Тема 11. Государственная поддержка субъектов частного предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в РК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекций – ознакомить студентов и магистрантов с особенностью государственной поддержки МСБ в сельскохозяйственной отрасли РК

 

План лекций:

1. Меры государственной поддержки субъектов МСБ в сельскохозяйственной отрасли

2. Государственные программы поддержки сельхоз товаропроизводителей в РК

3. Опыт стран с развитым сельским хозяйством по государственной поддержке АПК

4. Роль и место АО «КазАгро» в развитии АПК в РК

 

1) В целом государственная политика Казахстана направлена на опережающее развитие сельскохозяйственной отрасли. С этой целью предпринимаются различные меры по поддержке сельхоз товаропроизводителей, в числе которых:

– прямое субсидирование

– льготное налогообложение

– льготное кредитование, в том числе в форме лизинга

– импортные пошлины на сельскохозяйственные товары

– рыночные интервенции

– финансирование НИОКР.

В последнее время внутренними и международными институтами развития начаты проекты по внедрению консультационных центров (extension-центров) для фермеров с целью повышения уровня использования передовых технологий в сельском хозяйстве.

Наибольшие объемы средств выделяются по направлениям прямого субсидирования и льготного кредитования, цель которого – форсирование модернизации основных средств. Рыночные интервенции осуществляются на рынке зерна, годовые объемы составляют до 3 млн. тонн пшеницы. При этом отмечается, что финансирование НИОКР составляет наименьшую часть расходов бюджета.

Применяемые в стране налоговые льготы выражаются в снижении налогового бремени за счет альтернативных способов налогообложения или предоставление скидки по налогам к уплате. Существует 2 специальных режима для производителей сельскохозяйственной продукции:

1. Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств на основе единого земельного налога, который зависит от площади земель, и не превышает 0,5% от оценочной стоимости земли сельскохозяйственного назначения.

2. Специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции предусматривает 70% скидку по корпоративному подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, социальному налогу и налогу на транспортные средства.

Государственная поддержка субъектов частного предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, производится на республиканском и региональном уровнях и регулируется в соответствии с законами Республики Казахстан.

Сроки, объем и меры оказания государственной поддержки частного предпринимательства, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность, устанавливаются в соответствии с законами Республики Казахстан.

В агропромышленном комплексе Республики Казахстан основными общесистемными проблемами являются:

· отсталость агротехнологий, физическая и моральная изношенность основных средств производства;

· сверхнормативные потери поливной воды, неразвитость товарного рыбоводства, а также неэффективное использование других видов природных ресурсов;

· мелкотоварность сельскохозяйственного производства;

· низкий уровень генетического потенциала используемых семян и скота;

· нехватка качественного сырья для промышленной переработки и низкая доля отечественной продукции глубокой переработки на внутреннем рынке продовольственных товаров;

· наличие важнейших продуктов питания, по которым не удовлетворяются внутренние потребности страны.

· низкий уровень привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики;

· недостаточное развитие сельской кооперации;

Анализ действующей политики государственного регулирования развития агропромышленного сектора. На сегодняшний день действующая законодательная база аграрного сектора экономики вполне соответствует требованиям рыночной экономики, нормам международной практики и направлена, прежде всего, на защиту и поддержку предпринимательской инициативы товаропроизводителей.

В результате проведенных системных преобразований сельское хозяйство Казахстана стало рыночноориентированным. На селе появился реальный собственник, изменился менталитет сельчан, укрепились новые производственные отношения, основанные на рыночных принципах.

С 1997 года получили развитие арендные и залоговые отношения, формирование региональных земельных рынков, применение санкций с учетом показателей использования земли.

В тоже время, сложившаяся ситуация требовала концептуального определения стратегии развития аграрного сектора. Основные ее направления были определены в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В рамках Стратегии 2030 Министерством сельского хозяйства разработана Программа развития сельскохозяйственного производства на 2000-2002 годы (далее – Программа), которая предусматривала обеспечение экономического роста в конкурентоспособных отраслях сельскохозяйственного производства, стабилизацию производства основных видов сельскохозяйственной продукции путем применения эффективно реализуемых мер государственной поддержки общего характера и специальных мер.

В рамках указанной Программы была создана законодательная база государственного регулирования зернового рынка. Принят закон Республики Казахстан «О зерне», разработаны и утверждены подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие его основные положения, завершена работа по лицензированию элеваторов, упорядочена системы племенного животноводства и элитного семеноводства.

Но, несмотря на некоторую стабилизацию ситуации в агропромышленном комплексе в 2002 году сохранились проблемы переходного периода, износ сельскохозяйственной техники и оборудования по переработке, снижение плодородия почв, не соблюдение агротехнологий, снижение продуктивности пашни и сельскохозяйственных животных, подготовка оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей, низкая доходность производства и конкурентоспособность производимой продукции.

