IV ) Лечебно-профилактические мероприятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· массаж лечебный (плоско-вальгусные стопы, вялая осанка, вялая грудь, косолапость, уплощение свода стоп, кривошея, бронхиальная астма);

· массаж профилактический (часто болеющие, нарушение осанки, сердечная патология (ВПС и ФСШ), легочная патология, “Свинг-машина” для укрепления мышечного корсета и восстановления функций позвоночника, гидромассажные ванны);

· лечебная физкультура (плоско-вальгусные стопы, нарушение осанки, часто болеющие, бронхиальная астма, сердечная патология, ожирение);

· физиопроцедуры:

- ультразвук (ЛОР патология, артриты);

- ДУФО (ОРЗ, риниты, фарингиты, Фурункулез, “Биоптрон”);

-УФО (десенсибилизирующий, обезболивающий);

- ингаляции (паровые, с настойкой календулы, с настойкой ромашки, с настойкой эвкалипта, с хвойным экстрактом, щелочные с минеральной водой);

- кислородные коктейли (с фруктовыми соками, с травами (шалфей, ромашка, валериана, пустырник, мята), с сиропом шиповника, белковые)

· мероприятия проводимые в группах (представлены в схеме формы)

· диагностика (“Медискрин”)

V ) Взаимосвязь с родителями воспитанников, которая предполагает создание единого воспитательно-образовательного пространства в рамках дошкольного учреждения и семьи в области физической культуры.

Достижение этой цели возможно только при наличии понимания у педагогов и родителей необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства через создание комплекса системных мер помогающие сформировать представления о здоровом образе жизни у ребенка в семье и ДОУ. Не смотря на физкультурно-спортивную направленность, реализация данного направления способствует решению значительных общесоциальных задач: укреплению внутрисемейных связей, формированию соответствующего менталитета у подрастающего поколения.

· подготовка педагогов к сотрудничеству с семьей в области физического воспитания;

· консультации специалистов, проведение круглых столов, семинаров, родительских собраний, совместных спартакиад (“Папа, мама, Я – спортивная семья”);

· приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья (составление семейного спортивного альбома, спортивного генеалогического древа). Фотолетопись, отражающая спортивные привязанности и достижения различных поколений семьи, создает возможность для решения ряда задач: формирует у ребенка интерес к занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию; увеличивает глубину родовой памяти; содействует укреплению связей между поколеньями;

· работа с родителями по оптимизации семейных традиций физического воспитания (разработка семейного кодекса здоровья, эмблемы и т.д.). Для родителей эта форма работы выступает как фактор, позволяющий упорядочить, систематизировать процесс физического воспитания в семье. Совместная деятельность по созданию кодекса помогает также осознать ребенку собственную роль в укреплении здоровья. Изготовление эмблемы здоровья семьи выполняет знаковую функцию: выявляются элементы-символы, определяющие не только ее физкультурно-спортивную индивидуальность, но и позволяющие понять ребенку "дух семьи", ее устремления;

 

Использование данной модели позволило обеспечить результативность работы с детьми, и получить положительную динамику в области оздоровления детей, что подтверждается снижением заболеваемости детей и увеличением дней функционирования.

    Так, в 2003 г. показатель посещаемости детьми ДОУ увеличился по сравнению с 2000 г. (начало экспериментальной работы в дошкольном учреждении) с 144,8 д/дн. до 155, 3 д/дн. Общая заболеваемость снизилась с 18,7 д/дн. в 2000 г. до 13,0 д/дн. в 2003г., а простудная заболеваемость с 13,0 д/дн. до 9,7 д/дн.

 

Работа с родителями в практике физического воспитания

детей дошкольного возраста

 

Гарипова И.О., старший преподаватель

Северного международного университета,

аспирантка Института ДО и СВ РАО

Ларина Н.Г., заведующая ГОУ д/с № 1050 ЮЗОУО

Темненко Л.В., психолог ГОУ д/с № 1050 ЮЗОУО,

 

   Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека. В свою очередь физическое воспитание как систему мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, можно считать приоритетной для всей воспитательной работы с детьми. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем.

    Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и семьи.

    Итак, важную роль в физическом воспитании дошкольников играют два социальных института – семья и дошкольные учреждения. В исследованиях М. Руновой, Т. Логвиновой и др. отмечается важность создания педагогических условий для формирования оптимального двигательного режима.

