Анализ рынка личного страхования и страхования жизни в России за период 1995-2006 гг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпринимательская деятельность в сфере страхования жизни начала развиваться с принятием в 1988 году закона «О кооперации». К моменту вступления в силу закона «Об организации страхового дела в РФ» и создания органа государственного страхового надзора (1993 г.) страховым делом занимались около 1,5 тысяч страховщиков. При этом основная масса страховых организаций заявляла предпринимательскую деятельность в сфере страхования жизни.

Система государственного регулирования страхования на данном этапе по сути была сведена к регистрации предпринимателей-страховщиков, что негативно сказалось на дальнейшем состоянии и развитии национальной системы страхования: создавались страховые организации далекие от страховой деятельности, отсутствовали минимальные требования к уставному капиталу страховщиков, не предъявлялись профессиональные требования к руководству компаний и т. д. Все это отражает особенность становления предпринимательства в страховании, в том числе в сфере страхования жизни.

 В качестве особенности организации предпринимательской деятельности в сфере страхования жизни является ее использование для минимизации налогообложения фонда оплаты труда хозяйствующих субъектов. Такая форма организации страхования жизни господствовала с середины девяностых до 2003 г.  

Особенностью предпринимательской деятельности в страховании, включая сферу страхования жизни, является нестабильность предпринимательской среды. Если до 1994 г число страховых компаний, получивших лицензию на осуществление страховой деятельности, значительно превышало количество компаний, у которых лицензии были отозваны, то после 1995 г ситуация диаметрально изменилась, и отмеченный процесс продолжается в настоящее время.  Только в 2004 г было отозвано 264 лицензий. Выявленная тенденция крайне негативно сказывается на поведении потенциальных потребителей страхования. Так, например, исследование потребительских настроений потребителей страхования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения и Агентством АМСКОМ, продемонстрировали, что желание россиян приобретать полисы страхования снижается – падение на более чем 5% в 2005 г по сравнению с предыдущим периодом. 

Между тем, по данным Федеральной службы страхового надзора лицензию на ведение предпринимательской деятельности в сфере страхования жизни на начало 2005 г имели 453 компании или около половины страховщиков России. Исследование динамики уставного капитала страховщиков показало рост их капитализации.

Лишь за 2000–2005 гг. совокупный уставный капитал страховщиков возрос с 9,6 до 134,5 милрд. рубл. или в 14 раз. Доля страховщиков, осуществляющих страхование жизни, в совокупном уставном капитале составляет 55,4%. Данные о развитии предпринимательской деятельности в сфере страхования жизни присутствуют с 1995 г, которые свидетельствуют, что в 1995–2005 гг. страховое предпринимательство преимущественно развивалось в сфере страхования жизни (табл. 1). На долю страхования жизни в 2001 г приходилось несколько более половины всех страховых взносов. Однако институт страхования жизни в этот период активно использовался в минимизации налогообложения фонда оплаты труда. По экспертным оценкам примерно половина российского страхового рынка связана с решением отмеченных задач[1].

В 2006 г доля рынка страхования жизни упала до 2,7% и данная тенденция продолжается в настоящее время, что является результатом активных действий Федеральной службы страхового надзора и Федеральной службы по налогам и сборам по ограничению использования «серых» финансовых схем через страхование жизни.  Страховые компании, теряющие в настоящее время лицензии – это преимущественно страховщики, организующие зарплатное страхование жизни. Число таких компаний лишь за 2005 г превысило две сотни.

 

Таблица 1

Страхование жизни в России в 1995-2006 годах[2]

Год   Страховые премии млрд, руб. Страховые выплаты, млрд, руб Коэффициент выплат, %   Доля в общем объеме сборов   Доля в общем объеме выплат, %
1995 10,4 8,1 77,9 44,9 48,2
2000 79,8 74,6 93,5 46,7 62,3
2004 102,2 108,2 105,9 21,7 35,2
2005   32,2 55,6 172,7 8,5 24,5
2006 16,0 16,6 96,4 2,7 4,8

 

После 2001 г имеет место выраженная тенденция снижения операций по страхованию жизни. За 2000–2005 гг. страховые взносы по страхованию жизни снизились на 60%. По итогам 2006 г сборы по страхованию жизни составили 16,0 млрд. руб. Сократилось и отношение премий по страхованию жизни в ВВП с 1,1% в 2000 г до 0,2% в 2005 г.

