Факторный анализ эффективности затрат на хлебопекарных предприятиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современный этап развития экономики Российской Федерации обусловливает высокие требования к оценке эффективности функционирования предприятий. Наиболее полное представление о ситуации на предприятии можно получить с помощью детального анализа соответствия затрат и результатов производственно-хозяйственной деятельности. Основой создания аналитических механизмов оценки эффективности затрат предприятия, по нашему мнению, должен быть системный подход, предусматривающий ориентацию всех расчетов на установление взаимосвязей и взаимовлияний между показателями, формирующими затраты, и результатами производственно-хозяйственной деятельности.

В работах отечественных и зарубежных экономистов (В.В. Ковалева, О.Н. Волковой, Г.В. Савицкой, Н.П. Любушина, А.Д. Шеремета) значительное внимание, как правило, уделяется анализу общей суммы затрат на производство продукции, суммы затрат на производство единицы продукции, затрат на 1 рубль товарной продукции, отдельных элементов и статей затрат на производство продукции. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании методики анализа затрат вообще и хлебопекарных предприятий в частности, позволяющей оперативно и без сложных математических вычислений изучить эффективность и окупаемость затрат.

Определим место анализа затрат, его цель, задачи, организационные основы проведения (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Особенности содержания и организации анализа затрат

Организационный аспект анализа Процедуры анализа
1 2
Цель и задачи Эффективность затрат. Определение тенденций изменения затрат, оценка влияния внешних и внутренних факторов на изменение, установление резервов снижения затрат
Объект Полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат, затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий, отдельные статьи затрат
Субъект Различные структурные подразделения предприятия: бухгалтерия, финансовый отдел, службы маркетинга, юридический и планово-экономический отдел Внешние консультанты (эксперты) и консалтинговые фирмы
Организация (периодичность) Проводится ежемесячно по данным бухгалтерской отчетности
Информационное обеспечение Приказ об учетной политике предприятия, данные первичного, аналитического и синтетического бухгалтерского учета, калькуляции себестоимости продукции. Технологическая документация. Федеральные и региональные законодательные акты. Периодические издания и специальная научная литература. Компьютерная обработка данных с использованием пакетов прикладных программ.
Пользователи инфор-мации Внутренние: администрация (директор, руководители и специалисты экономических служб). Внешние: инвесторы, государственные органы (статистическое управление).
Используемые методы Сравнения, балансовый, элиминирования, комплексные оценки, корреляционно-регрессионный, математическое программирование, имитационное моделирование, графический; расчет абсолютных и средних величин, сводки и группировки, детализация показателей на их составляющие.
Направленность Перспективный, оперативный, ретроспективный, комплексный
Степень точности (на-дежности результатов) Достаточно надежен, так как проводится на основе данных аналитического учета при условии их достоверности
Место принятия решений по результатам Внутри предприятий управленческим персоналом

 

Организация анализа на предприятиях должна соответствовать ряду требований, главные из которых – научный характер, обоснованное распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными ис-полнителями, эффективность и унификация исследований. Аналитическая работа должна основываться на последних достижениях науки и передовых практических методиках, проводиться с учетом действия экономических законов в пределах конкретного предприятия. Проведение анализа становится органической частью обязанностей ведущих специалистов всех уровней, а также служащих, причастных к принятию управленческих решений. Это работники экономических служб, бухгалтерии, отдела материально-технического обеспечения, маркетинга.

Рациональность распределения обязанностей между отдельными исполнителями способствует полноте охвата объектов анализа и исключению возможностей дублирования одних и тех же исследований. Эффективность аналитической работы заключается в соотношении глубины и комплексности анализа с затратами на его проведение. С этой целью в ходе анализа следует широко использовать новейшие методики, технические средства сбора и хранения данных. Унификация работы достигается созданием методик, в основе которых лежит заполнение специально разработанных таблиц, показатели которых пригодны для сравнения, оценки и обобщения и способствуют исключению дублирования одних и тех же исследований.

В учетно-аналитической практике под эффективностью понимается величина, соизмеряющая полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта [18].

Каждая отдельная отрасль имеет свои специфические особенности, что вызывает необходимость конкретного рассмотрения этого показателя применительно к ней.

