Тема 5. Система поддержки предпринимательства в РК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекций – ознакомить студентов и магистрантов с особенностью системы поддержки предпринимательства в РК.

 

План лекций:

1. Государственные органы и организации, созданные по инициативе государства

2. Роль негосударственных организаций в развитии МСБ в РК

3. Влияние коммерческих организаций на развитие МСБ в РК

 

1) Государственные органы и организации, созданные по инициативе государства. Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие частного предпринимательства - Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан (МИиНТ). Министерство относится к центральным исполнительным органам и подотчетно Правительству и Президенту страны. Организационно в структуру МИиНТ входит Департамент развития предпринимательства осуществляющий функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и поддержки предпринимательства.

Основными задачами, как это прописано в основных документах регулирующих деятельность Департамента являются:

• формирование государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;

• создание условий для развития предпринимательства;

• разработка мер по привлечению инвестиций;

• координация деятельности государственных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Кроме указанных функций, Департамент также обязан осуществлять рассмотрение и принятие необходимых мер по жалобам и обращениям предпринимателей на противоправные действия чиновников, препятствующие развитию предпринимательства.

Следующим уровнем государственной структуры поддержки предпринимательства в республике являются местные исполнительные органы в лице Аппаратов акимов областей и городов Алматы и Астаны. Для реализации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства при акиматах созданы Департаменты (Управления) предпринимательства и промышленности, в состав которых входят Отделы предпринимательства (с 1 января 2005 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2004 года № 1022 введена типовая структура всех органов местного государственного управления).

Областной Департамент предпринимательства и промышленности (также как и городской гг. Алматы и Астаны) уполномочен, в пределах своей компетенции осуществлять поддержку малого и среднего предпринимательства.

Для осуществления поставленной задачи Департаменту принадлежат следующие функции и права по реализации государственной политики:

• участвовать в формировании и реализации единой государственной политики в области предпринимательства;

• координировать деятельность местных органов государственного управления;

• взаимодействовать с общественными объединениями и иными государственными и негосударственными структурами;

• рассматривать в установленном порядке письма, жалобы, предложения и личные обращения граждан.

Окончательным звеном в цепочке по реализации государственной политики в области предпринимательства являются территориальные исполнительные органы, представленные Аппаратами акимов городов и районов республики, в составе которых проблемами предпринимательства обязаны заниматься Отделы экономики и бюджетного планирования или Отделы экономики и финансов. На территориальные исполнительные органы возлагаются функции по непосредственной реализации принятой государственной политики и осуществлению мероприятий и программ, запланированных и финансируемых из местных бюджетов.

Таким образом, исполнительные государственные органы являются основным стержнем в выстраиваемой правительством идеологии взаимоотношений государства и предпринимательства.

В настоящее время государство понимает, что сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. В целях создания благоприятных условий для реализации инициатив предпринимательской среды и реализации, поставленных Президентом задач Правительством разработана и осуществлена схема организации «обратной связи» с предпринимателями через создание в местных органах при Аппаратах акима Комиссий по делам предпринимательства, в функции которых вошло:

• изучение проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса;

• разработка предложений и рекомендаций для местных и территориальных органов исполнительной власти.

Выход на комиссию по делам предпринимательства каждый предприниматель может получить, обратившись в любое общественное объединение или объединение юридических лиц в своей области. Как правило, несколько областных ассоциаций или объединений имеют места в комиссии.

Для организации подобной «обратной связи» с предпринимателями на уровне центральных исполнительных органов создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. Основными задачами Совета является:

• выработка предложений, направленных на поддержку и развитие предпринимательства;

• создание условий, стимулирующих развитие рыночной экономики;

• консолидация деловых кругов, предпринимательских ассоциаций и союзов, действующих в Республике Казахстан;

• подготовка рекомендаций для решения важных государственных проблем в области предпринимательства.

Совет предпринимателей при Президенте создан для консолидации и обработки поступающей от предпринимателей, ассоциаций и Комиссий по делам предпринимательства информации и выработки конкретных предложений Президенту, парламенту и правительству с целью устранения каких-либо систематически встречающихся препятствий на пути развития предпринимательства и на создание условий для дальнейшего его развития.

Кроме задач по формированию и реализации государственной политики в области предпринимательства государством выполняются функции по обеспечению финансовой, информационно-аналитической и материально-технической поддержки предпринимательства. Все эти формы поддержки реализуются государством как через исполнительные органы с помощью различных программ принимаемых на местном и территориальном уровнях, так и с помощью специально созданных для этого с участием государственного капитала организаций.

