· массаж лечебный (плоско-вальгусные стопы, вялая осанка, вялая грудь, косолапость, уплощение свода стоп, кривошея, бронхиальная астма);
· массаж профилактический (часто болеющие, нарушение осанки, сердечная патология (ВПС и ФСШ), легочная патология, “Свинг-машина” для укрепления мышечного корсета и восстановления функций позвоночника, гидромассажные ванны);
· лечебная физкультура (плоско-вальгусные стопы, нарушение осанки, часто болеющие, бронхиальная астма, сердечная патология, ожирение);
· физиопроцедуры:
- ультразвук (ЛОР патология, артриты);
- ДУФО (ОРЗ, риниты, фарингиты, Фурункулез, “Биоптрон”);
-УФО (десенсибилизирующий, обезболивающий);
- ингаляции (паровые, с настойкой календулы, с настойкой ромашки, с настойкой эвкалипта, с хвойным экстрактом, щелочные с минеральной водой);
- кислородные коктейли (с фруктовыми соками, с травами (шалфей, ромашка, валериана, пустырник, мята), с сиропом шиповника, белковые)
· мероприятия проводимые в группах (представлены в схеме формы)
· диагностика (“Медискрин”)
V ) Взаимосвязь с родителями воспитанников, которая предполагает создание единого воспитательно-образовательного пространства в рамках дошкольного учреждения и семьи в области физической культуры.
Достижение этой цели возможно только при наличии понимания у педагогов и родителей необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства через создание комплекса системных мер помогающие сформировать представления о здоровом образе жизни у ребенка в семье и ДОУ. Не смотря на физкультурно-спортивную направленность, реализация данного направления способствует решению значительных общесоциальных задач: укреплению внутрисемейных связей, формированию соответствующего менталитета у подрастающего поколения.
· подготовка педагогов к сотрудничеству с семьей в области физического воспитания;
· консультации специалистов, проведение круглых столов, семинаров, родительских собраний, совместных спартакиад (“Папа, мама, Я – спортивная семья”);
· приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья (составление семейного спортивного альбома, спортивного генеалогического древа). Фотолетопись, отражающая спортивные привязанности и достижения различных поколений семьи, создает возможность для решения ряда задач: формирует у ребенка интерес к занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию; увеличивает глубину родовой памяти; содействует укреплению связей между поколеньями;
· работа с родителями по оптимизации семейных традиций физического воспитания (разработка семейного кодекса здоровья, эмблемы и т.д.). Для родителей эта форма работы выступает как фактор, позволяющий упорядочить, систематизировать процесс физического воспитания в семье. Совместная деятельность по созданию кодекса помогает также осознать ребенку собственную роль в укреплении здоровья. Изготовление эмблемы здоровья семьи выполняет знаковую функцию: выявляются элементы-символы, определяющие не только ее физкультурно-спортивную индивидуальность, но и позволяющие понять ребенку "дух семьи", ее устремления;
Использование данной модели позволило обеспечить результативность работы с детьми, и получить положительную динамику в области оздоровления детей, что подтверждается снижением заболеваемости детей и увеличением дней функционирования.
Так, в 2003 г. показатель посещаемости детьми ДОУ увеличился по сравнению с 2000 г. (начало экспериментальной работы в дошкольном учреждении) с 144,8 д/дн. до 155, 3 д/дн. Общая заболеваемость снизилась с 18,7 д/дн. в 2000 г. до 13,0 д/дн. в 2003г., а простудная заболеваемость с 13,0 д/дн. до 9,7 д/дн.
Работа с родителями в практике физического воспитания
детей дошкольного возраста
Гарипова И.О., старший преподаватель
Северного международного университета,
аспирантка Института ДО и СВ РАО
Ларина Н.Г., заведующая ГОУ д/с № 1050 ЮЗОУО
Темненко Л.В., психолог ГОУ д/с № 1050 ЮЗОУО,
Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека. В свою очередь физическое воспитание как систему мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, можно считать приоритетной для всей воспитательной работы с детьми. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем.
Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и семьи.
Итак, важную роль в физическом воспитании дошкольников играют два социальных института – семья и дошкольные учреждения. В исследованиях М. Руновой, Т. Логвиновой и др. отмечается важность создания педагогических условий для формирования оптимального двигательного режима.
