Тема 15. Направления развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекций – ознакомить студентов и магистрантов основными направлениями развития МСБ в РК.

 

План лекций:

1.  Перспективные направления развития МСБ в РК

2. Проблемы и пути решения развития МСБ в РК

 

1) В Послании народу страны Президент Нурсултан Назарбаев дал высокую оценку отечественному предпринимательству, назвав его «движущей силой новой экономики». Данный подход логически предполагает оказание государством и его органами разносторонней поддержки развитию частного бизнеса.

Почему же при таком отношении со стороны руководства республики бизнес-сообщество, особенно представляющее МСБ, признается наиболее уязвимым, подверженным многочисленным рискам и проблемам субъектом общественных отношений? Причем об этом говорят не столько эксперты или оппозиционно настроенные политики, сколько сами бизнесмены. Например, по мнению председателя совета Форума предпринимателей Казахстана, 70% проблем предприятий МСБ порождено «удушающей бюрократией».

Очевидно, что в условиях неоднозначных и порой противоречивых процессов развития казахстанского общества и государства и, как следствие, отсутствия четко определенных, стабильных, а главное, общепризнанных и неукоснительно соблюдаемых всеми «правил игры», ответить на данный вопрос трудно. Тем более что далеко не все сложности и неприятности для МСБ вытекают из государственной политики.

По своей сущности малый бизнес как неотъемлемый элемент рыночной экономики способен выживать в любых условиях. Но для этого необходимо, чтобы государство если и не оказывает полноценной поддержки, то хотя бы не мешало ему существовать и развиваться. В любом случае от государства требуется создание максимально благоприятной бизнес-среды. Насколько же оно продвинулось в соответствующем направлении?

Прежде всего, обратимся к Стратегическому плану развития РК до 2010 г., утвержденному Указом Президента от 4 декабря 2001 г. Как известно, общие итоги реализации данного документа глава государства подвел в последнем Послании.

Как показывает официальная статистика, в течение рассматриваемого периода наблюдается неуклонное увеличение количества субъектов малого предпринимательства. Только с 2001 по 2008 г. численность их выросла следующим образом: индивидуальных предпринимателей — с 119 038 до 475 841, юридических лиц — с 39 590 до 58 480, крестьянских (фермерских) хозяйств – с 95 460 до 169 481. А в течение одного 2009 г. общее число активных субъектов малого бизнеса увеличилось с 621 438 до 741 088.

Другое дело, что количество их не всегда переходит в качество. В частности, доля малого бизнеса в ВВП страны в 2005–2008 гг. уменьшилась с 36,4% до 28%, и эта тенденция началась до финансово-экономического кризиса. По оценкам НЭП Казахстана «Союз «Атамекен», за период с 1998 по 2008 год отраслевая структура малого бизнеса практически не изменилась. Более 40% субъектов малого бизнеса занимаются торговлей, а в промышленности число соответствующих предприятий снизилось с 13% до 10%.

Не лучшим образом выглядит и ситуация в вопросах кредитования малого бизнеса. По оценкам Фонда развития предпринимательства «ДАМУ», хотя за 2001–2006 гг. объем соответствующего кредитования вырос в 7 раз, составив 861 млрд. тенге, его доля, в общем объеме выданных банками второго уровня кредитов снизилась с 25% до 18,4%. При этом в сферу торговли уходит почти в четыре раза больше кредитов, чем в производство промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В определенной степени свою роль в этом сыграли неверные в концептуальном отношении — с точки зрения интересов малого бизнеса — стратегические ориентиры. Дело в том, что в рассматриваемом стратегическом плане вопросы развития и государственной поддержки МСБ, во-первых, не входили в число целей стратегического характера. Тем самым фактически недооценивалось значение малого бизнеса в процессе развития страны и, как следствие, государственной политики по отношению к нему.

