Эстетическое воспитание как средство развивающей оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пересадина Ю.Е., специалист ГОУ д/с № 1050,

аспирантка Института ДО и СВ РАО

 

Проблема эстетического развития и воспитания дошкольников традиционно является одной из наиболее важных в дошкольной теории и практике. Основными задачами эстетического воспитания являются развитие у детей эстетического отношения к жизни, эмоционально-нравственной отзывчивости на прекрасное, приобщение детей к различным видам деятельности в области искусства, формирование эстетического вкуса, развитие художественно-творческих способностей.

Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребенка является искусство. Использование искусства в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как само искусство по своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.

Искусство обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.

Кроме вышеназванных эстетических функций, искусство обладает еще, на наш взгляд, большим оздоровительно-развивающим потенциалом. Еще в глубокой древности было замечено, как велика сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека и насколько благотворным оно может быть при определенных условиях. Любое произведение искусства обращено к миру чувств, к эмоциональной сфере человека. Оздоровительно-развивающие задачи тесно связаны с развитием и совершенствованием всех духовных сил человека. Благодаря использованию специально подобранных средств и методов эстетического воспитания могут быть достигнуты позитивные психосоматические эффекты. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным в этом отношении. Психика дошкольника характеризуется подвижностью, остротой и свежестью восприятия, любознательностью, яркостью воображения, доверчивой исполнительностью. Известно, что ведущая роль в становлении личности ребенка-дошкольника принадлежит эмоциональной сфере (Л.С. Выготский). Именно с этой особенностью психики ребенка связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей природе. Специфика искусства, различных его видов, особенности языка делают художественную деятельность уникальным средством развития и оздоровления дошкольников.

Всем хорошо известно, что в настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных. Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. В настоящее время у дошкольников диагностированы в 15-20% случаев хронические заболевания, в 50% - те или иные функциональные отклонения. За последние 10 лет состояние здоровья дошкольников значительно ухудшилось по сравнению со сверстниками 80-х и особенно 70-х годов. Примечательна высокая частота у современных дошкольников отклонений в состоянии центральной нервной системы – до 88-92%. Около 50% детей дошкольного возраста нуждаются в психокоррекции.

В настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста пограничных нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе, отказа от существовавшей системы ценностей и отсутствия новой. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в детском саду.

По мнению многих ученых (Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), центральным духовным новообразованием дошкольного детства является воображение, точнее продуктивное (творческое) воображение, из которого развивается все богатство субъективного мира ребенка. Опираясь на это утверждение, мы предполагаем, что, используя значительный творческий потенциал ребенка-дошкольника, можно положительным образом повлиять на психосоматическое состояние ребенка, способствовать коррекции функциональных систем детского организма. Кроме того, исходя из идей развивающей педагогики оздоровления (В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров), здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма становятся предметом проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка, так называемого “развития здоровья”, а не просто воздействия на наличное состояние.

Таким образом, назрела необходимость в разработке новых подходов и принципов эстетического воспитания в детском саду, что позволило бы расширить границы традиционного применения эстетического воспитания и сделать его одним из средств развивающей оздоровительной работы с дошкольниками.

Широко бытует мнение о том, что различные виды эстетической деятельности, в том числе и деятельность изобразительная, максимально благоприятствуют развитию творческих способностей детей. К сожалению, в существующей практике дошкольного воспитания рисование, исполнение песен, танцев, а также знакомство с произведениями музыкального и изобразительного искусства носит скорее формальный характер. Другими словами, вся деятельность ребенка не выходит за рамки манипулирования готовыми образцами, и тем более речь не идет о каком-либо творческом преобразовании, внутреннем осмыслении, построении целостных образов.

 В психологии установлено, что эстетическая деятельность зарождается на пересечении различных линий психического развития. Исходной, базовой, здесь становится линия двигательного развития ребенка. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умением изображать линии и простейшие формы. Рассмотрим это на примере изобразительной деятельности.

Именно моторная основа изобразительной деятельности в долж­ной мере не учитывается существующими подходами к ее формирова­нию.

При обучении детей рисованию традиционно в центре внимания оказывается детская рука, согласующаяся с изобрази­тельным образцом. В отличие от этого в построении и воплощении художественного образа должно участвовать все тело ребенка. При этом осмысленное телесное движение является самоцен­ным моментом изобразительной деятельности. Это отчасти противоре­чит традиционному пониманию природы продуктивной деятельности с ее направленностью на “конечный результат”.

Дети учатся “слу­шать” свои руки, все тело в моменты создания и “опредмечивания” образа. Для этого используются методики “вхождения” в целостное психосоматическое состояние, двигательное “обыгрывание” нарисованного. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда “пританцовывают”, живой ха­рактер носит их мимика. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом (им предлагается голо­сом, в том числе и музыкально, “озвучивать” рисунок). Так, “входя” в нужный образ, они рису­ют “веселую линию”, “уставшую линию”, “аккуратную линию”, “колючую линию”, “добрый круг”, “шаловливый круг”, “унылый круг”, “важный круг”, “испуганный круг”, “сердитый круг” и др.. Работая, дети не стеснены в выборе орудий изобразительной деятельности. Дети рисуют не только каранда­шами, кистями или мелками, но и любыми другими предметами (например, деревянными палочками, зубными щетками, собственными пальчиками и ладошками, посредством движений ног, оставляющих следы, глаз, языка, носа (в воздухе), дыша на холодное стекло и т.п.). Дошколь­ники овладевают и простейшими приемами монотипии, диатипии, линотипии, кляксографии и др. нетрадиционными техниками рисования. В качестве материала, на который наносятся рисунки, помимо бумаги используется песок, гладь воды, не говоря уже о всевозможных бытовых вещах. Наконец, им может быть тело ребенка - на нем рисуют пальчиками. Функцию красок может выполнять зубная паста или крем из тюбика, песок, рассыпаемый по поверхности дощечки и др.

 Реализуются и уже хорошо известные практикам возможности рисования под музыку.

Такое рисование может быть названо выразительным в противовес подражательному рисованию. В процессе таким образом построенной работы активно развиваются творческие способности дошкольников, воображение, а это является необходимым внутренним условием при проведении и построении оздоровительно–развивающей работы с дошкольниками.

Творческое воображение, на наш взгляд, является тем базовым (ключевым) качеством психики ребенка, которое, особенно активно развиваясь в эстетической деятельности, способствует его общему развитию, выступая своего рода “катализатором” развития личности в целом, и влияет в свою очередь на целостное психосоматическое состояние ребенка, способствует достижению у него оздоровительно-развивающих эффектов. 

В 2002-2003 учебном году в ГОУ “Детский сад № 1050” ЮЗОУО в рамках экспериментальной работы по теме “Организация развивающей оздоровительной работы с дошкольниками” было начато исследование по теме “Эстетическое воспитание как средство развивающей оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста”.

Проводились методики: “Диагностика творческого мышления”, “Изучение связной речи и воображения на материале творческого рассказывания”, “Диагностика нравственного развития”, “Диагностика способностей воспринимать и создавать эстетическую выразительность художественной формы”, “Определение качества эмоционально-эстетических предпочтений” и т. д., на основании результатов которых были выявлены уровни развития эстетических способностей дошкольников. Разрабатывается содержание занятий эстетического характера, направленных на достижение оздоровительно-развивающих эффектов.

 

Оздоровление дошкольников посредством

Дата: 2019-12-22, просмотров: 312.