Средства народной культуры в воспитании дошкольников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Черноиванова Н.Е., старший преподаватель

 кафедры дошкольной педагогики

Института педагогики и психологии РГПУ

Егоров Б.Б., кандидат педагогических наук

 

Сегодня теория и практика экологического образования пришли к выводу: само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе.

Отношение к Природе – базисный общечеловеческий элемент культуры, оно определяет характер целей взаимодействия с природой, мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Разработка стратегии современного культурно-экологического образования немыслима без учета национального образа Природы, т. к. восприятие природы современным человеком имеет этнопсихологическую обусловленность (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин).

“В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину голос родной природы” (К. Д. Ушинский).

Источником базовых элементов этнокультурной концепции мироустройства является родной язык (М. В. Осорина): тексты материнского фольклора символически представляют мир живого и неживого во взаимосвязи и взаимозависимости.

Целостные, мощные, емкие образы, являющиеся сгустками самых главных жизненных смыслов, передаются потешками, пестушками, приговорками. Психологическое значение этих текстов вызвать положительную эмоциональную реакцию, заложить основы доверительного отношения, удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в смысле, т. е. в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нем. Животные приносят ребенку еду, здоровье, сон, подарки, сапожки, в которых он потом самостоятельно выйдет на дорогу жизни: кот-баюн песни поет – унынье берет, воробушек-шурин глазки прищурил, совушка-сова большая голова, коза-хлопота, козел-стрекозел, молодой дроздок, заинька, курка-гарабурка, индюк-хрипиндрюк, утка-поплавутка, свинка-толстоспинка, конь-брыконь.

В приобщении ребенка к миру Природы необходимо обращаться к народным названиям растений, которые щедро наполнены

эмоциональностью: травушка-муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелистник), сон-трава (прострел), одолень-трава (кувшинка), трава-приворот (манжетка), печаль-трава (полынь), разрыв-трава или ключ-трава (папоротник), плакун-трава или всем травам мати (дербенник иволистный);

эстетическими звучаниями: красава, краса, красоля, красотная трава, купальница, чистец, чистотел;

образными выражениям (метафорами, сравнениями, метафорическими эпитетами): кувшинка (плодик напоминает изделие гончарного искусства), пастушья сумка (плодик соответствует форме пастушьих сумок), наперстянка (цветы похожи на наперстки), медвежье ухо (коровяк обыкновенный – листья мохнатые ворсистые, что медвежье ухо), журавельник волчья стопа (герань – плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след (Ю. Линник);

ритмичностью речи: травка гречка – попарь плечики, травка репеек – попарь животок, травка мяточка – припарь пяточки (народная игра “Воробей”), горицвет – всем цветам цвет (пословица).

Эстетика народных загадок помогает развивать способность чувствовать и осознавать себя частью Природы, открывая ребенку спектр чувств народа:

удивление тайнам природы (Что без огня горит? /Солнце/, Что чаще лесу? /Звезды/, Что летит быстрее стрелы? /Мысль/),

преклонение перед ее величием и красотой тождества (В саду царском, на дереве райском с боку – малина, с другого – калина, с третьего – вишенье, а с четвертого нет ничего – одно забелье /Времена года/),

родственное отношение к ней (У матушки коробья – всему миру не поднять, у батюшки жеребец – всему миру не сдержать, у брата кушак – всему миру не сосчитать, у сестрицы полотенце – всему миру не скатать /Земля, Ветер, Звезды, Дорога/).

Ритм праздников и обрядов народного земледельческого календаря помогает городскому ребенку преодолеть непредсказуемость, неопределенность взаимоотношений с миром Природы, приобщиться к эмоционально-ценностной системе способов взаимодействия с Природой прародителей:

призыв: Гори, гори ясно! Чтобы не погасло! Солнышко, повернись! Красное, разожгись!;

восхищение, выражение восторга и радости: Душа моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная ты краса, русая коса, тридцати братьев сестрица…;

договор: Весна, Весна Красная! Приди, Весна, с радостью, с великой милостью: со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебами обильными; Ой вы, жавороночки, летите в поле, несите здоровье: первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье!;

пожелания и приветствия: май – радость, июнь – счастье, июль – краса лета, август – густарь, страды государь.