К организациям, выполняющим перечисленные функции, относятся следующие государственные компании:

АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий». Основная цель Центра состоит в повышении конкурентоспособности отраслей реального сектора экономики Казахстана путем организации трансферта новых технологий, а также активизации инновационной деятельности в республике;

АО "Корпорация по развитию и продвижению экспорта "Kaznex" оказывает информационно-аналитическую поддержку Правительству в области формирования государственной политики, в том числе и по развитию предпринимательства;

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» - содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых, консалтинговых услуг;

АО «Национальный инновационный фонд» оказывает финансовую поддержку инновационных предпринимательских инициатив путем привлечения инвестиций и финансирования проектов;

АО «Инвестиционный фонд Казахстана» - финансовая поддержка путем инвестирования в уставный капитал предприятий, производящих углубленную переработку сырья и материалов, с использованием современных и передовых технологий;

АО «Банк Развития Казахстана» - финансовая поддержка;

Технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны - материально-техническая поддержка предпринимательства на этапе его становления и развития.

АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» создано во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2003 года №775 «О неотложных мерах по развитию институционального обеспечения научно-инновационной деятельности, направленных на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2005 годы».

Основными функциями Центра являются:

• оказание инжиниринговых услуг;

• трансферт передовых зарубежных технологий, иных инновационных продуктов и их внедрение в Казахстане;

• оказание консультационных, информационных, юридических и иных услуг при трансферте технологий;

• маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере.

Центр намерен принимать участие в активном поиске инновационных проектов посредством анализа структуры экономики Казахстана, и в последующей их реализации. Сегодня им уже фактически реализуется формирование системы национальных и региональных технопарков. Разработана концепция «Виртуального технопарка», т . е. создание информационного доступа всем субъектам инновационной деятельности к базам данных по современным технологиям.

В плане формирования единого информационного пространства Центр прорабатывает идею об объединении всех институтов развития, которые разбросаны по Казахстану, часть из которых находится в Алматы, часть в Астане. Рассматривается физическое размещение в едином здании «Национального центра инновационного развития» институтов развития, международных организаций развития и общественных отраслевых объединений в целях сокращения бюрократических издержек и упрощения доступа к ним.

На сегодняшний день Центром ведутся переговоры по организации производств новых видов продукции: оптико-волоконного кабеля и композитных труб, лазерных компакт-дисков DVD , DVD - R , CD , CD - R , электронных весов и кассовых аппаратов для мини- и гипермаркетов.

Вторая составляющая Центра - это инжиниринг, который предусматривает предоставление таких услуг, как поиск и отбор инновационных идей и технологий, организация работ по созданию высокотехнологичных и наукоемких производств, поиск финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов.

В соответствии с государственными приоритетами развития республики проекты должны соответствовать таким критериям отбора, как продолжение существующих цепочек добавленных стоимостей, внедрение новых технологий, высокий уровень технологического передела, высокая рентабельность, экспортная ориентированность, международные стандарты качества и экологичность.

АО "Корпорация по развитию и продвижению экспорта "Kaznex" создано в мае 2003 года с целью аналитического обеспечения процесса диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основными функциями Центра являются:

• анализ отечественных и международных рынков, отраслей и секторов экономики, различных производств в целях выявления основных тенденций их развития и нахождения конкурентных преимуществ Казахстана в мировой экономике;

• проведение анализа инвестиционных проектов на предмет их перспективной конкурентоспособности, осуществимости и прибыльности;

• анализ делового климата и экономической конъюнктуры в Республике Казахстан.

Центр проводит исследования в области маркетинга и менеджмента, оказания консалтинговых и информационно-консультационных услуг, осуществляет издание методической и справочно-информационной литературы в области маркетинга и менеджмента, разработку программных продуктов, распространение продуктов и информации по отраслям и сферам экономики.

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» образовано на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 года № 665 «О создании Фонда развития малого предпринимательства». Основная цель создания Фонда: стимулирование становления и экономического роста субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан, повышение эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса.

АО «Национальный Инновационный Фонд» создано постановлением Правительства Республики Казахстан «О создании акционерного общества «Национальный инновационный фонд» от 30 мая 2003 г. № 502 с целью содействия росту инновационной активности, развитию высокотехничных и наукоемких производств в РК.

