Тема 10. Отраслевые и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства в РК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекций – изучить отраслевые и региональные программы развития МСБ в РК и Актюбинской области.

 

План лекций:

  1. Государственные программы поддержки и развития МСБ в РК
  2. Реализация отраслевых  и региональных программ МСБ в РК

 

1) Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ и представляет собой комплекс мер, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства.

Государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства разрабатываются для обеспечения производства конкурентоспособной продукции, а также оказания финансовой, учебно-методической помощи субъектам малого предпринимательства в сферах инновационной, образовательной деятельности, финансового и правового консалтинга.

Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства утверждаются Президентом Республики Казахстан и являются обязательными для исполнения на всей территории республики государственными органами и субъектами частного предпринимательства.

Правительство Республики Казахстан по итогам года отчитывается перед Президентом Республики Казахстан в порядке, установленном законодательном Республики Казахстан, о результатах, полученных в ходе реализации государственных и отраслевых (секторальных) программ поддержки и развития малого предпринимательства.

В соответствии с приоритетными направлениями развития экономики государства и спецификой развития экономики региона местные исполнительные органы разрабатывают региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства, которые являются составной частью программы экономического развития региона.

Государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства включает:

· предложение по совершенствованию нормативной правовой базы:

· приоритетные виды деятельности малого предпринимательства:

· меры по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

· меры по кредитно-финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства;

· меры, направленные на вовлечение в частное предпринимательство социально незащищенных слоев населения;

· меры, направленные на стимулирование передачи крупными промышленными организациями части бизнеса субъектам малого предпринимательства, а также закупки у них непрофильных сопутствующих видов деятельности;

· меры по пропаганде государственной политики по поддержке малого предпринимательства;

· другие меры, связанные с реализацией государственной политики по поддержке, развитию и защите малого предпринимательства.

Провозглашение Президентом Республики Казахстан в 2008 г. стратегического курса на обеспечение конкурентоспособности и вхождения страны в число пятидесяти наиболее развитых стран мира предопределено всем ходом предшествующих реформ. Решив «проблему выживания» и достигнув уровня устойчивого экономического роста, вполне обоснованно ставится задача обеспечения конкурентоспособности Казахстанской экономики и стабильного повышения качества жизнедеятельности общества. Рассмотрение страны в контексте требований мирового рынка обязывает разрабатывать соответствующие региональные программы развития. Это касается региональных программ развития и науки, и образования, и экономики, и социальных услуг. Особое место занимает Программа поддержки и развития малого предпринимательства.

С одной стороны, реализация этой Программы прямо касается проблем самозанятости и самообеспечения жителей района. С другой стороны, стратегически важно с первых шагов ориентировать региональное предпринимательство на создание конкурентоспособного бизнеса, следовательно, на инновационные товары и услуги - лучшего качества и меньшей себестоимости. Субъекты малого предпринимательства должны видеть перспективу выхода на межрегиональные и мировые рынки, переход в статус среднего и крупного бизнеса.

Районная программа предполагает формирование сбалансированной по основным показателям районной инфраструктуры, обеспечивающей последовательное и эффективное становление, функционирование и развитие малого предпринимательства. Ключевую роль в этом должны сыграть органы местного самоуправления.

Успех экономических реформ и их торможение на отдельных участках требуют переосмысления роли государства. Государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в котором первую скрипку играет частный сектор. Имеется в виду завершение создания правовой и нормативной базы, обеспечивающей оформление прав собственности, создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования, обеспечение развития необходимой инфраструктуры, образования, здравоохранения и создание сильной экологической политики.

Но там, где рынки пока слабы и неразвиты, где рыночное пространство загромождено обломками административной системы, там государство должно вмешаться, дабы развить рынок и расчистить пространство. Пока сама экономика находится в транзитной стадии неустойчивого развития, регулирующая роль государства и его вмешательства должны быть адекватны.

Таким образом,  Программа ориентирована на то, чтобы:

· во-первых – обеспечить функционирование предпринимательства по правилам, соответствующим политическому устройству государства и социальным отношениям в обществе, то есть регламентировать общий порядок его становления, функционирования и развития;

· во-вторых – создать условия для повышения активности и профессионального роста предпринимательской среды путем всемерной мобилизации интеллектуальных, финансовых, технологических и кадровых ресурсов Турксибского района города Алматы;

· в-третьих - четко очертить границы государственного вмешательства в дела предпринимательства.