Сама же эта система способов взаимоотношения с природой является символом первого естественного закона существования общества: закона всеобщей доброжелательности, доброжелательной взаимопомощи (Ю. Н. Куражковский).

Народная игрушка: брызжущая красками глиняная дымковская и городецкая, солнечная деревянная семеновская и богородская, золотисто-соломенная, берестяная, пряничная – так же активно и глубоко воспитывает в ребенке национальные черты эстетического чувства природы. Главные черты образного строя русской игрушки – это глубокая человечность, любовь и близость к родной природе, мягкость и тонкий лиризм, праздничность и жизнелюбие: хищный зверь беззлобен, занят человеческими делами или несет человеку дары.

Разнообразный художественный строй народной игрушки, отражая фауну родины, не копирует свои зоологические прототипы, а дает сказочно-фантастическое решение образов, в которых точность отдельных деталей не уводит совсем из реальности. А своей нереальностью игрушка учит по-новому смотреть на реальность, учит видеть красоту там, где мы ее не замечаем.

Народные подвижные игры. Именно они как показывает многовековой опыт, одновременно развивают у детей смелость, ловкость, выносливость, смекалку, фантазию, юмор расширяют кругозор. воспитывают чувство товарищества. Бесспорно, осуществляют в единстве физическое, умственное и нравственное воспитание.

Для осуществления комплекса этих задач особенно рекомендуются игры с произношением считалок и стихотворных строк ("Заяц", "Я - страшный жук" и др.), счета, пение песенок во время ходьбы - эти игры с дозированным бегом ("Волшебный орешек" и др.), ходьбой в чередовании с упражнениями ("Козлик" и др.), игры на улучшение осанки ("Дубы - великаны" и др.) - игры с двигательными циклическими и дыхательными упражнениями. Это способствует улучшению функции терморегуляции и дыхания

В таких играх может реализоваться идея синтеза слова и звука, слова и жеста. Дети различными способами “пропевают” слова и фразы (используя средства народной певческой культуры), подыскивают их адекватное выражение в жесте, одновременно поют и жестикулируют и т.д.

В процессе приобщения детей к различным формам народного искусства возникают новые образовательные задачи. Во-первых, дошкольникам нужно помочь осмыслить продукты народного искусства как человеческие творения, как “кристаллизацию” коллективного воображения породившего их этноса. Во-вторых, открыть ребенку “природу как часть культуры” (Ф.Фребель).

 

В царство математики через сказку

Басангова Р.Б., кандидат педагогических наук,

Калмыцкий Государственный университет

Радачинская Э. С., аспирантка

 

В наше время никто не станет отрицать необходимость популяризации математических знаний и их широкого распространения. Еще совсем недавно считалось, что дети 6 – 9 лет в силу возрастных особенностей не в состоянии понять более четырех арифметических действий. Однако, психолого-педагогические эксперименты последних 15 –20 лет, а также опыт применения альтернативных программ начального обучения математике опровергли эту точку зрения. Так, П.У. Байрамукова отмечает [Байрамукова П.У. Математика. Сборник задач 1–3 класс: Через сказку в мир математики. – М.: Издат-Школа, 1999. – 64с.], что учащиеся начальных классов способны понять важные математические идеи (симметрия, уравнение, алгоритм, множество, отношение, геометрическая фигура и т.д.), разумеется, изложенные доступным им языком.

 Одним из способов понятного детям изложения математических понятий является математическая сказка, активизирующая познавательную деятельность младших школьников. Ребята легко усваивают сложный материал, охотно и с удовольствием решают трудные логические задачи.