Функциями Инновационного фонда являются:

• привлечение инвестиций и финансирование инновационных проектов;

• проведение конъюнктурных и маркетинговых исследований перспективных рынков сбыта высокотехнологичной и наукоемкой продукции;

• финансирование прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР);

• продвижение отечественных инновационных продуктов на внешние рынки;

• создание информационного банка данных по инновационным проектам, информирование частных инвесторов о наличии перспективных проектов;

• участие в создании технопарков, бизнес-инкубаторов и иных элементов инновационной инфраструктуры.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

• инвестирование и привлечение инвестиций в создание венчурных фондов на территории РК;

• инвестирование в компании, реализующие инновационные проекты;

• финансирование прикладных НИОКР;

• инвестирование в создание элементов национальной инновационной инфраструктуры (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов).

Основной формой инвестирования является неконтрольное участие в уставном капитале путем приобретения акций/доли участия при формировании или увеличении уставного капитала юридических лиц.

Фондом регулярно проводятся конкурсы с участием как юридических, так и физических лиц, направленные на выявление и реализацию перспективных инициатив.

АО «Инвестиционный фонд Казахстана» начало свою деятельность в июле 2003 года после подписания Главой государства Закона «Об Инвестиционном фонде Казахстана», с целью содействия в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан посредством осуществления и привлечения инвестиций в проекты перспективных предприятий, оказания финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики.

Основные функции, возлагающиеся на Фонд:

• осуществление инвестиций в уставный капитал предприятий, производящих углубленную переработку сырья и материалов, с использованием современных и передовых технологий.

• стимулирование развития рынка корпоративных ценных бумаг в РК;

• содействие производственной кооперации между отечественными и зарубежными предприятиями;

• содействие повышению инвестиционной активности казахстанских предприятий за рубежом.

После прохождения проектом стадии реализации и достижения стабильного уровня продаж и производства, Фонд выходит из проекта посредством продажи своей доли стратегическим партнерам, другим акционерам или портфельным инвесторам.

Приоритетные направления финансирования:

• производство строительных материалов;

• производство изделий химической и нефтехимической промышленности;

• развитие аграрного сектора обрабатывающей промышленности;

• производство высококачественной плодовоовощной продукции;

• создание и развитие сортопрокатного производства в Казахстане;

• создание и развитие производств с высокой добавленной стоимостью, а также целый ряд других отраслей.

АО «Банк Развития Казахстана» создан 25 апреля 2001 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года № 531 «О Банке Развития Казахстана» с целью совершенствования и повышения эффективности государственной инвестиционной деятельности, развития производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности и содействия в привлечении инвестиций в экономику страны.

Основными отраслевыми инвестиционными приоритетами для кредитования Банком Развития в соответствии с Общим классификатором экономической деятельности (ОКЭД) являются:

• переработка сельскохозяйственных продуктов;

• текстильная и швейная промышленность;

• производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

• обработка древесины и производство изделий из дерева;

• целлюлозно-бумажная промышленность, исключая издательское дело;

• химическая промышленность;

• производство резиновых и пластмассовых изделий;

• производство готовых металлических изделий;

• производство машин и оборудования;

• производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

• производство транспортных средств и оборудования;

• производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

• транспорт и связь.

При отборе для кредитования инвестиционных проектов приоритет отдается проектам, формирующим цепочки технологически связанных производств с высоким уровнем добавленной стоимости, и проектам, перспективным с позиции выхода на мировые рынки.

В своей кредитной деятельности Банк Развития использует следующие виды кредитования:

• среднесрочное и долгосрочное кредитование, в том числе софинансирование инвестиционных проектов;

· кредитование, включая софинансирование, экспортных операций, способствующих продвижению казахстанских товаров на внешние рынки.

Основными критериями при отборе Банком Развития инвестиционных проектов и экспортных операций являются:

• соответствие инвестиционных проектов отраслевым приоритетам;

• рентабельность и окупаемость проекта;

• обеспеченность сбыта продукции, создаваемой в результате реализации проекта, и достаточность сырьевой базы;

• технологическая и техническая обоснованность проектных решений;

• соблюдение экологических требований;

• качество и полнота проектной документации;

• институциональная проработанность, наличие квалифицированного менеджмента;

• наличие обеспечения кредита;

• выполнение требований, предъявляемых к заемщику (кредитоспособность, платежеспособность, финансовая устойчивость и т.д.).

