход”, В.Т. Кудрявцев | В двух частях, РАО, Дубна, 1997 год |
“Не навреди! или Придет ли предметная система в детский сад?” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 1, 1996 г. | |
“Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 6, 1996 г. | |
“О наших детях и некоторых проблемах воспитания”, Т. Маркова | ж. “Дошкольное воспитание”. № 6, 1995 г. | |
“Дошкольное детство: еще один подход к обучению и воспитанию” (о системе Е.Е. Шулешко по обучению детей письму и чтению) | ж. “Дошкольное воспитание”. № 1, 1991 г. | |
“Новшества столетней давности” (об опыте создания интегрированной школы в г. Перми) | ж. “Директор школы”, № 4, 1996 г. | |
“К портрету современного дошкольника” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 1, 1993 г. | |
“Психологическая готовность воспитателя к работе с детьми” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 2, 1993 г. | |
“Белые вороны” (дети с неврозом) | ж. “Дошкольное воспитание”. № 8, 1995 г. | |
“Маленькие неудачники. Почему они такие?” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 2, 1996 г. | |
Тесты для определения эмоционального благополучия воспитателя в д/с и ребенка в группе д/с | ж. “Дошкольное воспитание”. № 3, 1996 г. | |
“Диагностика развития творческих способностей дошкольников” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 5, 1996 г. | |
“Школьные психологи советуют ....” | ж. “Начальная школа”, № 2 1998 г. | |
“Проблема личности и диагностика ее структуры у детей” | ж. “Обруч”, № 4, 1996 г. | |
“Прием детей в 1 класс: методические особенности” | ж. “Обруч”, № 5, 1996 г. | |
“Как привести работу д/сада и школы в соответствии с новой редакцией закона РФ “Об образовании” | ж. “Обруч”, № 5, 1996 г. | |
“Педагогика ненасилия” | ж. “Обруч”, № 4, 1996 г. | |
“К вопросу о готовности детей к обучению детей в школе” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 8, 1996 г. № 4, 8, 1995 r. , № 1, 2, 6, 1996 г. | |
“Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития” | ж. “Дошкольное воспитание”. № 7, 10, 12, 1996г., № 1, 1998 г. | |
“Как учить детей читать” Д. Эльконин. | ж. “Дошкольное воспитание”. № 3, 1998 г. | |
“Диагностика мышления детей 6-10 лет", А.З. Зак | Москва, 1993 г. | |
“Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе?” | Москва, "Дельта", 1997 г. |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.