Учителю, к сожалению, не всегда удается заинтересовать весь класс так, чтобы, столкнувшись с определенными трудностями в процессе выполнения какого-то задания, дети не потеряли интерес к нему. Ведь не все ученики, встречаясь с новым и неясным, пытаются разобраться в нем. Чаще они отвлекаются, получая в результате замечания от педагога и – как следствие невнимательности – пробел в математических знаниях. Затем пробелов становится все больше, и в итоге ребенку перестает нравиться “скучная” математика с огромными числовыми выражениями и трудными задачами.

Сказка имеет особую притягательность для детей. Без нее нельзя представить детства, считал Сухомлинский, создавший на этой основе особую систему воспитания – школу сказки. Сказка приближается к игре, что соответствует таким особенностям восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста, как “содействие и соучастие” (по определению А.В. Запорожца).

Чрезвычайно велика и педагогическая ценность этого жанра. Математические сказки наряду с тем, что помогают усвоению различных математических понятий, терминов, объектов, носят и воспитательный характер. Симпатии детей всегда на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, высмеиваются отрицательные качества. Дети легко отделяют хорошее от плохого. Понравившиеся сказки они пересказывают снова и снова.

Именно поэтому, по нашему мнению, сказке как одному из любимых детских жанров должно уделяться должное внимание в начальной школе вообще и на уроках и внеклассных занятиях по математике, в частности.

Математическую сказку следует отличать от математических заданий, например задач, в которых используется сказочный материал[1], хотя ценность и полезность их также несомненна. Математическая сказка – это нечто особое. По своей структуре она похожа на все прочие: есть зачин, развитие действий, кульминация и развязка, важная роль отводится диалогу. Но есть и принципиальные отличия. Главные герои – точка, окружность, плюс или минус, квадрат или нуль и т.д.; впрочем, ими могут быть и люди, и животные, но сам сюжет и его динамика так или иначе связаны с математикой. Либо героям нужно решить задачи (на помощь, конечно же, придут ученики), либо показывается, какое большое значение имеет знание математики.

Через математическую сказку младшие школьники попадают в огромное царство, где встретят точку и круг, ломаную и цилиндр, четные и иррациональные числа, инструменты для построения и измерения отрезков, углов, треугольников и квадратов и многое другого.

В математике известны так называемые задачи на сообразительность, на логическое мышление. Их также можно включать в сказки и предлагать детям на уроках и внеклассных занятиях по математике. Это вызовет интерес у учащихся, активизирует их деятельность, поскольку ребята чувствуют себя в подобных ситуациях непосредственными участниками тех событий, о которых рассказывается.

Ниже мы приводим пример такой математической сказки.

Волшебная линейка или приключения Пети и Васи

В одном городе, в самой обычной школе, во 2 “Б” классе учились два мальчика. Их звали Петя и Вася. Петя был примерным учеником. Он всегда делал домашнее задание и не пропускал уроки, а Вася – очень ленивым мальчиком. Вася далеко не каждый день готовился к урокам, а иногда даже прогуливал их.

Однажды друзья шли домой из школы и увидели лежащую в траве линейку. Петя поднял ее.

– Вася, смотри, какая толстая и важная! Наверное, какой-то ученик испугался и выбросил ее, – пошутил он. А мы с тобой храбрые и ничего не боимся!

Петя, не трогай ее! Что, если она и впрямь кого-то напугала?

Брось, Вася. Я возьму ее себе, и увидишь, как я ее боюсь.

Ребята пошли дальше…

Когда Петя пришел домой, он сразу же вынул из портфеля найденную линейку и начал решать домашнюю задачу.

******************************************************

Попробуйте и вы решить Петину Задачу:

Четырьмя прямыми

На листе бумаги поставьте девять точек, чтобы они расположились в форме квадрата, как на рисунке. Перечеркните все точки четырьмя линиями, не отрывая карандаш от бумаги.

. . .

. . .

. . .

 

******************************************************

Не успел Петя закончить, как линейка выпрыгнула из рук и заговорила:

Петя, зачем ты делаешь домашнюю задачу?

Как зачем?! Я всегда делаю уроки. Мне нравится решать задачи, а еще я люблю получать пятерки.

