Физическое воспитание дошкольников на современном этапе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кожухова Н.Н., кандидат психологических наук,

доцент кафедры дошкольной педагогики МГПУ

Борисова М.М., кандидат педагогических наук,

преподаватель Московского педколледжа № 8

 

Если рассмотреть историю развития нашего общества с позиций, определяющих его идей, то в качестве одной из центральных следует выделить идею физического воспитания подрастающего поколения. Действительно, без физически развитых, здоровых, активных людей невозможны прогрессивные преобразования, достижение значимых целей и идеалов общества.

    Однако реально далеко не всегда создавались благоприятные условия для реализации указанных идей.

    Особенно ярко противоречие между декларативными заявлениями о необходимости физического воспитания и опытом решения задач физического воспитания проявились в настоящее время, о чем свидетельствует ухудшение состояния здоровья, снижение уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

    Поэтому необходимость коренного изменения физического воспитания дошкольников на основе переосмысления некоторых аспектов построения педагогического процесса, определение перспектив развития современной системы физического воспитания, её основных составляющих и главных ориентиров по совершенствованию системы физического воспитания представляется актуальной и своевременной проблемой.

    Физическое воспитание, которое в широком смысле этого слова включало рациональное питание, создание надлежащих условий жизни, широкое использование естественных факторов природы (сон на воздухе, водные процедуры и др.), систематическое проведение гимнастики и массажа, а также организованные занятия физическими упражнениями и подвижными играми – возникло в середине ХХ века.

    Серьезная научная основа постановки физического воспитания была заложена в трудах выдающихся представителей русской науки И.П. Павловым, И.М. Сеченовым, П.Ф. Лесгафтом, А.И. Быковой, Е.А. Аркиным, Т.И. Осокиной и др. Суть её можно определить следующим образом: ребенок учится всему, в том числе физическим упражнениям с помощью взрослых, усваивает опыт предшествующих поколений, овладевает материальной и духовной культурой, созданной человечеством.

    Не менее существенная предпосылка дошкольного физического воспитания основывается на положении отечественной психологической и педагогической науки о том, что развитие ребенка происходит в процессе активного взаимодействия его с окружающим миром и двигательная деятельность занимает значительное место в их развитии. Причем движение, по выражению И.П. Павлова, - главное проявление жизни ребенка. И, наконец, еще одно положение: рассматривая движение как важную составную часть взаимодействия ребенка с окружающим миром, многие ученые раскрывали роль движений как специфического средства именно двигательной деятельности, обеспечивающей физическое развитие и физическое совершенствование.

    Это те важные исходные позиции теории физического воспитания, на базе которых, собственно, и развивалась в последние десятилетия отечественная физическая культура.

    Однако исследования последних десятилетий (И. А. Аршавский, Ю.Ф. Змановский, Н.Н. Визитей и др.) доказали несомненную роль физических упражнений в оздоровлении человека. И дело не только в том, что они дают при должной организации тот же эффект, который называют тренировочным, и который связан с самим по себе переводом функциональных систем организма в более активный, по сравнению с покоем, режим.

    Оздоровительный эффект физических упражнений часто связан прежде всего с тем, обстоятельством, что выполнение двигательного действия уже само по себе выступает как процесс, в котором человек, выполняющий это действие, переживает себя целостно, гармонично. Это особенно отчетливо обнаруживается в ситуации, когда человек в совершенстве овладевает сложно координированным действием, сама его стихия как бы гармонизирует бытие человека. Часто именно этот факт является решающим вкладом в оздоровление.

    Однако, гармонизация физическими упражнениями по-нашему мнению, включает и воздействие физических упражнений на нравственно-волевую сферу, т.е. воздействие физических упражнений не ограничивается гармоническим физическим развитием. Очень велик воспитательный потенциал физических упражнений, который также не используется в настоящее время в работе с детьми. В этом плане представляется интересным опыт прошлых лет, в том числе английского педагога Арнольда, который, обосновывая использование спортивных игр и упражнений в целях воспитания (речь шла о воспитании подростков) считал, что если ребенок играет “по честным правилам” в спортивной игре, то этот опыт “честной игры” он переносит в повседневную жизнь, что сказывается на его поведении.

    Таким образом, использование спортивных игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста еще одна важная проблема.

Все программы по физическому воспитанию, которые в настоящее время используются в дошкольных учреждениях в целях обеспечения соответствующего возрасту детей режима двигательной активности включают спортивные игры и упражнения (катание на санках, скольжение по ледяной дорожке, футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, катание на коньках, катание на роликовых коньках, хоккей), которые решают задачи не только физического развития (координационных способностей, выносливости, гибкости), формируют нравственные качества, волю, эмоции детей, приучают к самостоятельной организации своего досуга, что очень важно, особенно в школе.

Доказано, что уже в дошкольном возрасте дети могут освоить основные правила некоторых спортивных игр, в этом возрасте возможно формирование элементарных технических приемов игр (Э.Й. Адашкявичене, Т.И. Дмитриенко и др.).