Во-вторых, оказание содействия развитию МСБ и индивидуального предпринимательства рассматривается в контексте «Стратегии обеспечения и социальной защиты населения». Разработчики данного документа заметно сузили сферу влияния малого бизнеса, сведя его к соответствующим направлениям социальной политики государства. Тогда как его роль и место в экономике и в ее ключевых отраслях практически не раскрываются. В-третьих, вследствие такого подхода к вопросам развития малого бизнеса в данном документе обозначено весьма небольшое количество мер, предлагаемых в рамках решения соответствующей стратегической задачи. Это, в частности:

— развитие программ содействия расширению производства;

— содействие обеспечению занятости и увеличению доходов в сельхозпредприятиях;

— развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и личных подсобных хозяйств сельского населения;

— развитие несельскохозяйственного бизнеса на селе;

— совершенствование программ микрокредитования путем расширения категорий лиц для выдачи микрокредитов и целей микрозаимствования;

— разработка программы кредитования молодежи с целью создания собственного дела.

Таким образом, данные меры не отражают максимального перечня потребностей субъектов малого предпринимательства, а в результате в Стратегическом плане развития РК до 2010 г. малый бизнес фактически представлен как один из вспомогательных элементов социальной политики государства, но никак не ключевой субъект социально-экономического развития страны.

Другое дело, что в течение 2001– 2009 гг. официальная позиция относительно роли и места малого бизнеса постепенно менялась. Соответственно, изменялись и основные задачи государства относительно МСБ. Так, в 2004–2005 гг. приоритетными были совершенствование системы налогового администрирования, облегчение доступа к кредитным ресурсам, повышение эффективности государственных и негосударственных институтов и создание единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства.

А уже в 2006–2007 гг. более актуальными стали вопросы создания максимально прозрачной законодательной основы для развития МСБ, дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров, сокращение теневого оборота в МСБ, передача непрофильных функций предприятий с государственным участием в рыночную среду, создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода и участие предпринимательства в инновационной экономике.

Тем самым государство, хотя и практически под конец действия Стратегического плана развития РК до 2010 г., но все же повернулось лицом к малому бизнесу. Среди принятых им соответствующих мер, в частности, нужно отметить создание в марте 2008 г. под эгидой правительства Комиссии по устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата для МСБ, которую возглавляет премьер-министр Карим Масимов. При этом в ее состав входят руководители некоторых общественных объединений предпринимателей.

Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2001–2002 гг. совершенствование политики государственной поддержки, обеспечивающей динамичное развитие производственной сферы малого предпринимательства

Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2004–2006 гг. совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РК на 2005–2007 гг. повышение конкурентоспособности Казахстана за счет совершенствования институциональных условий, направленных на максимальное расширение сфер деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, и активизация их деятельности

С другой стороны, в силу ряда обстоятельств такой тезис данного стратегического плана, как «недостаточное развитие основных агентов рыночной экономики в лице малых и средних предприятий, затрудняет достижение ключевых целей социальной и экономической политики государства — снижение безработицы и рост доходов основной массы населения». Этот тезис не только не утратил своей актуальности, но и на фоне финансово-экономического кризиса дает знать о себе с новой силой. Так что работы у правительства и бизнес-сообщества для устранения этой и других негативных тенденций еще предостаточно.

1 февраля 2010 г. глава государства своим указом утвердил Стратегический план развития РК до 2020 г. Теперь малому предпринимательству, как и всему бизнес-сообществу страны, отводится важная роль в процессе подготовки к посткризисному развитию Казахстана. В связи с этим «государство инициирует активные меры, направленные на снижение стоимости ведения бизнеса, как для отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов. Устанавливая оптимальные рамки административных процедур и повышая прозрачность их осуществления, государство будет стремиться к снижению влияния бюрократии и коррупции на важные аспекты делового климата в Казахстане».

В отличие от предыдущего стратегического плана, данный документ ориентирован уже не на откровенно размытые меры, а на конкретные результаты, причем запланированные на строго определенное время. К примеру, в 2011 г. власти намерены сократить уровень «операционных издержек», проявляющихся в процессе регистрации и ведения бизнеса, включая время и затраты, на 30% по сравнению с 2008 г. А в 2015 г. ожидается аналогичное снижение теперь уже по отношению к 2011 г. Ключевым же конечным результатом реализации соответствующих мер станет увеличение к 2020 г. на 7–10% доли МСБ в ВВП страны.