Если исходить из общепринятого мнения, что воспитание и внешние обстоятельства влияют на развитие ребенка, то общественное дошкольное воспитание, имея определенные преимущества перед семейным, не может в полной мере обеспечить ребенку благоприятные условия для достижения психофизического благополучия. Отмечается (Т.Тарасова), что наблюдается недостаточное приобщение родителей к повышению уровня двигательной подготовленности ребенка. Кроме того, не все дети охвачены общественной системой воспитания.
Общеизвестно, что семья во многом определяет как положительные, так и отрицательные стороны развития ребенка, в том числе и физического. Влияние семьи, семейного общения, которые объективно являются важнейшими факторами развития личности ребенка, в каждом конкретном случае опосредуется объективными (уровень материального состояния семьи, ее структура, образование родителей и т.д.) и субъективными (характер внутрисемейных отношений, нравственный уровень воспитательного влияния родителей, уровень их педагогической культуры и т.д.) условиями, экспериментально доказанными многими исследователями в отечественной и зарубежной литературе.
Особое место в практике физического воспитания ГОУ д/с № 1050 г. Москвы отводится работе с родителями. При этом педагог строит свое взаимодействие с семьей на основе психолого-педагогической диагностики ситуации в семье, что предполагает осуществление дифференцированного подхода в работе. Деятельность в рамках данного подхода предусматривает: передачу социального опыта, как взрослым, так и детям; создание воспитывающей среды в семье через формирование у родителей “педагогической компетентности”, “педагогической рефлексии” и коррекции их “педагогической позиции”. В содержательной стороне физического воспитания в семье представляется возможным выделить следующие элементы:
- формы организации условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков);
- физические упражнения (подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, туризм);
- физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика);
- способы и приемы формирования мотивации на здоровый образ жизни (беседы, чтение различных форм литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).
Современные педагогические исследования (Л.Никитина, В.Бакашвили) ориентируют нас на выбор оптимальных форм физического воспитания в семье. Деятельность воспитательно-образовательного учреждения может создать в семье качественно новое “пространство”, несущее в себе значительный образовательный и культурно-воспитательный потенциал, повышающий эффективность физического воспитания ребенка дошкольного возраста.
В ходе начального этапа нашей практической работы были определены формы физического воспитания, используемые в семьях. Было опрошено 85 родителей, анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
1. Активно используют средства физического воспитания 64% опрошенных родителей; у 16,5% опрошенных отмечается стремление заниматься физкультурой с детьми, но данная деятельность не осуществляется в силу различных указываемых причин; 10,3% родителей считают проблему заболеваемости детей, повышения сопротивляемости их организма заботой врачей и сотрудников ГОУ.
2. В качестве одной из самых распространенных трудностей в физическом воспитании в семье является сниженный интерес детей к занятиям физкультурой и спортом.
На втором этапе исследовательской работы нами было проведено анкетирование родителей с целью изучения содержания физического воспитания детей в семье.
Вопросы анкеты
1.Частота заболеваемости ребенка:
от 0 до 4 раз в год
свыше 4 раз в год
2. Делаете ли Вы попытки повысить сопротивляемость организма ребенка?
Если да, то с помощью каких средств:
-закаливающих процедур
-витаминизация питания
-лекарственных препаратов
-что-то еще
-не использую
3. Используете ли Вы в семейном досуге физические упражнения?
-подвижные игры -утреннюю гимнастику
-туристические походы -что-то еще
-лыжные прогулки -не использую
-спортивные игры
4. Как Вы думаете, любит ли Ваш ребенок заниматься физкультурой?
Почему?
ДА НЕТ
-видит пример родителей -не видит примера родителей
-ориентируется на братьев и сестер -не понимает ее значения для здоровья
-решающая роль в этом принадлежит -занятия в ДОУ неинтересны
педагогам
5. На основе каких знаний Вы занимаетесь физическим воспитанием своего
ребенка?
-теле и радиопередач -педагогической литературы
-рекомендации педагогов -периодических изданий (газет, журналов)
-жизненного опыта -что-то еще
6. Что Вы знаете о работе по физическому воспитанию, проводящейся в Вашем
детском саду?
7. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете?
8. Проводите ли Вы беседы с ребенком о том, что такое здоровье, как его
укрепить?
