С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками. На протяжении школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?»
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Показательным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л.Коломенским: «Если кто-то и з учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику». [6, c.74-75]
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе [12].
Особенностью общения младших школьников со сверстниками является то, что они с готовностью откликаются на все виды совместной деятельности, с большим желанием помогают друг другу, ориентированы на интересы коллектива, хотя их коллективизм носит поверхностный характер и заключается в желании быть со всеми вместе [5, с.274].
Как подчеркивалось выше, для младшего школьника в первую очередь значима личность учителя, который вводит ребенка в учебную деятельность. Педагог для него - главный и беспрекословный авторитет. В первое время обучения ребенок воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих одноклассников, нет подлинных межличностных отношений. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам индивидуальные и общественные поручения.
На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в коллективных делах. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.
Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте лежат в основе контактных дружеских группировок, так называемых «малых групп», и часто сложившиеся в них отношения становятся для ученика более значимыми. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нормы поведения, свои интересы.
Особенности взаимоотношений в малых группах, межличностные отношения младших школьников должны быть предметом изучения педагога. Это поможет ему более эффективно руководить ученическим коллективом.
В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость, поскольку этот вид деятельности является ведущим в данный период. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом. подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. Если в школе подросток не получает удовлетворения своих новых потребностей, то общение подростка со сверстниками за стенами школы становится основным. Такое общение помогает подростку выйти за рамки школы и там искать свое статусное место, а также получать от сверстников оценку себя. Среди причин обращения к сверстникам на первом месте стоит «люблю поболтать», «чтобы весело провести время». В результате образуются подростковые объединения, где в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
Существующие сегодня подростковые и молодежные группы и течения разнообразны. Если обратится к классификации групп А.В.Петровского, то можно выделить молодежные группы с положительными и отрицательными намерениями, т.е. просоциальные и асоциальные группы. К п е р в ы м относятся клубы авторской песни, туристические объединения, группы экологического направления и т.п. Ко в т о р ы м относятся хулиганские объединения, откровенно фашистские группировки и т.п. Иногда в подростковые и юношеские группировки проникает организованная преступность, подчиняя их себе. Сегодняшнее время отличается еще и тем, что притягательной силой стали многочисленные религиозные секты. Это объясняется тем, что подростки еще не могут самостоятельно объяснить для себя многие факты и события реальной жизни, поскольку не имеют достаточно глубокие знания об окружающем мире.
Внешние особенности поведения в процессе общения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, в общении с товарищами ребята проявляют коллективизм, а с другой – негативизм, готовность противопоставить себя коллективу; с одной стороны, у них ярко выражено стремление быть «как все», с другой – желание заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного друга сосуществует у младших подростков с беспорядочной сменой приятелей, способностью разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».
Как отмечает Е.П.Ильин [5, с.287] еще одних проявлением общения данного возраста является подростковая застенчивость и робость. Стремление казаться взрослым накладывает отпечаток на восприятие подростком отношения к нему окружающих, делает это восприятие обостренным. Если на этом фоне подросток начинает воспринимать себя в качестве объекта шуток, насмешек одноклассников, это приводит к его замкнутости, к стремлению изолироваться от окружения. К такому же результату приводит и обостренное переживание своих неудач, допущенных в присутствии других людей ошибок, имеющихся у себя действительных или надуманных недостатков во внешнем виде или физическом развитии.
Подросток страдает от собственной робости, так как испытывает сильную потребность в общественной активности, в общении со сверстниками. Эти страдания, а также чрезмерная склонность к самоанализу приводят к тому, что затрудняется или становится вообще невозможным его приспособление к новым общественным ситуациям.
Формирование дружбы в школьном возрасте. Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении школьного возраста.
Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений.
В подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу. У младших подростков этот интерес проявляется своеобразно и чаще в виде «задирания» друг друга. Внешне это проявляется в дразнилках, обзывалках, подножках и т.д. Общение между мальчиками и девочками носит обособленный характер. В 8-9 классах появляются дружески-любовные отношения, отличающиеся большой эмоциональностью.
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Дата: 2019-12-22, просмотров: 318.