По оценкам Федеральной службы страхового надзора, доля долгосрочного страхования жизни в 2004 г не превышает 3,2% от официальных сборов по страхованию жизни, или 3,3 млрд. рублей. Агентство массовых страховых коммуникаций «АМСКОМ» в исследовании «Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели» дает оценку реального рынка страхования жизни в 3,9 млрд. рубл., аналитики Объединенной финансовой группы оценивают рынок долгосрочного страхования жизни в 180 млн. долл.

Исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения, показывают, что только 1,9-2,6% россиян страхуют собственную жизнь и 1,4–1,8% имеют полис накопительного страхования детей (табл. 2).

 

Таблица 2

Динамика видов финансовой активности России в 2001 – 2006 гг.[3]

 

Вид финансовой активности 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Отложу «про запас» (на непредвиденный случай, особые события, «черный день» и т.п.) - 28,9 17,4 27,8 28,0 28,6
Потрачу на свое лечение и лечение близких родственников 15,8 19,2 12,5 17,8 16,9 15,9
Приобрету страховой полис («страховку») для себя или близких, потрачу на дополнительное пенсионное обеспечение (через пенсионный фонд) - 1,3 1,0 1,3 1,8 1,2

 

Данные мониторинга финансовой активности населения свидетельствуют, что из различных форм финансовых вложений интерес к страхованию жизни наиболее низкий.

При этом интерес к страхованию жизни в динамике за 2001–2005 гг. даже несколько снизился. Основные причины такой тенденции – недоверие к страховым организациям, общий низкий уровень жизни населения и непривлекательные финансовые условия полисов страхования жизни.

Кроме того, на развитие долгосрочного страхования жизни негативно повлияли: ненадежность и невысокая капитализация страховщиков, отсутствие налоговых льгот, утраченная страховая культура и недостаточная осведомленность населения о возможностях и преимуществах страхования жизни, отсутствие инвестиционных инструментов для долгосрочного размещения резервов страхования жизни и др.

По нашим оценкам, основанным на анализе деятельности крупнейших операторов рынка страхования жизни, и результатов проведенных социологических исследований, в том числе автором, доля реального страхования жизни в общем объеме собранных страховых взносов составляет около 3%. Это означает, что в 2005 г по реальным договорам страхования жизни собрано порядка 3 млрд. рубл., что составляет 0,08% ВВП. В расчете на душу населения РФ годовой взнос по договору страхования жизни составляет около 2 долл., что говорит о зачаточном состоянии рынка страхования жизни в России.

Таким образом, развитие сферы российского страхования жизни неразрывно связано с общей социально-экономической ситуацией в стране: чем скорее начнется реальное экономическое развитие и рост благосостояния населения, тем активнее будет расти предпринимательская деятельность в сфере страхования жизни. И соответственно, наоборот: никакие усилия предпринимателей-страховщиков не приведут к заметному росту рынка при отсутствии соответствующего платежеспособного спроса. Важным фактором, сдерживающим развитие страхования жизни, является отсутствие налоговых стимулов при индивидуальном страховании. Речь идет о том, что не только выплаты по договорам долгосрочного страхования, но и взносы должны исключаться из налогооблагаемой базы.

Практика подобного налогового стимулирования индивидуального страхования жизни применяется в большинстве экономически развитых стран, когда соответствующие взносы не облагаются подоходным налогом.

 Такое налоговое стимулирование изначально обеспечивает финансовую привлекательность полисов страхования жизни в сравнении с другими формами финансовых вложений населения. Экономический и социальный эффект от расширения операций по страхованию жизни существенно перекроет недопоступление соответствующего подоходного налога.

Исследование системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере страхования жизни показало, что для страховщиков, осуществляющих страхование жизни, установлены повышенные требования к уставному капиталу, определено нормативное соотношение между свободными активами и принятыми обязательствами, действуют правила формирования и страховых резервов.

Как прогрессивное явление рассмотрена вводимая с 2007 г специализация компаний по страхованию жизни. Наряду с этим отмечено, что в страховом законодательстве не определено содержание договора личного страхования; ограничен перечень существенных условий договора страхования; отсутствуют штрафные санкции для страховщика, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязательств по страховым выплатам; страхование жизни не является сферой взаимного страхования и др.

Анализ условий лицензирования предпринимательской деятельности в сфере страхования жизни позволил сформулировать предложения по их совершенствованию. Это касается установления профессиональных требований к страховщику, необходимости высшего страхового образования для руководства компании, что является необходимым фундаментом в обеспечении профессионализма предпринимательской деятельности в сфере страхования жизни.