Согласно затратному подходу к определению окупаемости затрат от основной деятельности хлебопекарных предприятий экономическую эффективность целесообразно определять по формуле:

, (3.1)

 

где  – эффективность затрат, в %; Посн – прибыль от реализации продукции, тыс. руб.; Зосн – затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб.

Заметим, что показатель экономической эффективности затрат может рассчитываться в коэффициентах и в процентах, в зависимости от потребностей пользователей.

Из формулы (3.1) видно, что экономическая эффективность затрат зависит от суммы полученной прибыли и затрат, понесенных предприятием для ее получения.

Общеизвестно, что затраты предприятия делятся на затраты на производство, которые непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления продукции, и затраты, связанные с ее реализацией и управлением производством. Последние, как известно, не включаются в себестоимость реализованной продукции, но влияют на величину полученной предприятием прибыли.

Как правило, на предприятиях промышленности затраты на производство продукции и затраты на производство реализованной продукции не совпадают на величину незавершенного производства и остатков нереализованной готовой продукции. Особенностью функционирования хлебопекарных предприятий является отсутствие остатков готовой продукции на складе, что объясняется спецификой выпускаемых изделий. Сумма затрат в остатках незавершенного производства незначительна на протяжении отчетного периода. Это связано с непродолжительностью технологического цикла (менее суток) и взаимозависимостью объемов производства и объемов реализации от величины повседневного спроса на хлебопекарную продукцию.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что на хлебопекарных предприятиях сумма затрат, влияющая на величину получаемой прибыли, складывается из затрат на производство реализованной продукции, затрат на управление и реализацию.

Для установления истинных причин изменения эффективности затрат (3.1) следует подробно изучить силу воздействующих на ее величину факторов. С этой целью проводится факторный анализ эффективности затрат основной деятельности с учетом взаимообусловленности и соподчиненности факторных признаков.

Используемая структурно-логическая модель факторной системы эффективности затрат на производство и реализацию продукции представ-лена на рисунке 3.1.

Как известно, к факторам первого уровня относятся те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, определяющие результативный показатель косвенно (при помощи факторов первого уровня) называются факторами второго уровня и т.д.

К числу факторов первого уровня относится прибыль от основной деятельности и затраты на производство и реализацию продукции.

Факторами второго порядка являются: объем выручки от реализации продукции, переменные и постоянные затраты на производство и реализацию продукции и общая сумма затрат основной деятельности.

К факторам третьего уровня относятся: выпуск и реализация продукции в натуральном выражении, структура выпуска и реализации продукции в тоннах, цена отпускная за 1 тонну готовой продукции, затраты на производство и реализацию 1 тонны готовой продукции, переменные затраты на 1 тонну продукции, сумма общехозяйственных и постоянных общепроизводственных затрат.

Факторами четвертого уровня являются уровень затрат на производство и реализацию продукции и уровень прибыли от основной деятельности. Они определяются как производные от факторов первого уровня и характеризуют общую затратность и рентабельность основной деятельности хлебопекарного предприятия.

Факторный анализ эффективности затрат на производство и реализацию продукции проведен на материалах практической деятельности ООО «Хлеб Донца».

Для установления влияния факторов первого уровня на изменение величины окупаемости (эффективности) затрат основной деятельности хлебопекарных предприятий нами использовалась ранее установленная взаимосвязь (3.1). Влияние факторов определялось интегральным методом.

 

 

 

 


Рис. 3.1. Структурно-логическая модель факторной системы эффективности затрат на производство и реализацию продукции хлебопекарных предприятий

Исходная информация для количественной оценки степени воздействия учтенных в модели факторов и результаты факторного анализа представлены соответственно в таблицах 3.2 и 3.3.

 

Таблица 3.2

Исходная информация для факторного анализа эффективности ООО «Хлеб Донца» за 2003-2004 гг.

