Журналистская этика – это особая область профессиональной этики. Этика — наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей. Суть моральной этики является – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами.
Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.
В профессиональной этике складывается некий свод принципов, норм и правил достойного поведения и запретов. Соблюдение этих норм блюдется как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» — это совесть журналиста, которая заставляет его переживать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовлетворение. «Извне» действуют журналистские организации и их временные или постоянные «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистскими этических принципов.
В России существует Союз журналистов, и каждый вступающий в него обязуется соблюдать «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Этические кодексы формулируют общие принципы нравственного поведения журналиста. «Писанных» кодексов немало и в каждой стране их может быть несколько. Так, в США действуют «Каноны журналистикики», принятые в 1923 г. Американским обществом газетных редакторов, «Кодекс этики», принятый в 1929 г. Национальной ассоциацией владельцев радио- и телевизионных станций, дополненный потом «Кодексом радио» и «Кодексом ТВ» и другие этические документы, действующие в соответствующих сферах.
В 1980-1983 гг. представители международных и региональных журналистских организаций определили «Международные принципы профессиональной журналистской этики». В нашей стране первый кодекс профессиональной этики был принят Союзом журналистов в 1989 г. В его основе принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестности, честности, уважения чести и достоинства личности, уважения общечеловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др. В 1994 г. был разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся правилами и запретами в тех ситуациях, которые обычны для практической деятельности в журналистике: журналист–аудитория, журналист–источник информации, журналист– персонаж его произведения (герой), журналист–автор, журналист – коллеги по профессии.
Журналист – аудитория: это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и более эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Памятуя, что журналист творит для целевой аудитории, каждый раз важно решать этические вопросы: нужно ли это произведение ау; не впустую ли занимает он ее время и удовлетворяет ли ее действительные нужды; способно ли произведение заинтересовать ау; не отложит ли читатель номер; не выключит ли зритель телевизор? При этом журналист, ощущает свою нравственную ответственность перед аудиторией, постоянно решает для себя вопросы: правильно ли будет воспринята информация аудиторией, адекватно ли будут поняты факты и суждения и т.д. Для журналиста исключена позиция наставника, равно как и роль «вульгарного писателя», сюсюкающего и заигрывающего с аудиторией. Одним словом – этическая норма в сфере взаимоотношения «журналист – аудитория» — «добросовестность» как фактов (полнота, правдивость, доступность), так и мнений.
Журналист – источник информации: регламентирующие формы получения и использования сведений и материалов, которыми располагает частное или официальное лицо. Контакты журналиста с источником информации. Могут носить «открытый» (журналист предстает перед источником информации как официальный сотрудник СМИ) или «скрытый» характер (журналист меняет профессию, выступает в роли наблюдателя, скрытое наблюдение). Журналист должен быть осторожным при вычленении из всего объема сведений тех, которые войдут в публикацию, при монтаже фото и кинокадров, видео и аудиопленки, чтобы не исказить смысла и характера полученных сведений и не вызвать этим обвинений со стороны информанта. Крайним нарушением этических норм является сознательное «выдергивание» фрагментов и сознательно извращающий истину монтаж высказываний и кадров. Журналист не имеет морального права публиковать полученные от другого лица сведения, выдавая их за свои.
Журналист – персонаж: при подготовке очерков, фельетонов, интервью. Недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, облика. Нельзя писать о родственниках, близких людях. Имея дело с реальным человеком, журналист обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о своем герое, чтобы не нарушить известное правило «Не навреди!». Если какие-то трудные с точки этики эпизоды, факты, черты, детали журналист считает нужным ввести в произведение, ему приходиться решать вопрос об их частичном или полном «раздокументировании», т.е. следует ли изменять названия, даты, имена и т.д.
Журналист – автор: выступая как редактор и критик произведения коллег, надо согласовывать даже незначительные поправки, грамотно отвечать на письма. Работая над «чужим» текстом, журналист берет на себя ответственность помогать автору, консультировать его, совершенствовать его творческую лабораторию.
Журналист – редакционный коллектив: сохранение редакционной профессиональной тайны, выполнение того, что необходимо для функционирования редакции, не выступать без согласования в других СМИ даже под псевдонимом.
