Тема 7. Роль и место Фонда развития предпринимательства «Даму» в развитии малого и среднего бизнеса в РК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекций – ознакомить студентов и магистрантов деятельностью АО «ФРП «Даму».

 

План лекций:

1. История развития фонда

2. Программы и стратегия развития фонда

 

1) В целях усиления государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства Президентом Республики Казахстан в марте 1997 г. был издан указ, который стал основой для создания АО «Фонд развития малого предпринимательства». Во исполнение указа Президента Правительство Республики Казахстан вынесло постановление «О создании Фонда развития малого предпринимательства».

АО «Фонд развития малого предпринимательства» приступило к работе 18 августа 1997 г. Основная цель создания Фонда: стимулирование становления и экономического роста субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) в Республике Казахстан, повышение эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса.

В 2006 году акционером Фонда становится АО «Фонд устойчивого развития «Қазына». До ноября 2007 г. Фонд развития малого предпринимательства достигал основных целей посредством следующих функций и задач:

  • развитие проектного финансирования: прямое кредитование субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики, в целях диверсификации малого бизнеса и исходя из специфики социально-экономической ситуации в отдельных регионах;
  • развитие финансового лизинга;
  • развитие сети микрокредитных организаций;
  • развитие системы гарантирования, обязательств субъектов малого предпринимательства перед банками второго уровня;
  • оказание консультационных услуг субъектам малого предпринимательства в рамках реализуемых программ Фонда.

Начиная с конца 2007 г. в Фонде происходят концептуальные изменения. Изменился статус Фонда с АО «Фонд развития малого предпринимательства» на АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и, как следствие, происходит расширение соответствующих полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства (далее - МСП); из финансового института Фонд трансформируется в оператора по управлению активами средств, выделяемых государством: разработаны и реализуются новые направления деятельности по финансовой поддержке субъектов МСП и информационно-аналитической и консалтинговой поддержке субъектов МСП. Изменился фирменный стиль Фонда.

В октябре 2008 года, АО «Фонд устойчивого развития «Қазына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» объединились в «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына». Новый Фонд определен как национальный управляющий холдинг, целью деятельности которого является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций, долями участия национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц.

Сегодня Фонд «Даму» - это национальный институт развития, 100% акций которого принадлежат АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына».

Миссия Фонда «Даму» – содействие качественному развитию МСБ, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых, консалтинговых услуг.

Этапы развития и деятельности фонда. Предпосылками для создания Фонда стали Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. «О защите и поддержке частного предпринимательства» и ряд постановлений Президента Республики Казахстан, от 5 мая 1992 г. «О государственной программе поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1992-1994 гг.», от 10 июня 1994 г. «О государственной программе поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1994-1996 гг.».

ПЕРВЫЙ ЭТАП - 1997-2001 гг. Первый этап связан с созданием Фонда в 1997 г. В этот период государственными органами принимается ряд законов, указов и постановлений, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

1997 – Указ Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства».

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 г. № 665 «О создании Фонда развития малого предпринимательства».

Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. № 135-1 «Об индивидуальном предпринимательстве».

1999 – Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1998 г. № 4189 «О Государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 гг.».

2001 – Указ Президента Республики Казахстан от 7 мая 2001 г. № 597 «О Государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 гг.».

Данный период характеризуется тем, что Фонд выполняет функции агента по учету и контролю за использованием средств государственного бюджета по Программе мер по поддержке отечественных товаропроизводителей, а также по кредитным линиям:

- Европейского банка реконструкции и развития;

- Азиатского банка развития.

Кредитная линия Европейского банка реконструкции и развития – Программа развития малого бизнеса в Казахстане

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден на основе международного договора в 1991 г. в целях содействия экономическим преобразованиям в странах Центральной и Восточной Европы. Одним из наиболее удачных проектов ЕБРР является Программа малого бизнеса Казахстана, осуществляемая совместно с Фондом с 1998 г.

В соответствии с целями ЕБРР и Правительства Республики Казахстан, которое выступило инициатором проекта, задачей Программы малого бизнеса Казахстана стало обеспечение доступа к финансовым ресурсам для малого бизнеса по всей стране путем развития необходимых институциональных структур и внедрения методики кредитования.