Показатели Ед. изм. 2003 год 2004 год Абсолютный прирост (снижение) Темп роста (снижения), %
Выручка от реализации тыс. руб. 56297,4 58707,0 +2409,6 104,3
Затраты на производство и реализацию продукции тыс. руб. 44965,4 45850,2 +884,8 102,0
В том числе          
переменные тыс. руб. 40262,7 38166,4 -2096,3 94,9
постоянные тыс. руб. 4702,7 7683,7 +2981,0 163,4
Уровень затрат на производство и реализацию продукции % 79,9 78,1 -1,8 97,7
Прибыль от основной деятельности тыс. руб. 11332,0 12856,8 +1524,8 113,5
Уровень прибыли от основной деятельности % 20,1 21,9 +1,8 109,0
Эффективность затрат на производство и реализацию продукции (стр.4/стр.2*100) % 25,2 28,0 +2,8 111,1

 

Таблица 3.3

Факторный анализ эффективности затрат на производство и реализацию продукции ООО «Хлеб Донца» за 2003-2004 гг.

Показатели-факторы Расчет Величина влияния, %
Прибыль от основной деятельности +3,4
Затраты на производство и реализацию продукции (+2,8)-(+3,4) -0,6
Общее отклонение эффективности затрат на производство и реализацию продукции 12,7-15,5   2,8

 

Данные таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что в отчетном периоде окупаемость затрат составила 28 % к затратам, что на 2,8 процентных пункта выше уровня предшествующего периода. Это означает, что в 2004 году на каждые 100 рублей, затраченных для производства и реализации продукции, предприятие получило на 2,8 рублей прибыли больше, чем в 2003 году.

На изменение эффективности затрат рассматриваемые факторы повлияли следующим образом: в результате увеличения прибыли от основной деятельности на 1524,9 тыс. руб., или 24,1 %, окупаемость затрат возросла на 3,4 %; рост затрат на производство и реализацию продукции на 884,7 тыс. руб., или 1,8 %, стал причиной снижения результативного показателя на 0,6 %. Если бы сумма затрат основной деятельности не изменилась, то предприятие смогло бы, помимо достигнутого повышения эффективности (2,8 %), увеличить сумму прибыли на каждые 100 рублей, затраченных в производстве и реализации, на 0,6 руб.

Для расчета влияния факторов второго уровня на изменение показателя эффективности затрат на производство и реализацию продукции можно использовать следующую взаимосвязь:

 

, (3.2)

 

где ЧВР – выручка от реализации, тыс. руб.; З осн – затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб.; Зпер – сумма переменных затрат на производство и реализацию продукции, тыс. руб.; Зпост – сумма постоянных затрат на производство продукции и управление предприятием, тыс. руб.

Формула (3.2) является логическим продолжением формулы (3.1), поскольку прибыль от основной деятельности определяется разницей между чистой выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию продукции, а последние представлены суммой постоянных и переменных затрат. Принимая во внимание данный факт, целесообразно применить метод долевого участия, с тем чтобы выяснить, как изменился показатель эффективности затрат на производство и реализацию продукции за счет факторов, определяющих изменение прибыли и затрат от основной деятельности.

Исходная информация для анализа приведена в таблицах 3.2 и 3.3. Процедура количественной оценки влияния факторов, формирующих прибыль и затраты, представлена в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4

Факторный анализ эффективности затрат на производство и реализацию продукции ООО «Хлеб Донца» за 2003-2004 гг.

Показатели-факторы Расчет Величина влияния, %
В части прибыли от основной деятельности    
Выручка от продаж (+2409,6)/(+1524,9)3,4 +5,4
Затраты на производство и реализацию продукции -((884,7)/(1524,9)(3,4)) -2,0
Изменение эффективности за счет прибыли от основной деятельности   +3,4
В части затрат от основной деятельности    
Переменные затраты на производство и реализацию продукции (-2096,3)/(+884,7)(-0,6) +1,4
Постоянные затраты на производство и управление предприятиям (+2981,0)/(+884,7)(-0,6) -2,0
Изменение эффективности затрат за счет затрат основной деятельности   -0,6
Общее изменение эффективности затрат на производство и реализацию продукции 11,1-8,3 +2,8

Данные таблицы 3.4 свидетельствуют о том, что рост чистой выручки от реализации на 2409,6 тыс. руб., или 4,3 %, и снижение переменных затрат на производство и реализацию продукции на 2096,3 тыс. руб., или 5 %, обеспечили прирост эффективности затрат основной деятельности в 2004 году по сравнению с 2003 г. на 6,8 % (5,4+1,4). В то же время увеличение суммы затрат на производство и реализацию продукции в целом по предприятию на 884,7 тыс. руб., или 1,8 %, вызванное в основном ростом постоянных затрат на производство и управление (на 2981,0 тыс. руб., или 38,7 %), стало причиной снижения эффективности затрат на 4 % (2,0+2,0). ООО «Хлеб Донца» следует уменьшить сумму затрат на управление предприятием с целью повышения окупаемости затрат основной деятельности.