    Если исходить из общепринятого мнения, что воспитание и внешние обстоятельства влияют на развитие ребенка, то общественное дошкольное воспитание, имея определенные преимущества перед семейным, не может в полной мере обеспечить ребенку благоприятные условия для достижения психофизического благополучия. Отмечается (Т.Тарасова), что наблюдается недостаточное приобщение родителей к повышению уровня двигательной подготовленности ребенка. Кроме того, не все дети охвачены общественной системой воспитания.

    Общеизвестно, что семья во многом определяет как положительные, так и отрицательные стороны развития ребенка, в том числе и физического. Влияние семьи, семейного общения, которые объективно являются важнейшими факторами развития личности ребенка, в каждом конкретном случае опосредуется объективными (уровень материального состояния семьи, ее структура, образование родителей и т.д.) и субъективными (характер внутрисемейных отношений, нравственный уровень воспитательного влияния родителей, уровень их педагогической культуры и т.д.) условиями, экспериментально доказанными многими исследователями в отечественной и зарубежной литературе.

    Особое место в практике физического воспитания ГОУ д/с № 1050 г. Москвы отводится работе с родителями. При этом педагог строит свое взаимодействие с семьей на основе психолого-педагогической диагностики ситуации в семье, что предполагает осуществление дифференцированного подхода в работе. Деятельность в рамках данного подхода предусматривает: передачу социального опыта, как взрослым, так и детям; создание воспитывающей среды в семье через формирование у родителей “педагогической компетентности”, “педагогической рефлексии” и коррекции их “педагогической позиции”. В содержательной стороне физического воспитания в семье представляется возможным выделить следующие элементы:

- формы организации условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков);

- физические упражнения (подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, туризм);

- физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика);

- способы и приемы формирования мотивации на здоровый образ жизни (беседы, чтение различных форм литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).

    Современные педагогические исследования (Л.Никитина, В.Бакашвили) ориентируют нас на выбор оптимальных форм физического воспитания в семье. Деятельность воспитательно-образовательного учреждения может создать в семье качественно новое “пространство”, несущее в себе значительный образовательный и культурно-воспитательный потенциал, повышающий эффективность физического воспитания ребенка дошкольного возраста.

    В ходе начального этапа нашей практической работы были определены формы физического воспитания, используемые в семьях. Было опрошено 85 родителей, анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

1. Активно используют средства физического воспитания 64% опрошенных родителей; у 16,5% опрошенных отмечается стремление заниматься физкультурой с детьми, но данная деятельность не осуществляется в силу различных указываемых причин; 10,3% родителей считают проблему заболеваемости детей, повышения сопротивляемости их организма заботой врачей и сотрудников ГОУ.

2. В качестве одной из самых распространенных трудностей в физическом воспитании в семье является сниженный интерес детей к занятиям физкультурой и спортом.

   На втором этапе исследовательской работы нами было проведено анкетирование родителей с целью изучения содержания физического воспитания детей в семье.

Вопросы анкеты

1.Частота заболеваемости ребенка:

от 0 до 4 раз в год

свыше 4 раз в год

2. Делаете ли Вы попытки повысить сопротивляемость организма ребенка?      

Если да, то с помощью каких средств:

-закаливающих процедур

-витаминизация питания

-лекарственных препаратов

-что-то еще

-не использую

3. Используете ли Вы в семейном досуге физические упражнения?

-подвижные игры                       -утреннюю гимнастику

-туристические походы             -что-то еще

-лыжные прогулки                     -не использую

-спортивные игры

4. Как Вы думаете, любит ли Ваш ребенок заниматься физкультурой?

Почему?

ДА                                                         НЕТ

-видит пример родителей                   -не видит примера родителей

-ориентируется на братьев и сестер    -не понимает ее значения для здоровья

-решающая роль в этом принадлежит       -занятия в ДОУ неинтересны

педагогам

5. На основе каких знаний Вы занимаетесь физическим воспитанием своего

ребенка?

-теле и радиопередач                -педагогической литературы

-рекомендации педагогов         -периодических изданий (газет, журналов)

-жизненного опыта                   -что-то еще

6. Что Вы знаете о работе по физическому воспитанию, проводящейся в Вашем

детском саду?

7. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете?

8. Проводите ли Вы беседы с ребенком о том, что такое здоровье, как его

укрепить?