Должна тебе сказать, чтобы получать пятерки, вовсе не обязательно учиться.

А что же нужно делать?

Надо всего лишь слушать меня. Поверь, я очень старая и мудрая волшебная линейка, и помогала ученикам еще тогда, когда твои мама и папа были такими, как ты сейчас. Просто всегда носи меня с собой. А когда учитель вызовет тебя к доске, бери меня вместо указки.

На следующий день, как обычно в среду, у 2 “Б” первым уроком была математика. Марья Ивановна задала задачу и вызвала к доске Петю. Он с нетерпеньем ждал этого момента, чтобы проверить свою линейку.

******************************************************

Решите и вы задачу, которую задала Марья Ивановна 2-му “Б”.

В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?

Только Петя подошел к доске, как сам того не заметив, сказал ответ задачи и объяснил ее решение.

“Надо же, – подумал Петя, – я даже не прочитал задачу, а уже решил ее! Линейка действительно волшебная!”

Все ребята удивились тому, как быстро Петя решил задачу. Марья Ивановна похвалила его и поставила пятерку. После уроков Петя и Вася пошли домой, но Петя ничего не рассказал своему другу. Так продолжалось месяц. Петя перестал делать домашнюю работу не только по математике, но и по другим предметам. Он никогда не расставался с волшебной линейкой, стал круглым отличником и ни с кем не разговаривал в классе. Однажды он обидел Васю, сказав, что он глупый и двоечник. После этого Вася решил каждый день выполнять домашнее задание, перестал прогуливать уроки, чтобы доказать Пете, что он далеко не глупый, и нельзя бросать друзей из-за каких-то отметок.

Прошел еще месяц. Петя по-прежнему ни с кем не разговаривал и задирал нос. Вася стал “хорошистом”, но Петя все равно не обращал на него внимания.

Как-то раз на уроке математики Марья Ивановна написала на доске задачу и вызвала Петю решить ее. Но тут произошло нечто непредвиденное и ужасное. В первый раз он забыл свою линейку, и так как уже давно не открывал учебник, то не смог решить задачу.

Марья Ивановна удивилась:

Петя, что с тобой? Я тебя не узнаю.

Я решу, сейчас решу.

Но у Пети ничего не выходило. Впервые в жизни он получил двойку.

******************************************************

Послушайте задачу, которую не смог решить Петя. А вы сможете с ней справиться?

Портной

У портного есть кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?

******************************************************

Петя пришел домой и стал искать линейку, но ее нигде не было. Он расплакался и, не зная, что делать, пошел к Васе…

Вася услышал звонок и открыл дверь.

Чего тебе?

Вася, у меня беда.

А мне что за дело? Ты же у нас отличник, все знаешь, и сам со всем можешь справиться!

Прости меня, Вася. Мне нужна твоя помощь. Петя рассказал обо всем. И о том, что линейка оказалась волшебной, и о том, что уже давно он не заглядывал в учебник, и о том, что из-за линейки он получил двойку.

Ничего, – сказал Вася, – ты же сам говорил, что мы с тобой храбрые и ничего не боимся! Начнем прямо сегодня. Давай сядем и сделаем домашнюю работу.

 Вася начал заниматься с Петей. Уже через неделю они повторили весь пройденный материал и разобрали новый. Теперь Петя смело выходил к доске, отвечал и получал настоящие пятерки.

Так снова подружились Вася и Петя. А линейку Петя все-таки нашел. Ему стало стыдно, что он променял ее на своего лучшего друга.

Мальчики сломали и выбросили линейку. Они решили, что эта толстая и важная линейка больше никого не обманет.

Очень сложным для восприятия младшими школьниками является геометрический материал. Облегчить изучение геометрических фигур, терминов, понятий, знакомство с измерительными приборами и сделать его более веселым и радостным для детей также можно с помощью сказки. Например, такой:

Сказка об окружности и ее центре – маленькой Точке

Жили-были Карандаш и Циркуль. Были они очень веселыми и любили подшучивать над геометрическими фигурами. То треугольнику сторону не дорисуют, и получится угол        , то окружность до конца не доведут, и получится дуга , то станут чертить отрезок и забудут отметить конец, так что получится луч                     .

