Действенность и эффективность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Результативность журналистской деятельности складывается из ее действенности и эффективности.

Информация, переданная в аудиторию, воспринятая и усвоенная ею, управляет сознанием и поведением масс. Управляющее начало журналистики проявляется по-разному. Журналист может воздействовать на принятие решений и мер различными социальными институтами и должностными лицами. Такое воздействие называется действенностью.

Чаще всего действенностью обладают материалы, написанные в аналитических жанрах, так как их задача — ставить и предлагать решение актуальных общественных проблем. Выработка алгоритма решения конкретной проблемной (конфликтной) ситуации является основой для такого жанра, как корреспонденция. Именно качественно написанные корреспонденции позволяют разобраться, по чьей вине произошла та или иная ситуация, и кто конкретно (отдельный чиновник, группа лиц, социальный институт) должен устранять возникшие последствия. 

При анализе конкретных проблемных ситуаций журналист должен ответить на вопрос: что именно и кто должен предпринять, чтобы улучшилось положение дел. Предложения по поддержке позитивных результатов, по исправлению недостатков формулируются лишь после ответа на еще один вопрос: а можно ли их вообще реализовать? Если журналист не до конца разобрался в проблеме, не смог установить причинно-следственные связи, предложить варианты решения, то публикация (сюжет) не обладают действенностью.

Главная проблема часто заключается в том, что усилий журналиста и редакции оказывается недостаточно, чтобы выступления СМИ оказались действенными.

Причины отсутствия действенности публикации (сюжета):

— пренебрежение со стороны лиц, критикуемых журналистами; игнорирование выступлений журналистов;

 — нежелание участников конфликта считаться с общественным мнением;

— отсутствие достаточной юридической базы, которая регулировала бы отношения «журналистика — социальные институты».

О действенности журналистского текста можно говорить, если после его публикации произошли реальные изменения. Таким образом, задача журналиста в течение длительного времени вести определенную тему, а СМИ использовать рубрику типа «По следам наших выступлений». Причем о результатах надо сообщать аудитории, как в случае положительного, так и отрицательного исхода (если ничего не было сделано). 

Гораздо активнее пресса влияет на сознание и поведение массовой аудитории, что делает ее эффективной (от лат. effectus — впечатление, результат). В области сознания результат обнаруживается в знаниях, взглядах, убеждениях, ценностях, нормах, идеалах и т. д. В области поведения — в переменах в сфере труда, быта, общественной жизни, досуга и т. п. Эффекты в сознании и поведении могут проявляться при возникновении новых идей и стремлений, корректировке и переоценке уже имеющихся в сознании аудитории.

Об эффективности журналистской практики свидетельствуют отклики читателей, в частности объем читательской почты: с благодарностями, критикой, просьбами и т.д.Кроме того, читательское письмо может быть поводом для журналистского выступления, что практически всегда гарантирует высокую эффективность подобных публикаций. В целом, чем чаще СМИ будет транслировать мнение своей аудитории, а письма читателей — одна из самых распространенных форм общения с читателями, — тем выше будет результативность издания.

Существует следующая закономерность: если опубликованный журналистский текст обладает действенностью, он обладает и эффективностью. Современная журналистская практика выявила парадокс: когда деятельность журналиста по разбору конкретной проблемной ситуации является действенной (виновник произошедшего решил проблему), но не эффективной, так как материал не был допущен к печати. Такая форма цензуры характерна для районных изданий и городской, центральной прессы официального, проправительственного характера.

 Действенность и эффективность вызывают доверие к журналистике, способствуют повышению ее авторитета. В свою очередь авторитет и доверие — признаки влиятельности СМИ, высокого качества работы журналиста (редакции).

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 301.