Современные средства массовой информации внешне организационно разобщены, в то же время они органически связаны между собой, тесно взаимодействуют, составляют единую систему. Сегодня, когда одни СМИ активно поддерживаются со стороны государства, а другие составляют целые массмедийные концерны, такое взаимодействие может реализовываться в форме:
- кооперации;
- конкуренции.
При деятельности печатных и электронных СМИ на одном информационном поле возможно комбинирование различных типов взаимодействия.
Существуют различные уровни кооперации: информационный, организационный, экономический и профессиональный.
Информационный уровень взаимодействия основан на совместном участии печатных и электронных СМИ в освещении одной и той же тематической области с учетом специфики своего информационного канала, жанровых преимуществ.
При этом сильная сторона печатной журналистики – аналитичность и богатые возможности сбора информации, например, при скрытом наблюдении, эксперименте. Радиовещание должно быть максимально оперативным, использовать прямой эфир, кроме того, его устойчивость на медиарынке обеспечивают минимальные экономические затраты на производство и реализацию. Телевидение оказывается самым мощным воздействующим каналом информации. Кроме того, после значительного сокращения сети «проводного» радио именно телевидение становится самым доступным средством массовой информации для населения России. Соответственно, качественное усиление преимуществ увеличивает конкурентоспособность СМИ разных типов.
Организационный уровень кооперации проявляется в индивидуальной и массовой формах работы журналистов. В первом случае средством массовой информации используется продукт деятельности журналиста или коллектива журналистов другого типа СМИ. Примеры тому – программы передач в газетах, цитирование отрывков из журнальных материалов на радио, обзоры прессы на телевидении, совмещение работы журналиста в газете и электронном массмедиа. В организационно-массовой работе журналиста кооперация проявляется в совместной реализации редакциями печатного и электронного СМИ организационно-массовых форм журналистской деятельности: рейдов, кампаний, выездных редакций, организаций круглых столов, общественных приемных и т.п.
Проведение совместных рекламных кампаний и реализация специальных маркетинговых схем – это примеры экономического уровня кооперации. Между медиапредприятиями, использующими разные информационные каналы конкурентные связи более ослаблены, чем между СМИ одного типа. Следовательно, это создает дополнительные возможности для налаживания кооперационных отношений между печатными и электронными СМИ, в том числе и на экономическом уровне.
Взаимодействие на профессиональном уровне заключается в объединении коллективов или отдельных представителей печатных и электронных СМИ в качестве субъектов профессиональной, журналистской деятельности – это работа по повышению профессиональной квалификации творческих сотрудников и решению профессиональных, корпоративных проблем: созданию профессиональных журналистских объединений, союзов, участию в конференциях, школах, круглых столах.
Вместе с тем печатные и электронные СМИ конкурируют между собой на рынке товаров (содержания) и на рынке услуг (рекламы). Следует учитывать, что конкуренция на рынке содержания между средствами массовой информации разных типов минимальна. Существенно отличаются подача, физические и производственные возможности того или иного канала информации, тематические и содержательные преобладания в СМИ различных видов.
Конкуренция на рынке рекламы заключается в борьбе за лучшие условия продажи средством массовой информации рекламодателю своей аудитории. Соответственно, определять конкуренцию в этом сегменте рынка будут качественные и количественные показатели аудитории СМИ. Конкурентоспособность региональных СМИ на рынке услуг непосредственным образом зависит от развития рынка содержания.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 304.