9. Есть ли в Вашей семье традиции поддержания здорового образа жизни,
передаваемые из поколения в поколение?
-ходьба на лыжах -пеший туризм
-катание на коньках -что-то еще
10. Какой спортивный инвентарь есть у Вас дома?
11. Что, на Ваш взгляд, определяет стремление ребенка к занятиям
физкультурой?
-личный пример родителей
-сознание ценности здоровья
-интересные занятия в детском саду
-что-то еще
Статистический анализ анкет показывает, что значительное количество родителей заинтересованы в повышении сопротивляемости организма к внешним воздействиям у своих детей (85%). Однако 15% родителей не предпринимают попыток укрепления организма детей, считая это прерогативой педагогов ДОУ и врачей. В большинстве исследуемых семей “панацеей” считается использование витаминных комплексов, увеличение в рационе питания овощей и фруктов. Часть респондентов (6%) указывают на организацию прогулок и использование фитотерапии. 8% родителей склонны повышать резистентность организма своих детей с помощью лекарственных препаратов, и лишь 25% опрошенных укрепляют здоровье детей с помощью закаливающих процедур. При этом большинство детей, по мнению родителей, не являются часто болеющими (68%), но достаточное количество детей (32%) болеют более 4 раз в год, что позволяет отнести их к категории часто болеющих.
Данные проведенного исследования показывают, что в большинстве семей активно используются те или иные формы физических упражнений: подвижные игры –25%, туристические походы – 5%, лыжные прогулки – 9%, спортивные игры – 11%, катание на коньках – 14%. При этом, только в 3% из опрошенных семей организуется утренняя гимнастика. 20% респондентов указывают на отсутствие физических упражнений в жизни семьи.
Изучение причин возникновения желания детей заниматься физическими упражнениями обращает внимание на следующий факт: при ответе на вопрос “Используете ли Вы в семейном досуге физические упражнения?” 20% родителей указали на отсутствие. При этом 94% респондентов предполагают, что их дети любят заниматься физкультурой. Следовательно, можно говорить о существующей тенденции недооценивания родителями своей роли в удовлетворении данной потребности у детей. Этот вывод подтверждается также тем, что только 17% респондентов признают, что основной причиной стремления ребенка к занятиям физкультурой и спортом является личный пример родителей. 54% опрошенных предполагают, что ребенок любит занятия физкультурой только от “избытка жизненной силы” и потребности в активной двигательной деятельности. Значительное количество респондентов (23%) указывают, что основной причиной заинтересованности детей является деятельность педагогов детского сада. И лишь 6% родителей указывают на сниженный интерес у детей к занятиям физкультурой. При этом 2% опрошенных считает, что причина – отсутствие личного примера родителей, а 4% - полагают, что у их детей не сформирована мотивация на укрепление здоровья средствами физкультуры и спорта. На неправильную организацию работы по физическому воспитанию в ГОУ не указывает ни один из опрошенных. Однако, только 6% родителей пользуются рекомендациями педагогов, а 55% - руководствуются своим жизненным опытом. При сравнении количества обращений к печатным изданиям с целью получения информации о физическом воспитании дошкольников, превалируют знания, полученные из газет и журналов (20%), меньшее количество родителей обращаются к специальной педагогической литературе.
Необходимо также отметить низкую информированность родителей о проводящейся работе по физическому воспитанию в ГОУ: 28% опрошенных указали на проведение утренней гимнастики, что зачастую объясняется совпадением времени ее проведения и присутствием родителей в данный момент в детском саду; 19% - на организацию физкультурных занятий. Информация о проведении физкультурных досугов и праздников (8%), о закаливающих и других процедурах (5%) чаще всего остается недоступной для родителей.
Таким образом, при наличии понимания значимости мотивации на активное использование физических упражнений у своих детей (93% опрошенных проводят беседы с детьми о способах укрепления здоровья), значительная часть родителей не только не реализуют осознанную ими необходимость в подобном виде деятельности, но и полностью перекладывают заботу о здоровье детей на плечи педагогов и врачей.
Итак, для успешного решения проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо особое внимание уделить работе с родителями. Данная работа осуществляется по нескольким направлениям.
