Штефанюк И.В., старший воспитатель ГОУ д/с № 215,
аспирантка Института ДО и СВ РАО
В настоящее время весьма актуальной и важной является проблема оздоровления детей дошкольного возраста. Основная причина всё более углублённого изучения данной темы- растущее число ослабленных часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения. Обусловлено такое положение, прежде всего ухудшением экологической ситуации в крупных городах, увеличением вредных воздействий и влияний на психическое, физическое и нравственное здоровье детей.
Наше дошкольное учреждение № 215 Западного округа г. Москвы в качестве основной задачи своей деятельности определяет именно необходимость оздоровления детей, причём не только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребёнка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.
Ребёнок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. А если к этому добавить ещё и творческую активность, увлечь, заинтересовать маленького человечка чем-то новым, будящим фантазию и положительные эмоции, то, несомненно, эмоциональное благополучие будет достигнуто.
Мы стремимся к созданию таких условий, которые смогут дать возможность ребёнку выразить себя, показать свои способности, которые помогут ему открыть в себе новые, неведомые доселе качества.
Самовыражение, на наш взгляд, великая сила, оно неизбежно ведёт к развитию ощущения веры в себя, а эта уверенность, в свою очередь, позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и благополучным. Творческий импульс постепенно распространяется на все стороны жизни, радуя малыша и помогая ему преодолеть возникающие трудности, в том числе и школьного обучения и общения.
Комфортность, раскрепощение, которые дают наши занятия - важный аспект оздоровления. Эти факторы, интериоризируясь в детском сознании, позволяют детям при переходе в школу чувствовать себя комфортно и в среде незнакомых сверстников и взрослых, больше внимания и сил затрачивая на процесс поглощения знаний, нежели на процесс установления контактов. Им ничего не мешает ощущать себя своими даже в новой обстановке.
Основными составляющими нашей деятельности являются музыкально-эстетические занятия, включающие театрализацию как средство раскрепощения и эмоционального развития детей, комплексная методика на основе программы О.С. Ушаковой по развитию речи детей (под руководством автора) и тренинговая система музыкальных развивающих игр для развития слуха и голоса, оздоровления гортани и укрепления артикуляционной мускулатуры.
Включение в педагогическую технологию развития речи обусловлено нашим глубоким убеждением в том, что психологическое равновесие детей напрямую зависит от их способности ясно, правильно и без затруднений выражать свои мысли, красиво говорить, развивает коммуникативные возможности, уравновешивает с окружающим миром.
Музыкальные развивающие игры-вокализации наиболее понятное и близкое ребёнку с момента его рождения музыкальное действие, а потому и наиболее эмоционально им воспринимаемое. Их цель побуждать детей к осознанию отношений с окружающими и с самим собой. Игры имеют выраженный психотерапевтический характер, позволяют создать обстановку взаимопонимания и любви, ощущение защищённости и доверия.
Практический материал составлен из выразительных этюдов, имитационных игр и смоделированных ситуаций с использованием музыки.
Игра “Очень я тебя люблю” позволяет создать вначале занятия доверительную, приятную обстановку, способствующую успокоению и пробуждению у детей положительного настроя.
На начальном этапе даётся заданная песенка, текст которой исполняется каждым ребёнком по кругу в адрес сидящего от исполнителя справа. Затем предлагается напеть тот же текст на свою мелодию и, наконец, последним этапом является досочинение первой фразы своим текстом и мелодией.
Можно дополнить эту игру внесением на занятие “Бабущкиного сундука” со “взрослыми” вещами, и предложить детям, придумав себе образ посредством переодевания, спеть похвальную песенку от его лица. Такое перевоплощение будит воображение, позволяет прожить другую реальность, чужой опыт, переносит в иную плоскость бытия, наделяет детей новыми возможностями и качествами.
Вольное, импровизационное обращение с музыкальным и литературным действием, его персонификация стимулируют фантазию ребёнка, изменяют его отношение к самому себе, раскрепощают его в отношении к собственным действиям.
Оздоровительным является также комплекс упражнений для голосового и артикуляционного аппарата. Упражнения эти включают ряд специфических положений гортани, при которых возникают условия для полной её очистки от накопившихся вредных компонентов вдыхаемого воздуха.
При выполнении упражнений возникает нагрузка на голосовой аппарат, усиливающая микроциркуляцию в мышцах и слизистой оболочке гортани.
Одним из основных упраженений начального этапа является штро-бас, положительно влияющий на состояние голосового аппарата. Это нефиксированный по высоте тона звук низкого тембра, по сути гортанный вибрант. Он производится краями голосовых складок, при вертикальном их колебании, при полном расслаблении гортани, в режиме релаксации всего голосового аппарата, что очень важно, так как позволяет отдохнуть голосовому аппарату ребёнка после общения на повышенных тонах (что свойственно детям). Цель этого упражнения - торможение речевого стереотипа и начало работы над голосом ребёнка, интонационным, метроритмическим его совершенствованием.