Предварительные шаги в данном направлении были обозначены главой правительства в ходе прошедшего 26 февраля заседания Совета предпринимателей при Президенте РК. Это, в частности, последовательное устранение административных барьеров в бизнесе и улучшение деловой среды, реформа правоохранительной системы, призванная повысить доверие к ней со стороны отечественного бизнеса, стимулирование новых бизнес-инициатив, оздоровление действующих предприятий и мониторинг использования средств, выделенных государством. Впрочем, насколько правительство справится с этими делами и сумеет ли приблизиться уже в следующем году к запланированному показателю, — тема для отдельного обсуждения.

В целом следует, что Президент и правительство сделали заявку на придание государственной политике по отношению к малому бизнесу максимально системного характера. Это дает определенный шанс тому, чтобы основные контуры развития малого бизнеса определялись и при необходимости изменялись не столько в контексте решения его собственных проблем, сколько в контексте его активного участия в процессе экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Главное, чтобы новые концептуальные подходы к вопросам развития малого бизнеса дополнялись своевременными и эффективными мерами — без пустых деклараций, имитаций, профанаций и т. п., а также, чтобы все заинтересованные субъекты малого предпринимательства могли беспрепятственно вносить сюда свой интеллектуальный, материальный и иной вклад.

 

2) Основные усилия по дебюрократизации экономики и административных барьеров будут направлены на создание максимально благоприятного режима, минимального регулятивного поля для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В области дебюрократизации экономики. В проекте закона «О частном предпринимательстве» будут четко расписаны компетенции государственных органов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, основные принципы ее государственной поддержки, вопросы консультативно-совещательных органов по проблемам предпринимательства, механизмы регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства, в том числе и малого и среднего, и государственного администрирования предпринимательской деятельности, ответственных государственных органов при осуществлении контроля и надзора и взаимодействие власти с бизнес - сообществом.

Также, в каждом законодательном акте, регламентирующем вопросы проведения проверок, будет предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для их назначения с учетом специфики задач, выполняемых тем или иным контрольно-надзорным органом, так как именно отсутствие такого четкого перечня дает возможность многим контрольно-надзорным органам многократно назначать свои проверки, формально не нарушая действующее законодательство.

Правительство Республики Казахстан будет улучшать инструменты по проведению анализа и ведению мониторинга административных барьеров с целью их уменьшения. Будут сокращены диапазоны размеров административных штрафов, установленных в зависимости от масштаба бизнеса, снижен размер штрафа за правонарушение, совершенное впервые.

В области устранения административных барьеров. Основу бюрократической системы государства создает разрешительная система. Поэтому для четкой регламентации разрешительной системы государственного регулирования видов предпринимательской деятельности:

в сфере государственной монополии разработан единый законодательный акт, регламентирующий сферу государственной монополии, с четким определением термина «государственная монополия»;

в сфере лицензирования будет разработан новый закон «О лицензировании» прямого действия, в рамках которого будет представлен исчерпывающий реестр лицензируемых видов деятельности:

запрещено расширение лицензируемых видов на подзаконном уровне;

проведена четкая регламентация государственных функций, в области лицензирования, которая обеспечит необходимую доступность, прозрачность лицензионного порядка;

упрощены квалификационные требования, которые обеспечат их постоянность.

В сфере сертификации будут сертифицированы отдельные наименования продукции, работ (процессов) и услуг только на предмет показателей их безопасности и осуществлен процесс сертификации на основе международного законодательства по правилам Всемирной торговой организации.

В сфере стандартизации - осуществлено приведение стандартизации в соответствие с международным правом и нормами международных стандартов качества.

В сфере аккредитации. Процедура аккредитации будет иметь сугубо добровольный характер и осуществляться негосударственными, некоммерческими общественными организациями, а часть ее будет передана в категорию лицензирования.

В сфере государственных закупок для снятия административных барьеров будет также продолжена работа по максимальному привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (работ и услуг) для государственных нужд.

Реализация гарантий прав на свободу предпринимательской деятельности зависит не только от государства, но и от самих предпринимателей и их общественных объединений. Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в предпринимательскую среду, найти себя в инновационной экономике.