Санитарно-просветительская работа проводится совместно педагогами и медицинскими работниками в соответствии с годовым планом и включает широкое использование плакатов, выпуск санитарных бюллетеней и стенгазет, организацию выставок, раздачу памяток, санитарно-просветительной литературы для детей, родителей, персонала дошкольного учреждения, проведение тематических лекций.
Особое внимание в этой работе уделяется просвещению родителей по вопросам физического воспитания и привития гигиенических навыков в семье. Тематика бесед отражает вопросы физического воспитания детей в дошкольном учреждении и его преемственности в семье, создания условий в семье для достаточной двигательной активности детей – обязательность наличия в доме спортивного уголка и физкультурных пособий, использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр.
Теоретические знания родителей подкрепляются показом в дошкольном учреждении физкультурных занятий, спортивных праздников и т.д. для обеспечения их сознательного отношения к системе физического воспитания. Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями расширяет их педагогическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
“ШКОЛЫ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ”.
№ | ОСНОВНАЯ ТЕМА | ФОРМЫ | СРОКИ | ОТВЕТСВ |
1. | Проблемы состояния здоровья детей. Развивающая педагогика оздоровления. | Общее родительское собрание. Консультации. | ||
2. | Приоритетность развивающих форм РОР. | Общее родительское собрание. Консультации. | ||
3 | Развитие двигательной активности детей на основе преобладания циклических упражнений. | Общее родительское собрание. Консультации. | ||
4 | Формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки. | Общее родительское собрание. Консультации. | ||
5 | Организация системы эффективного закаливания | Общее родительское собрание. Консультации. | ||
6 | Организация оздоровительного режима в семье и ДОУ. | Общее родительское собрание. Консультации. | ||
7. | Обеспечение полноценного питания и основы фитотерапии. | Общее родительское собрание. Консультации. | ||
8. | Применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств. | Общее родительское собрание. Консультации. | ||
Общее родительское собрание. Консультации. |
Основные направления программы оптимизации традиций физического воспитания в семье.
Егоров Б.Б., кандидат педагогических наук,
научный руководитель ГЭП
Гарипова И.О., старший преподаватель СМУ
аспирантка Института ДО и СВ РАО
Необходимость появления программы, которая предполагает создание единого воспитательно-образовательного пространства в рамках дошкольного учреждения и семьи в области физической культуры очевидна.
Достижение этой цели возможно только при наличии понимания у педагогов и родителей необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства через создание комплекса системных мер помогающие сформировать представления о здоровом образе жизни у ребенка в семье и образовательном учреждении, что и послужило исходным принципом построения программы.
При этом, не смотря на физкультурно-спортивную направленность, реализация программы способствует решению значительных общесоциальных задач: укреплению внутрисемейных связей, формированию соответствующего менталитета у подрастающего поколения.
Процесс создания программы предопределяет разработку и апробацию комплекса системных мероприятий, реализуемых в трех основных направлениях:
1) приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья;
2) работа с родителями по оптимизации семейных традиций физического воспитания;
3) подготовка педагогов ДОУ к сотрудничеству с семьей в области физического воспитания.
Перед началом работы педагоги детского сада провели анкетирование родителей. Полученные данные помогли выявить наиболее актуальные для родителей проблемы оздоровления (уровень знаний, режим дня ребенка дома и т.д.), которые помогли выстроить программу оптимизации семейных традиций физического воспитания.
Для программы оптимизации семейных традиций физического воспитания, апробации механизма ее внедрения нами было выделено несколько базовых элементов: составление семейных фотоальбомов, отражающих спортивную историю семьи; разработка семейного кодекса здоровья и изготовления эмблемы здоровья; привлечение родителей к реализации программы Семейного Олимпийского клуба.
1. Составление семейного фотоальбома.
Обоснование: фотолетопись, отражающая спортивные привязанности и достижения различных поколений семьи, создает возможность для решения ряда задач: формирует у ребенка интерес к занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию; увеличивает глубину родовой памяти; содействует укреплению межпоколенных связей.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок начинает проявлять интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к своим достижениям. Дошкольник начинает сравнивать свои результаты с результатами братьев, сестер, стремиться к увеличению своих показателей. Если такое желание стимулируется взрослыми, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой, у ребенка формируются самостоятельность, настойчивость, инициативность.