 

С ЕБРР заключено соглашение о займе по Программе развития малого бизнеса в Казахстане на сумму 77 500 000 долларов США сроком на 10 лет. Кредитование по данной программе осуществляется через уполномоченные банки второго уровня, которые самостоятельно определяют условия кредитования заемщиков, причем финансируются предприятия всех отраслей экономики.

Основной целью программы является кредитование предприятий, которые ранее не имели доступа к официальным источникам финансирования.

За период с мая 1998 г. по май 2007 г. всего участвующими банками было прокредитовано 237 000 проектов на общую сумму 2 216,10 млн. долл. США, из них 25,63% – микрокредиты (180 253 проекта на сумму 568,09 млн. долл. США) и 74,37% – малые кредиты (56 747 проектов на сумму 1 648,01 млн. долл. США).

В рамках Программы малого бизнеса в Казахстане в банках-партнерах при участии консультантов международной фирмы IPC (Internationale Projekt Consult) созданы секторы по кредитованию малого бизнеса, работающие по методике, специально разработанной для оперативного рассмотрения банками большего количества кредитов, выдаваемых малым предприятиям.

 

 

Программа мер по поддержке отечественных товаропроизводителей

    

По Программе мер по поддержке отечественных товаропроизводителей Фондом были перечислены денежные средства в размере 22 716,1 тыс. долл. США в 6 банков второго уровня. По данной программе были поддержаны крупные проекты по производству тракторов, цемента, удобрений, хлопкового и подсолнечного масла, молочных продуктов, упаковочных материалов и др. Всего Правительством Республики Казахстан было одобрено к финансированию 14 инвестиционных проектов отечественных товаропроизводителей. За время реализации программы было создано и поддержано 5 537 рабочих мест.

Данная программа отработана Фондом, и средства, возвращенные заемщиками, направлены на увеличение уставного капитала Фонда с дальнейшим их использованием на прямое кредитование Фондом СМП.

 

Второй транш программного займа Азиатского банка развития для сельскохозяйственного сектора

Средства Программного займа Азиатского банка развития (АБР) предназначены для кредитования закупки оборудования по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственной техники для машинно-технологических станций, создания оптовых продовольственных рынков и других рыночных инфраструктур, предназначенных для реализации сельскохозяйственной продукции, а также финансирования необходимых оборотных средств.

С начала реализации программы кредитные средства предоставлялись конечному заемщику через уполномоченные банки второго уровня. В освоении средств второго транша займа АБР приняли участие 12 банков второго уровня и АО «Астана-Финанс».

В декабре 2004 г. между Министерством финансов РК и Фондом было подписано кредитное соглашение, согласно которому Фонд имеет право самостоятельно кредитовать проекты за счет остатка средств второго транша Программного займа.

С начала реализации программы на 1 октября 2007 г. Фондом профинансировано 95 проектов на общую сумму 54 675,4 тыс. долларов США. По программе было создано и поддержано 4 719 рабочих мест.

 

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП - 2002-2004 гг. Высокие темпы роста экономики страны в 2001-2002 гг. и среднегодовой рост ВВП Казахстана до 11,6%, в 2003-2004 гг. по 9,3% позволили Правительству Казахстана оказать большую поддержку малому предпринимательству.

В этот период выходит ряд указов:

2003 – Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 г. № 1096 «О стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.».

2004 – Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2003 г. № 1268 «О государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2004-2006 гг.».

Государственная политика поддержки предпринимательства получила новый импульс с утверждением в 2003 г. Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 г. (далее – Стратегия).

В числе основных задач Стратегии – создание предпринимательского климата, структуры общественных институтов, которые будут поддерживать частный сектор и совершенствовать конкурентные преимущества, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, стимулировать создание наукоемких и высокотехнологичных экспортно ориентированных производств, диверсифицировать экспортный потенциал страны в пользу товаров и услуг, внедрять мировые стандарты качества, развивать интеграцию в мировую экономику путем подключения к мировым научно-техническим и инновационным процессам.

В этот период Фондом полностью сформирована филиальная сеть. Теперь предприниматели могут получить поддержку не только в городах областного значения, но и в сельской местности.

С 2002 г. Фонд начал кредитование малого бизнеса из собственных средств со сроком кредитования до 5 лет под 12% годовых, с июня 2004 г. процентная ставка была снижена до 10% годовых.

