Башаева Е.Ю., завуч по начальным классам ГОУ СОШ № 1306
Пересадина Ю.Е., аспирантка Института ДО и СВ РАО
Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, половина школьников имеют функциональные отклонения. Среди выпускников уже более 80% детей нельзя назвать абсолютно здоровыми. Среди имеющейся патологии были выявлены ведущие формы. На сегодня на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее – болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания.
Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома и ряд других факторов.
Исходя из этого, остро встает вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Выход из создавшегося положения видится в правильной организации оздоровительной работы в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья. Но прежде чем говорить об организации оздоровительной работы, необходимо отметить, что главным условием ее реализации в начальной школе является правильная организация учебной деятельности, то есть построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами.
1. Строгое соблюдение режимов школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул)
2. Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО и наглядных средств и т. п.)
3. Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление)
Таким образом, только после четкого соблюдения всех вышеперечисленных требований следует начинать оздоровительную работу.
Вопросы здоровья затрагиваются в той или иной мере в таких учебных предметах как природоведение и естествознание, но этого в создавшихся условиях, конечно, недостаточно. Введенные в некоторых школах уроки здоровья, валеологии и ОБЖ тоже не решают проблему. Во-первых, один час в неделю на учебный предмет – это малоэффективное занятие. Во-вторых, эти уроки зачастую проводятся без соответствующей подготовки и не отвечают требованиям, заложенным в программах данных курсов.
Кроме того, в рамках одного учебного предмета, будь то валеология, природоведение или физкультура, решить проблему здоровья младших школьников невозможно. Необходим комплексный подход.
Оздоровительная работа будет эффективна лишь при условии тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, администрации школы и родителей.
Мы предлагаем следующие основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе.
1. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.
Оздоровительную работу следует рассматривать, как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, то есть она должна охватывать все предметы учебного цикла. Наиболее широкие возможности для этого предоставляют уроки естествознания. На них младшие школьники получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене и т. д.
.На уроках математики и русского языка дети знакомятся с правилами гигиены чтения и письма. Кроме того, целесообразно использовать на уроках математики, русского языка, чтения дидактический материал, так или иначе связанный с оздоровительной тематикой. Это помогает закрепить знания, полученные на уроках естествознания.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 274.