Уменьшается число «разговорных» станций, стремительно растут музыкальные каналы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существенные изменения происходят и в типологии телевиде­ния, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосре­доточено на сугубо местной аудитории. (в Новосибирске только проекты). В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента — районные или квартальные местные новости, к кото­рым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют мес­тные власти — префектуры и управы.

В европейских странах сложилась иная сеть вещания. Во Фран­ции и Англии существует как общественно-правовое, так и част­ное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение — общественно-правовое (финансируется за социальных счет фондов, общественных объединений или самими зрителями), а кабельное и спутниковое — преимуще­ственно частное.

Общественное телевидение оплачивают сами зрители за счет абонентской платы. Специалисты считают, что россияне пока не готовы платить за то, что, как им кажется, они итак получают бесплатно.

Интернет и СМИ. В России пока относительно мало подклю­чений к Интернету, но его влияние на деятельность средств мас­совой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам при­обрести доступ к широкой аудитории. Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов.

Значительную роль в российском информационном простран­стве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами.

 

Регионализация СМИ

Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ. Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Если телеви­дение и радио, несмотря на трудности, достаточно доступны для россиян, то газеты практически утратили свой когда-то универ­сальный охват населения. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится толь­ко телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина па­дения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и опре­деленная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает разви­тию тесных контактов между газетами, журналами и массовой ауди­торией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обед­няет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий.

Общероссийская газетная и журнальная продук­ция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация средств массовой информации.

В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитан­ные не только и не столько на областной, краевой или республи­канский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пре­делах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, ауди­торией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем об­ласти.

Кроме того, в ряде регионов существует противостояние мэ­ров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется и на уровне газет. В данном случае структуризация прессы идет по пути создания двух административных уровней: с одной стороны, газеты с участием губернатора, поддержкой губернаторской влас­ти в соучредительстве, с другой — газеты с участием городской мэрии и ее соучредительством.

Местное радио по-прежнему использует проводное веща­ние, хотя сейчас частные радиостанции развиваются все более активно.

Телевидение делится на две категории — частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовло­жений, и государственное, подчиняющееся местной власти.

В условиях регионализации мы видим как бы два среза, два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии государства на сред­ства массовой информации эти различия не так заметны, то в рамках региональной, местной прессы деление ее на независи­мую, коммерческую, частную и государственную рождает суще­ственные отличительные признаки. И поскольку в России пока не приживается принцип создания средств массовой информации, отражающих интересы всех слоев и групп населения и носящих общественно-правовой характер, то это развитие ведет к извест­ной поляризации прессы частной и государственной, что не при­носит в целом успеха газетам ни той, ни другой ориентации. В сфере телевидения конкуренция идет более живо и активно.

Сегодня важнейшие моменты развития региональной прессы связаны также с особыми местными проблемами, которые суще­ственно отличаются в зависимости от района, географической си­туации.

Если же говорить о влиянии прессы на население, то, бес­спорно, основными носителями информации в регионах являют­ся СМИ местного уровня: местное телевидение, местные газеты, местное радио. И это было бы нормально, если бы местные СМИ соответствовали современным стандартам информирования насе­ления.

К сожалению, местная пресса, как правило, замыкается в локальных проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и тем более международным. В этом отношении она уступает обще­российским СМИ. Такой подход способствует не только регионализации страны, информационной фрагментации России, но и в значительной степени уменьшает возможности самой местной прессы.

На смену региональному изданию, посвященному, прежде всего местным проблемам, должны прийти такие типы изданий, кото­рые, делая основной акцент на проблемах края, области, республи­ки, могли бы вместе с тем активно освещать участие своего террито­риального образования в решении общероссийских проблем, спо­собствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера.

Аудитория и типологические характеристики общероссий­ских СМИ. Развитие общероссийских средств массовой инфор­мации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что характерно для многих из­даний. Другое представлено двумя московскими газетами — «Ком­сомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регио­нах такие приложения. К этому же стремится и «Московский ком­сомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных из­даний в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий — стремление соединить московское видение общероссийских, фе­деральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной под­ход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда цен­тральные газеты были сосредоточены исключительно на общесо­юзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания мо­гут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тес­ного экономического и информационного обмена внутри России.

Перспективы прессы во многом зависят и от использования новых технологий, прежде всего Интернета. Однако как бы актив­но ни использовались Интернет и спутниковая связь для передачи информации, успех СМИ зависит от содержания.

Обще­российские телевизионные каналы, действующие в рамках регио­на, должны обязательно дополнять свои материалы местными ин­формационными сюжетами. Телевидение распространяет не толь­ко политическую информацию, но и рассказывает о новостях кино, театра, науки, спорта, пытается ответить на вопросы, которые волнуют каждого гражданина России. Больше внимания следует уделять местным проблемам, и в этом смысле сетевая структура средств общероссийского телевидения была бы разумным выходом из тупика, в который ведет одностороннее освещение событий.

Если говорить о векторах развития российской прессы, то преж­де всего следует обратить внимание на необходимость установле­ния нормальных отношений между владельцами изданий и жур­налистскими коллективами. От этого зависит доверие к прессе, к СМИ со стороны населения. Политизация и защита узкокорыст­ных интересов отдельных лиц ведут к дискредитации СМИ, к тому, что меньше смотрят, слушают, читают общероссийские СМИ. Наиболее здоровый путь совершенствования средств массовой информации — дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как общественного института, ко­торый не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 334.