Одной из основных причин ухода предпринимателей в теневой бизнес являются высокие издержки ведения легального бизнеса. В этой связи необходимо проведение мероприятий по снятию административных барьеров, проведению легализации имущества, созданию условий по достаточной доступности кредитных ресурсов, достижению полноценной развитости инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и комплекса мероприятий по повышению сознательности менеджмента в малом и среднем бизнесе.

В Программе предусмотрены ускоренные меры поддержки развития малого и среднего предпринимательства в области снятия административных барьеров, создания условий достаточной доступности кредитных ресурсов, развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также повышения сознательности менеджмента в малом и среднем предпринимательстве.

С целью проведения мероприятий по легализацию имущества будет принят Закон Республики Казахстан «Об амнистии в связи с легализацией имущества».

Правительство Республики Казахстан уже подготовило изменения в налоговое законодательство в части режима налогообложения малого бизнеса.

А именно, с 2006 года будут расширены сферы применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации:

для индивидуальных предпринимателей - увеличив количество наемных работников с 15 до 25 человек и предельного дохода с 4,5 до 9 млн. тенге;

для юридических лиц - увеличив количество наемных работников с 25 до 50 человек и предельного дохода с 9 до 20 млн. тенге.

Также будет повышен размер минимального оборота по реализации для обязательного учета по НДС с 12000 месячного расчётного показателя (11,7 млн. тенге) до 15000 МРП (14,6 млн. тенге). В мировой экономике на долю малых предприятий приходится свыше 60 процентов занятых, доля выпускаемой ими продукции в ВВП достигает 50 процентов.

В международной практике развитию малого предпринимательства придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.

Исходя из сложившейся ситуации, государство должно создать благоприятные условия для максимального расширения сфер деятельности субъектов малого предпринимательства и их активизации, в связи с чем, законопроектом предлагаются вышеуказанные меры, что позволит существенно увеличить их долю в ВВП.

Внести изменения в Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» для упрощения порядка получения субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиционных налоговых преференций.

Вышеперечисленные меры потребуют внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Республики Казахстан.

Для формирования ценовой информации, имеющейся в таможенных органах, будет изменена «Методика формирования ценовой информации», с детализацией описания товара в зависимости от основных характеристик.

С целью разработки мер по стимулированию перехода предприятий малого бизнеса к организованным формам торговли и развития внутреннего рынка товаров будут продолжены исследования по структуре и оценке объемов внешнеторговых операций, осуществляемых по каналам «челночной» торговли.

Указанные меры позволят наладить четкую схему взаимодействия всех контролирующих органов на таможенной границе, провести серьезное обследование рынка челночной торговли, оценить его объемы и влияние на платежный баланс государства.

В целях сокращения размеров теневого сектора и объемов наличного оборота и неформальной занятости на транспорте, в строительстве и торговле в среднесрочной перспективе необходимо:

· стимулирование кооперации - преобразование, объединение и укрупнение в союзы, бюро и т.д.;

· создание условий для перетока трудовых ресурсов из неформальной экономики в официальную;

· постепенный переход от наличной формы оплаты на электронный, автоматизированный.

Будет предусмотрено расширение безналичной формы расчетов за товары и услуги с утверждением категории торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек.

В частности будет предусмотрено обязательное использование карточных терминалов для организаций, оказывающих услуги (рестораны, бары, гостиницы, кассы по продаже проездных документов и т.д.).

Значительную долю в составе теневой экономики в сфере торговли составляет «челночная», уличная; базарная торговля; мелкие торговые точки, которые включают завоз и реализацию товаров сомнительного качества из стран с традиционно развитой системой производства фальсифицированной и контрафактной продукции, а также реализацию подобной продукции отечественных производителей, продукции низкого качества и в антисанитарных условиях, представляющих опасность для здоровья населения.

С целью повышения продовольственной безопасности, а также снижения размеров неформальной занятости, находящейся вне системы социального обеспечения необходимо создание условий и стимулов по постепенному переходу неорганизованных видов торговли в более цивилизованные формы. В целях повышения социальной привлекательности торговых точек на рынках, необходимо внедрять общепринятые мировые нормы и правила торговли, стандарты обслуживания, придавая им цивилизованную форму путем преобразования рыночной торговли в торговые центры.