Однажды Карандаш и Циркуль решили подшутить над Точкой. Карандаш отметил Точку на листе бумаги, а Циркуль и говорит ей:

Мы сейчас сделаем так, что ты всегда будешь одна и никогда не встретишься со своими подружками-точками.

Циркуль поставил свою ножку в Точку и очертил вокруг нее окружность, которая состояла из множества других точек.

Постойте, а как же я! Как я буду жить одна посреди окружности, ведь мои подружки, из которых состоит окружность, все рядом, им весело и хорошо, а мне даже поговорить не с кем!

Но Карандаш и Циркуль уже бежали подшучивать над другими и не слушали Точку.

Маленькая Точка расплакалась, она почувствовала себя очень одинокой.

В это время проходила тетушка Линейка и увидела Точку.

- Дорогая Точка, почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? – отвечала Точка, – живу я здесь одна посреди окружности, а все мои подружки, из которых состоит окружность, так далеко от меня.

Подумала тетушка Линейка и говорит:

Не плачь, я помогу тебе. Только позову Карандаша, который отметил тебя на листе.

Тетушка Линейка вскоре вернулась с Карандашом.

Сейчас мы начертим отрезок. Началом его будешь ты, Точка, а концом – любая твоя подружка на окружности.

Тетушка линейка легла на окружность, а Карандаш начертил отрезок.

     
 


Точка очень обрадовалась, потому что любой отрезок состоит из множества точек, которые взялись за руки и стали в ряд, и теперь ее подружки будут вместе с ней.

Тут заговорил Отрезок, который только что начертил Карандаш:

Я не простой Отрезок. Если я соединяю тебя Точка – центр окружности с любой другой точкой, то я называюсь Радиусом, и таких Радиусов у окружности бесконечно много. А самый большой отрезок окружности, который проходит через две ее точки и центр, называется Диаметром. Это мой старший брат.

Точка была очень счастлива. Теперь вокруг нее было столько новых друзей, и она больше не чувствовала себя одинокой.

Итак, мы рекомендуем вам использовать в своей работе при изучении различных разделов математики и геометрии математические сказки, что сделает урок или внеклассное занятие не только более интересным и содержательным, но и облегчит восприятие и понимание детьми сложного материала. 

 

 

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

 

Бондарцева С.Н., воспитатель

Элистинского МДОУ № 25

 

Нас, педагогов, как и родителей, волнует вопрос, как обеспечить полноценное психическое и физическое развитие детей в дошкольном и далее, в школьном возрасте.

Первой ступенью развития ребенка является развитие сенсорно-моторных способностей, т. е. развитие руки, т. к. оно находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Поэтому подробнее хотелось бы остановиться на развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты связная речь, память и внимание, т. е. он практически полностью владеет всеми необходимыми для его полноценного развития умениями и навыками. И наоборот, если у ребенка отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, возникает ряд речевых нарушений и, следовательно, задержка в той или иной степени всех психических процессов.

Поэтому работа по развитию общей и мелкой моторики руки должна начаться задолго до поступления детей в школу, т. е. в дошкольном возрасте.

Особенно это важно для детей с различными нарушениями речи. В связи с этим, в свою работу по воспитанию, обучению и развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР) мы включаем следующие воспитательно-коррекционные мероприятия:

· различные комплексы пальчиковых упражнений

· графические игры в упражнениях

· игры с мелким конструктором, цветными спичками, разнообразными мозаиками, пазлами,

      Более подробно остановимся на песочной игротерапии или терапии песком. Песочная игротерапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с ОНР.

Замечательный принцип терапии песком был предложен одним из основателей психоанализа, известным психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.