Финансирование кредитов субъектов малого предпринимательства осуществляется в этот период через банки второго уровня и напрямую из собственных средств.

Реализуются новые программы:

- Программа кредитования СМП из средств республиканского бюджета;

- Программа развития малых городов на 2004-2006 гг.

Программа кредитования субъектов малого предпринимательства (в т.ч. женского предпринимательства) из средств бюджета Республики Казахстан

Целью данной программы является стимулирование становления и экономического роста СМП, в том числе развитие женского предпринимательства, исходя из приоритетных направлений развития экономики в Казахстане, содействие созданию новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства и самозанятости.

В начале Программы кредитования СМП (в т.ч. женского предпринимательства) из средств республиканского бюджета Агентством по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, а также Фондом были подготовлены и утверждены лимиты распределения кредитных средств по областям Казахстана. Был определен перечень приоритетных направлений для кредитуемых проектов.

Реализация программы началась в июне 2002 г. и закончится в 2008 г. По состоянию на 1 октября 2007 г. из средств республиканского бюджета Фондом профинансирован 301 проект на общую сумму 793,8 млн. тенге (в том числе 97 проектов по женскому предпринимательству на сумму 250,2 млн. тенге). По данной программе создано и поддержано около 2 000 рабочих мест. На данный момент финансирование по программе ведется за счет возвратных средств.

Программа развития малых городов на 2004-2006 гг. В Казахстане насчитывается 60 малых городов, к которым относятся города с численностью населения, не превышающей 50 тыс. человек. Из них 41 малый город являются административными центрами соответствующих сельских районов, что составляет 68% от числа малых городов и 25% от числа сельских районов.

Промышленное производство в малых городах характеризуется выраженной специализацией в одной-двух отраслях. Другие отрасли развиты незначительно либо промышленные предприятия вообще отсутствуют. Снижение объема производства или остановка градообразующих предприятий приводит к общему ухудшению социально-экономической ситуации в городе.

С целью создания условий для социально-экономического развития малых городов постановлением Правительства Республики Казахстан принята Программа развития малых городов на 2004-2006 гг., задачей которой является определение основных направлений развития малых городов в соответствии с их функциональной типологией, а также развитие производственной и социальной инфраструктуры, повышение занятости населения в малых городах.

Для кредитования инвестиционных проектов в малых городах и развития малого предпринимательства из республиканского бюджета Фонду было выделено 1 500 млн. тенге на пополнение уставного капитала.

Фондом в целях обеспечения реализации программы проводились информационно-консультационные семинары для СМП во всех обозначенных в программе городах. Большое содействие в этой работе Фонду оказали акиматы малых городов.

По состоянию на 1 января 2007 г. по данной программе профинансирован 281 проект на сумму 1 484,4 млн. тенге. Создано и поддержано 2 935 рабочих мест. В 2006 г. программа была выполнена и закрыта.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП - 2005-2007 гг. Этап характеризуется принятием законов, указов и постановлений, существенно повлиявших на деятельность Фонда.

2005 – постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2005 г. № 450 «Об утверждении Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 гг».

2006 – Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 г. № 124-III «О частном предпринимательстве».

2006 – Указ Президента Республики Казахстан «О концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 гг».

В мае 2005 г. Правительством Республики Казахстан была принята «Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 гг». Программа ускоренных мер предполагала совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, создание жизнеспособных инфраструктурных систем, усиление роли Фонда как системообразующего элемента государственной поддержки малого предпринимательства, увеличение объема кредитования СМП и т.д.

В соответствии с данной программой в течение 2005-2007 гг. из республиканского бюджета Фонду выделены средства на капитализацию в размере 29 млрд. тенге на поддержку малого предпринимательства.

Стабилизация социально-экономического положения в республике, возросшая поддержка деятельности Фонда со стороны государства, накопленный Фондом опыт финансовой поддержки СМП, наработанный кадровый и технический потенциал, наличие филиальной сети Фонда по всей республике стали объективной основой для укрепления Фонда как государственного института развития малого предпринимательства страны, что послужило толчком к реализации новых программ по финансовой поддержке СМП:

  • Проектное финансирование и лизинг;
  • Программа развития системы микрокредитования в Казахстане;
  • Гарантирование кредитов СМП, получаемых в банках второго уровня;
  • Оказание учебно-методической, информационно-аналитической и консалтинговой поддержки СМП через центры поддержки предпринимательства.

