Тема 9. Роль бизнес-инкубаторов в становлении и развитии малого бизнеса в РК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекций – ознакомить студентов и магистрантов с деятельностью бизнес-инкубаторов.

 

План лекций:

  1. Цели и задачи создания бизнес-инкубаторов
  2. Разновидности  бизнес-инкубаторов
  3. Деятельность бизнес-инкубаторов в Актюбинской области

 

1) Бизнес-инкубатор — юридическое лицо, создаваемое для поддержки субъектов малого предпринимательства на этапе их становления путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых и информационных услуг.

Бизнес-инкубаторы создаются для оказания содействия в становлении и развитии субъектов малого предпринимательства.

Задачами бизнес-инкубатора являются:

1) отбор субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе:

2) оказание субъектам малого предпринимательства образовательных, маркетинговых, консалтинговых и других организационно-управленческих услуг.

Порядок создания и деятельности центров поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов определяется Правительством Республики Казахстан.

«Инкубация - это уникальное и в высокой степени гибкое сочетание процессов развития бизнеса, инфраструктуры и персонала, предназначенное для создания благоприятных условий для развития и для выращивания новых и малых предприятий, через предоставление им поддержки на ранних этапах развития и становления» (Ассоциация бизнес инкубаторов Великобритании).

Главная задача бизнес-инкубаторов — помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

Бизнес-инкубатор оказывает малым предприятиям целый спектр услуг: секретарских, бухгалтерских, юридических, консалтинговых, бизнес образования, а также в ряде случаев помогает в получении кредита на развитие дела и выходу на местный рынок. В инкубаторе предпринимателям помогают встать на ноги – открыть небольшую мастерскую, салон, магазин и т.д.

На сегодня самый действенный механизм содействия созданию новых устойчивых предприятий – бизнес-инкубирование, этот тезис был подтвержден на I Форуме бизнес-инкубаторов в Китае большинством стран – участников Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества (АТЭС), которые вкладывают в строительство материальной базы бизнес-инкубаторов десятки и сотeи миллионов долларов, и считают это выгодным вложением.

Бизнес-инкубаторы – одна из форм организованных хозяйственных комплексов, ориентируемых на поддержку начинающих предпринимателей путем предоставления им производственных, офисных и прочих помещений для ведения хозяйственной деятельности, офисного обслуживания и услуг, сопутствующих бизнесу (централизованная бухгалтерия, адвокатура малого предпринимательства, обучение предпринимателей, подготовка квалифицированных кадров для предпринимателей. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др.

В настоящее время в Казахстане функционирует порядка 44 бизнес-инкубаторов и инновационных центра. Практически все они были созданы по инициативе местных исполнительных органов, в рамках региональных программ поддержки и развития малого бизнеса. Бизнес-инкубаторы условно подразделяются на бизнес-центры, технопарки (технополисы) и промышленные зоны. В 2000 году была организована Казахстанская Ассоциация Бизнес-инкубаторов и Инновационных Центров (КАБИЦ), объединившая 14 бизнес-инкубаторов и технологических парков из разных городов Республики. В ноябре 2002 года создана Центрально-Азиатская Сеть Бизнес-инкубаторов и Технологических Парков, координатором которой является Шымкентский Бизнес-инкубатор СодБи.

Результаты исследований показали, что наиболее часто предприниматели в рамках бизнес-инкубаторов пользуются правовыми, аудиторскими и бухгалтерскими услугами, услугами по обучению. Услуги, предлагаемые в рамках бизнес-инкубаторов за невысокую плату, являются одной из наиболее эффективных форм поддержки среднего малого предпринимательства (СМП), в особенности на начальной стадии деятельности.

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. В 1985 году в мире действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995 – 1100, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Из них 525 в США и 75 в Китае. За 20 последних лет получили активное развитие больше тысячи бизнес-инкубаторов: в 90-е годы малый бизнес обеспечил около 80% новых рабочих мест в Европе и США. Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. Люди, оставшиеся без работы, открыли свои предприятия прямо в пустующих после закрытия фабрики помещениях. Опыт оказался успешным. В 1985 году в мире уже действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992-м их было 470, сейчас – 1100. Половина из существующих ныне бизнес-инкубаторов действует в США.

Можно назвать три причины, которые способствовали их быстрому распространению в США:

1.Проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов. Бизнес-инкубаторы, создаваемые в рамках этой схемы, открывались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях, в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса. Эти бизнес-инкубаторы выполняли в основном, функцию создания новых рабочих мест и связаны, в основном, с нетехнологичным бизнесом.

2.Поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Бизнес-инкубаторы, появление которых было вызвано этой причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.