Его опыт, многолетние наблюдения показали, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, а также является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Первые контакты между детьми происходят в песочнице, там малыш получает первые практические навыки и умения. Важно и то обстоятельство, что игры с песком – это одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому мы, взрослые, можем и должны использовать их в развивающих, обучающих и коррекционных целях. В своей работе мы используем песок как основной материал для исследовательской деятельности. Вместе с детьми изучаем свойства песка, ребята учатся делать первые выводы, умозаключения. Песочная игротерапия ценна и тем, что здесь для ребенка создается стимулирующая среда, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно, именно здесь, в песочнице, дети раскрываются, проявляют свою творческую активность.

Песочную игротерапию мы применяем в коррекционно-развивающей работе по всем видам деятельности. Для того, чтобы вся эта работа повышала интерес детей к совместной деятельности, нами был подготовлен материал к различным играм. Например, детям, имеющим затруднения в ориентировке в пространстве, произнесении правильных окончаний слов, мы предлагаем игру “Волшебный клад”. В ней ребенок, согласно словесным указаниям, ориентирам воспитателя, с помощью пальчиков ищет “клад”, четко проговаривая то, что выполняет. Здесь мы имеем возможность ненавязчиво, через игру, исправлять недостатки, добиваясь поставленной цели.

Играя с песком, у детей развивается диалогическая речь, ребята учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы и т. д.

Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они всегда стараются выполнить задание до конца.

Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр, мы стараемся соблюдать главное правило – максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка.

Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными.

Вся проводимая работа по использованию игротерапии позволяет нам сделать вывод, что игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей, усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

 

Игра “Нарисуй картинку пальцами”

Цель. Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения “песочных” рисунков.

Описание игры. Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по “песочным” картинам, а вместо кистей у нас – пальчики. Устраивается конкурс “песочных” картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

 

Игра “Веселые соревнования”

Цель. Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремления добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями “Старт”, “Финиш”, разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Описание игры. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички “Старт” до таблички “Финиш”. В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.

 

Игра “Зверюшки на дорожках”

Цель. Учить детей пользоваться моделями – уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка верблюжонок, цветные картонные кружки – модели, обозначающие диких животных: оранжевый – лиса, белый – заяц, серый – волк, коричневый – медведь и т.д.

Описание игры. Педагог показывает игрушку верблюжонка, рассказывает, что он живет в степи. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Верблюжонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль верблюжонка, который встречает различных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. По окончании путешествия все друзья поют песенку друзей (по желанию детей).

 

Игра “Волшебный клад”

Цель. Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: песочница с мокрым песком, “волшебный клад”, набор игрушек из “киндер-сюрприза”, плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Описание игры. В руках педагога – кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад.

Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

 

Игра “Заколдованные цифры”

Цель. Закрепить счет и цифры от 1 до 10. Развивать мелкую моторику руки. Развивать речь, память, мышление детей. Воспитывать желание добиваться поставленной цели.

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные пластмассовые цифры от 1 до 10, изображение Феи Зла и Добра.

Описание игры. Педагог сообщает детям, что в страну Математики пробралась Фея Зла, пропали главные числа, с которых начинается счет. Детям предлагается вспомнить и назвать эти числа в прямом и обратном порядке.

Педагог показывает изображение Феи Добра, которая хочет всем помочь. На ее наряде хаотично расположены цифры. Дети вспоминают их. Всем предлагается пальчиками отыскать цифры в песке, выложить их по порядку, затем возвратить их в страну Математики. Фея Зла исчезает, Фея Добра дарит ребятам набор цифр для занятий.

 

Игра “Азбука настроения”

Цель. Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение. Развивать творческие способности, речь, память, мышление, воображение детей. Способствовать развитию мелкой моторики руки. Создавать у детей бодрое, веселое настроение.

Оборудование: песочница с мокрым песком, фишки на каждого ребенка, серия картинок “цепочка настроения”.

Описание игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением котенка в разном настроении. Дети подбирают прилагательные к изображениям (озорной, грустный, злой, веселый, хитрый). Затем педагог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, “с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь” и т.д. За лучшие ответы и правильное изображение дети получают фишки. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.

 


Раздел 2. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.