Проектное финансирование и лизинг. Проектное финансирование стало одной из основных программ Фонда по финансовой поддержке малого предпринимательства, цель которой – финансовая поддержка проектов СМП по приоритетным направлениям государственной политики поддержки малого бизнеса, а также обеспечению доступа СМП к кредитным ресурсам в регионах, где слабо присутствует банковский сектор.

Для уменьшения рисков Фонда и обучения СМП навыкам управления заемными средствами было введено поэтапное (траншевое – по результатам успешного освоения предыдущей суммы) финансирование составляющих элементов реализуемого проекта; бесплатное консультирование при разработке бизнес-плана и в ходе реализации проекта.

Для СМП из удаленных населенных пунктов и малых городов республики, начинающих участников инфраструктуры поддержки предпринимательства и других СМП с проектами в сфере производства, столкнувшихся с проблемами недостаточности залогового обеспечения, высокими процентными ставками БВУ, низкой стоимостью активов СМП и нежеланием банков кредитовать стартовый бизнес, оказание Фондом услуг по проектному финансированию и финансовому лизингу являлось единственным способом для реализации их проектов, в особенности проектов производственного направления.

Благодаря выделению из республиканского бюджета большего объема средств на увеличение уставного капитала Фонда с целью кредитования СМП, на 1 октября 2007 г. Фондом за счет собственных средств по проектному финансированию и лизингу профинансировано более 2000 проектов на общую сумму более 21 800,0 млн. тенге. Поддержано и создано более 20 тыс. рабочих мест.

Из них по проектному финансированию профинансировано более 1 700 проектов на сумму более 19 000,0 млн. тенге, по финансовому лизингу – более 200 проектов на сумму более 2 500,0 млн. тенге.

Финансовый лизинг. Фонд с 2004 г. начал реализацию Программы по финансовому лизингу. Цель финансирования проектов СМП по финансовому лизингу – развитие промышленной базы страны, основанной на новом высокотехнологичном и конкурентном производстве, предоставление СМП реальных возможностей для приобретения современного оборудования, новых технологий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижения оперативных издержек.

Актуальность данного вида услуг Фонда усиливал тот факт, что крупные лизинговые компании не осуществляют финансирование мелких проектов стартового бизнеса. С помощью лизинга решалась одна из основных проблем предприятий малого бизнеса – недостаток или отсутствие залогового обеспечения.

Условия финансирования проектов СМП по проектному финансированию и финансового лизинга предусматривали максимальный лимит финансирования на одного заемщика до 120 000 МРП, со ставкой вознаграждения 10% годовых и льготным периодом по основному долгу до 12 месяцев.

Программа развития системы микрокредитования в Казахстане.  Микрофинансирование, по международному признанию, является одним из основных инструментов для снижения уровня бедности, улучшения жизни и повышения благосостояния людей. На сегодняшний день рынок финансовых услуг в Республике Казахстан развивается достаточно динамично. Вместе с тем остается проблема доступности сегмента малого предпринимательства к заемным средствам. Особенно это проявляется на региональном уровне, где стоимость активов предпринимателей, которые могут служить единственным видом обеспечения займов финансовых институтов, имеет сравнительно низкую рыночную стоимость, чем активы, которые находятся в крупных городах.

Реализация Программы микрокредитования способствует развитию третьего уровня кредитной системы, доступу экономически активного населения к финансовым ресурсам, повышению занятости и самозанятости населения и повышению предпринимательских инициатив и активности.

Для запуска Программы микрокредитования Фондом были изучены международный опыт микрокредитования в разных странах, возможности применения практики микрофинансирования в условиях Казахстана, а также учтены рекомендации ПРООН, CGAP (СИГАП) – консультационной группы при Всемирном банке по разработке рекомендаций по развитию микрофинансирования.

Реализация программы по микрокредитованию осуществлялась Фондом в двух направлениях. Создание микрокредитных организаций с долевым участием Фонда. По состоянию на 1 января 2007 г. в рамках реализации программы с участием Фонда создано 28 МКО. Совокупный размер инвестиций Фонда в уставный капитал созданных МКО составил 94,9 млн. тенге.