3.Инициативы по открытию инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам - «бизнес-ангелам».

Удобство инкубаторной схемы для венчурных капиталистов в том, что они таким образом могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.

Примером успешного развития инкубатора по третьей схеме может служить бизнес-инкубатор в г. Остин штата Техас (Austin Technology Incubator). Он был создан в 1989 году и занимал тогда небольшую площадь всего в 400 кв. метров. Однако уже в 1997 году его площадь увеличилась до 20000 кв. метров, а число компаний, входящих в него, возросла до 28. Сейчас общий капитал этих компаний достиг 100 миллионов долларов. 90% всех компаний, которые родились здесь, успешно развиваются.

Чаще всего бизнес-инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их «взросления» тяготеют к специализации. Например, создаются бизнес-инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии. Бизнес-инкубаторы, которые входят в состав технопарков, располагаются, как правило, на базе крупных вузов или научных центров и относятся ко второму типу приведенной выше классификации. Бизнес-инкубаторы, созданные как самостоятельные структуры, чаще всего решают задачи, стоящие перед местными властями по развитию малого бизнеса в регионе и относятся к первому типу.

В мировой практике бизнес-инкубаторам государственная финансовая поддержка предоставляется исключительно в виде субсидий на выплату арендных ставок и покупку оборудования. Средняя площадь бизнес-инкубаторов варьирует от 6-10 тыс. кв.м в Китае до 1,5 тыс. кв.м в Австралии, в ЕС средняя площадь бизнес-инкубаторов составляет 3-4 тыс.кв.м. Как правило, в бизнес-инкубаторе работает 20-30 компаний, получающих консалтинговую и финансовую поддержку, помощь в обучении специалистов и в проведении исследований.

Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:

· оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;

· рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а следовательно расширение налогооблагаемой базы регионов и государств;

· наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;

· повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау;

· создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;

· обеспечение населения товарами и услугами потребительского спроса;

· рост занятости и уровня жизни населения.

Инкубаторы малого бизнеса являются частью инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, могут выступать как самостоятельно, так и как часть единой системы развития малых предприятий, наряду с такими структурами как технологические и научные парки, инновационные и бизнес-центры и прочее, где бизнес-инкубатору отводится одна из ранних фаз развития малого предпринимательства.

Обычно бизнес-инкубаторы создаются для работы в различных областях науки и экономики. Со временем многие из них переходят к специализации, например бизнес-инкубаторы в области электроники, программного обеспечения и т.д.

В бизнес-инкубаторах в условиях льгот и поддержки развиваются перспективные инновационные проекты. Стоимость аренды в инкубаторе значительно ниже рыночной. Довольно часто компании в бизнес-инкубаторе не платят за аренду до получения первой прибыли. Арендная плата осуществляется государством. При размещении компании в бизнес-инкубаторе на льготных условиях инвестор — частное лицо или государство имеет долю в инновационном продукте, который производит эта компания.

Бизнес-инкубатор, будучи многопрофильным учреждением, имеет своей целью помочь опекаемым им юридическим и физическим лицам начать собственное дело, выйти на рынок, закрепиться на нем, защищаться от недобросовестных и некомпетентных действий контрагентов, органов власти, банков. Эффективность БИ оценивается по количеству фирм, функционирующих на рынке, через определенное время после прохождения программы инкубации.

Программы развития БИ все больше и больше приобретают характер партнерства между правительством и частным сектором на основе взаимной выгоды и доверия.

 

2) Конкретные цели функционирования БИ могут различаться в зависимости от того, кто из учредителей имеет решающее влияние на принятие стратегических решений. Так, основной целью создания государственных (общественных) инкубаторов, финансирование которых осуществляется правительством и некоммерческими организациями, является экономическое развитие региона. Эта миссия включает в себя создание рабочих мест, экономическую диверсификацию и (или) увеличение налоговых поступлений. Подобные БИ основное внимание уделяют проектам, отличающимся небольшими капиталоемкостью и сроком окупаемости.

Цели, преследуемые академическими и университетскими БИ, способствуют реализации потребностей в научном предпринимательстве, решению проблем ускорения инновационного цикла регионального научно-технического развития. БИ позволяют работникам научно-исследовательских университетов освоить и реализовать разработки, заниматься предпринимательской деятельностью без отрыва от научной деятельности и потери связи с университетом, у выпускников учебных заведений появляется возможность успешно стартовать в бизнесе.

Смешанные БИ объединяют усилия правительства, некоммерческих организаций и (или) частных организаций. Сотрудничество такого рода может принести инкубатору доступ к правительственному финансированию и разнообразным вариантам прочей поддержки, а также деловому консультированию и финансам частного сектора.