Улучшение финансово-экономической ситуации в Казахстане, обусловленное в последние годы, главным образом, увеличением объемов добычи и реализации природных ресурсов, стратегически, уместно расценивать в качестве возможности (шанса) присоединиться к мировой тенденции системного технологического перевооружения экономики. Пока же технологическое отставание в переработке сырья на фоне наличия больших запасов полезных ископаемых делает государство экономически уязвимым. Соответственно требуется ускорить создание условий для опережающего развития перерабатывающего сектора экономики, но, прежде всего, конкурентной системы интеллектуального производства, в частности - соответствующих секторов науки и образования, управленческого и предпринимательского консалтинга. Именно благодаря выделению приоритета и опережающему развитию науки и образования некогда слаборазвитым странам удалось за короткий промежуток времени достигнуть высокого уровня социально-экономического развития.

С другой стороны, выделяются две наиболее значимые категории субъектов деятельности, от которых зависят темпы рыночных преобразований. Это предприниматели и госслужащие.

Очевидно, что системообразующим ядром развития экономики государства являются предприниматели, которые должны быть по определению новаторами в различных сферах деятельности - здравоохранении, образовании, науке, материальном производстве, торговле и др.

Очевидно и то, что ведущую роль в становлении конкурентного предпринимательства играют государственные служащие. Они призваны создавать рыночные механизмы конструктивного согласования и взаимодействия между различными субъектами - потенциальными партнерами в реализации проектов. В частности, создавать и обеспечивать реализацию механизмов взаимодействия общественных организаций, бизнес-единиц, государственных органов управления, научных, образовательных, консалтинговых и других структур.

Согласно теории предпринимательской деятельности путь к конкурентоспособному государству, цивилизованному бизнесу лежит через формирование на образовательной площадке конкурентных управленческих и предпринимательских способностей к самоанализу, самонормированию, самоорганизации, самоуправлению, согласованию схем взаимовыгодной деятельности и прочих. Именно конкурентные управленческие и предпринимательские способности обеспечивают, в конечном итоге, конкурентоспособность товаров и услуг, предприятий, района, города и государства в целом. Соответственно, если в мировом табеле конкурентоспособности страна не занимает лидерских позиций, следует обратить особое внимание на состояние отечественного образования, отвечающего за уровень способностей, за профессионализм - как предпринимателей, так и госслужащих.

Как показывает опыт взаимодействия предпринимателей и государственных служащих, стороны не имеют достаточных способностей ведения равноправного диалога, проигрывания на моделях последствий принимаемых решений. Остается вне практики государственного управления и бизнес-деятельности теория предпринимательской деятельности. Это затрудняет привлечение и эффективное использование научных и педагогических работников региона, построение и реализацию регионально значимых проектов деятельности. Закономерное следствие этого - разобщенность региональных субъектов, распыление интеллектуальных, финансовых, материальных и других ресурсов, взаимные претензии сторон друг к другу.

Таким образом, основная проблема развития района и, в частности, поддержки и развития малого предпринимательства состоит из недостаточного рыночного профессионализма и формирования партнерских отношений между субъектами деятельности. Проблема носит следующий характер: научно-методический, образовательный и организационно-правовой.

Проблемы научно-методического характера:

отсутствуют инновационные педагогические технологии выращивания предпринимательских способностей;

отсутствуют методики формирования рыночного мышления и межпрофессионального взаимодействия, организованной коммуникации и согласования точек зрения сторон, не достает соответствующих учебно-методических пособий.

Проблемы образовательного характера:

большинство управленческих работников, предпринимателей, педагогов, инженеров, экономистов, юристов и других специалистов, не знают методологических основ рыночного мышления, коммуникации, согласования точек зрения, теорию предпринимательской деятельности;

многие субъекты региона не обладают конкурентными способностями, предопределяющими создание конкурентоспособных товаров и услуг, в частности, рефлексивными мыслительными способностями, лежащими в основе предпринимательской деятельности

Проблемы организационно-правового характера:

несогласованность нормативной правовой базы - отраслевых, ведомственных и региональных нормативных правовых актов;

недостаточно развита интеллектуальная инфраструктура предпринимательства - сеть информационных, аналитических, проектировочных, экспертных, консалтинговых и образовательных структур, специализирующихся в области межпрофессионального взаимодействия и формирования партнерских отношений между субъектами региона.

Таким образом, можно сделать вывод, что участие государства в развитии предпринимательской деятельности в Казахстане, в том числе и в районе, определяется необходимостью создания условий для повышения конкурентоспособности бизнеса как внутри страны, так и за ее пределами.