Практика показывает, что затраты на производство и реализацию продукции являются основным фактором, определяющим изменение экономической эффективности затрат, и зависят от изменения объема производства, структуры выпускаемой продукции, затрат переменных на производство единицы продукции (на хлебопекарных предприятиях на 1 тонну продукции) и суммы постоянных затрат, связанных с организацией процесса производства и управлением предприятием. Опыт работы хлебопекарных предприятий свидетельствует о том, что затраты, связанные со сбытом готовой продукции, являются переменными и распределяются по видам продукции. Общехозяйственные расходы, а также часть общепроизводственных являются постоянными затратами.

Установление степени влияния факторов третьего уровня на изменение эффективности затрат предлагаем определять на основе следующей зависимости:

 

, (3.3)

где pi – цена за 1 тонну готовой продукции, руб.; qi – объем производства и реализации продукции, т; Зiед – затраты на 1 тонну продукции, руб.; ОЗобщехозяйственные затраты; ОПЗпост общепроизводственные постоянные затраты, руб.

Факторный анализ эффективности затрат на производство и реализацию продукции на хлебопекарных предприятиях, основанный на приеме полных цепных подстановок, предусматривает два этапа:

1-й этап – определение эффективности затрат на производство и реализацию продукции при различных условиях;

2-й этап – количественная оценка степени влияния учтенных в модели (3.3) факторов на изменение эффективности затрат.

Первый этап включает:

1) определение базисной эффективности затрат (Эзосн0):

 

; (3.4)

 

2) определение эффективности затрат при фактическом объеме производства и реализации продукции (Э 'зосн):

 

, (3.5)

 

где IQ – индекс объема производства и реализации хлебопекарной продукции.

 

, (3.6)


где Q 1 и Q 0 – объем произведенной и реализованной предприятием хлебопекарной продукции в базисном и отчетном периодах.

3) определение эффективности затрат при фактической структуре продукции (Э ''зосн):

 

; (3.7)

 

4) определение эффективности затрат при базисных затратах на 1 тонну продукции и фактической структуре продукции (Э '''зосн):

 

; (3.8)

 

5) определение эффективности затрат при фактической прибыли в базисных затратах с учетом фактической структуры продукции (Э ''''зосн):

 

; (3.9)

 

6) определение эффективности затрат при фактической прибыли и фактических переменных затратах на 1 тонну продукции в базисных постоянных затратах (Э '''''зосн):

 

; (3.10)

 

7) определение эффективности затрат при фактической прибыли и базисных постоянных общепроизводственных затратах (Э ''''''зосн):

 

, (3.11)

 

8) Определение фактической эффективности затрат:

 

    . (3.12)

 

На втором этапе определяется изменение эффективности затрат на производство и реализацию продукции за счет изменения:

– объема производства и реализации (Э'зосн -Эзосн0);      (3.13)

– структуры продукции (Э ''зосн -Э'зосн); (3.14)

– отпускной цены за 1 тонну готовой продукции (Э '''зосн -Э ''зосн); (3.15)

– затрат на 1 тонну готовой продукции (Э ''''зосн - Э '''зосн); (3.16)

– затрат переменных на 1 тонну готовой продукции (Э'''''зосн -Э ''''зосн); (3.17)

– общехозяйственных затрат (Э''''''зосн -Э'''''зосн); (3.18)

– общепроизводственных затрат (Эзосн1''''''зосн). (3.19)

Исходная информация для факторного анализа эффективности затрат ООО «Хлеб Донца» представлена в Приложении 6. Результат факторного анализа с использованием формул (3.4-3.19) приведен в Приложении 7.