Частные, коммерческие БИ создаются инвестиционными группами с целью сотрудничества по развитию недвижимости. Их главные интересы заключаются в получении дохода на инвестиции от инкубируемых фирм, развитии недвижимости и

коммерциализации технологий (такие БИ можно назвать венчурными).

Можно выделить еще одну группу БИ — они финансируются за счет различных безвозмездных источников. Их задачей является целевая поддержка различных групп предпринимателей.

По способу предоставления услуг выделяют следующие БИ:

- «классические» — наряду с бизнес-услугами основной их функцией является предоставление предприятиям офисных и производственных площадей по расценкам значительно ниже рыночных;

- предоставляющие услуги посредством электронной связи с предприятиями (их основной недостаток — малое количество прямых контактов с предприятиями);

- «без стен» - менеджер инкубатора регулярно объезжает предприятия (недостатком такого способа предоставления услуг является отсутствие общения между предприятиями, а преимуществом — отсутствие конфликтов);

- многопрофильные, предоставляющие широкий спектр услуг при открытии бизнеса на базе его собственных помещений с использованием оборудования и технических средств институтов и лабораторий;

- виртуальные, оказывающие помощь в открытии бизнеса на месте либо на основе существующих лабораторий;

- внутренние, выполняющие работу по одному из направлений;

- целевые, сосредоточенные на разработке компьютерных программ и на биотехнологии.

Американская ассоциация БИ, Академия менеджмента и рынка предлагают следующее деление БИ по целям создания,

Экономическое развитие — усилия, направленные на стимуляцию экономики, создание рабочих мест и расширение экономической базы на местах.

Коммерциализация технологий - перевод исследовательской работы на коммерческую основу и передача технологий для использования в новых областях.

Получение дохода — получение прибыли от аренды и предоставления услуг и (или) от долевого участия или доходов от авторских прав малых предприятий.

Ориентация на сообщества — БИ согласуют свои цели и задачи с потребностями определенного сообщества. В данном случае преследуются задачи больше социальные и политические, чем экономические. Подобные бизнес-инкубаторы часто создаются при органах местного самоуправления регионов.

Ориентация на формирование и развитие бизнеса — БИ создаются ради обеспечения начинающих предпринимателей помещениями и услугами на льготных условиях, чтобы облегчить создание новых фирм. В них часто работают программы обучения азам предпринимательской деятельности, программы психологической поддержки и пр.

Главная цель — создание новых рабочих мест, например среди малообеспеченных или безработных граждан. Такие программы обычно активно поддерживаются местными властями.

Ориентация на специфических клиентов или определенный сектор — БИ работают только с определенными группами клиентов: этническими меньшинствами, сельским населением, женщинами, молодежью. Эти программы решают главным образом социальные проблемы, связанные с адаптацией в обществе так или иначе дискриминированных групп населения. БИ могут создаваться также для обслуживания какого-то определенного сектора, например производства одежды, ювелирных изделий, сферы искусства, инженерных разработок, электроники, кустарных промыслов и т.д. В этом случае они решают экономические проблемы, развивая слабые сектора рынка данного региона.

Ориентация на предоставление помещений -- БИ ориентируются в первую очередь на получение прибыли от сдачи малым предприятиям в аренду площадей, обслуживаемых из единого центра, под офисы и другие цели. Большинство из них функционирует на коммерческой основе как бизнес-центры.

Ориентация на развитие продукта — БИ создаются ради поддержки и развития идей по созданию нового продукта (технологии), обычно при инновационных и технологических центрах, университетах, научных парках при содействии правительства, образовательных и промышленных структур.

NBIA представляет классификацию БИ в соответствии с комбинацией целей. Правительственные и общественные некоммерческие организации — преследуют цель экономического развития регионов, связанного с созданием новых рабочих мест, диверсификацией экономики и расширением налогооблагаемой базы.

Университетские и образовательные учреждения — заинтересованы не только в экономическом развитии, но и в коммерциализации научных разработок, новых технологий и ноу-хау.

Частные и коммерческие структуры — стремятся к получению прибылей от инвестиций в малые предприятия и в развитии на их базе технологических и прочих инноваций, а также к получению прибыли от недвижимости — коммерческих и производственных площадей БИ.

Другие организации (в том числе объединения по профессиональному или национальному признаку, церковные группы, художественные и ремесленные объединения, промышленные палаты и пр.) — используют БИ для решения своих программных задач.

Смешанное спонсорство — обычно объединяются усилия правительственных организаций, независимых агентств экономического развития, коммерческих компаний для достижения различных целей (18 %).