Логика дальнейших экономических преобразований требовала перехода на качественно новый уровень роста в аграрной сфере, связанного с формированием рациональной структуры агробизнеса, повышением уровня агротехнологий, переходом к маркетинговой стратегии сельхозпроизводства, импортозамещению на внутреннем рынке, активизации экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья.

 

2) В этой связи, в 2002 году Глава государства в своем Послании народу Казахстана объявил предстоящие три года – Годами возрождения аула и поставил задачу концентрации действий Правительства по развитию села.

Для решения этой задачи была разработана Государственная агропродовольственная программа РК на 2003-2005 годы, основной целью которой являлось обеспечение продовольственной безопасности страны путем формирования эффективного агробизнеса, увеличения объемов производства и продаж конкурентоспособной продукции АПК и рационализации мер государственной поддержки.  

В рамках реализации Госпрограммы проведена большая работа по дальнейшему расширению и совершенствованию законодательной базы агропромышленного комплекса, приведению ее в соответствие нормам международной практики. Особое место в этом ряду занимает принятие Земельного, Водного и Лесного кодексов, создающих принципиально новые условия для развития частной инициативы и позволяющих крестьянину разделить с государством ответственность за использование природных ресурсов.

Были приняты законы «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «Об обязательном страховании в растениеводстве», «О сельском потребительском кооперативе водопользователей», «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», утверждены подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие их основные положения, завершена работа по лицензированию элеваторов. Проведена работа по внесению концептуальных изменений и дополнений в действующие законы «О племенном животноводстве», «О зерне», «О пчеловодстве» в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам учета, государственной регистрации и государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним.

Особо следует подчеркнуть важность института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, зафиксированного в Земельном кодексе по сути дела сделан исторический шаг в вопросах реформирования земельных отношений и вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в рыночный оборот.

С принятием Водного кодекса и других подзаконных нормативных актов созданы условия для четкого регулирования отношений в сфере водного хозяйства, регламентирована деятельность, уточнены полномочия и обязанности не только государственных органов, но и водопользователей, сформирована стройная система государственного контроля.

Нормы, заложенные в новом Лесном кодексе, открыли путь для повышения роли и ответственности местных исполнительных органов в охране, воспроизводстве и использовании лесных ресурсов, вовлечении в эту сферу частного капитала.

Государством предпринимаются меры по обеспечению качества и безопасности продукции. В этих целях принят Закон Республики Казахстан «О безопасности пищевой продукции», который предусматривает ответственность производителей за обеспечение безопасности своей продукции.

В целях разграничения полномочии между уровнями государственного управления и перевода системы ветеринарии на международные стандарты 24 июля 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ветеринарии».

В целях повышения устойчивости агропромышленного комплекса страны и обеспечения ее продовольственной безопасности 11 декабря 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам продовольственной безопасности».

В целях обеспечения устойчивого развития отраслей АПК, развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции на постоянной основе изучается зарубежный опыт развития сельского хозяйства, положительные направления которого могут быть адаптированы в Республике Казахстан.

 

3) Опыт стран с развитым сельским хозяйством показывает, что государственная политика в области АПК является ключевым фактором для развития сельского хозяйства.

Одним из показательных примеров является бразильский опыт развития производства биоэтанола. Бразилия является вторым крупнейшим производителем в мире топливного этанола и крупнейшим в мире экспортером. Бразилия и США производят 89% общего объема этанола в мире. В 2009 году Бразилия произвела 24,9 млрд. литров, что составляет 37,7% используемого в мире этанола в качестве топлива. Страна считается первым в мире государством с устойчивой экономикой биотоплива, лидером биотопливной промышленности, образцовой моделью развития для других стран. На сегодняшний день производства этанола из сахарного тростника в Бразилии считается самым успешным альтернативным топливом.

Этого удалось добиться благодаря 30 летней государственной программе развития производства этанола и отказа от использования ископаемых видов топлива.

Сегодня в Бразилии почти не существует транспортных средств использующих в качестве топлива нефтепродукты в чистом виде. В 1976 году правительство Бразилии законодательно установила использование смеси бензина с этанолом в пределах от 10 до 20% этанола в топливе, что требовало минимальные изменения в двигателях внутреннего сгорания. В 1993 году минимальный процент этанола был установлен в 22%, а в 2007 году - 25%.