Однако опыт наблюдения работы многих дошкольных учреждений показывает, что в дошкольных учреждениях явно недостаточное внимание уделяется использованию потенциала физических упражнений, особенно спортивных игр и упражнений в воспитательных целях. Поэтому выпускники дошкольных учреждений слабо владеют способами творческого применения полученных знаний, умений и навыков в области спортивных игр и упражнений в самостоятельных занятиях, в свободное от учебы время, что в конечном итоге отражается на их гармоническом развитии, в прямом смысле слова: и физическом и нравственном.

Нам представляется, что освоение детьми дошкольного возраста базовых основ спортивных игр и упражнений объективно необходимо и обязательно в организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Еще одна насыщенная проблема – воспитание интереса к физическим упражнениям. По всей видимости, это самый ключевой вопрос физического развития человека. В настоящее время педагогический процесс носит преимущественно репродуктивный характер, при котором в большей мере предпочтение отдается методике воспитания и обучения. При этом не учитываются в должной мере потребности и желания ребенка и мотивом выполнения физических упражнений в дошкольном возрасте обычно являются либо поставленное взрослым задание, либо стремление достичь личного результата в движении, связанном с преодолением определенных трудностей, и желание показать свои достижения товарищам. В младшем дошкольном возрасте побуждающей причиной, как правило, является развертывание взрослым игровой ситуации в таком плане, чтобы одновременно у ребенка возникло желание все более лучше точнее и ритмичнее выполнять движения на основе предметных и наглядно-образных заданий, конкретных двигательных задач.

    Однако тот факт, что сегодня мы наблюдаем у детей отсутствие интереса к занятиям физическими упражнениями свидетельствует о том, что проблема формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольника не разработана должным образом. Отечественная система физического воспитания рождалась и укреплялась в условиях авторитаризма. Попытка придать физическому воспитанию государственный характер принадлежит Петру 1. Причем за образец им была взята спартанская система физического воспитания, которая имела строго дисциплинарный характер, военную направленность. 

Современная система физического воспитания рождалась и укреплялась также в условиях авторитаризма. Её основу составляет нормативный подход (комплексы, показатели, нормативы), который служил и продолжает служить основным критерием результативности физического воспитания.

При этом из поля зрения педагогов выпала главная идея физического образования – формирование гармонически развитой личности средствами физического воспитания, включающая в себя наличие потребности в освоении физкультурных ценностей, физического потенциала развития каждого отдельного человека.

В результате в настоящее время большинство занимающихся уклоняются от самостоятельных занятий. Вследствие чего замедляется их физическое развитие и ухудшается здоровье.

Современный потребностно-мотивационный подход рассматривает физическое воспитание по-новому, а именно, как процесс формирования таких потребностей, которые наиболее благоприятны для нравственного совершенствования, здоровья, физического развития и совершенствования.

Поэтому, обучая движениям, необходимо познакомить с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем, позволяющие детям решать двигательные задачи с меньшими затратами сил. Наиболее пригодными и необходимыми, составляющими основу физического воспитания являются основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения, подвижные игры, спортивные игры и упражнения. Именно эти движения наиболее благотворно влияют на формирование тела, развитие органов и систем, являются базисными для более сложных движений.

 Важно научить ребенка правильно, ритмично и легко ходить и бегать; прыгать с места и с разбега в длину и в высоту, сочетая разбег с отталкиванием, мягко приземляясь; пользоваться разнообразными видами основных движений; овладевать гимнастическими упражнениями

(с предметами, без предметов, на гимнастических пособиях), построениями и перестроениями, некоторыми видами спортивных развлечений и танцевальных шагов, большим объемом разнообразных подвижных игр; могут сохранять правильную осанку при стоянии, во время ходьбы и сидения за столом. При этом определенного уровня развития достигают ловкость, быстрота, координация движений, чувство равновесия и пространственная ориентировка; вырабатывается выразительность движений, способность согласовывать их с темпом и ритмом музыкального сопровождения. Дети приучаются к четкому выполнению физических упражнений не только на основе наглядного образца, но и по словесной инструкции, сохраняя заданное направление и темп движения. У них развивается способность осознанно оценивать правильность своего исполнения физического упражнения и соответствия выполнения движения с правилами подвижной игры; они могут запоминать и воспроизводить в определенной последовательности несколько сложных по координации движений, пытаются шире самостоятельно применять усвоенные на занятиях знания и умения в практической деятельности, в быту и во время творческих игр. Не менее важно развитие у дошкольников способности организации собственной двигательной деятельности, что позволит избежать гиподинамии не только в дошкольном учреждении, но и в школе.

    Ребенок дошкольного возраста должен получать обязательный комплекс двигательных заданий, игр и физических упражнений, которые будут способствовать положительным сдвигам в физическом развитии, укреплении здоровья, накоплении разностороннего двигательного опыта.

    Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.

    Основной формой работы по физической культуре являются физкультурные занятия. Проблемы их эффективной организации и проведения с детьми дошкольного возраста привлекали и привлекают внимание многих ученых – педагогов и психологов (А.И. Быкова, А.В. Запорожец, Л.В. Карманова, Э.Я. Степаненкова и др). Ученые отмечают значение специально организованных занятий для овладения детьми физкультурными умениями и навыками, как средство повышения двигательной активности детей (М.А. Рунова). Разработкой методов оценки эффективности занятий и методов оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста занимались Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, С.М. Громбах, Л.В. Карманова.

    Совершенствуя методику организации разных видов физкультурных занятий, по всей видимости, внимание следует сосредоточить на повышении целенаправленности обучения, применения творческих форм и методов обучения, развития навыков самостоятельного использования движений. На занятиях физической культурой надо усилить внимание на воспитание нравственных и волевых качеств, которые и будут способствовать выработке интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

    В ряде современных исследований (М.П. Асташина, А.Н. Зимонина, В.В. Мельник, О.Л. Осадчук, Т.В. Попова, Т.В. Скобликова, С.Б. Шарманова, Ш.Ю. Шихшабеков Н.А. Фомина и др), отмечается, что для воспитания всесторонне развитой личности дошкольника средствами физической культуры необходимо выполнение ряда условий: помимо подбора адекватных средств и методов обучения и воспитания и творческой направленности педагогического процесса; использовать наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники и турпоходы) нетрадиционных форм и средств физического воспитания, как например, ритмическая и художественная гимнастика, занятия на тренажерах, восстановительные занятия в сочетании с фито- и психотерапией, аутотренингом, физиопроцедурами и массажем, занятия современными и народными танцами, хореографией. Использование в физкультурных занятиях элементов фольклора, хатха-йоги, ушу.

    Выполнение этих условий дает возможность более широко приобщать детей к двигательной и интеллектуальной деятельности, раскрыть индивидуальные творческие возможности и способности каждого ребенка, позволяет реально осуществлять взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания и обучения дошкольников.

    Воспитателю принадлежит первостепенная роль во всей учебно-воспитательной работе в дошкольном учреждении. В организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию особая роль отводится воспитателю по физической культуре.

Именно в первые семь лет у детей формируется большое количество жизненно важных двигательных навыков, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Это период наиболее ценный с точки зрения результативности педагогического воздействия. Именно в процессе физического воспитания происходит передача целого пласта знаний о движениях, т.е. предусматривается знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем, позволяющие детям решать двигательные задачи с меньшими затратами сил.

Практическое решение этих проблем, на наш взгляд, в значительной степени зависит от профессиональной подготовленности дошкольных работников – воспитателей и специалистов по физическому воспитанию.

    Следует отметить, что физическое воспитание дошкольников сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и семьи.

Для того, чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять какого рода отдача ожидается от каждого из них. При этом роль воспитателя по физической культуре представляется нам достаточно сложной и разнообразной.

Возникает еще одна очень важная проблема. Если еще несколько лет назад мы ставили вопрос о необходимости введения в дошкольные учреждения должности воспитателя по физической культуре, то сегодня наблюдаем за тем, как организовано физическое воспитание в дошкольном учреждении, что половина форм работы не проводится, поэтому одним из инновационных направлений следует считать подготовку воспитателей по физической культуре.

В первую очередь, у будущих специалистов, которым предстоит работать в детских дошкольных учреждениях, должна быть сформирована потребность воплощения в работе с детьми принципа приоритетности физкультурно-оздоровительной работы, т.е. стремлений постоянно привлекать внимание коллектива дошкольного учреждения к состоянию здоровья, уровню физической и двигательной подготовленности детей.

Будущий специалист по физической культуре должен быть не просто воспитателем по физической культуре, а воспитателем воспитателей, обладающим глубокими педагогическими знаниями по осуществлению обучения и воспитания в детском саду, понимающим анатомо-физиологические и психологические особенности дошкольников, имеющим знания по биомеханике движений, теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста, владеющим в совершенстве техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми.

В его обязанности должно входить обеспечение грамотного перспективного планирования всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе и систематическое знакомство воспитателей с правильным проведением различных форм работы по физическому воспитанию (на своем примере), с целью повышения их методического уровня.

    Вместе с тем, организация работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста имеет специфические, связанные с уровнем развития детского организма, особенности, поэтому важная роль в физическом развитии отводится диагностике двигательного развития. С тем, чтобы оценить исходное состояние ребенка, наметить программу дальнейшего развития жизненно важных двигательных умений и навыков специалист по физическому воспитанию должен владеть методами диагностики.

    Важнейшей стороной работы воспитателя по физической культуре является определение направления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, т.е. выбор программ, обеспечивающих эффективные и рациональные формы организации жизни детей, обеспечивающие наиболее эффективные условия для укрепления физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.