Универсальные или смешанного использования — похожи на большой универсальный магазин, в котором можно найти самые разнообразные товары. Все клиенты хорошо информированы о достижениях и новинках в тех сферах деятельности, с которыми они не имели непосредственных производственных контактов. Каждый может воспользоваться широкой гаммой услуг и продукцией, предоставляемой и производимой соседями, получить рекомендации и советы по вопросам, требующим профессионального подхода.

Технологичные или инновационные (главным образом в рамках академических структур) — создаются при крупных университетах и служат целям коммерциализации научных разработок вузов и создания на их базе новых продуктов и технологий.

Совместная деятельность в структуре БИ позволяет фирмам, используя научно-технический потенциал вуза, его научные кадры и материальную базу, овладеть технологией создания новшеств, получить опыт предпринимательской деятельности, ускорить внедрение новых технологий, повысить конкурентоспособность выпускаемых изделий, снизить затраты на проведение научных исследований. Появляются возможности повышения профессионального уровня служащих фирм, проведения научной и технологической экспертизы в вузе, получения консультаций, доступа к культурным и гуманитарным ценностям вуза.

Производственные — эти БИ объединяют под своей крышей малые предприятия определенной производственной ориентации, предоставляя им возможность совместно использовать то или иное технологическое оборудование, каналы сбыта и т.п.

БИ сферы услуг — объединяют малые предприятия и предпринимателей, занятых оказанием тех или иных услуг населению.

БИ для микропредприятий — обычно создаются в отсталых районах, где остро стоят проблемы безработицы, чтобы оказать поддержку индивидуальным предпринимателям или маленьким семейным фирмам в открытии и развитии своего дела. Подобные программы рассчитаны на микропредприятия, состоящие из одного-трех сотрудников.

В профессионально ориентированных БИ обычно собираются специалисты, работающие в одном узком направлении. Обычно БИ с такой ориентацией создаются для решения проблем, связанных с использованием дорогостоящего технологического или измерительного оборудования, сложных производственных процессов. Отдельно работающее предприятие, будучи не в состоянии обеспечить весь необходимый комплекс оборудования самостоятельно, работая с партнерами, вступает в коллективное пользование этим дорогостоящим оборудованием.

Обычно такие структуры создаются на базе организаций, имеющих производственную базу и наработки в узкой области. Примером могут служить многочисленные БИ медицинского, биологического профиля или специализирующиеся в определенной технической или технологической области производства продуктов питания.

Инновационные БИ, в которых производится доработка до коммерческого продукта научных и технологических разработок сотрудников, строго говоря, относятся к специализированным БИ, так же как и организационные, однако наличие многих характерных черт позволяет выделить их в две отдельные категории.

В американском сборнике «Искусство инкубации технологичных предприятий» используется еще одно крупное деление: на БИ при университетах и неуниверситетские БИ.

Это подводит нас к выделению следующего критерия классификации — степени самостоятельности. Предлагается представить данную классификацию в более общем виде, включив в нее отношение БИ не только к университетским, но и к другим структурам. Самостоятельные БИ — многие бизнес-инкубаторы создаются как самостоятельные предприятия по поддержке малого бизнеса. Они могут выделять в своей структуре отдельные независимые подразделения или сотрудничать с другими, внешними организациями и агентствами поддержки предпринимательства, но сохраняют при этом организационную самостоятельность. Основным подходом к ведению в них хозяйственной деятельности становится предпринимательский подход, и стремление к переходу на самоокупаемость проекта по прошествии определенного времени.

Встроенные БИ — с точки зрения организационной структуры они входят в состав университетов, технопарков исследовательских, промышленных, учебных, бизнес-центров, крупных корпораций и пр. Этот тип также очень распространен в мире. В данном случае БИ становится одной из ступеней в комплексной программе поддержки предпринимательства. Обычно такие бизнес-инкубаторы рассчитаны на начинающих предпринимателей, которые после выпуска из них продолжают свое развитие в технологических или бизнес-центрах. Инкубаторы подобного типа порой не ставят целью окупаемость своей деятельности, их основная задача — осуществить первоначальный отбор и тестирование команд предпринимателей и бизнес-проектов для последующего развития в рамках большей структуры. Университеты и промышленные корпорации создают специализированные БИ в своей структуре для того, чтобы использовать их как полигон для рыночной апробации новых технологий и продуктов.

Бизнес-инкубаторы эффективны при создании малых предприятий с новой технологией. Принципы функционирования зависят от того, в какой среде действует данный бизнес-инкубатор, например: создание технологического новшества путем взаимодействия между университетами и исследовательскими институтами для продвижения нововведений (товаров, услуг) на внутреннем и внешнем рынке или региональное развитие путем централизации хозяйственной деятельности и отвлечения ее от крупных городов, мобилизации местных ресурсов.

