Журналистика — один из важнейших социальных институтов современного общества. Она обладает основными чертами социального института: легитимностью и сложившейся закрепленной системой ценностей (журналистская этика).
Кроме того, журналистика является посредником между социальными институтами и массовой аудиторией, она доводит сведения от одних до других и обратно, реализует информационный взаимообмен между различными социальными институтами. С ее помощью более эффективно и оперативно решаются задачи других социальных институтов, журналистика способствует их развитию и развитию свободы общества в целом.
Свободное функционирование социальных институтов и журналистики в том числе, способствует развитию следующих качеств демократии в обществе:
— партиципарность — самое широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества;
— делиберативность — широкая информированность граждан, предопределяющая обдуманные и рационально обоснованные решения;
— диалогичность — обеспечение выработки мнений и решений в условиях широкой дискуссии.
Полное развитие этих свойств демократии ведет к созданию открытого общества, в котором защищены права человека на получение информации, и права журналистики —на качественную реализацию своих функций.
Роль СМИ в обществе определяется потребностями социальных институтов и массовой аудитории (полная информированность). Журналистика как социальный институт является «четвертой властью». При этом журналист работает на общество, то есть выполняет социальный заказ, поэтому главным качеством определяющим профессионализм журналиста является сформированная социально-мировоззренческая позиция. Для журналистики общечеловеческие ценности составляют основу ее социальной позиции. Формирование журналистом своей социальной позиции носит профессиональный характер и имеет более важное значение в силу того, что с этой позицией он «выходит» на широкую аудиторию, то есть определяет свое отношение к общественно-значимым явлениям жизни и стремится внедрить это отношение в сознание читателей (слушателей, зрителей). Задачи журналиста в процессе формирования социальной позиции: 1. Ясное понимание мирового устройства (политический, экономический, национальный и др. аспекты), всесторонняя ориентация в системе общественных отношений современности и осознание ценностей. 2. Определение своего места в социальной структуре общества. 3. Понимание сложности отношений между различными «частями» человеческого сообщества. Формы существования социальной позиции журналиста:— неосознанная социальная позиция, так как формируется интуитивно; — слабо осознанная социальная позиция — связь позиции с интересами определенных социальных сил рассматривается журналистом как необязательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий; — осознанная социальная позиция — связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремлениями определенных социальных групп рассматривается как основа деятельности СМИ.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 314.