Вид функций (деятельности) | Вид основного производства | ||||||
хлебобулочная продукция | бараночная продукция | кондитерская продукция | |||||
Коли-чество носите-лей | Общая сумма затрат, руб. | Количе-ство носителей | Общая сумма затрат, руб. | Коли-чество носителей | Общая сумма затрат, руб. | ||
Обработка партии при приемке | 110 | 5896,00 | 20 | 1072,00 | 30 | 1608,00 | |
Подготовка производственной документации | 120 | 5086,08 | 35 | 1483,44 | 45 | 1907,28 | |
Хранение готовой продукции, сырья и материалов | 11441,88 | 17694,30 | 1825 | 2822,27 | 680 | 1051,59 | |
Внутреннее перемещение сырья, готовой продукции, отходов | 460 | 34370,31 | 27 | 2017,39 | 10 | 747,18 | |
Зачистка складов | 28 | 8894,12 | 3 | 952,94 | 3 | 952,94 | |
Контроль качества (лаборатория) | 120 | 13816,32 | 35 | 4029,76 | 45 | 5181,12 | |
Ремонт и наладка производственного оборудования | 800 | 26428,22 | 130 | 4294,59 | 30 | 991,06 | |
Охрана труда | 225 | 3313,06 | 35 | 515,36 | 25 | 368,12 | |
Чистота исходного сырья | 7153 | 8593,97 | 890 | 1069,29 | 210 | 252,30 | |
Итого | 124092,37 | 18257,4 | 13059,59 |
Расчет производственной себестоимости основных видов продукции, произведенный с использованием различных методов распределения накладных затрат, представлен в таблице 2.8.
Полученные данные подтверждают главный недостаток традиционных методик распределения накладных затрат: продукция с более высоким объемом производства содержит затраты, рассчитанные с избытком относительно мелкосерийной продукции, в той степени, в какой в длительном производственном цикле на накладные затраты влияют виды деятельности, не имеющие прямой пропорциональной зависимости от объема выпуска продукции.
Преобладающая часть накладных затрат на хлебопекарном предприятии порождается в большей степени функциональной сложностью производимого ассортимента, которые имеют небольшие объемы производства. При этом продукты с большим объемом выпуска либо имеют завышенную цену, либо показывают явно низкие прибыли.
Таблица 2.8
Размер производственной себестоимости хлебопекарной продукции, рассчитанный с использованием различных методов распределения накладных затрат на основе данных ОАО «Хлебокомбинат № 1» за март 2005 г.
Показатели | Базы распределения (тыс. руб.) | |||||||||||
Объем реализации в денежном выражении | Объем реализации в натуральном выражении | Заработная плата производственных рабочих | Функциональный метод | |||||||||
хлебобулочная продукция | бараночная продукция | кондитерская продукция | хлебобулочная продукция | бараночная продукция | кондитерская продукция | хлебобулочная продукция | бараночная продукция | кондитерская продукция | хлебобулочная продукция | бараночная продукция | кондитерская продукция | |
Объем реализации | 1412734,8 | 111876,4 | 54621,7 | 1412734,8 | 111876,4 | 54621,7 | 1412734,8 | 111876,4 | 54621,7 | 1412734,8 | 111876,4 | 54621,7 |
Переменные затраты: | 820047,2 | 90974,1 | 41189,7 | 820047,2 | 90974,1 | 41189,7 | 820047,2 | 90974,1 | 41189,7 | 820047,2 | 90974,1 | 41189,7 |
Общепроизводствен-ные затраты | 139024,30 | 11009,50 | 5375,20 | 149377,90 | 5087,40 | 943,70 | 127119,10 | 17060,90 | 11229,10 | 124092,37 | 18257,04 | 13059,59 |
Производственная себесто-имость | 959071,50 | 101983,60 | 46564,90 | 969425,10 | 96061,50 | 42133,40 | 947166,30 | 108035,00 | 52418,80 | 944139,57 | 109231,14 | 54249,29 |
Поскольку хлебопекарные предприятия выпускают продукцию в расширенном ассортименте, необходимо осуществлять перераспределение накладных затрат, ранее отнесенных на разные производства, на весь ассортимент выпускаемой ими продукции.
Данный этап является наиболее сложным, т.к. технология произ-водства большинства видов готовой продукции едина, что осложняет расчет потребления отдельными продуктами носителей затрат.
Алгоритм распределения накладных затрат основных производств на выпускаемую продукцию представлен схематически (рис. 2.10).
Рис. 2.10. Алгоритм распределения накладных затрат основных производств по отдельным видам хлебопекарной продукции
В соответствии с предложенным алгоритмом (рис. 2.10) распределение накладных расходов между отдельными видами продукции начинается с отнесения носителей затрат основного производства на ассортиментные группы. Ассортиментная группа на предприятиях представляет собой совокупность видов готовой продукции.