С учетом вводимой специализации страховщиков в работе поставлен вопрос об особом режиме лицензирования компаний по страхованию жизни, что должно также отразиться в формировании и размещении страховых резервов и уставного капитала, обеспечении прозрачности финансовых условий страхования жизни и др.

Исследование предпринимательской деятельности в сфере страхования жизни за рубежом показало, что предпринимательство в сфере страхования жизни подвергается тщательному регулированию со стороны государства, и это касается фиксации нагрузки и агентских вознаграждений, регулирования прибыли страховщика, разъединения в структуре тарифа величины текущего инвестиционного дохода и административных расходов страховщика на осуществление страховой деятельности.

В результате финансовая прозрачность страхования жизни за рубежом стала важным фактором роста рынка страхования жизни.

Страхование жизни занимает доминирующее место в предпринимательской сфере страхования. Страхование жизни в 2006 г составило 56,9% от всего мирового рынка страхования (табл. 3).

Таблица 3

Развитие мирового рынка страхования жизни в 2000–2006 гг.[4]

Виды страхования 2000 2003 2006
Страхование иное, чем страхование жизни, в млрд. долл. США 906,8 922,4 1268,2
доля в общем объеме, в % 42,3 37,8 43,1
Страхование жизни, в млрд. долл. США 1236,6 1521,2 1672,5
доля в общем объеме, в % 57,7 62,2 56,9
ИТОГО 2143,4 2443,7 2940,7

 

Если по валовому показателю предпринимательская деятельность в сфере страхования находится рядом со странами с развитой рыночной экономикой, то по удельному показателю страховой премии на душу населения Россия занимает 55-е место, и находится на уровне экономически менее развитых стран.

Таким образом, состояние российского страхового рынка не соответствует уровню развития национальной экономики, что свидетельствует о наличии факторов, сдерживающих его развитие.

Оценка финансовых условий страхования жизни на российском рынке показала их непривлекательность.

Как правило, страховая сумма по договорам накопительного страхования жизни не перекрывает суммы страховых взносов страхователя.

Соответствующее страхование не обеспечивает для застрахованных не только капитализацию страховых взносов, но их сохранение, что снижает интерес к страхованию жизни. Используя агрессивные методы продаж на основе высоких размеров комиссионных вознаграждений, страховщики ухудшают финансовые условия страхования жизни.

 

 

Таблица 4 

Условия страхования жизни мужчины в возрасте 35 лет на 10 лет
с ежегодным внесением 1000 долларов[5]

 

Страховые организации Риски Страховая сумма (в долларах США)

Военно-страховая компания

Смерть по любой, причине 9311
Дожитие 9311
Смерть по любой причине 9894

Ост-Вест Альянс

Смерть по любой причине 9894
Дожитие 9894

Альфастрахование

Смерть по любой, причине 9700
Дожитие 9700

РЕСО-Гарантия

Смерть по любой, причине 9295
Дожитие 9295

 

Поэтому необходимо установление ограничений размера комиссионных вознаграждений и нагрузки, что применяется за рубежом. Непривлекательность финансовых условий страхования жизни, недоверие россиян к страховщикам, настороженность к иностранным компаниям определяет необходимость обращения к общепризнанной мировой практике организации страхового дела в форме взаимного страхования жизни. В экономической литературе как и все ОВС общества взаимного страхования жизни определяют как некоммерческую страховую организацию. Между тем, у членов общества взаимного страхования жизни имеется предпринимательский интерес, выражающийся в получении максимального финансового результата по полисам страхования жизни.

По сути, при взаимном страховании жизни все члены соответствующего общества выступают как предприниматели, а общество взаимного страхования можно рассматривать как ассоциированный предприниматель.

Между тем, общества взаимного страхования жизни являются некоммерческими структурами, и на них распространяется льготное налогообложение. Такое положение дел обусловлено тем, что общества взаимного страхования затрагивают финансовые интересы значительной части населения, а не отдельных лиц-предпринимателей. Кроме того, оно способствует повышению уровня жизни и страховой обеспеченности населения, препятствует резкому расслоению населения по уровню доходов и является инструментом социально-ориентированной рыночной экономики. Взаимное страхование жизни в работе определено как ассоциативная форма предпринимательской деятельности в сфере страхования жизни на принципах взаимного страхования.

Таким образом, можно говорить, что российский рынок личного страхования и страхования жизни пережил кризис и продолжает динамично развиваться, несмотря на массу нерешённых проблем.