Кредитование действующих микрокредитных организаций. В рамках реализации данной программы Фонд осуществляет льготное финансирование существующих МКО для пополнения их кредитных ресурсов. По состоянию на 1 января 2007 г. по программе развития сектора микрокредитования в Казахстане Фондом профинансировано 174 проекта на общую сумму более 5 500,0 млн. тенге.

 

Гарантирование кредитов СМП, получаемых в банках второго уровня. Фонд предоставляет гарантии СМП при получении ими кредитов в банках второго уровня с использованием страхования гарантий Фонда. Это новый продукт для казахстанского рынка.

Механизм гарантирования Фонда предполагает страхование кредитных рисков, что создает основу для построения финансовых отношений «банк – предприниматель – страховая компания». Фонд заключает со страховыми организациями договоры на страхование выдаваемых им гарантий для снижения рисков по кредитам субъектов малого предпринимательства, выдаваемым банками второго уровня.

На начальном этапе реализации программы гарантирования Фонд столкнулся с трудностями, вызванными тем, что в Казахстане, как и во всем СНГ, механизм гарантирования практически не отработан и не внедрен.

Такой продукт Фонда, как гарантирование кредитов СМП, в БВУ может быть доступен только в районах, где достаточно развита банковская сеть, так как при предоставлении Фондом гарантий источником для финансирования проектов СМП являются средства БВУ. Кроме того, выпускаемые гарантии Фонда должны быть застрахованы в страховых компаниях, которые пока не работают с рисками СМП в отдаленных районах. Таким образом, использование СМП такого продукта проблематично для отдаленных районов и малых городов.

Под программу гарантирования Фонда Народным банком Казахстана был разработан и реализовался банковский продукт «Бизнес-SuperLights», Банком ТуранАлем – «КРЕДИТПРО».

На сегодняшний день под гарантию Фонда выдано 39 кредитов СМП в банках второго уровня, сумма гарантий Фонда составила около 900,0 млн. тенге.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП -2008-2012 гг.  Реализация стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года предполагает диверсификацию экономики, осуществление технологических прорывов, а также развитие предпринимательского сектора как основного фундамента рыночных отношений и конкурентоспособной экономики.

На сегодняшний день Фонд является единственным государственным институтом развития, через который Правительство Республики Казахстан реализует политику поддержки и развития малого предпринимательства. Пройдя 10-летний этап развития, Фонд в этом году разработал новую концепцию развития малого и среднего предпринимательства, к реализации, которой приступил с 2008 года.

Основная цель новой концепции и политики в отношении поддержки малого и среднего бизнеса – содействие повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в Казахстане, его качественному прорыву, росту производительности и конкурентоспособности в этой сфере.

В настоящий период перед Фондом «Даму» стоят следующие стратегические цели -обеспечение условий доступности национального финансирования всем кредитоспособным субъектам МСБ.

 Достижение данной цели планируется Фондом за счет решения следующих задач:

- увеличения степени доступности и оперативности предоставления кредитных ресурсов для субъектов МСБ путем привлечения организационно-технических возможностей системообразующих банков второго уровня и финансовых организаций к финансированию предпринимательства;

- расширения охвата потенциальных заемщиков из числа субъектов МСБ и обеспечения приемлемого уровня равномерности распределения кредитных ресурсов на всей территории страны;

- снижения стоимости кредитных ресурсов для субъектов МСБ.

Решение поставленных задач Фонд будет осуществлять путем обусловленного размещение средств республиканского, местного бюджетов, международных финансовых организаций и других источников в банках второго уровня и других организациях имеющих право на осуществление кредитной деятельности для дальнейшего кредитования субъектов МСБ.

 

2) Стратегия фонда развития предпринимательства (ФРП) «Даму» по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане на 2009–2019 годы предусматривается существенное расширение спектра инструментов поддержки предпринимательского сектора. Эта стратегия объединила свыше двадцати действующих и готовящихся к реализации программ финансовой и нефинансовой поддержки МСБ.

Фондом разработана новая Программа прямого финансирования субъектов МСБ «Даму-Қолдау» и утверждена Советом директоров Фонда 1 августа 2008 года.

Данная программа предполагает:

- четкое ограничение приоритетных отраслей при финансировании МСБ;

- низкие ставки кредитования – на уровне ставки рефинансирования (10,5%);

- направление основного объема ресурсов на расширение, модернизацию и обновление основных средств МСБ.