Для повышения безопасности объектов промышленного и гражданского строительства, усиления требований к строительным организациям по соблюдению ими норм расхода строительных материалов на возведение объектов необходимо осуществить переход к системе выполнения государственного заказа на строительство объектов социальной инфраструктуры по типовым проектам с основными технико-экономическими показателями, соответствующими нормативным удельным показателям, установленным для регионов.

В качестве одной из мер по сокращению неформальной занятости в строительстве (привлечение лиц без регистрации из соседних государств на сезонную и низкоквалифицированную работу с минимальной оплатой) предлагается введение гибкой системы квотирования импорта рабочей силы, ориентированной на специфичность, сезонность, масштабность, позволяющей оперативно реагировать на происходящие изменения в экономике в целом по республике и регионах.

Необходимо осуществить постепенный переход от реализации пассажирских билетов за наличный расчет на автоматизированный.

С целью повышения эффективности и осуществления единого комплексного контроля за автомобильными перевозками по территории Республики Казахстан предлагается совершенствование действующей системы контроля за автоперевозками с определением оптимального количества постов транспортного контроля.

Кроме того, будут внесены изменения и дополнения в Уголовный и Административный кодексы Республики Казахстан, в части привлечения к ответственности лиц, дающих взятку должностным лицам с целью получения незаконной выгоды.

Кластерно-сетевой подход. Понятие «кластер» определяется в экономической литературе как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации производственных и/или сервисных фирм, создателей технологий и ноу-хау, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.

В основе кластерно-сетевого подхода лежит концепция «коллективной эффективности». Кластерно-сетевой подход направлен на преодоление изолированности малого и среднего предпринимательства через:

создание кластера (вертикальную и горизонтальную интеграцию);

межфирменную кооперацию на основе общих деловых интересов;

гибкую специализацию.

Именно кластерно-сетевой подход в дальнейшем должен стать основой государственной поддержки и иницировать «цепную реакцию» путем сплетения в единую сеть субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе между собой и образуя основы кластера) - институты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - общественные неправительственные организации - экспертные советы по поддержке малого и среднего предпринимательства при государственных органах - крупный системообразующий бизнес - органы власти.

Кластерно-сетевой подход дает возможность предприятиям малого и среднего предпринимательства реализовать свой потенциал через объединение своих усилий, преодоление изолированности и развитие межфирменной кооперации. Именно кластерно-сетевой подход к развитию малого и среднего предпринимательства помогает вывести их на экспортные рынки и успешно там конкурировать.

Для решения этой задачи можно привлечь потенциал Ассамблеи народов Казахстана, путем создания эффективного механизма обмена информацией по субъектам малого и среднего предпринимательства между национальными диаспорами, тем самым создается база для взаимной кооперации.

Также использовать связи диаспор с исторической родиной, для привлечения передовых технологий, инвесторов, создания путей выхода на внешние рынки.

Опыт развитых стран показывает, что межфирменная кооперация имеет место тогда, когда предприятия расположены в непосредственной близости друг от друга и имеют общие деловые интересы, такие как рынки сбыта, доступ к инфраструктуре, зарубежные конкуренты. В рамках таких кластеров совместные инициативы предприятий более сильны из-за наличия критической массы заинтересованных сторон, использования ресурсосберегающих технологий, так как фиксированные издержки распределяются между сторонами, координации и согласованности усилий, в особенности, перед лицом зарубежной конкуренции.

Для решения данной задачи необходимо продолжить работу по повышению эффективности использования имеющейся инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и принятия мер по преодолению функциональных и территориальных различий в развитии инфраструктуры и разработать экономическую модель развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода.

Финансовый супермаркет. Акционерное общество «Фонд развития малого предпринимательства», как системообразующий элемент государственной поддержки, будет Финансовым супермаркетом по принципу «одного окна» путем создания при нём центров поддержки предпринимательства (далее - центры), при его территориальных подразделениях для оказания услуг малому предпринимательству, включая районный уровень, и с участием микрокредитных организаций.