БИ в основном создается как самостоятельная организация с правами юридического лица, несущая полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Он пользуется поддержкой в рамках государственных бюджетных и внебюджетных программ и поэтому сочетает коммерческие и некоммерческие начала в своей деятельности. Каждая из малых фирм, добровольно входящих в БИ, строит свои отношения с администрацией БИ и его подразделениями на коммерческой основе, но, как правило, по льготным ценам.

Всеми учредителями, администрацией БИ, его участниками признается приоритет региональных проблем.

Главное действующее лицо бизнес-инкубатора — вновь образовавшееся малое инновационное предприятие. Задача БИ заключается в том, чтобы в нем были созданы все необходимые условия для преодоления трудностей стартового этапа, для творческой самостоятельности работы малых фирм. Прием малых фирм осуществляется на строго ограниченное время.

БИ часто является учебным центром по подготовке будущих предпринимателей. Он создается как гибкая развивающаяся структура с учетом перспектив поэтапного развития. .

 

3) В целях первоначальной поддержки развития малого предпринимательства на селе в 2003 году во всех 12 районах области были созданы бизнес-инкубаторы, которые стали центром информационного обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса. На развитие материально-технической базы районных бизнес-инкубаторов в 2003-2005 г.г. из областного бюджета было выделено 24,0 млн. тенге, из них 9,9 млн. тг. в 2003 году, 11,1 млн. тг. в 2004 году и 3,0 млн. тг. в 2005 г.

В 2005 году для даьнейшего стимулирования действующих ОФ «Бизнес-инкубатор», было принято Постановление акимата области о проведении конкурса «Лучшие проекты по развитию бизнес-инкубаторов области» и выделено из бюджета 3,0 млн. тенге.

В декабре 2006 года был создан бизнес-инкубатор Общественного Фонда «Бизнес Центр» в г. Актобе, на базе данного бизнес-инкубатора созданы 6 цехов с льготными условиями для начинающих предпринимателей, консалтинговый центр по бизнес консультациям, по оказанию услуги компьютерной техники и офисным услугам.

По состоянию на 1 января 2010 года в области из созданных 13 бизнес-инкубаторов функционирует 11.

Все бизнес-инкубаторы являются по организационно-правовой форме общественными фондами с частной формой собственности.

Источниками финансирования являются собственные средства общественных фондов, полученные за счет оказанных услуг.

 В соответствии со ст.19 Закона «О частном предпринимательстве» в 2006-2007 г.г. в области были созданы 6 центров поддержки предпринимательства.

Созданные центры поддержки предпринимательства на базе районных бизнес-инкубаторов, действуют как структурные подразделения бизнес-инкубаторов.

Районные бизнес-инкубаторы укомплектованы компьютерной техникой, мебелью, оборудованием, методическими пособиями. В каждом бизнес-инкубаторе установлена электронная база «Юрист» с абонентским обслуживанием.

В стенах бизнес-инкубатора начинающий предприниматель может получить консультации как начать свое дело, обучиться работе на компьютерной технике (в т.ч. эл. связь, Internet), навыкам бизнеса на соответствующем оборудовании (парикмахерские, швейные мастерские и пр.), получить юридические консультации, разработать бизнес-план для получения кредита и прочие услуги.

Центры поддержки предпринимательства при бизнес-инкубаторах проводят на местах квалифицированную консультационную поддержку начинающим предпринимателям, предоставляют информационно-консалтинговые услуги и обучение начинающих предпринимателей, ксерокопирование, набор текста и распечатку с магнитных носителей и др.

На сегодня при поддержке бизнес-инкубаторов в районах области созданы и действуют 2 мини-пекарни, 10 парикмахерских, 7 швейных цехов, 3 мебельных цеха, 1 столярный цех, 1 аптека, 1 цех по производству юрт, 3 мастерских по ремонту обуви, 6 фотостудий, 3 курса по обучению ПК. Количество созданных рабочих мест составило 112. 

Центрами поддержки предпринимательства оказана помощь в подготовке 38 бизнес-планов, оказано 937 информационно-консалтинговых услуг.

Основная задача на предстоящий период задействовать систему поддержки начинающих предпринимателей путем создания в каждом районном центре и малом городе набора бизнес услуг для сельского населения (бизнес-центры, МКО, СКТ и др.), что даст возможность обучить предпринимательской деятельности, обеспечить доступ к кредитным ресурсам на местах и воспользоваться другими элементами бизнес-инфрастуктуры.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.