9. Есть ли в Вашей семье традиции поддержания здорового образа жизни,

передаваемые из поколения в поколение?

-ходьба на лыжах                    -пеший туризм

-катание на коньках                -что-то еще

10. Какой спортивный инвентарь есть у Вас дома?

11. Что, на Ваш взгляд, определяет стремление ребенка к занятиям

физкультурой?

-личный пример родителей

-сознание ценности здоровья

-интересные занятия в детском саду

-что-то еще

   Статистический анализ анкет показывает, что значительное количество родителей заинтересованы в повышении сопротивляемости организма к внешним воздействиям у своих детей (85%). Однако 15% родителей не предпринимают попыток укрепления организма детей, считая это прерогативой педагогов ДОУ и врачей. В большинстве исследуемых семей “панацеей” считается использование витаминных комплексов, увеличение в рационе питания овощей и фруктов. Часть респондентов (6%) указывают на организацию прогулок и использование фитотерапии. 8% родителей склонны повышать резистентность организма своих детей с помощью лекарственных препаратов, и лишь 25% опрошенных укрепляют здоровье детей с помощью закаливающих процедур. При этом большинство детей, по мнению родителей, не являются часто болеющими (68%), но достаточное количество детей (32%) болеют более 4 раз в год, что позволяет отнести их к категории часто болеющих.

    Данные проведенного исследования показывают, что в большинстве семей активно используются те или иные формы физических упражнений: подвижные игры –25%, туристические походы – 5%, лыжные прогулки – 9%, спортивные игры – 11%, катание на коньках – 14%. При этом, только в 3% из опрошенных семей организуется утренняя гимнастика. 20% респондентов указывают на отсутствие физических упражнений в жизни семьи.

    Изучение причин возникновения желания детей заниматься физическими упражнениями обращает внимание на следующий факт: при ответе на вопрос “Используете ли Вы в семейном досуге физические упражнения?” 20% родителей указали на отсутствие. При этом 94% респондентов предполагают, что их дети любят заниматься физкультурой. Следовательно, можно говорить о существующей тенденции недооценивания родителями своей роли в удовлетворении данной потребности у детей. Этот вывод подтверждается также тем, что только 17% респондентов признают, что основной причиной стремления ребенка к занятиям физкультурой и спортом является личный пример родителей. 54% опрошенных предполагают, что ребенок любит занятия физкультурой только от “избытка жизненной силы” и потребности в активной двигательной деятельности. Значительное количество респондентов (23%) указывают, что основной причиной заинтересованности детей является деятельность педагогов детского сада. И лишь 6% родителей указывают на сниженный интерес у детей к занятиям физкультурой. При этом 2% опрошенных считает, что причина – отсутствие личного примера родителей, а 4% - полагают, что у их детей не сформирована мотивация на укрепление здоровья средствами физкультуры и спорта. На неправильную организацию работы по физическому воспитанию в ГОУ не указывает ни один из опрошенных. Однако, только 6% родителей пользуются рекомендациями педагогов, а 55% - руководствуются своим жизненным опытом. При сравнении количества обращений к печатным изданиям с целью получения информации о физическом воспитании дошкольников, превалируют знания, полученные из газет и журналов (20%), меньшее количество родителей обращаются к специальной педагогической литературе.

   Необходимо также отметить низкую информированность родителей о проводящейся работе по физическому воспитанию в ГОУ: 28% опрошенных указали на проведение утренней гимнастики, что зачастую объясняется совпадением времени ее проведения и присутствием родителей в данный момент в детском саду; 19% - на организацию физкультурных занятий. Информация о проведении физкультурных досугов и праздников (8%), о закаливающих и других процедурах (5%) чаще всего остается недоступной для родителей.

   Таким образом, при наличии понимания значимости мотивации на активное использование физических упражнений у своих детей (93% опрошенных проводят беседы с детьми о способах укрепления здоровья), значительная часть родителей не только не реализуют осознанную ими необходимость в подобном виде деятельности, но и полностью перекладывают заботу о здоровье детей на плечи педагогов и врачей.

  Итак, для успешного решения проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо особое внимание уделить работе с родителями. Данная работа осуществляется по нескольким направлениям.

  Санитарно-просветительская работа проводится совместно педагогами и медицинскими работниками в соответствии с годовым планом и включает широкое использование плакатов, выпуск санитарных бюллетеней и стенгазет, организацию выставок, раздачу памяток, санитарно-просветительной литературы для детей, родителей, персонала дошкольного учреждения, проведение тематических лекций.