Ключевым аспектом развития производства этанола в Бразилии являются инвестиции в научные исследования и разработки в области АПК. Разработки EMBRAPA, государственной компании, ответственной за прикладные исследования в области сельского хозяйства, вместе с научными исследованиями государственных институтов и университетов позволили Бразилии стать основным новатором в области биотехнологии и агрономической практики, использующим самые эффективные сельскохозяйственные технологии выращивания сахарного тростника в мире. Усилия, направленные на повышение эффективности и урожайности на гектар позволили увеличить валовой сбор тростника за последние 20 лет в три раза. Выход этанола с гектара вырос с 2024 литров в 1975 году, до 5917 литров в 2004 году, что отражает рост эффективности производства этанола в 3,77% в год. Инновации в производственном процессе позволили добиться увеличения процента извлечения сахара до 98%.

За период с 1976 по 2008 год валовой сбор сахарного тростника вырос с 91 млн. тонн до 650 млн. тонн, посевные площади выросли с 2 млн. га до 8,1 млн. га, урожайность возросла с 465 ц/га до 797 ц/га. Бразилии является крупнейшим в мире экспортером этанола. В 2007 году она экспортировала 933 млн. галлонов (3,532.7 млн. литров), что составляет почти 20% от общего производства этанола в стране, и почти 50% мирового экспорта.

Другим примером реализации государственной поддержки сельского хозяйства является молочный сектор республики Беларусь.

В 2005-2009 годах на поддержку агропромышленного комплекса было направлено в рамках реализации программы возрождения и развития села более 10 млрд. долларов США. Значительная часть господдержки в Беларуси выделяется производителям молочной продукции. Почти половина производства молока в стране идет на экспорт. На долю поддержки сельского хозяйства приходится значительная часть общих государственных расходов Белоруссии. Например, в 2005-2007 годах расходы на поддержку сельского хозяйства составили 8-9% общих расходов госбюджета. По данным Всемирного Банка, в 2007 году совокупная государственная поддержка сельского хозяйства составила (включая налоговые льготы) 5,4% национального ВВП, 29% объема валовой продукции сельского хозяйства. Они неуклонно возрастают на протяжении действия госпрограммы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Бюджетная поддержка сельского хозяйства в Белоруссии значительно выше, чем во многих других странах (по отношению к ВВП, совокупным расходам бюджета и общей площади сельхозугодий). В 2009 году доля Белоруссии в мировой торговле животным маслом увеличилась до 10,8% с 7,7% в 2008 году, сыром - до 5,7% с 4,5%. Доля страны в мировом экспорте сухого цельного молока составила 1,6% против 1,4% в 2008 году, сухого обезжиренного молока - 6,7% против 5,1%. В целом в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, Белоруссия увеличила экспорт молока и молокопродуктов на 23,9%, доведя его до 530,1 тыс. т. Весь экспорт белорусского продовольствия в 2009 году равнялся $2,218 млрд. и вырос по сравнению с 2008 годом на 1,4%. На долю организаций Минсельхозпрода в 2009 году пришлось более 70% всего экспорта продовольственных товаров ($1,57 млрд.). В общем объеме экспорта предприятий Минсельхозпрода доля молокопродуктов составила 56,7%.

Примером успешной протекционистской политики являются действия Российской Федерации в области защиты сахарной промышленности и производства мяса птицы.

В 2004 г. правительство РФ ввело механизм «гибкой» (переменной) импортной пошлины, размер которой определяется биржевой стоимостью сахара-сырца (чем дешевле сырец, тем выше пошлина и наоборот). Основная задача принятого механизма защиты от импорта – обеспечить необходимый уровень внутренних цен на сахар для поддержки отечественного свеклосахарного комплекса и застраховать внутренний рынок от высоких цен в случае значительного роста мировых цен на сахар-сырец.

В результате введения нового механизма пошлин на сахар-сырец в РФ резко возросло производство белого сахара из отечественного сырья. Соответственно значительно сократился импорт тростникового сахара-сырца. Так по сравнению с 2003 годом импорт сахара сырца снизился практически в 2 раза, тогда как производство сахарной свеклы возросло с 19 млн. тонн в 2003 году, до 30 млн. тонн 2008 году.

Птицеводство в России поддерживается в рамках национального проекта «Развитие АПК». С этой целью проектом предусматривается:

1. Субсидирование расходов бюджетов субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на инвестиционные цели, полученным на срок от 5 до 8 лет.

2. Увеличение объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях федерального лизинга

3. Сохранение режима ограничения импорта мяса

4. Стимулирование ввоза технологического оборудования для животноводства, не имеющего отечественных аналогов

Для ускоренной модернизации отраслей животноводства, в том числе, птицеводства, особое внимание уделяется развитию лизинга и повышению доступности кредитов через субсидирование процентных ставок. Кроме того, Правительством РФ с 2006 года отменены ввозные таможенные пошлины на современные виды техники и оборудования для животноводства и переработки продукции животноводства, аналоги которых не производятся на территории РФ. Немалое внимание также уделяется развитию кормовой базы и племенного животноводства. Разрабатываемая программа развития птицеводства до 2020 года будет включать в качестве одного из главных направлений развитие племенной базы и развитие кормопроизводства, включая производство кормовых витаминов.