Следующий шаг – перераспределение факторов затрат, относимых на ассортиментную группу, на отдельные виды продукции. Основой такого распределения для предприятий может быть удельный вес объема производства отдельного вида продукции в общем количестве выпущенной продукции по ассортиментной группе:
, (2.3)
где К1 – коэффициент факторов затрат, относимых на отдельный вид продукции; Ф – количество факторов затрат, распределенных на ассортиментную группу; У – удельный вес выпуска отдельного продукта в общем объеме производства по ассортиментной группе.
Далее на основании распределенных носителей затрат осуществляется определение накладных затрат, относимых на отдельные виды продукции. С этой целью предлагается использовать следующую формулу:
, (2.4)
где Рн – сумма накладных затрат, относимых на отдельный вид продукции; В – величина накладных затрат на единицу носителя.
Затем производится расчет накладных затрат на калькуляционную единицу готовой продукции:
, (2.4)
где Ред – накладные затраты, приходящиеся на калькуляционную единицу вида готовой продукции; О – объем производства отдельного вида готовой продукции.
Определение коэффициентов факторов затрат осуществляется в следующей последовательности: определяется внутренняя ассортиментная структура хлебобулочной продукции путем распределения коэффициентов факторов затрат на отдельные ассортиментные группы; далее производится распределение коэффициентов затрат, относящихся к той или иной ассортиментной группе, на отдельные виды продукции в зависимости от объемов ее производства.
На основании осуществленного распределения накладных затрат по отдельным видам хлебобулочной продукции можно сделать вывод о наиболее функционально потребляемых продуктах.
Высокие показатели накладных затрат связаны с тем, что удельный вес хлеба подового занимает 55,3 % от общего объема продукции. Этот вид требует значительно больше использования функций, связанных с подготовкой производственной документации, хранением готовой продукции, внутренним перемещением сырья и вспомогательных материалов, исследованиями качества, что, соответственно, отражается и на суммах накладных затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Рассмотрим распределение затрат «обработка партии при приемке» внутри производства хлеба и хлебобулочной продукции (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Распределение затрат «обработка партии при приемке» между хлебом и хлебобулочными изделиями на основе данных ОАО «Хлебокомбинат № 1» за март 2005 г.
Виды продукции | Объем реализации, т | Количество изделий, шт. | Удель-ный вес продукции в общем объеме | Коэффи-циент факто-ров затрат | Общее количество накладных затрат на весь объем | Величина накладных затрат в единице продукции, шт. |
Хлеб новый подовый | 4580,20 | 9160,40 | 0,5529 | 60,82 | 3259,73 | 0,36 |
Хлеб новый дарницкий | 227,50 | 413,64 | 0,0275 | 3,02 | 161,91 | 0,39 |
Хлеб дарницкий подовый | 421,40 | 842,80 | 0,0509 | 5,60 | 299,91 | 0,36 |
Хлеб дарницкий формовой | 419,50 | 762,73 | 0,0506 | 5,57 | 298,56 | 0,39 |
Хлеб пикантный формовой | 89,50 | 298,33 | 0,0108 | 1,19 | 63,70 | 0,21 |
Хлеб Слободской формовой | 106,30 | 193,27 | 0,0128 | 1,41 | 75,65 | 0,39 |
Хлеб Подольский подовый | 39,20 | 78,40 | 0,0047 | 0,52 | 27,90 | 0,36 |
Хлеб ржаной диабетический | 499,40 | 1997,60 | 0,0603 | 6,63 | 355,42 | 0,18 |
Хлеб белый формовой | 503,50 | 839,17 | 0,0608 | 6,69 | 358,34 | 0,43 |
Хлеб семейный | 69,70 | 99,57 | 0,0084 | 0,93 | 49,61 | 0,50 |
Хлеб горчичный | 1,70 | 8,50 | 0,0002 | 0,02 | 1,21 | 0,14 |
Плетенка с маком | 83,20 | 416,00 | 0,0100 | 1,10 | 59,21 | 0,14 |
Плюшка Новочеркасская | 0,30 | 1,20 | 0,0000 | 0,00 | 0,21 | 0,18 |
Сдоба аппетитная | 4,50 | 30,00 | 0,0005 | 0,06 | 3,20 | 0,11 |
Батон Докторский | 51,38 | 128,45 | 0,0062 | 0,68 | 36,57 | 0,28 |
Батон Подмосковный | 561,50 | 1604,29 | 0,0678 | 7,46 | 399,62 | 0,25 |
Батон «Донской» | 447,80 | 1178,42 | 0,0541 | 5,95 | 318,70 | 0,27 |
Поленце с изюмом | 142,90 | 952,67 | 0,0172 | 1,90 | 101,70 | 0,11 |
Булка городская | 3,80 | 19,00 | 0,0005 | 0,05 | 2,70 | 0,14 |
Плетенка украинская | 31,10 | 124,40 | 0,0038 | 0,41 | 22,13 | 0,18 |
Итого: | 8284,38 |
|
| 110,00 | 5896,00 | 5,36 |
Таким образом, применение методики функционального учета затрат позволяет более точно распределить накладные затраты между отдельными видами готовой продукции, порождающими эти затраты, и определить объективно более функциональные ее виды.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.