   Особое внимание в этой работе уделяется просвещению родителей по вопросам физического воспитания и привития гигиенических навыков в семье. Тематика бесед отражает вопросы физического воспитания детей в дошкольном учреждении и его преемственности в семье, создания условий в семье для достаточной двигательной активности детей – обязательность наличия в доме спортивного уголка и физкультурных пособий, использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

   Теоретические знания родителей подкрепляются показом в дошкольном учреждении физкультурных занятий, спортивных праздников и т.д. для обеспечения их сознательного отношения к системе физического воспитания. Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями расширяет их педагогическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

“ШКОЛЫ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ”.

 

ОСНОВНАЯ ТЕМА ФОРМЫ СРОКИ ОТВЕТСВ
1. Проблемы состояния здоровья детей. Развивающая педагогика оздоровления. Общее родительское собрание. Консультации.    
2. Приоритетность развивающих форм РОР. Общее родительское собрание. Консультации.    
3 Развитие двигательной активности детей на основе преобладания циклических упражнений. Общее родительское собрание. Консультации.    
4 Формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки. Общее родительское собрание. Консультации.    
5 Организация системы эффективного закаливания Общее родительское собрание. Консультации.    
6 Организация оздоровительного режима в семье и ДОУ. Общее родительское собрание. Консультации.    
7. Обеспечение полноценного питания и основы фитотерапии. Общее родительское собрание. Консультации.    
8. Применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств. Общее родительское собрание. Консультации.    
    Общее родительское собрание. Консультации.    

 

Основные направления программы оптимизации традиций физического воспитания в семье.

 

Егоров Б.Б., кандидат педагогических наук,

научный руководитель ГЭП

Гарипова И.О., старший преподаватель СМУ

аспирантка Института ДО и СВ РАО

 

Необходимость появления программы, которая предполагает создание единого воспитательно-образовательного пространства в рамках дошкольного учреждения и семьи в области физической культуры очевидна.

Достижение этой цели возможно только при наличии понимания у педагогов и родителей необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства через создание комплекса системных мер помогающие сформировать представления о здоровом образе жизни у ребенка в семье и образовательном учреждении, что и послужило исходным принципом построения программы.

При этом, не смотря на физкультурно-спортивную направленность, реализация программы способствует решению значительных общесоциальных задач: укреплению внутрисемейных связей, формированию соответствующего менталитета у подрастающего поколения.

Процесс создания программы предопределяет разработку и апробацию комплекса системных мероприятий, реализуемых в трех основных направлениях:

1) приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья;

2) работа с родителями по оптимизации семейных традиций физического воспитания;

3) подготовка педагогов ДОУ к сотрудничеству с семьей в области физического воспитания.

Перед началом работы педагоги детского сада провели анкетирование родителей. Полученные данные помогли выявить наиболее актуальные для родителей проблемы оздоровления (уровень знаний, режим дня ребенка дома и т.д.), которые помогли выстроить программу оптимизации семейных традиций физического воспитания.

Для программы оптимизации семейных традиций физического воспитания, апробации механизма ее внедрения нами было выделено несколько базовых элементов: составление семейных фотоальбомов, отражающих спортивную историю семьи; разработка семейного кодекса здоровья и изготовления эмблемы здоровья; привлечение родителей к реализации программы Семейного Олимпийского клуба.

 

1. Составление семейного фотоальбома.

 

Обоснование: фотолетопись, отражающая спортивные привязанности и достижения различных поколений семьи, создает возможность для решения ряда задач: формирует у ребенка интерес к занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию; увеличивает глубину родовой памяти; содействует укреплению межпоколенных связей.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок начинает проявлять интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к своим достижениям. Дошкольник начинает сравнивать свои результаты с результатами братьев, сестер, стремиться к увеличению своих показателей. Если такое желание стимулируется взрослыми, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой, у ребенка формируются самостоятельность, настойчивость, инициативность.

К сожалению, не в каждом семейном архиве можно найти подобные фотографии. Чаще всего запечатлеваются семейные торжества, поездки на отдых в период отпуска. В подобном случае можно использовать обычные фотографии членов семьи, сопровождаемые описанием их спортивных достижений.