В результате реализации Программы прямого финансирования субъектов МСБ «Даму-Қолдау» ожидаем получить :

- улучшение качества количественной структуры субъектов МСБ, т.е. рост количества субъектов малого бизнеса в форме юридического лица и количества субъектов среднего бизнеса за счет перехода части предприятий малого бизнеса вследствие увеличения их активов и численности работников;

- повышение конкурентоспособности и экспортоориентированности продукции субъектов МСБ;

- усиление роли МСБ в процессе диверсификации экономики Казахстана;

- увеличение вновь созданных и поддержанных рабочих мест

Улучшение финансовой и нефинансовой поддержки для сектора микрофинансовых организаций страны.

В целях развития небанковского сектора финансового рынка, а также во исполнение Послания главы государства «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Фондом разработана и реализуется Программа мер по развитию микрокредитных организаций в РК на 2008-2012 годы, целью, которой является содействие качественному развитию микрофинансового сектора, как третьего уровня кредитной системы страны, путем оказания финансовой и нефинансовой поддержки микрокредитных организаций.

Развитие Фондом инфраструктуры бизнес-окружения МСБ в регионах страны посредством реализации концепции создания «Центров развития предпринимательства».

Достижение данной цели планируется Фондом за счет решения следующих задач:

- обеспечение развития во всех регионах Казахстана комплекса централизованных качественных консалтинговых и информационно-аналитических услуг для субъектов МСБ, позволяющих облегчить условия организации и ведения бизнеса, а также снизить связанные с ним операционные расходы;

- обеспечение развития во всех регионах Казахстана инфраструктуры поддержки предпринимательства и предоставляемых ими информационных и консультационных технологий за счет слияния усилий всех субъектов инфраструктуры поддержки, стандартизации предоставляемых ими услуг, централизованного заимствования и ретрансляции успешного зарубежного опыта в этой области.

На сегодняшний день Фонд «Даму» – национальный институт, основной оператор и интегратор мер поддержки предпринимательства Казахстана, способный предложить субъектам малого и среднего бизнеса широкий спектр как финансовых, так и нефинансовых инструментов поддержки.

Для расширения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к льготным кредитным ресурсам, Фондом «Даму» разработаны следующие финансовые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса:

· Программа прямого кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания «Даму-Колдау» на 2009-2012 годы. Цель программы – содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса и усилению их роли в процессе диверсификации экономики Республики Казахстан;

· Развитие франчайзинга. Цель программы – инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства, осуществляющего свою деятельность путем дублирования успешной модели национальных и зарубежных коммерческих предприятий;

· Программа гарантирования кредитов среднего и малого предпринимательства. Цель Программы - поддержка субъектов малого и среднего бизнеса путем предоставления частичных гарантий по исполнению их обязательств перед банками второго уровня, с целью расширения и обеспечения их равного доступа к кредитным ресурсам;

· Точечные программы финансирования в регионах. Цель программы - повышение эффективности реализации региональных программ поддержки и развития среднего и малого бизнеса путем финансирования проектов в приоритетных для региона отраслях или отдельных территориальных единицах;

· Программа обусловленного размещения в лизинговых компаниях. Цель программы – обеспечение возможности расширения и модернизации основных средств малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях экономики путем льготного финансирования лизинговых сделок;

· Программы субсидирования процентной ставки. Цель программы - поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики путем снижения их затрат по уплате процентов по банковским займам;

· Субсидирование процентной ставки в регионах с участием средств местных исполнительных органов. Цель программы – повышение эффективности реализации региональных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса путем снижения их затрат по уплате процентов, начисленных по банковским займам;

· Секьюритизация портфелей кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства под гарантию Фонда. Цель программы – привлечение финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, с целью дальнейшего увеличения объемов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.