Журналист – коллеги: совместное решение проблем в коллективе конкретного СМИ, чувство солидарности и взаимопомощи не только в рамках какой-либо одной редакции, они присуще всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.
Правила поведения журналиста определяются едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно, что бы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и понимать, что этичность их поведения определяется на основе общих принципов ситуативно, журналист должен обладать, зная принципы этики, высокоразвитым моральным сознанием и опытом нравственного поведения.
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА
1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.
2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.
3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.
Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывают, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.
При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы – за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена Законом.
Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать, ни прямо, ни косвенно, никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.
Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.
Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.
4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.
5. Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.
Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.
Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления – за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.
Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.
6. Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.
Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.
7. Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.
Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.
8. Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.
Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.
9. Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.
10. Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации.
Кодекс одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года.
Москва
Этапы разработки концепции издания
Содержательный менеджмент связан с разработкой и реализацией концепции издания, которая учитывает особенности информационного рынка, а также удовлетворяет интересы и потребности целевой аудитории в течение значительного промежутка времени. В основе разработки такой концепции издания лежит определенный алгоритм, состоящий из восьми этапов.
Первый этап — анализ информационного рынка (федерального, регионального, областного и т. д. уровня). Для того чтобы издание было конкурентоспособным и пользовалось спросом у целевой аудитории, необходимо верно выбрать информационную нишу. На данном этапе проводится системный анализ рынка или сегмента рынка масс-медиа (маркетинговые исследования), интервьюирование специалистов в сфере маркетинга и экономики СМИ, организуется работа экспертов.
Маркетинговые исследования позволяют определить насыщенность рынка (наличие свободных и заполненных информационных ниш); зоны перенасыщенности рынка (концентрация значительного количества изданий, относящихся к одной или разным типологическим группам); перспективы развития информационного рынка на ближайший год (пять, десять) лет; выявить информационную нишу издания и определить перспективы ее развития. Определение информационной ниши тесно связано с характеристикой целевой аудитории, ее интересами и потребностями.
Второй этап — выявление основных типологических признаков. Типологические признаки делятся на две группы: первичные (типоформирующие) и вторичные (формальные).
К типоформирующим признакам относятся:
1. Учредитель.
2. Издатель — учреждение (предприятие), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства информационной продукции. В качестве издателя чаще всего выступают издательские дома. Так, редакционно-издательский дом «Сибирская пресса» издает серию газет и журналов, среди них «Соседи», «Рост», «Континент Сибирь», «Деловой квартал», «Снабжение и сбыт», «Все для офиса», «CMYK», «Инновации. Технологии. Решения» и другие.
3. Функционально-тематическая направленность издания.
В соответствии с функционально-тематической направленностью выделяются пять крупных блоков: общественно-политические, деловые, просветительские, развлекательные и рекламные издания. Данные виды прессы разграничиваются с точки зрения выбираемых редакцией целей и задач функционирования, а также тем публикаций.
4. Характеристики целевой аудитории.
Функционально-тематическая направленность издания непосредственно связана с характеристиками целевой аудитории. Для того чтобы определиться, на какую тему и в какой форме писать, редакция (как правило, на основе анкетирования или интервьюирования потенциальных читателей) составляет портрет целевой аудитории и соответствующим образом формирует коммуникативную политику. Коммуникативная политика — это набор стратегий и тактик общения журналистов издания с целевой аудиторией и героями публикаций, то есть это модель поведения корреспондента, представленная в материале (номере газеты).
Портрет целевой аудитории формируется из следующих составляющих:
§ возраст читателей;
§ гендерная характеристика;
Издания могут быть как универсальными, то есть рассчитанными на представителей обоих полов, так и специализированными (для мужчин или женщин). В формате универсальных изданий гендерная принадлежность не актуализируется, так как эксплуатируются общие интересы или потребности читателей.
§ социальное положение;
Учитывается социальный статус читателей, уровень образования, интеллектуального развития, круг интересов и потребностей, что позволяет скорректировать тематическое и жанровое разнообразие издания.