Дети могут принимать непосредственное участие в оформлении фотоальбома, помещая туда свои зарисовки, рисунки, пояснения под собственными фотографиями (указывать показатели прыжков, метания, бега и сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и т.д.).

Фотоальбом, который ведется долгие годы, превращается в своеобразную летопись семьи, архив, передаваемый из поколение в поколение. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, вырастает на добрых традициях, которые он будет передавать и своим детям. Это является залогом семейного здоровья и благополучия.

Кроме фотоальбома ребенок вместе с педагогом и родителями может составить спортивное генеалогическое древо своей семьи. Прежде, чем перейти к непосредственному составлению древа, с детьми проводились беседы, формирующие у них представления о структуре своей семьи.

 

2. Разработка семейного кодекса здоровья и изготовление эмблемы здоровья.

Обоснование: роль свода правил в детской жизни чрезвычайно велика. Залогом успешного воспитания во многом выступает система требований, предъявляемых взрослыми членами семьи подрастающему поколению. К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется понимание таких категорий, как “справедливость”, “честность”; вызывает законное недоумение неподчинение предъявляемых ему требований самих взрослых.

Поэтому разработка семейного кодекса определяет ребенка как равноправного партнера в деле сохранения и укрепления здоровья семьи, ожидающего подчинения “законам” всех без исключения родственников, независимо от возрастного статуса.

Для родителей эта форма работы выступает как фактор, позволяющий упорядочить, систематизировать процесс физического воспитания в семье.

Совместная деятельность по созданию кодекса помогает также осознать ребенку собственную роль в укреплении здоровья: “Все зависит от меня, не буду подчиняться “законам” — поставлю под угрозу свое здоровье”.

Изготовление эмблемы здоровья семьи выполняет знаковую функцию: выявляются элементы-символы, определяющие не только ее физкультурно-спортивную индивидуальность, но и позволяющие понять ребенку “дух семьи”, ее устремления.

Содержание семейного кодекса здоровья и эмблемы здоровья определяется в зависимости от условий, возраста детей и семейных традиций.

 

3. Привлечение родителей к реализации программы Семейного Олимпийского клуба на базе ДОУ.

Обоснование: приобщение детей к духовным и материальным ценностям физической культуры, воспитание в духе истинной дружбы, формирование осознанного ощущения сплоченности семьи, как единой “команды”, привитие потребности в здоровой состязательности — вот ряд задач, которые возможно решить при реализации данной программы.

“Участие” — ключевое слово, определяющие стремление членов семьи к активному, насыщенному, интересному образу жизни. Роль педагога сводится к просвещению и подготовке членов семей к самостоятельной разработке планов мероприятий, распределении обязанностей, определении порядка действий каждого члена клуба.

Главная цель — не только демонстрация умений, навыков, знаний родителей и детей, но и обмен опытом семейного воспитания, радость от общения, возможность испытать чувство гордости за своего спортсмена.

Для более точной оценки результатов апробации нашей программы оптимизации традиций физического воспитания в семье был использован “метод написания творческих сочинений” родителями.

Тема сочинения – “Традиции здоровья в нашей семье”, в соответствии с ней родители рассказывали о спортивной жизни своей семьи, каковой она была в их детстве, что изменилось сейчас.

Общий анализ работ показал, что родители не только возвращались к тем видам физических упражнений, которые использовались при их воспитании, но и стремились к обогащению своего двигательного опыта. Отмечая, что самыми яркими впечатлениями их детства были совместные с родителями спортивные игры, походы, лыжные прогулки, авторы сочинений с сожалением указывали на их отсутствие в жизни собственного ребенка. Во всех сочинениях отмечалось, что при совместной деятельности в семье возникала особая теплая атмосфера.

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ

ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

                   Родители                                                                                                  Дети                                                                                 Воспитатели    

          I этап. Информационный                                                      I этап. Информационный                                                                   I этап. Рефлексивный       

          (анкетирование, беседа)                                                                  (анкетирование)

 

 

Определение со-       выявление семей-                                       выявление представлений                       самооценка своих умений       знакомство с содержанием, 

держания физ. вос-  ных традиций физ.                                       о здоровье и способах                             и навыков физического            целью, задачами “програм-

питания в семье        воспитания                                                   его укрепления                                         воспитания дошкольников      мы оптимизации традиций”

 

 

                                                                                                                       II этап. Ориентировочно-      

                II этап. Практический                                                                    мотивационный                                                               II этап. Практический              

 

 

 

1. Составление фотоальбома, отражающего          1. Чтение сказок и рассказов о пользе физичес-                       1. Групповое консультирование по проблемным

спортивную жизнь семьи.                                         ких упражнений и беседа о прочитанном.                                 вопросам организации физического воспитания  

2. Разработка семейного кодекса здоровья и         2. Составление спортивного генеалогического                         в ДОУ и семье.