К сожалению, не в каждом семейном архиве можно найти подобные фотографии. Чаще всего запечатлеваются семейные торжества, поездки на отдых в период отпуска. В подобном случае можно использовать обычные фотографии членов семьи, сопровождаемые описанием их спортивных достижений.
Дети могут принимать непосредственное участие в оформлении фотоальбома, помещая туда свои зарисовки, рисунки, пояснения под собственными фотографиями (указывать показатели прыжков, метания, бега и сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и т.д.).
Фотоальбом, который ведется долгие годы, превращается в своеобразную летопись семьи, архив, передаваемый из поколение в поколение. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, вырастает на добрых традициях, которые он будет передавать и своим детям. Это является залогом семейного здоровья и благополучия.
Кроме фотоальбома ребенок вместе с педагогом и родителями может составить спортивное генеалогическое древо своей семьи. Прежде, чем перейти к непосредственному составлению древа, с детьми проводились беседы, формирующие у них представления о структуре своей семьи.
2. Разработка семейного кодекса здоровья и изготовление эмблемы здоровья.
Обоснование: роль свода правил в детской жизни чрезвычайно велика. Залогом успешного воспитания во многом выступает система требований, предъявляемых взрослыми членами семьи подрастающему поколению. К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется понимание таких категорий, как “справедливость”, “честность”; вызывает законное недоумение неподчинение предъявляемых ему требований самих взрослых.
Поэтому разработка семейного кодекса определяет ребенка как равноправного партнера в деле сохранения и укрепления здоровья семьи, ожидающего подчинения “законам” всех без исключения родственников, независимо от возрастного статуса.
Для родителей эта форма работы выступает как фактор, позволяющий упорядочить, систематизировать процесс физического воспитания в семье.
Совместная деятельность по созданию кодекса помогает также осознать ребенку собственную роль в укреплении здоровья: “Все зависит от меня, не буду подчиняться “законам” — поставлю под угрозу свое здоровье”.
Изготовление эмблемы здоровья семьи выполняет знаковую функцию: выявляются элементы-символы, определяющие не только ее физкультурно-спортивную индивидуальность, но и позволяющие понять ребенку “дух семьи”, ее устремления.
Содержание семейного кодекса здоровья и эмблемы здоровья определяется в зависимости от условий, возраста детей и семейных традиций.
3. Привлечение родителей к реализации программы Семейного Олимпийского клуба на базе ДОУ.
Обоснование: приобщение детей к духовным и материальным ценностям физической культуры, воспитание в духе истинной дружбы, формирование осознанного ощущения сплоченности семьи, как единой “команды”, привитие потребности в здоровой состязательности — вот ряд задач, которые возможно решить при реализации данной программы.
“Участие” — ключевое слово, определяющие стремление членов семьи к активному, насыщенному, интересному образу жизни. Роль педагога сводится к просвещению и подготовке членов семей к самостоятельной разработке планов мероприятий, распределении обязанностей, определении порядка действий каждого члена клуба.
Главная цель — не только демонстрация умений, навыков, знаний родителей и детей, но и обмен опытом семейного воспитания, радость от общения, возможность испытать чувство гордости за своего спортсмена.
Для более точной оценки результатов апробации нашей программы оптимизации традиций физического воспитания в семье был использован “метод написания творческих сочинений” родителями.
Тема сочинения – “Традиции здоровья в нашей семье”, в соответствии с ней родители рассказывали о спортивной жизни своей семьи, каковой она была в их детстве, что изменилось сейчас.
Общий анализ работ показал, что родители не только возвращались к тем видам физических упражнений, которые использовались при их воспитании, но и стремились к обогащению своего двигательного опыта. Отмечая, что самыми яркими впечатлениями их детства были совместные с родителями спортивные игры, походы, лыжные прогулки, авторы сочинений с сожалением указывали на их отсутствие в жизни собственного ребенка. Во всех сочинениях отмечалось, что при совместной деятельности в семье возникала особая теплая атмосфера.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ
ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Родители Дети Воспитатели
I этап. Информационный I этап. Информационный I этап. Рефлексивный
(анкетирование, беседа) (анкетирование)
Определение со- выявление семей- выявление представлений самооценка своих умений знакомство с содержанием,
держания физ. вос- ных традиций физ. о здоровье и способах и навыков физического целью, задачами “програм-
питания в семье воспитания его укрепления воспитания дошкольников мы оптимизации традиций”
II этап. Ориентировочно-
II этап. Практический мотивационный II этап. Практический
1. Составление фотоальбома, отражающего 1. Чтение сказок и рассказов о пользе физичес- 1. Групповое консультирование по проблемным
спортивную жизнь семьи. ких упражнений и беседа о прочитанном. вопросам организации физического воспитания
2. Разработка семейного кодекса здоровья и 2. Составление спортивного генеалогического в ДОУ и семье.