§ финансовое положение;
Этот показатель позволяет определить уровень покупательской способности целевой аудитории, что влияет на формирование ценообразования (минимальная и максимальная цена за номер газеты / журнала). Установленная цена за номер издания (подписка, розничная продажа) влияет не только на финансовый, но и содержательный менеджмент редакции (полосность, цветность, особенности иллюстрирования).
§ психологические особенности (в том числе специфика восприятия и передачи информации);
§ предпочитаемый стиль общения.
Выбирается оптимальная модель коммуникации, в которую включается набор стратегий и тактик общения, особенности переключения стилевых регистров в текстах различной тематической направленности, принципы отбора лингвистических средств.
5. Название и слоган.
Разработка названия является важным этапом в формировании концепции газеты (журнала), так как оно отражает основные характеристики целевой аудитории, тематического и функционального направления издания.
Существует несколько вариантов разработки названия. Первый — его придумывают члены редакционного коллектива, используя метод мозгового штурма. Второй вариант — его разрабатывают эксперты, работающие в рамках фокус-группы.
Третий вариант — объявление конкурса среди потенциальной целевой аудитории издания. Четвертый — заказ на разработку названия специальным агентствам.
При разработке названия издания необходимо учесть следующее:
— оно должно быть благозвучным (удобным в произношении и написании; например, не приветствуется концентрация шипящих и сочетание более трех согласных подряд);
— оно должно быть адресным, то есть обозначать целевую аудиторию издания;
— оно должно отражать особенности содержательной модели издания (например, макротемы, функциональную направленность, жанровые предпочтения и т. д.);
— оно должно быть компактным (не более 3 слов);
— в названии приветствуется многозначность и оригинальность, базирующаяся на языковой игре.
Помимо названия, редакция издания разрабатывает слоган (месседж, лозунг) — обращение к читательской аудитории, несущее определенную целеустановку (информативное сообщение или эмоциональный настрой). Слоган может представлять собой словосочетание (слоган «Аргументов и фактов» — «Ваша газета») или предложение (слоган газеты «Рост» — «Газета для тех, кто растет»; слоган газеты «Жизнь» — «Любимая газета родного города»). Слоган является факультативным компонентом; например, в деловых изданиях, он, как правило, отсутствует. Название, слоган и комплект шрифтов, цветов, которые используются для их оформления, создают фирменный стиль издания.
К формальным признакам издания относятся:
1. Язык.
2. Локальность — территория распространения.
С точки зрения территории распространения издание может быть:
§ международным, то есть выходит на территории двух стран и более (например, журнал «Космополитен», «Newsweek»);
§ федеральным (общероссийским), то есть распространяется на всей территории Российской Федерации (например, газета «Аргументы и факты», журнал «За рулем);
§ республиканским, то есть распространяется на территории одной из республик в составе Российской Федерации (например, газета Республики Саха «Якутия»);
§ региональным, то есть распространяется на территории региона (например, региональная вкладка «Аргументы недели. Сибирь», которая выходит на базе федеральной газеты «Аргументы недели»);
§ областным, то есть распространяется на территории области (например, газета «Советская Сибирь»);
§ городским, то есть распространяется на территории города (например, газета «Вечерний Новосибирск»);
§ районным: а) распространяется на территории района(ов) города (например, газеты «Новости Левобережья» и «Молодежный вестник Октябрьского района»); б) распространяется на территории района в составе области (например, газета «Черепановские вести»);
§ корпоративным, то есть распространяется на территории социального института: завода, банка, вуза, школы и т. д. (например, газета Новосибирского государственного педагогического университета «Весь университет», газета «Авторадио», рассчитанная на сотрудников данного радиоканала).
Основную часть современного информационного рынка составляют федеральные издания, так как они работают с широкой потенциальной аудиторией, следовательно, могут приносить прибыль. Также в последние годы отмечается значительный рост доли корпоративных изданий, которые заполняют существующий информационный пробел, образовавшийся из-за дефицита прессы городского и областного уровня.
3. Периодичность — число номеров журналов, вышедших за год.