эмблемы здоровья.                                                     древа своей семьи.                                                                        2. Учебно-тренинговые занятия по формирова-  

3. Создание семейного Олимпийского клуба       3. Использование проблемно-творческих упр.                         нию умений, связанных с реализацией “программы…”

на базе ДОУ.                                                               для создания положительной мотивации на

4. Консультативная индивидуальная помощь.        здоровый образ жизни.

                                                                                      4. Совместная с родителями физкультурная дея-

                                                                                      тельность в Олимпийском клубе

 

         
   


        III этап. Аналитический                                                         III этап. Итоговый                                                            III этап. Аналитический    

    (методы анализа результатов)                                                                                                                                               (методы анализа результатов) 

     
 


 

         
   


1. Написание творческих итоговых сочинений          Заполнение опросника по выявлению иерархии                 1. Итоговая беседа. 

2. Заполнение опросников по выявлению пред-            мотивов, побуждающих к использованию                       2. Анкетирование по выявлению представлений

ставлений о факторах, определяющих здоровье                   элементов физической культуры                                 о результативности “программы…”

детей.

3. Итоговая беседа (Олимпийский клуб).            

 

 

Раздел 3. Преемственность в оздоровлении дошкольников и младших школьников

 

 

Проблемы преемственности в организации оздоровительной работы дошкольной и начальной школьной ступеней

 

Егоров Б.Б., кандидат педагогических наук,

научный руководитель ГЭП,

Цветкова Е.В., заместитель директора

ГОУ СОШ № 1306

 

Огромное внимание в последнее время уделяется проблеме непрерывности образования. Так, например, был разработан и представлен рабочий вариант Концепции содержания непрерывного образования, который определил общие цели, основные положения и содержание дошкольного и начального школьного образования в системе непрерывного образования.

Еще в 70-е годы двадцатого века выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин писал о внутренней общности двух “формаций” эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Он считал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью. Развиваясь, воспитываясь в едином культурно-образовательном пространстве.

К сожалению, идея непрерывности в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется. При реализации системы непрерывного образования зачастую забывают об особенностях дошкольного возраста, самоценности дошкольного детства, превращая группу детей дошкольного возраста в класс начальной школы. В начальной школе наоборот, либо все превращают в игру, либо выстраивают четкую систему накопления ребенком определенных знаний, не помня о том, что весь процесс обучения должен быть, направлен на формирование желания и умения учиться, как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.

Подмена общей проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования более узкой проблемой подготовки дошкольников к школе не устраивает нас.

Мы согласны с утверждением В.Т. Кудрявцева о том, что на дошкольной ступени формируются не прообразы учебной деятельности, а ее универсальные психологические предпосылки. Ключевая из них – развитое продуктивное воображение – ядро креативного потенциала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим мышлением младшего школьника (Э.В. Ильенков В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев).

Наряду с уровнем развития воображения и других творческих способностей, достигнутых ребенком к концу дошкольного детства, к слагаемым психологической (интеллектуальной) готовности к обучению в школе также относятся:

· наличие у детей тенденций к включению в учебную ситуацию

· способность содержательно строить деловое сотрудничество со взрослым как с носителем эталона умелости в той или иной сфере деятельности

Они составляют предпосылку формирования будущего ученика – умеющего и желающего учиться (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.).