В целях реализации государственной политики по институциональному развитию сектора микрокредитования Республики Казахстан, Фондом «Даму» разработаны ряд мер по развитию микрофинансового сектора:

· Обусловленное финансирование микрокредитных организаций. Цель программы – повышение эффективности и оперативности доведения льготных средств для МКО путем привлечения организационно-технических возможностей банков второго уровня;

· Прямое финансирование МКО под обеспечение ссудного портфеля. Программа нацелена на МКО, которые имеют  проблемы с предоставлением залогового обеспечения;

· Размещение средств в АПЕКСном фонде для последующего фондирования МКО. Целью создания АПЕКСа является удовлетворение потребностей МКО в кредитных ресурсах и других услугах за счет аккумулирования собственных средств участников, получение финансовых средств выделяемых государством для МКО, получение финансирования от зарубежных инвесторов для последующего размещения среди МКО;

· Нефинансовая поддержка МКО будет осуществляться по следующим направлениям: совершенствование сбора и анализа данных по деятельности МКО; внедрение мировых стандартов показателей деятельности МКО; разработка и внедрение программного обеспечения для МКО; обучение и повышение квалификации участников системы микрокредитования и повышение информированности населения о возможностях микрокредитования; создание национального блога для МКО.

Кроме этого, Фонд «Даму» активно развивает такое направление, как нефинансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в виде консалтинговой, учебно-методической и информационной поддержки предпринимателей. В этом направлении можно отметить следующие программы:

· Бизнес-портал для дистанционного оказания услуг. Создание данного портала преследует цель улучшения благосостояния населения Казахстана, стимулирования предпринимательской инициативы путем интеграции всей необходимой и актуальной информации о том, как начать и развивать бизнес;

· Программа бизнес-обучения «Бизнес-Советник». Основным механизмом реализации программы является организация предоставления услуг краткосрочного тренинг-обучения населения с предпринимательской инициативой и действующих предпринимателей во всех 209 районах и густонаселенных административно-территориальных единицах Казахстана;

· Создание Центров поддержки предпринимательства в регионах. Эффективность таких центров будет обеспечена за счет слияния усилий субъектов нефинансовой поддержки, стандартизации предоставляемых ими услуг, а также заимствования и ретрансляции успешного зарубежного опыта в этой области;

· Выпуск аналитической книги по МСБ в Казахстане. Предполагается, что данное издание будет выпускаться на ежегодной основе и являться своего рода «Инвестиционным паспортом» сектора МСБ Казахстана;

· Создание печатного СМИ для субъектов МСБ. Специализированный журнал может стать одним из важнейших коммуникационных каналов с сегментированной аудиторией – субъектами МСБ;

· Проведение ежегодных Форумов малого и среднего бизнеса Казахстана. Проведение ежегодных Форумов малого и среднего бизнеса Казахстана под эгидой Фонда «Даму» может стать эффективным инструментом повышения коммуникативности как между бизнесом и государством, так и между субъектами МСБ;

· Стимулирование роста доли МСБ в закупках национальных компаний и государственных организаций. Реализация мер по расширению доступа субъектов МСБ к участию в закупках национальных компаний и государственных организаций в качестве поставщиков будет решена путем создания единого реестра субъектов МСБ Казахстана и электронной торговой площадки;

· Программа «Даму-Көмек». Програма нацелена на оказание поддержки предпринимателям и населению с ограниченными возможностями путем повышения степени информированности об их проблемах и необходимых им ресурсах (финансовая помощь, имущество, консультационная поддержка, другие услуги).

Одним из решений по поддержке малого и среднего бизнеса будет являться создание финансовых институтов с участием Фонда «Даму»;

· Создание фонда прямых инвестиций. Цель программы – инвестиционная поддержка субъектов МСБ, бизнес которых сконцентрирован на новых технологиях, научных достижениях, инновациях, выпуске конкурентоспособной продукции, способных увеличить потенциал отечественного сектора высоких технологий;

· Создание специализированных финансовых институтов. Важной задачей является формирование институционального бизнес-окружения МСБ, т.е. сети дружественных малому предпринимательству финансовых организаций, и поддержки здоровой рыночной конкуренции между ними. Одной из таких финансовых организаций может стать банк второго уровня с участием государства, основной специализацией которого станет кредитование и операционное обслуживание малого бизнеса. Другим направлением работы может стать создание специализированного микрофинансового банка, т.к. именно микрофинансирование является одним из наиболее эффективных инструментов по сохранению благоприятных условий для развития малого предпринимательства, стимулирования предпринимательской инициативы граждан, содействия самозанятости безработных. Также возможно создание специализированной факторинговой компании и компании, предоставляющей услуги лизинга.

Все вышеуказанные программы носят комплексный характер, взаимно дополняют и усиливают друг друга.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 477.