На базе центров будут оказываться следующие услуги по бухгалтерскому учету; налогообложению; правовым вопросам и адвокатуре; организационной и методической помощи в развитии инфраструктуры малого предпринимательства; проведению обучения, информационно-аналитической и консультационной поддержке; по экономическим вопросам; по вопросам техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности и т.д.; социологическим исследованиям по уровню и тенденциям развития предпринимательства в стране с целью приближения услуг к местам предпринимательской деятельности. В последующем данные услуги будут переданы в рыночную среду.

При этом услуги по бухгалтерскому учету и налогообложению будут оказываться централизованно опытными бухгалтерами, включая ведение бухгалтерской и налоговой отчетности.

Услуги по оказанию правовых консультаций и адвокатуре будут осуществляться централизованной юридической службой, группой квалифицированных специалистов, несущих полную материальную и моральную ответственность за взятые на себя обязательства, что приведет к максимальному снижению непроизводственных расходов субъектов малого предпринимательства.

Центры, кроме того, будут содержать библиотеки, имеющие финансовую и правовую литературу, и Интернет-центры, где субъекты малого предпринимательства или клиент финансового супермаркета могут воспользоваться услугами Интернета, Интернет-каталогом Фонда, заказать свои web-сайты.

Центры будут содействовать субъектам малого предпринимательства налаживанию контакта с зарубежными или отечественными компаниями, поставщиками оборудований, покупателями продукций и франчайзерами.

Такие централизованные площадки позволят существенно сэкономить и рационально использовать ограниченные средства субъектов по постоянному содержанию в их штате бухгалтеров, аудиторов и юристов.

В целом, Фонд дальше продолжит оказание финансовой поддержки предпринимательству через:

развитие сети микрокредитных организаций, которые будут сердцем финансового супермаркета, путем кредитования 300 микрокредитных организаций;

на 1 этапе будет создано около 160 микрокредитных организаций в большинстве районных центров и малых городах;

создание системы гарантирования кредитов банков второго уровня, предоставляемых субъектам малого предпринимательства;

совершенствование системы кредитования за счет лизинговых операций, проектного финансирования, осуществляемых за счет собственных средств Фонда.

Фонд будет содействовать частным предприятиям в переходе на международные стандарты качества, и компенсировать им 50% расходов по их внедрению.

Наряду с массовой поддержкой субъектов малого предпринимательства будет создан механизм поиска и отбора наиболее перспективных проектов среднего бизнеса, способных сыграть значительную роль в процессе диверсификации экономики Республики Казахстан.

Для максимально эффективной работы фонда, как источника финансирования, целесообразна кооперация Фонда с неправительственными организациями, предлагающими доступные услуги по финансовому анализу предприятий, маркетинговым исследованиям, прединвестиционной подготовке проекта, сопровождению проектов, обучению передовым системам управления персоналом.

При этом в дальнейшем приоритет государственного финансирования малого и среднего предпринимательства будет определяться в рамках реализации экономической модели развития малого и среднего бизнеса на основе кластерно-сетевого подхода.

Микрокредитные организации будут осуществлять политику географического охвата и расширения доступа конечных заемщиков к различным формам финансовых услуг, начиная от микрокредитования до проектного финансирования и лизинга. Сеть микрокредитных организаций и их представители в «глубинных районах» будут осуществлять принцип «одного окна» в отдаленных регионах республики, осуществляя функции отделения финансового супермаркета. В последующем, сеть микрокредитных организаций будет расширять услуги за счет взаимодействия на основе агентских соглашений с различными финансовыми институтами, в том числе банками второго уровня.

Создание микрокредитных организаций расширит доступ финансовых институтов, осуществляющих кредитование малого предпринимательства, к финансовым ресурсам международных финансовых институтов (Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, Исламский банк развития и др.), будет осуществляться путем оказания поддержки финансовым институтам (упрощение процедур, снижение показателя достаточности капиталов).

Кабинеты правовой информации. Кабинеты будут создаваться совместно с местными исполнительными органами и территориальными органами Министерства юстиции в регионах по принципу «одного окна», и ими будут проводиться:

работы по повышению правовой информированности субъектов предпринимательства посредством создания «кабинетов правовой информации» с целью приближения услуг к местам предпринимательской деятельности;

ежегодные мониторинги деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства по районам и городам республики для осуществления оценки качества, количества, доступности предоставляемых ими услуг, с дальнейшей передачей советам по конкурентоспособности информации и ее анализ.