 

2) Реализация государственных программ предусмотрена по следующим направлениям:

· Организация имиджевой работы по привлечению инвестиций и вовлечению субъектов малого предпринимательства в инновационные сферы бизнеса и социально значимые проекты;

· Поддержка и развитие конкурентоспособной инфраструктуры малого предпринимательства;

· Правовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

· Материальное и финансовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

· Информационное обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства.

· Организация имиджевой работы по привлечению инвестиций и вовлечению субъектов малого предпринимательства в инновационные сферы бизнеса и социально значимые проекты

Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в целях повышения их профессионального уровня, позволяющего производить конкурентоспособные товары (работы, услуги).

Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка малого предпринимательства осуществляется путем:

· организации учебных семинаров-тренингов и научно-практических конференций по вопросам ведения частного предпринимательства:

· распространения методических пособий, информационных бюллетеней о практике осуществления частного предпринимательства, рынке новых технологий;

· создания в регионах сети информационных, консалтинговых центров;

· подготовки менеджеров для организации обучения субъектов малого предпринимательства в регионах.

Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

В целях развития несырьевого сектора экономики, а также малого и среднего бизнеса, будет осуществляться новая налоговая политика. Она будет ориентирована на модернизацию экономики и станет инструментом улучшения делового и инвестиционного климата. Это будет заключаться в снижении налоговой нагрузки для несырьевого сектора и развития малого и среднего бизнеса. Будут предусмотрены меры по снижению ставок корпоративного налога, изменению существующих подходов к начислению и уплате имущественного и земельного налогов, а также налога на добавленную стоимость.

Наряду со снижением административных барьеров для бизнеса будет внедряться дополнительный упрощенный налоговый режим через облегченный порядок ведения учета доходов и расходов, исчисления корпоративного и индивидуального подоходного налогов, существенное упрощение порядка составления и представления налоговой отчетности.

Реализация Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» создает условия для поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственных закупок на товары, работы и услуги.

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана отмечено, что основным итогом экономической политики государства является развитие экономики, которое в настоящее время позволяет усилить социальную направленность реформ. Именно они стали основой для деятельности по улучшению благосостояния народа с опорой на рост экономики.

Одной из главных задач развития несырьевого сектора производства будет диверсификация экономики при активном участии малого и среднего предпринимательства. В рамках этого будет продолжена работа по созданию справедливой конкурентной среды и равных условий для субъектов бизнес-среды.

В 2009-2011 годы будет активизирована работа по улучшению условий для развития малого предпринимательства.

По прогнозным показателям в 2011 гг. предусматривается увеличение объема выпуска продукции товаров (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства до 94,2 млрд. тенге, рост на 20,2% по сравнению с 2008 годом.

Количество субъектов малого предпринимательства увеличится в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 5463 единицы и составит 43403.

Численность занятых в малом предпринимательстве увеличится в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 13,9 тыс.чел. и составит 85,8 тыс.человек.

Инфраструктура поддержки предпринимательства – это совокупность организаций и объединений, содействующих развитию субъектов и оказывающих им услуги, необходимые для развития предпринимательства и обеспечивающие условия жизнедеятельности предпринимательской среды.

В области и г. Актобе продолжится работа по обучению начинающих предпринимателей, организации мероприятий, стимулирующих деятельность предпринимательских структур: конкурсы, выставки, ярмарки, форумы, маркетинговые исследования и так далее. Будет проводиться работа по содействию созданию объединений предпринимателей. На данном этапе ведется работа по созданию ассоциаций туристических фирм, микрокредитных организаций, объединений предпринимателей в районах области.

Перспективными направлениями в развитии инфраструктуры малого предпринимательства в 2009-2011 годах станут:

- создание и развитие инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства на селе, которые будут способствовать развитию мини-производств по переработке с/х продукции, организации бытовых услуг с привлечением активного населения из числа безработных;

- создание сети микрокредитных организаций в районных центрах, малых городах и сельских округах направленных на развитие следующих отраслей: переработка сельхозпродукции, мини-производство, придорожный сервис, сфера услуг и пр.;

- продолжение практики передачи пустующих производственных помещений, объектов незавершенного строительства начинающим субъектам малого предпринимательства в доверительное управление;

- организация разъяснительной работы среди руководителей крупных промышленных предприятий области с целью привлечения ими субъектов малого бизнеса на поставку продукции и оказание услуг через разработку и реализацию соответствующих совместных планов мероприятий;

- обеспечение контроля за эффективностью освоения выделенных финансовых средств из бюджета области на кредитование субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение повышения эффективности механизма госзакупок как инструмента поддержки развития бизнеса;

- проведение разъяснительной работы среди коммерческих банков по расширению кредитования начинающего бизнеса.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 241.