Кроме представленных выше институтов развития в настоящее время в Казахстане получило широкое распространение движение по созданию и развитию технопарков, бизнес-инкубаторов и промышленных зон.

Технопарки - это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений или на базе научно-исследовательских институтов с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий.

Целью создания технопарков является организация субъектов инновационной деятельности обеспечивающих эффективное использование результатов научных исследований и разработок.

Среди поставленных государством перед технопарками задач:

• внедрение в производство передовых достижений отечественного и мирового научно-технического прогресса;

• инвестирование научно-технических исследований и инновационных производств;

• оказание материально-технической помощи в создании и развитии инновационного предпринимательства.

Бизнес-инкубаторы - это программы помощи бизнесу, которые обеспечивают предпринимателей необходимыми консультациями и поддержкой. Обычно бизнес-инкубаторы располагаются в специальных помещениях, где размещается несколько начинающих фирм. Они не только совместно используют помещение и оборудование, но и в равной степени имеют доступ ко всем услугам, оказываемым бизнес-инкубатором, включая консультации по различным направлениям бизнеса. Стоимость некоторых видов услуг может быть включена в стоимость аренды, другие виды предоставляемых услуг имеют достаточно низкие расценки.

Цель, преследуемая созданием бизнес-инкубаторов - создание благоприятных условий для начинающих предпринимателей, где вновь создаваемые предприятия набираются опыта и получают помощь для дальнейшего роста, укрепления своих позиций на рынке. После достижения определенного уровня развития, обычно после третьего года, фирма покидает бизнес-инкубатор и начинает самостоятельное существование, но уже имея значительный опыт и потенциал, которые позволяют ей не только избежать банкротства, очень частого на первых этапах, но и расти дальше. А на освободившееся место приходят новые фирмы, начинающие бизнес с нуля.

Промышленная зона представляет собой объект, в котором множество малых обособленных предприятий размещено и функционирует на единой производственной территории.

Основная цель промышленных зон - это активизация развития малого предпринимательства и отечественного товаропроизводителя, поддержка и оказание помощи предпринимателям, особенно на начальном этапе их деятельности.

На территории Промышленной зоны размещаются обособленные малые предприятия, каждое из которых занимает отдельное помещение и организует в нем свое производство. Единственным условием для размещения множества различных малых предприятий в одну Промышленную зону является их отраслевая и технологическая совместимость. Нормальное функционирование всего комплекса Промышленной зоны обеспечивается специальным органом - управляющей компанией, которая помимо предоставления в аренду помещений может предоставлять и другие услуги связанные с администрированием и ведением бизнеса.

Таким образом, государством с помощью создаваемой инфраструктуры поддержки предпринимательства выстраивается система отношений между предпринимателем и окружающей средой, способствующая успешному росту новых предприятий и наращиванию ими объемов производства.

Государство через специально созданные институты развития предоставляет более гибкие условия для финансирования предпринимательства, изучает проблемы и перспективы развития промышленности. С помощью образованных комиссий и совета по делам предпринимательства государство осуществляет связь и оказывает помощь в решении текущих проблем и устранении барьеров на пути их развития.

В случае заинтересованности в информации об условиях предоставления финансовой помощи и поддержки, рассмотренных в данной главе государственных органов и организаций, предприниматели могут обращаться в Департаменты (Управления) предпринимательства и промышленности или в центральные и региональные отделения организаций, адреса которых приведены в приложении к настоящему методическому пособию.

 

2) С начала проведения рыночных реформ в Казахстане малое предпринимательство сформировалось как самостоятельная сфера экономики, обрело законодательный статус, заявив о своих правах, возможностях и потребностях. При этом следует признать, что малый бизнес не оказывает такого существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это происходит в странах с развитой экономикой, не в полной мере используется его потенциал.

Представители исполнительной и законодательной власти, политики всех уровней признают важную роль малого предпринимательства в развитии экономики, декларируют свою приверженность курсу на его всестороннюю поддержку и развитие. Принимаются законы, утверждаются программы поддержки малого предпринимательства. Однако, несмотря на признание органами власти важной роли, которую играет малое предпринимательство в социально-экономическом развитии страны, проблемы, проявившиеся в самом начале его зарождения, остаются, в основном, до конца неразрешенными. К этим проблемам относятся:

• административные барьеры;

• недостатки в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства;

• недостаточная развитость системы финансово-кредитного обеспечения;

• информационная недостаточность;

• низкий уровень специальных знаний у предпринимателей.