эмблемы здоровья. древа своей семьи. 2. Учебно-тренинговые занятия по формирова-
3. Создание семейного Олимпийского клуба 3. Использование проблемно-творческих упр. нию умений, связанных с реализацией “программы…”
на базе ДОУ. для создания положительной мотивации на
4. Консультативная индивидуальная помощь. здоровый образ жизни.
4. Совместная с родителями физкультурная дея-
тельность в Олимпийском клубе
![]() | ![]() | ![]() |
III этап. Аналитический III этап. Итоговый III этап. Аналитический
(методы анализа результатов) (методы анализа результатов)
![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
1. Написание творческих итоговых сочинений Заполнение опросника по выявлению иерархии 1. Итоговая беседа.
2. Заполнение опросников по выявлению пред- мотивов, побуждающих к использованию 2. Анкетирование по выявлению представлений
ставлений о факторах, определяющих здоровье элементов физической культуры о результативности “программы…”
детей.
3. Итоговая беседа (Олимпийский клуб).
Раздел 3. Преемственность в оздоровлении дошкольников и младших школьников
Проблемы преемственности в организации оздоровительной работы дошкольной и начальной школьной ступеней
Егоров Б.Б., кандидат педагогических наук,
научный руководитель ГЭП,
Цветкова Е.В., заместитель директора
ГОУ СОШ № 1306
Огромное внимание в последнее время уделяется проблеме непрерывности образования. Так, например, был разработан и представлен рабочий вариант Концепции содержания непрерывного образования, который определил общие цели, основные положения и содержание дошкольного и начального школьного образования в системе непрерывного образования.
Еще в 70-е годы двадцатого века выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин писал о внутренней общности двух “формаций” эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Он считал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью. Развиваясь, воспитываясь в едином культурно-образовательном пространстве.
К сожалению, идея непрерывности в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется. При реализации системы непрерывного образования зачастую забывают об особенностях дошкольного возраста, самоценности дошкольного детства, превращая группу детей дошкольного возраста в класс начальной школы. В начальной школе наоборот, либо все превращают в игру, либо выстраивают четкую систему накопления ребенком определенных знаний, не помня о том, что весь процесс обучения должен быть, направлен на формирование желания и умения учиться, как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
Подмена общей проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования более узкой проблемой подготовки дошкольников к школе не устраивает нас.
Мы согласны с утверждением В.Т. Кудрявцева о том, что на дошкольной ступени формируются не прообразы учебной деятельности, а ее универсальные психологические предпосылки. Ключевая из них – развитое продуктивное воображение – ядро креативного потенциала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим мышлением младшего школьника (Э.В. Ильенков В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев).
Наряду с уровнем развития воображения и других творческих способностей, достигнутых ребенком к концу дошкольного детства, к слагаемым психологической (интеллектуальной) готовности к обучению в школе также относятся:
· наличие у детей тенденций к включению в учебную ситуацию
· способность содержательно строить деловое сотрудничество со взрослым как с носителем эталона умелости в той или иной сфере деятельности
Они составляют предпосылку формирования будущего ученика – умеющего и желающего учиться (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.).
