В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Как уже отмечалось (см. тему 3.1), реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В этом пункте рассмотрим особенности сферы «ребенок – взрослый», которая в младшем школьном возрасте складывается из отношений «ребенок – родители» и «ребенок – учитель».
«Ребенок – родители». Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности. В содержание традиционного общения с ребенком в семье включаются все перипетии его школьной жизни. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», ребенок начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась – на него легли обязанности не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя, за организацию своего времени. Ребенок обретает новое место внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.
В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые ньюансы.
Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.
Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок утверждает себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность, так как отсутствует понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные отношения с другими людьми, - он конфликтен и труден, т.к. не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям.
Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.
Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок в последствии занимает подчиненную позицию, найдя себе покровителя.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками.
Перечисленные стили общения в семье при всех различиях, имеют общее – родители неравнодушны к своим детям. И если семья обладает способностью к рефлексии на особенности ребенка, то она сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.
Анализ стилей воспитания будет неполным, если не указать еще один стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.
Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.
В реальной жизни в семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и т.д.
Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи. Опасны родительские антагонизм и агрессия, которые чаще всего возникают при алкоголизации, наркотизации и последующей общей деградации семьи (см.: с.258, Мухина).
Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье, усыновление ребенка или в условиях учреждений интернатного типа (подробнее см. [8]).
В отрочестве общение со взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они также выражают в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними.
Это процесс не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты [8, с. 363].
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск своего места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Если подросток чувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
«Ребенок – учитель». Другой значимый объект общения ребенка школьного возраста – учитель. Подчас фигура учителя затмевает собой даже родителей. Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. Поэтому от того, в какой манере учитель общается со школьниками младших классов, многое зависит в их успешной адаптации к школе и дальнейшей школьной жизни. Можно выделить ряд типичных стилей воздействия учителя на учеников.
Императивный (авторитарный) стиль требует безусловного, неукоснительного подчинения. Учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Ребенку отводится пассивная позиция: отсутствует возможность осознать свои обязанности и права школьника, подавляется инициатива и не развивается мотивация целенаправленного управления своим поведением. Императивный стиль говорит о твердой воле учителя, но не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хорошем отношении учителя к нему.
Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества при решении учебных задач. Педагог разъясняет детям значение нормативного дисциплинированного поведения, учит управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха.
Либероально-попустительский стиль не обеспечивает совместной деятельности детей – нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Учитель уходит от принятия решения, организация и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. Учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями детей. Ребенок не осознает своих обязанностей.
Итак, императивный стиль управляет дисциплиной, но искажает развитие личности ребенка, Демократический стиль требует большого профессионального мастерства для организации дисциплины, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка при организации его познавательной активности. Либерально-попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.
Большая роль принадлежит педагогу и в формировании межличностных отношений в классе. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом. Таким образом, позиция учителя влияет и на формирование межличностных отношений детей в классе.
Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с различным социальным статусом, показывает, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. [6]. Это значит, что учителя вольно или невольно могут способствовать усилению изоляции ребенка в классе. Систематические отрицательные оценки и осуждения, резкие замечания в адрес ребенка («Опять ты всем мешаешь») становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим одноклассника.
Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему классу в качестве примера для подражания.
А этой связи необходимо отметить, что дадактогении (т.е. нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются именно у младших школьников [10].
Вместе с тем именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы (см. Приложение 2)
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку дети начинают видеть и ценить в себе другие качества, которые непосредственно не связаны с учебой.
Задача взрослых помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Иллюстрацией может служить такой эпизод из школьной жизни: один из второклассников отличался низкой успеваемостью по всем основным предметам. Неуспех его приобрел хронический характер: ребенок ходил в школу неохотно, на уроках был пассивен, домашние задания выполнял нерегулярно. В классе ни с кем не дружил. Но мальчик хорошо рисовал. И тогда учительница организовала в школе выставку его рисунков и рисунков родителей мальчика, которые были профессиональными художниками. Выставка имела большой успех. Это событие преобразило мальчика. Он стал более внимательным к тому, что происходит в классе и в школе. Отношение одноклассников к нему также изменилось в лучшую сторону [3, с.431].
В подростковом возрасте отношение «ребенок – учитель» складывается, также как и «ребенок – родитель», под влиянием возникающего чувства взрослости (особенности влияния этого новообразования см. при анализе отношения «ребенок – родитель»). Можно сказать, что учитель для подростков уже не является таким непререкаемым авторитетом как для младших школьников. Учащиеся данного возраста предъявляют более высокие требования к его деятельности, личности. Благодаря критичности, характерной особенности мышления отрочества, подростки не склонны все воспринимать на веру, требуя от взрослых логического обоснования.
В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценится эрудиция, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 304.