Так с 2006 по 2008 год наблюдается рост производства мяса птицы с 1,6 млн. тонн до 2 млн. тонн.

В Украине действует отраслевая программа «Соя Украины» на 2005-2015 годы разработанная и утвержденная Министерством аграрной политики Украины. Согласно данной программе к 2015 году планируется увеличение посевных площадей сои до 1 млн. га и рост валового сбора до 1,5 млн. тонн. Для этого предусматривается ежегодное увеличение производства сои                     на 120-150 тыс. тонн.

В результате реализации программы в 2009 году валовой сбор сои вырос с 363 тыс. тонн в 2004 году до 1 млн. тонн в 2009, посевные площади - с 256 тыс. га, до 850 тыс. га, что превышает показатели пяти летней давности больше чем в три раза. Средняя урожайность сои в хозяйствах Украины в 2004 году составляла 11 ц/га, а уже в 2009 составила 16,8 ц/га, что на 65% больше в сравнении с показателями 2004 года. По данным ООН объем экспорта сои вырос со 155 тыс. тонн в 2004 году, до более полумиллиона тонн в 2009 году, что свидетельствует об успешной реализации программы.

Таким образом, международный опыт в области государственной поддержки АПК показывает, что участие государства в сельскохозяйственном производстве и наличие программы развития отрасли способствует стабильному успешному развитию сельского хозяйства.

Современное состояние перерабатывающего подкомплекса АПК можно оценить как стабильное и имеющее значительный потенциал для роста производства. Положительная тенденция роста производства по большинству продовольственных товаров имеет устойчивый характер на протяжении последних лет.

Однако, несмотря на обеспеченность страны сырьем, уровень обеспеченности продуктами переработки остается очень низким. Например, за последние 5 лет доля переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства по основным видам продуктов питания выглядит следующим образом: по мясу – 22 %, молоку – 28%, плодоовощным культурам - 4,8 %.

Основными причинами низкого уровня переработки сельхозсырья являются его низкое качество, непригодное к промышленной переработке, сезонность производства и неравномерное поступление сырья в течение года, неразвитость системы заготовки, транспортировки, хранения и реализации сырья, а также недостаток оборотных средств. В результате внутренний продовольственный рынок страны характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта.

Общий объем импорта продуктов переработки сельхозпродукции в 2008 году по сравнению с 2004 годом увеличился в 3,1 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мясомолочных, масложировых продуктов и плодовоовощных консервов.

       Проблемы:

       отсутствие стабильных рынков сбыта;

слабая конкурентоспособность из-за технической и технологической отсталости;

недозагруженность мощностей из-за дефицита качественного сырья, произведенного в условиях мелкотоварного производства;

неразвитость сети заготовки, хранения, транспортировки сырья.

Цель:

полное удовлетворение потребности внутреннего рынка в продовольственных товарах отечественного производства и увеличение производства экспортоориентированной продукции за счет повышения конкурентоспособности отрасли, технического и технологического перевооружения перерабатывающих предприятий, перехода их на международные стандарты качества.

Меры:

внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Казахстан в части распространения льготных ставок по НДС на все виды переработки сельскохозяйственного сырья и производства пищевой продукции;

укрепление хозяйственных связей между товаропроизводителями и предприятиями переработки на основе кооперации и формирования пищевых кластеров;

увеличение доли переработки отечественной сельхозпродукции, путем дополнительного субсидирования сырья товаропроизводителей – участников соответствующих кластеров, поставленного перерабатывающим предприятиям на переработку;

создание условий для технического и технологического перевооружения перерабатывающих предприятий;

повышение качества сырья за счет укрупнения сельскохозяйственного производства и внедрения современных агротехнологий, создания и расширения сети заготовительно-сбытовых и снабженческих структур;

субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции на пополнение их основных и оборотных средств, по лизингу оборудования;

создание стабильных рынков сбыта продуктов переработки внутри страны путем реализации специальных программ, формирования транспортно-логистической системы;

создание условий поддержки для развития единого товарного знака высококачественных продуктов из казахстанского зерна «KAZNAN»;

увеличение доли казахстанского содержания в государственных закупках продовольственных товаров;

сохранение и увеличение производства стратегически важных для страны продуктов питания на базе внедрения современных ресурсосберегающих безотходных технологий производства и хранения.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 281.