Для того чтобы журналисту реализовать свою социально-творческую свободу, необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Как показал опыт 90-ых годов XX века, именно экономические факторы свободы СМИ являются основными в формате капиталистического общества.
Уже на начальном этапе, при подготовке к выпуску газеты или журнала, организации теле- и радиостанции, создании агентской службы информации нужны значительные «стартовые» затраты — на покупку (аренду) помещения редакции, оборудование, выплату зарплаты сотрудникам и т.д. Поэтому учредитель СМИ должен либо располагать соответствующими возможностями и средствами, либо получить необходимые кредиты. Если у организации или лица, стремящегося учредить какое-то СМИ, нет материальных условий для этого, возникает проблема поиска состоятельного соучредителя или спонсора. В итоге часть СМИ оказывается во владении государственных структур, другая часть — во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.
Расходы редакции делятся на общередакционные и издательские.
К общередакционным расходам относятся средства, входящие в фонд оплаты труда, гонорарный фонд, фонд материального поощрения; расходы, связанные с оплатой командировок, использованием средств связи (телефонов, факсов, интернета и т. п.); транспортные расходы, покупка оргтехники и мебели, аренда (покупка) помещений редакции, их ремонт и др.
К издательским расходам относится стоимость бумаги для печати издания, стоимость типографских услуг, распространение издания.
Существуют следующие источники редакционных доходов:
1. Реализация тиража (подписка — Почта России, редакционная; продажа в розницу — частные службы распространения, например, «Экспресс», «Газеты и журналы»; лоточная продажа).
Как правило, этих средств не хватает на покрытие расходов, поскольку в условиях роста цен и конкуренции между СМИ, борьбы за читателя приходится значительно снижать цену на информационный продукт. Более того, существует практика продажи СМИ ниже их стоимости и даже практика бесплатного выпуска газет, радио- и телепрограмм.
2. Выручка от рекламы и публикации объявлений.
Плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ (до 80%, а для бесплатных газет, радио- и телепрограмм — все необходимые средства, если нет других источников дохода). Согласно закону Российской Федерации «О средствах массовой информации», если издание не является рекламным, то объем публикуемой рекламы не должен превышать 40 % всей площади номера. Данная статья дохода сегодня является самой привлекательной в формате массовых, развлекательных изданий.
3. Издательская деятельность (создание тематических и региональных вкладок в газете, печать книг, календарей и другой продукции).
4. Коммерческая деятельность (заказные материалы; аренда печатной площади, помещений; оказывание услуг населению — ксерокопирование, печать фотографий и т. п.).
5. Инвестиции (спонсорская помощь, гранты, бюджетное финансирование, предоставление льгот и т. д.).
СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Но в этом случае издаваемые на средства государства СМИ должны с максимальной объективностью представлять все существующие точки зрения. К сожалению, часто такие СМИ становятся инструментом политической борьбы.
Функционирование средств массовой информации в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами.
Государство играет важную роль в экономическом обеспечении СМИ. Оно располагает самыми разными возможностями, чтобы воздействовать на их экономическое положение: это и налоговая политика (предоставление налоговых льгот СМИ теми или иными путями); и предоставление льготных тарифов на покупку необходимых материалов, на услуги транспорта и связи; и распределение государственной рекламы; использование других рычагов, находящихся в руках государства.
Более существенны «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы тогда, когда экономические проблемы СМИ решаются без постороннего вмешательства. Во-первых, это происходит в том случае, если доход от продажи информационных продуктов (подписки, розницы, абонементной платы) превышает расходы на их подготовку и распространение. Однако современные даже крупнотиражные качественные издания и программы (если исключить доходы от рекламы и получаемые экономические льготы) не в состоянии добиться такого экономического благополучия. Поэтому, во-первых, путь к экономической независимости (если не абсолютной, то во всяком случае весьма значительной) лежит через создание объединений — прежде всего концернов (англ. concern — «предприятие, фирма») или холдингов (англ. holding — «владение»), сосредоточивающих под одной «крышей» ряд информационных (а часто и не только информационных) институтов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 302.