В части создания принципиально новой идеологии взаимодействия государства с частным сектором.

В связи с проведенной административной реформой исполнительной власти государства, после которой принятие политических решений возложено на центральные органы власти, а реализационные соответственно комитетам и местным исполнительным органам. Требует реформирования и существующая модель взаимоотношений власти и бизнес - сообществ.

На региональном уровне:

экспертные советы по поддержке малого и среднего предпринимательства, действующие при местных исполнительных органах будут выведены на принципиально новый уровень, с передачей им основной роли в поддержке инициатив предпринимательства, в т.ч. малого и среднего предпринимательства.

Экспертные советы по поддержке малого и среднего предпринимательства при местных исполнительных органах в среднесрочной перспективе должны будут преобразоваться в советы по конкурентоспособности, т.е. они должны будут решать задачи, стоящие перед малым и средним предпринимательством, а не заниматься анализом и экспертизой существующей ситуации.

На уровне центральных исполнительных органов:

При центральных исполнительных органах будут созданы экспертные советы с участием представителей аккредитованных отраслевых Ассоциаций предпринимателей, которые в последующем с участием неаккредитованных ассоциаций образуют общенациональный союз предпринимателей.

На республиканском уровне:

Исполнительным органом общенационального союза предпринимателей будет Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан, рабочим органом, которого станет государственный уполномоченный орган по вопросам предпринимательства совместно с Общенациональным союзом предпринимателей, аккумулирующий предложения от региональных советов по конкурентоспособности, Комиссии по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, экспертных советов по поддержке малого и среднего предпринимательства при государственных органах, общественных неправительственных организаций. Далее представленные предложения будут систематизированы для дальнейшего формирования общей политики.

Необходимо обеспечить переход ответственности за развитие малого и среднего предпринимательства с центрального уровня на региональные. В рамках такого перехода основная миссия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства будет принадлежать местным исполнительным органам. Правительство Республики Казахстан при этом будет осуществлять, главным образом, координирующую роль.

Новая идеология взаимодействия государства с частным сектором будет выстраиваться следующим образом.

Советы по конкурентоспособности будут консолидировать предложения бизнес-среды и представлять их в Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. Совет предпринимателей, также будет аккумулировать предложения экспертных советов при центральных исполнительных органах, и вырабатывать конкретные механизмы принятия решений.

С целью повышения эффективности работы Совета предпринимателей, будут проводиться консультации по внесенным в Правительство Республики Казахстан проектам нормативных правовых актов, разработанных государственными органами по вопросам предпринимательства.

Впоследствии принятые решения через совет по конкурентоспособности и финансовые супермаркеты будут доведены до субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить участие в развитии малого и среднего предпринимательства национальных компаний. Правительством Республики Казахстан при утверждении планов их развития будет предусмотрено обязательное привлечение национальных компаний в инфраструктурные проекты малого предпринимательства, что создаст предпосылки развитию малого и среднего бизнеса в регионах.

Это будет своеобразным примером передачи и вовлечения малого и среднего предпринимательства в крупномасштабные проекты, реализуемые национальными компаниями.

Все вышеперечисленные меры помогут субъектам малого и среднего предпринимательства повысить свою конкурентоспособность, также конкурентоспособность Казахстана.

С целью эффективной реализации Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года и максимального участия в ней субъектов малого и среднего предпринимательства будут созданы предпосылки реализации инновационных проектов, основой, которых будет новая инновационная система открытого типа, обеспечивающая создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала.

Новая инновационная система будет развивать научный потенциал, сформирует многоуровневую инновационную инфраструктуру, будет развивать элементы и механизмы финансовой инфраструктуры в части расширения предоставляемых видов грантов и создания венчурных фондов.

Для успешной реализации данных инициатив будет активизирована роль национального инновационного фонда по привлечению малого и среднего предпринимательства в реализацию проектов с высоким потенциалом роста. Данные мероприятия будут реализованы через венчурное инвестирование с привлечением зарубежных венчурных фондов, что должно обеспечить приобретение передового зарубежного опыта.