Для преодоления этих проблем, помимо общих усилий государственных структур, необходимо создание неправительственных организаций с целью влияния на изменения политики в экономической, административной и других сферах. Далее попытаемся выяснить роль данных объединений в процессе развития малого и среднего бизнеса, обусловить необходимость их создания и использования в качестве инструмента взаимодействия бизнеса и власти.

Неправительственные организации (НПО) - это некоммерческие организации, созданные гражданами Казахстана на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Выполняя роль посредников между государством и гражданами в решении социальных проблем, в вопросах формирования гражданского общества, НПО являются одним из механизмов регулирования общественных отношений.

Неправительственные организации в сфере содействия предпринимательства могут быть созданы в форме общественного объединения, фонда или объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза).

Общественным объединением является организация, созданная в результате добровольного объединения граждан. Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и интересов граждан РК. Общественные объединения сотрудничают и взаимодействуют с государственными органами, заключая с ними соглашения.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных и иных интересов могут по договору между собой, а также совместно с некоммерческими организациями создавать объединения в форме ассоциаций (союзов).

Деятельность всех предпринимательских ассоциаций включает примерно одинаковый набор функций:

• выражение коллективной позиции членов по вопросам государственной политики, участие в выработке государственных решений, затрагивающих область их корпоративных интересов;

• организация деловых контактов между своими членами, организация круглых столов и семинаров;

• координация предпринимательской деятельности в своем секторе рынка или на территории своего региона:

• предоставление участникам ассоциации услуг и помощи во внешнеэкономических контактах;

• информационная поддержка.

Для вступления в ассоциации чаще всего достаточно уплатить вступительный взнос и написать заявление на имя руководителя. Иногда могут потребоваться рекомендации других членов объединения.

ОЮЛ «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен». Решение о его создании было принято в ходе проведения Конгресса предпринимателей Казахстана.

Основными задачами вновь образованного объединения установлено:

• осуществлять взаимодействие с органами государственной власти по решению проблем отечественного бизнеса и оказывать содействие в разработке, координации и реализации социально-экономических программ государства;

• принимать активное участие в формировании отечественного бизнеса, в социальных программах государства, направленных на поддержку малообеспеченных слоев населения, улучшение здоровья нации, развитие образования, повышение роли государственного языка и укрепление межнационального межконфессионального согласия в республике;

• осуществлять выработку и внесение предложений по совершенствованию нормативных документов в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней;

• устанавливать и развивать связи с казахстанскими и международными неправительственными организациями по вопросам развития предпринимательства.

В настоящее время в состав союза входят множество ведущих отраслевых ассоциации, объединяющие около тысячи активно занятых в казахстанском секторе экономики предприятий. Среди них ассоциации организаций нефтегазовой отрасли, горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, производителей молока и молочных продуктов, табаководов, рынков и предпринимателей, IT -компаний, союзы торгово-промышленных палат, фермеров, птицеводов и инжиниринговых компаний. Филиалы Союза «Атамекен» созданы во всех регионах республики.

ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана» создано по инициативе юридических лиц и действует на основе добровольности, равноправия ее членов, самоуправления, законности, отчетности и гласности деятельности.

ОЮЛ «Союз торгово-промышленных палат Республики Казахстан». В мае 2000 года зарегистрирован Союз торгово-промышленных палат (далее - ТПП) Республики Казахстан, членами которого стали 18 региональных палат. Поддержка малого бизнеса в Уставе Союза торгово-промышленных палат Казахстана закреплена в качестве одной из основных задач. Палата исходит из необходимости придания этому сектору экономики ключевой роли в наполнении потребительского рынка товарами и услугами.

Ежегодно региональные ТПП и службы Союза ТПП Казахстана оказывают различные виды услуг для 50 тысяч лиц, занимающихся малым бизнесом, при этом для субъектов малого бизнеса - членов палаты, информационные услуги оказываются бесплатно, а по другим видам применяются льготные тарифы.

Перечень услуг:

• предоставление адресной информации;

• предоставление статистической информации;

• информация по выставкам;

• организация презентаций;

• краткие обзоры рынков;

• поиск партнеров по Казахстану и за его пределами.

Представление и защита интересов предпринимателей в органах власти является одной из важнейших функций бизнес-ассоциаций. Именно с этой целью чаще всего и объединяются предприниматели.