Среди непосредственных источников готовности к переходу на начальную ступень школы можно назвать только некоторые конкретные особенности деятельности ребенка-дошкольника:
· “необыденность” - условие формирования в младшем школьном возрасте исходных форм теоретического отношения к действительности
· открытость проблемам – основа развития исследовательской активности в ходе будущего усвоения научных знаний
· универсальная пластичность (В.В. Давыдов), способствующая созданию в плане воображения целостного образа любого объекта – ключевая предпосылка теоретического мышления младшего школьника
· надситуативность (В.А. Петровский), инициативность – нескованность конечными требованиями тех конкретных задач, которые непосредственно ставит перед ребенком взрослый, тенденция к постоянному выходу за рамки данных требований, стремление к постановке новых целей и новых проблем, непрагматическая, бескорыстная мотивация, без которой невозможно будущее умение и желание учиться, возникновение специфических учебно-познавательных мотивов
· отсутствие специализированности (многофункциональность) – предпосылка усвоения целостного образа культуры, заданного через содержание школьного образования
Следующее направление работы связано с проблемой здоровья детей. Так в последних исследованиях проведенных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН были приведены следующие цифры по шестилетним детям: 48,6% девочек и 28,6% мальчиков физически готовы к обучению в школе. Если не брать во внимание высокий уровень заболеваемости и детской смертности, а учитывать только приведенные выше цифры, даже в этих условиях проблема готовности ребенка к школе приобретает несколько другой характер.
Сложившаяся в России система оздоровления в образовательных учреждениях не обеспечивает решения соответствующих оздоровительных и других задач. Оздоровительная и профилактическая работа проводится в основном медиками, а образовательная и воспитательная работа – педагогами. Нередко эти линии работы осуществляются параллельно и содержательно никак не связаны друг с другом.
Положение о необходимости комплексного решения проблемы общеизвестно. Стремление к комплексности оправданно и понятно, тем более, в таком деле, как оздоровительная работа. Следует отметить, что в русле оздоровительной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо решать, не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи. Это определяется спецификой предмета данной работы - детского здоровья. Ведь здоровье - это основание жизненной целостности организма, а болезнь - источник ее распада на локальном или глобальном уровне (В.Т.Кудрявцев).
В рамках оздоровительно-воспитательной работы в школе на дошкольной и начальной школьной ступенях общее направление работы видится следующим: оздоровительно-коррекционные средства должны стать средствами медико-педагогического и психологического проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка, как ближайшей, так и более отдаленной. Этим будет преодолено и противостояние медицинского и педагогического подходов к рассматриваемой проблеме.
Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми изначально будут заданы в органичном единстве.
Одним из важных направлений экспериментальной работы является разработка и реализация единой Программы развития и оздоровления ребенка в семье и школе.
В течение долгого времени система образования существовала изолированно от семьи, забывая о том, что особенно для детей дошкольного возраста авторитет и мнение родителей являются определяющими в понимании мира, в принятии решения и т.д. (Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко).
Включение родителей в процесс воспитания, образования и оздоровления ребенка позволяют эффективнее построить единое образовательное пространство, о котором так много пишут в последнее время.
Соединить усилия педагогов, психологов, медиков и родителей – вот главная задача работы современного образовательного учреждения.
Данное направление предполагает:
· Организацию Педагогической гостиной для родителей и педагогов
· Проведение совместных праздников, конкурсов и соревнований
· Активное участие родителей в исследовательской деятельности ребенка
· Совместные экскурсии и туристические походы
· Совместные театральные постановки и т.д.
В 2002-2003 учебном году на базе ГОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1306 начата экспериментальная работа по теме: “Организация оздоровительно- воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”. Изучив имеющиеся теоретические и практические материалы по нормативно-правовым и организационно-методическим основам преемственности образования детей в дошкольных учреждениях и начальной школе (Приложение) была составлена программа эксперимента.
Методологической основой экспериментальной работы послужили работы педагогов и психологов раскрывающие основы дошкольного образования и школьного образования: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Р. Оуэна, М. Монтессори, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.
А также теоретические представления об амплифицирующих функциях движений в детском развитии и формировании здоровья ребенка, выдвинутые в трудах И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева, Е.А. Аркина, Н.А. Бернштейна и др. Идеи педагогики оздоровления Ю.Ф. Змановского, основные положения концепции развивающего физического воспитания В.Т. Кудрявцева.
Целью экспериментальной работы является разработка и экспериментальная проверка целостной модели образовательной и оздоровительной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков.
Задачи экспериментальной работы:
1. Разработать содержание образовательной и воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста согласно Концепции инновационной деятельности школы № 1306.
2. Разработать содержание и формы оздоровительно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного и проследить ее эффекты.
3. Выявить связь между состоянием здоровья ребенка, уровнем его физического и психического развития и способами организации комплексной модели образовательной и оздоровительной работы.
4. Разработать и реализовать единую программу развития и оздоровления ребенка в семье и школе.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 274.