Среди непосредственных источников готовности к переходу на начальную ступень школы можно назвать только некоторые конкретные особенности деятельности ребенка-дошкольника:

· “необыденность” - условие формирования в младшем школьном возрасте исходных форм теоретического отношения к действительности

· открытость проблемам – основа развития исследовательской активности в ходе будущего усвоения научных знаний

· универсальная пластичность (В.В. Давыдов), способствующая созданию в плане воображения целостного образа любого объекта – ключевая предпосылка теоретического мышления младшего школьника

· надситуативность (В.А. Петровский), инициативность – нескованность конечными требованиями тех конкретных задач, которые непосредственно ставит перед ребенком взрослый, тенденция к постоянному выходу за рамки данных требований, стремление к постановке новых целей и новых проблем, непрагматическая, бескорыстная мотивация, без которой невозможно будущее умение и желание учиться, возникновение специфических учебно-познавательных мотивов

· отсутствие специализированности (многофункциональность) – предпосылка усвоения целостного образа культуры, заданного через содержание школьного образования

Следующее направление работы связано с проблемой здоровья детей. Так в последних исследованиях проведенных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН были приведены следующие цифры по шестилетним детям: 48,6% девочек и 28,6% мальчиков физически готовы к обучению в школе. Если не брать во внимание высокий уровень заболеваемости и детской смертности, а учитывать только приведенные выше цифры, даже в этих условиях проблема готовности ребенка к школе приобретает несколько другой характер.

Сложившаяся в России система оздоровления в образовательных учреждениях не обеспечивает решения соответствующих оздоровительных и других задач. Оздоровительная и профилактическая работа проводится в основном медиками, а образовательная и воспитательная работа – педагогами. Нередко эти линии работы осуществляются параллельно и содержательно никак не связаны друг с другом.

Положение о необходимости комплексного решения проблемы общеизвестно. Стремление к комплексности оправданно и понятно, тем более, в таком деле, как оздоровительная работа. Следует отметить, что в русле оздоровительной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо решать, не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи. Это определяется спецификой предмета данной работы - детского здоровья. Ведь здоровье - это основание жизненной целостности организма, а болезнь - источник ее распада на локальном или глобальном уровне (В.Т.Кудрявцев).

В рамках оздоровительно-воспитательной работы в школе на дошкольной и начальной школьной ступенях общее направление работы видится следующим: оздоровительно-коррекционные средства должны стать средствами медико-педагогического и психологического проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка, как ближайшей, так и более отдаленной. Этим будет преодолено и противостояние медицинского и педагогического подходов к рассматриваемой проблеме.

Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми изначально будут заданы в органичном единстве.

Одним из важных направлений экспериментальной работы является разработка и реализация единой Программы развития и оздоровления ребенка в семье и школе.

В течение долгого времени система образования существовала изолированно от семьи, забывая о том, что особенно для детей дошкольного возраста авторитет и мнение родителей являются определяющими в понимании мира, в принятии решения и т.д. (Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко).

Включение родителей в процесс воспитания, образования и оздоровления ребенка позволяют эффективнее построить единое образовательное пространство, о котором так много пишут в последнее время.

Соединить усилия педагогов, психологов, медиков и родителей – вот главная задача работы современного образовательного учреждения.

Данное направление предполагает:

· Организацию Педагогической гостиной для родителей и педагогов

· Проведение совместных праздников, конкурсов и соревнований

· Активное участие родителей в исследовательской деятельности ребенка

· Совместные экскурсии и туристические походы

· Совместные театральные постановки и т.д.

В 2002-2003 учебном году на базе ГОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1306 начата экспериментальная работа по теме: “Организация оздоровительно- воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”. Изучив имеющиеся теоретические и практические материалы по нормативно-правовым и организационно-методическим основам преемственности образования детей в дошкольных учреждениях и начальной школе (Приложение) была составлена программа эксперимента.

Методологической основой экспериментальной работы послужили работы педагогов и психологов раскрывающие основы дошкольного образования и школьного образования: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Р. Оуэна, М. Монтессори, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. 

А также теоретические представления об амплифицирующих функциях движений в детском развитии и формировании здоровья ребенка, выдвинутые в трудах И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева, Е.А. Аркина, Н.А. Бернштейна и др. Идеи педагогики оздоровления Ю.Ф. Змановского, основные положения концепции развивающего физического воспитания В.Т. Кудрявцева. 

Целью экспериментальной работы является разработка и экспериментальная проверка целостной модели образовательной и оздоровительной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков.

Задачи экспериментальной работы:

1. Разработать содержание образовательной и воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста согласно Концепции инновационной деятельности школы № 1306.

2. Разработать содержание и формы оздоровительно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного и проследить ее эффекты.

3. Выявить связь между состоянием здоровья ребенка, уровнем его физического и психического развития и способами организации комплексной модели образовательной и оздоровительной работы.

4. Разработать и реализовать единую программу развития и оздоровления ребенка в семье и школе.

 

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.