Возрастные особенности памяти младшего школьника и подростка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Память у младших школьников подобно процессам восприятия все еще имеет наглядно-образный характер: дети легче запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую, смысловую сторону. Они с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую его структуру, его целостность и взаимосвязанность частей.

 Запоминание носит в основном механический характер, основанный на силе впечатления или многократном повторении акта восприятия.

В младшем школьном возрасте развитие памяти обуславливается качественными преобразованиями мышления. Суть такого формирования состоит в том, что память постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей» [11, c.56]

     Изменения памяти в этом возрасте связаны с тем, что ребенок, в о - п е р в ы х, начинает осознавать особую мнемическую задачу (задачу на запоминание, например: буквальное запоминание, пересказ своими словами и.т.д.); он отделяет эту задачу от всякой другой. В о – в т о р ы х, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания.


     Известный отечественный психолог А.А.Смирнов выделил следующие    

рациональные приемы запоминания:

1) формирование приемов осмысленного запоминания: расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.

- деление на смысловые единицы и составление плана: план позволяет учащимся осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого материала (например, план решения математической задачи), запомнить эту логическую последовательность и, соответственно, воспроизвести;

- сопоставление и соотнесение – соотносить нужно новое с чем-то хорошо известным, а сопоставлять отдельные части внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются учащимися в процессе непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы, картинки), а затем – на внутренние (нахождение сходства между новым и старым и т.д.);

2) формирование приемов воспроизведения:

Воспроизведение – трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процесса мышления, самоконтроля. Сначала самоконтроль развит слабо, ученик может только многократно повторять материал при заучивании. При этом он нередко не понимает, выучил заданный урок или нет, поэтому часто просит старших проверить, как выучены уроки. В дальнейшем он пытается себя проконтролировать, заглянув в учебник, т.е. использует узнавание. К 3-му классу совершенствуется мыслительная деятельность учащегося и учебный материал в процессе мышления обобщается и систематизируется, что позволяет более связно воспроизводить его содержание.

 

Итак, опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память младшего школьника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредованную, произвольную. Память из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.

  

     Процесс развития логической памяти должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению. Но даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности.

На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у второклассников потребность в их использовании самостоятельно еще не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.

     У подростков наблюдается большой прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. В то же время нередко запоминание носит механический характер, они еще не умеют грамотно использовать рациональные приемы запоминания: сравнение нового со старым, опору на наглядность, составление плана, членение текста на смысловые единицы, выделение основных мыслей.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 322.