Практически монополизированным сегментом рынка является страхование железнодорожных перевозок. Дело доходит до того, что дороги не принимают на перевозку груз, не застрахованный в «ЖАСО» – корпоративной компании МПС. Широкое распространение получила практика «аккредитации» страховых компаний при местных органах власти и их различных программах. При этом в числе «аккредитованных» часто оказываются мелкие «карманные» страховщики, в которых местные власти имеют свои интересы. Другие проблемы, сдерживающие развитие страхового рынка, связаны с законодательными ограничениями и уровнем налогов.  По налогообложению страховые организации приравнены к банкам и соответственно платят налог на прибыль не в размере 35%, как все предприятия, а 43%. 2007 год принес страховщикам дополнительные налоги. В то же время нормативными документами Росстрахнадзора, принятыми в 2005 г., перекрыт доступ к возможности, аккумулируя средства, накапливать резервы. Строго регламентированная инвестиционная деятельность страховых компании затрудняет вложения в реальный сектор экономики.

Специалисты пророчат ему счастливое будущее. 2006-й год ознаменовался значительными переменами в структуре российского рынка страхования жизни. Одно знаковое изменение связано с тем, что впервые на рынке по итогам года на лидирующие позиции вышли компании, занимающиеся реальным страхованием жизни. Если еще в 2005 году деятельность примерно половины компаний, входящих в топ-30, ассоциировалась с налоговой оптимизацией, а их общий уровень выплат превышал 100%, то уже в 2006 году компании, занимающиеся реальным страхованием жизни, возглавили список лидеров. А общий уровень выплат первой десятки страховщиков жизни в 2006 году составил 23,1%.

Лидерами по объему собранных в 2006 году взносов вместо никому не известных «серых» структур стали кэптивные страховщики жизни и компании, занимающиеся страхованием жизни заемщиков. Ввиду низкого объема данного рынка эти изменения еще далеко не окончательны. На данный момент реальное страхование жизни в России только зарождается, в этом сегменте появляются все новые и новые игроки — «дочки» крупных российских страховщиков, «дочки» страховых компаний с мировым именем, компании, созданные при розничных банках, и так далее. Пока непонятно, кто займет лидирующее положение, все будет зависеть от маркетинговой политики, которую изберут страховщики, но ясно одно: «схемные» компании в скором времени практически полностью уйдут с рынка.

Второе, не менее важное, событие касается существенного роста доли розничного страхования жизни. Розница и страхование жизни заемщиков в 2006 году составили в сумме 55% реального рынка страхования жизни, впервые превысив объемы кэптивного страхования жизни.

Розничное страхование жизни — наиболее перспективный и быстрорастущий сегмент. Именно на развитие данного сегмента и закрепление в нем направлены усилия большинства выходящих на российский рынок страхования жизни компаний. Взносы по розничному страхованию в 2006 году возросли с 1,1 до 3,6 млрд рублей. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует дальнейший рост розничного страхования жизни на 40% в 2007 году — до 5,5 млрд рублей взносов. На западных рынках доля страхования жизни составляет около половины всех собранных в страховании взносов, в России — 2,5%. На Западе на одного человека приходится в среднем от одной до трех тысяч долларов взносов по страхованию жизни, в России — около трех долларов. Узость российского рынка страхования жизни оборачивается широкими возможностями для многих страховых компаний. Если предположить, что нормальным для России значением показателя взносов по жизни будет 150 долларов на человека (средний показатель для Восточной Европы), то объем будущего российского рынка страхования жизни можно оценить в 550 млрд рублей. Это сопоставимо с объемом всего российского рынка страхования на данный момент (602 млрд рублей с учетом ОМС). 

Перспективность российского рынка страхования жизни осознают многие иностранные страховщики. «Как известно, страхование выполняет несколько функций: с одной стороны, оно направлено на защиту финансовых интересов населения, с другой — имеет важнейшее значение для экономики как источник инвестиционных вложений. В настоящее время российский страховой рынок не выполняет этих задач, но именно здесь и кроются возможности бурного развития страхования жизни. Сегодня у нас есть шанс оказаться у истоков зарождающегося огромного по своему потенциалу рынка», — говорит Зигмар Крюгер, генеральный директор страховой компании «ЭРГО Русь». Такого же мнения придерживаются многие другие компании, как иностранные, так и российские. На российском страховом рынке уже зарегистрировались дочерние структуры таких широко известных страховых гигантов, как ACE, AIG, Allianz, Aviva, ERGO, ING и Fortis. Иностранные компании, выходящие на российский рынок страхования жизни, имеют ряд преимуществ, связанных с практическим опытом старта, который уже был опробован на рынках Восточной Европы, сложившейся культурой отношений и бизнес-процессов, значительными финансовыми возможностями.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 240.