Кроме того, в настоящее время большинство казахстанских объединений предпринимателей уже освоило такие методы взаимодействия в работе с государственными органами как участие в работе различных комитетов, комиссий, экспертных советов и других совещательных органах, которые создаются при исполнительной власти для решения тех или иных вопросов, затрагивающих интересы предпринимателей. Некоторые из них активно участвуют в формировании депутатского корпуса, направляя своих делегатов в представительные органы власти.

Среди положительно зарекомендовавших себя практическими результатами следующие крупные казахстанские объединения:

• Центрально-азиатская ассоциация предпринимателей;

• Профсоюз работников малого и среднего бизнеса ВКО:

• Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности;

• Алматинская ассоциация предпринимателей;

• Ассоциация производителей молока и молочной продукции;

• Ассоциация предпринимателей г. Астаны;

• Ассоциация предпринимателей Карагандинской области;

• Ассоциация деловых женщин Казахстана.

Наиболее активные бизнес-ассоциации в регионах:

• Акмолинская, Жамбылская, Мангистауская, Атырауская, Кызылординская области - Ассоциация деловых женщин Казахстана;

• Актюбинская область - Союз промышленников и предпринимателей;

• Алматинская область - Форум предпринимателей г. Талдыкургана;

• Восточно-Казахстанская область - профсоюз работников малого и среднего бизнеса:

• Карагандинская область - Центрально-Казахстанская Ассоциация предпринимателей;

• Костанайская область - Ассоциация Предпринимателей Костанайской области;

• Павлодарская обпасть - Форум предпринимателей Павлодарской области;

• Северо-Казахстанская область - Лига предпринимателей Северо-Казахстанской области;

• Южно-Казахстанская область - Общественное объединение крестьянских и фермерских хозяйств «Шаруа»

• Алматы - Алматинская ассоциация предпринимателей;

• Астана - Акмолинская ТПП.

 

3) Коммерческие структуры напрямую не осуществляют поддержку субъектов малого предпринимательства, но косвенно они оказывают значительное влияние на развитие малого бизнеса. Среди таких структур выделены две основные группы:

• банки второго уровня и небанковские организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;

• консалтинговые компании.

Система финансово-кредитной и инвестиционной поддержки имеет первостепенное значение для эффективного развития малого предпринимательства. Поэтому в процесс кредитования субъектов малого бизнеса в Казахстане были привлечены следующие учреждения:

• банки второго уровня;

• кредитные товарищества;

• микрокредитные организации;

• лизинговые компании.

По данным Агентства финансового надзора на 1 января 2010 года в Казахстане действует 37 банков второго уровня, 26 организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Несмотря на развитую сеть банковских услуг и большое количество программ кредитования для большинства малых предприятий Казахстана основным источником финансов являются их собственные средства. В то же время субъекты малого предпринимательства не могут покрыть все потребности в финансировании только за счет собственных ресурсов, а услуги предоставляемые банками для некоторых из них остаются недоступными по различным причинам. В этом случае в финансировании предприятий могут принять участие микрокредитные организации.

Микрокредитная организация (далее - МКО) – юридическое лицо, созданное и осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан от 6 марта 2003 года «О микрокредитных организациях».

Основная цель Программы - содействие качественному развитию микрофинансового сектора, как третьего уровня кредитной системы страны, путем оказания ресурсной поддержки МКО.

Основными задачами Программы являются - увеличение возможностей активно действующих МКО по получению доступных по стоимости кредитных ресурсов на конкурсной основе; содействие созданию условий для улучшения конкурентной среды функционирования МКО, путем включения в критерии отбора по конкурсу систему стимулов, повышающих интерес МКО к улучшению качества и прозрачности своей деятельности.

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Классический лизинг носит трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется по следующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.

Основные преимущества лизинговых операций:

• отсутствие крупных единовременных затрат на приобретение основных средств;

• отсутствие необходимости в залоге;

• лизингополучатель не несет риски, связанные с условиями исполнения международных контрактов;

• в случае если реализуемый проект включен в список наиболее приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций, возможно получение налоговых льгот и преференций, т.к. понятие инвестиции включает в себя предметы лизинга, с момента заключения договора лизинга.

Недостатки лизинговых операций

• лизинг предполагает финансирование только существующего бизнеса (обновление основных средств, расширение/диверсификация бизнеса);

• ставка по лизингу выше, чем по кредитованию (более долгосрочное финансирование и более высокий риск являются причинами более высокой ставки, в мировой практике лизинг никогда не был дешевле кредита);

• право собственности до окончания лизингового договора закреплено за лизингодателем.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 323.