Значительная часть упражнений основана на играх, способствующих развитию правильного дыхания у детей. Процесс дыхания сложен, и в нём принимает участие весь организм. Именно поэтому очень важно научить детей дышать не грудной клеткой, а животом, что значительно полезнее для всего организма, так как помогает развить диафрагменное дыхание, более глубокое, и с точки зрения многих медиков, более целесообразное.
Основная цель этих упражнений не объяснить детям как надо правильно дышать (это может вызвать зажимы у многих детей), а спровоцировать путём упражнений правильное дыхание и поддерживать его, создавая у детей иллюзию лёгкости этого процесса организма.
Обучение правильному дыханию происходит при использовании имитации и подражательности. Игровые упражнения построены таким образом, что ребёнок попросту не успевает осознать момент обучения, не задумывается над серьёзностью решаемых проблем на начальном этапе - и потому не впадает в состояние робости и стресса, как часто бывает, если ему не понятен смысл требуемого.
Например, обучение взятию дыхания происходит следующим образом: ребёнку предлагается просто широко открыть рот, попытавшись нарисовать губами поставленный на меньшую сторону прямоугольник. При этом верхние и нижние зубы должны быть обнажены, верхняя губа подтянута к носу, нижняя опущена к подбородку, уголки рта свободны, без напряжения слегка растянуты, а нижняя челюсть опущена вниз до предела.
Первоначально такое упражнение выполняется перед зеркалом в несколько этапов и служит всего лишь зарядкой для лица. При таком положении рта вдох перед пением или произнесением любого звука происходит сам собой, причём легко и бесшумно, что является основным условием взятия вдоха перед пением. Ребёнок просто не может сделать вдох неправильно, а значит, не ощущает себя неудачником.
Таким образом, нам довольно легко удаётся раскрепостить ребёнка, призвав на помощь его генетический и жизненный опыт, создав игровые условия для пробуждения его голосовой активности.
Важным условием оздоровительной работы мы считаем также формирование у детей запаса художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе к классической музыке.
Музыка обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, и от её воздействия на психику зависит, какие силы она высвободит, какие оттеснит вглубь сознания.
Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию не только слухового рецептора, но и всего организма в целом. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему и если установить причины и механизмы влияния музыки на организм, можно узнать, как вызвать или ослабить возбуждение или какое-либо иное состояние (В.М.Бехтерев).
Музыкальный ритм связан с ритмом работы внутренних органов человека (особенно сердца), с физиологическими особенностями. Постепенно ребёнок начинает осознавать программные связи музыки с уже известными ему явлениями, чувствами, состояниями человека, их взаимопроникновение и взаимоподдержку. Он начинает понимать, что при помощи музыки можно развеселить грустного, успокоить и сделать добрым сердитого, даже вылечить больного. Это позволяет расширить кругозор малыша, обогатить его впечатлениями об окружающем мире, научить более глубоко и целостно воспринимать явления и чувства, связи и закономерности реальной жизни.
Самым эффективным средством воспитания “языка чувств”, влияющего и на здоровье людей, можно считать исполнительскую деятельность во всём многообразии её проявлений. Такую деятельность лучше всего способен реализовать театр. Атмосфера творческого, весёлого настроения, которая сопутствует репетициям, просто необходима маленьким детям.
Кроме того, театр универсален, процесс подготовки спектакля, исходя из нашего опыта может быть превращён в обучение, удовольствие, оздоровление, воспитание, и коррекцию для дошкольников. Мы попытались создать комплексную систему подготовки спектакля, задействовав методики развития речи, весь эстетический цикл, используя воспитательные моменты, игровые методики и т.д. Детям нравится выступать, показываться в костюмах, представлять себя сказочными героями, жить их жизнью. А если ещё сюжет спектакля является результатом сотворчества взрослых и самих детей, то ощущение радости и чувство удовлетворения от сделанного не будет знать предела.
Юные артисты начинают осознавать силу своего таланта, обретают веру в себя и в свои силы, причём не только в театрализованной деятельности. Ощущения, полученные в процессе создания спектакля и при выступлении, ребёнок переносит в реальную жизнь в другие области своей деятельности. Он по-другому начинает вести себя на занятиях, в семье, с близкими и сверстниками. Как правило, и самочувствие и поведение детей улучшается; они, движимые одной целью с педагогами и другими детьми, внимательнее слушают и лучше воспринимают любой материал, энергичнее работают, а, главное, получают от своего успеха истинное наслаждение.
Как следствие положительных эмоций, переключение внимания с собственных проблем на более глобальные цели способствует не только сохранению здоровья ребёнка, но и его улучшению. Подтверждением может служить анализ заболеваемости, который проводится регулярно и показывает её снижение на фоне театральной и музыкальной комплексной терапии.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 251.