С точки зрения периодичности издания делятся на:
§ альманахи, то есть выпускающиеся один раз в год (например, научный и культурно-просветительский журнал «Гуманитарная география»; журнал творчества ветеранов последних войн «Искусство войны»);
§ издания, выходящие раз в полгода (например, научно-практический журнал «Прикладная аналитическая химия»);
§ ежеквартальные (например, журнал «Мир науки и образования», «Вестник МГУ»);
§ ежемесячные (например, журнал «Вокруг света», «Караван историй»);
§ издания, выходящие раз в две недели (например, газета «Соседи», «Студенческий город»);
§ еженедельные (например, журнал «Лиза», «Автомир»; газета «Труд», «Телесемь»);
§ ежедневные (например, газета «Комсомольская правда», «Вечерний Новосибирск»).
Альманахами, а также изданиями, выходящим раз в полгода и три месяца, являются специализированные журналы научного, литературного, литературно-исторического характера.
4. Формат — размеры готового (обрезанного и сброшюрованного) печатного издания.
5. Цветность — количество цветов, участвующих в оформлении издания. С точки зрения цветности современные газеты могут быть одноцветными, то есть черно-белыми («Завтра», «Труд»); двуцветными, то есть в оформлении используется черный и один дополнительный цвет («Новая газета» — черный и синий, «Новая Сибирь» — черный и оранжевый); полноцветными («Комсомольская правда», «Соседи»). Сегодня особой популярностью пользуется смешанный вариант цветового оформления: для привлечения внимания читателя и рекламодателя обложка и рекламные полосы печатаются в цвете, остальные полосы являются черно-белыми.
6. Полосность (объем) — количество страниц в газете (журнале). Количество страниц всегда четное, что обусловлено спецификой печати. В процессе разработки концепции газеты (журнала) указывается стандартное количество страниц и возможная полосность спецвыпусков.
7. Тираж — количество экземпляров одного номера издания. Тираж газеты (журнала) может варьироваться, что обусловлено увеличением или снижением читательского спроса, выпуском специальных номеров, вкладок, приложений и т. п.
Третий этап — разработка содержательной модели издания.
В содержательной модели прописываются тематические и жанровые приоритеты издания, определяется тон повествования, характер публикаций, минимальный уровень информативности газеты (журнала) и отдельных полос. Также редакция определяет авторский состав, географию материалов, приоритетные формы организаторской деятельности и особенности их освещения. Отдельное внимание уделяется разработке системы заголовочного комплекса, начиная от названия издания и слогана, заканчивая заголовками и подзаголовками.
Четвертый этап — разработка композиционной модели издания.
Композиционная модель позволяет создать структуру издания, в частности систему рубрик, за которыми закрепляются тематические, а в некоторых случаях и жанровые направления. Рубрики распределяются по полосам или в соответствии с функционально-тематической направленностью газеты (журнала), составляется их рейтинг. Особое внимание уделяется разработке композиции первой и последней полосы, так как их восприятие закрепляет издание за сферой качественной или массовой прессы.
Пятый этап — разработка графической модели издания.
Графическая модель является главным моментом, связанным с формированием стиля издания и узнаванием его как бренда. Редакция определяется с основным набором шрифтов, видами иллюстративного материала, особенностями оформления элементов заголовочного комплекса, цветовым решением, а также вариантами верстки (классическая, ломанная, художественная).
Шестой этап — создание пилотного выпуска издания, реализация разработанной концепции.
Как правило, пилотный выпуск не является нулевым, то есть пробным вариантом, на базе которого отрабатывается система создания газеты и решаются спорные вопросы функционирования концепции. В целях экономии учредитель и руководитель редакции отрабатывают нюансы содержательной, композиционной и графической моделей на базе нескольких первых выпусков газеты (журнала). В результате «страдает» позиционирование издания на информационном рынке, так как у читателей формируется размытое представление о предлагаемом информационном продукте.
Седьмой этап — анализ пилотного выпуска, выявление и устранение допущенных ошибок, корректировка отдельных элементов концепции.
Для того чтобы проверить, насколько эффективно работает созданная концепция, необходимо выпустить пилотный номер и осуществить его разноплановую оценку. Готовый информационный продукт могут оценивать потенциальные читатели (анкетирование, интервьюирование) или эксперты (фокус-группы).
Восьмой этап — регулярный мониторинг интересов и потребностей реальной и потенциальной читательской аудитории для разработки рекомендаций по трансформации содержательной, композиционной и графической моделей издания.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 311.