Произведенные расчеты свидетельствуют о том, что позитивным моментом в деятельности ООО «Хлеб Донца» является снижение переменных затрат и общей суммы затрат на производство и реализацию 1 тонны готовой продукции. Это способствовало росту эффективности затрат основной деятельности в размере 2,1, 0,4 и 3,0 %, соответственно.

Причиной снижения окупаемости затрат основной деятельности стали: изменение структуры производства и реализации продукции, рост общехозяйственных затрат на 1124,59 тыс. руб. (4970,54-3845,95) и постоянных общепроизводственных затрат на 1856,5 тыс. руб. (2713,2-856,7). Как следствие, эффективность затрат уменьшилась на 2,6 % (0,6+0,8+1,2), что наглядно изображено в Приложении 7.

Как ранее отмечалось, эффективность затрат на производство и реализацию продукции соизмеряет полученный эффект в виде прибыли с затратами, произведенными для ее получения. В этой связи представляет интерес изучение изменения эффективности основной деятельности предприятий хлебопекарной промышленности за счет изменения затратности и рентабельности производства и реализации продукции.

Для подсчета влияния этих факторов к (3.1) нами был применен способ сокращения, используемый для преобразования кратных детерминированных факторных моделей, и получена следующая зависимость:

 

; (3.20)

 

где Упосн уровень прибыли от основной деятельности, %; Узосн – уровень затрат от основной деятельности, %.

Исходные данные для факторного анализа эффективности затрат на производство и реализацию продукции приведены в таблице 3.2.

Проведенный факторный анализ показал, что за счет увеличения рентабельности основной деятельности на 1,8 % к обороту, или 9 %, эффективность затрат на производство и реализацию продукции возросла на 2,2 % ((1,09-1)25,2), а ввиду снижения затратности основной деятельности на 1,8 % к обороту, или 2,3 %, эффективность затрат возросла на 0,6 % (1,09(1:0,977-1)25,2), что с положительной стороны характеризует деятельность ООО «Хлеб Донца» и свидетельствует об окупаемости затрат, несмотря на рост их общей суммы.

Обобщение результатов факторного анализа по предлагаемой методике исследования эффективности затрат на производство и реализацию продукции на хлебопекарных предприятиях на примере ООО «Хлеб Донца» приведено в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5

Обобщение результатов факторного анализа

Факторы

Влияние в сторону

увеличения уменьшения
1 2 3
Первого порядка    
Прибыль от основной деятельности 3,4  
Затраты на производство   0,6
Второго порядка    
Выручка от реализации 5,3  
Затраты на производство и реализацию продукции   1,9
Переменные затраты на производство и реализацию продукции 1,4  
Постоянные затраты на производство продукции и управление предприятием   2,0
Третьего порядка    
Структура выпуска и реализации продукции   0,6
Отпускная цена за 1 тонну готовой продукции 3,0  
Затраты на производство и реализацию 1 тонны готовой продукции 0,4  
Затраты переменные на 1 тонну произведенной и реализованной продукции 2,1  
Общехозяйственные расходы   0,8
Общепроизводственные постоянные затраты   1,2
Четвертого порядка    
Уровень прибыли от основной деятельности 2,2  
Уровень затрат на производство и реализацию продукции 0,6  
Общее изменение эффективности затрат на производство и реализацию продукции 2,8  

Из таблицы видно, что рост эффективности затрат на производство и реализацию продукции вызван увеличением рентабельности основной деятельности. Повышение рентабельности связано прежде всего с увеличением отпускных цен за 1 тонну готовой продукции и снижением переменных затрат на производство и реализацию 1 тонны. Вместе с тем общая сумма затрат на производство и реализацию 1 тонны готовой продукции увеличилась и привела к снижению эффективности затрат основной деятельности. При этом все же общая затратность производства и реализации продукции снизилась и стала причиной роста эффективности.

Дальнейшее повышение эффективности затрат видится в снижении затрат на производство и реализацию продукции посредством повышения технологического и технического уровней производства, совершенствования организации труда, производства и менеджмента на хлебопекарных предприятиях.

В заключение отметим, что представленный вариант детерминированного факторного анализа позволяет выявить резервы повышения эффективности затрат в рамках одного предприятия. Для установления тенденций и закономерностей снижения затратности основной деятельности для совокупности предприятий целесообразно проводить стохастический анализ факторных систем.

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 207.