Создание технологических бизнес-инкубаторов - структур, размещающих на своих площадях на определенный срок и условиях специально отобранные физические и юридические лица, создающие и реализующие технологические инновации, и оказывающих им консалтинговые, юридические, лизинговые и иные услуги.

Будет пересматриваться система предоставления грантов прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание новых технологий, товаров, работ и услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта.

Будут предусматриваться следующие формы грантов:

малые гранты - привлекаемые для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на сумму не более 7,2 млн. тенге (55 тыс. долларов США);

предпроектные гранты - для подготовки полного пакета документов (ТЭО, бизнес-планы и т.д.) не более 650 тыс. тенге (5 тыс. долларов США);

большие гранты - для завершений исследований и доведения для полезной модели или изобретения не более 33 млн. тенге (250 тыс. долларов США);

гранты для патентования - для оформления патентов за рубежом на сумму не более 13,2 млн. тенге (100 тыс. долларов США).

В рамках Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 - 2015 годы предусматривается создание национальных технологических парков, информационных зон, зон ядерных технологий и биотехнологий, парка новых материалов, нефтехимического технопарка.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Конституция Республики Казахстан: - Алматы,1995г.

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан. // Советы Казахстана, 1992 г.

3. Налоговый кодекс Республики Казахстан:- Алматы, 1995г.

4. Закон РК «О государственной поддержке малого бизнеса», 19 июня 1997

5. “Малый и средний бизнес”. Законодательство РК, Сборник законодательно-правовых актов в 4-х частях, -Алматы: Ғылым, 2009

6. Сейдахметов А. Предпринимательство. Алматы: Жети жаргы, 2010

7. Малое предпринимательство в Республике Казахстан: теоретические аспекты и особенности развития /А. Е. Наурызбекова; А. Е. Наурызбекова.- Тараз: Тараз ун-ті, 2005

8. Тургинбаева, А.Н. Менеджмент в малом бизнесе: Учеб. пособие.- Алматы: Қазақ ун-ті, 2003

9. Баженов Г. Организационно-правовые основы малого бизнеса. Уч. Пособие. –М., 2008

10. Малое предпринимательство: теория, мировой опыт и Казахстан / Под ред. Е. Б. Жатканбаева; КазГНУ им. аль-Фараби.- Алматы: Қазақ ун-ті, 2001

11. Дауранов И., Курбанова Г., Рудецких А., Шишкина А. Малый бизнес Казахстан: тенденции и проблемы развития / Результаты мониторингового обследования. 2001г. – Алматы: РГП “Институт экономических исследований”, 2001

12. В.А. Рубе. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2007

13. Сирополис Николас И. Управление малым бизнесом. М., 2008

14.  Тоқсанова А.Н. Развитие малого предпринимательства: концептуальный подход с позиций менеджмента. – Алматы: Ғылым, 1999

15.   Прудников В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М.: Издательство: РИОР, 2008 г.

  1. Андреев В.К., Степанюк Л.Н., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие.-М., 2006
  2. Государственно-монополистический капитализм: общие черты и особенности / Под ред. М.С. Драгилева.- М., 2005. Гл. 24.
  3. Ермаков В.А. Формы гражданско-правовых договоров, используемых в хозяйственной деятельности. – Алматы, 2000
  4. Ермаков В.А. Как стать индивидуальным предпринимателем. – Алматы, 2000
  5. Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйствования. – М., 1994
  6. Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса. – СПб, 1997
  7. Кеннет Дж. Малый бизнес – стратегическое планирование. – М, 1999
  8. Крутик А.Б., Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнескоммуникации. – М: ЮНИТИ, 2000
  9. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка, содействие развитию. – М, 2000
  10. Шаркова А., Курова Т. Экономика малого предпринимательства. – М, 2001
  11. Хаит A.M. Взаимодействие крупного и малого бизнеса: анализ зарубежного опыта и применение его в России. М.: Изд-во Моск.ун-та, 2000.
  12. Скала В.И., Скала Н.В. Малый бизнес в РК. Издание 5-е, переработанное. Алматы, ТОО «Издательство LEM», 2007
  13. www.damu-fund.kz
  14. www.upp.aktobe.kz

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.