Формирование личности учащихся в труде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Младший школьный возраст. Трудовая деятельность младших школьников протекает в двух основных направлениях: самообслуживание и изготовление поделок.

К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. В семье и школе важно создавать условия, при которых ребенок ощущал и переживал бы обязанности по самообслуживанию. Например, требование быть чистым и опрятным должно сочетаться с созданием условия, когда ребенок вынужден самостоятельно привести в порядок вещи.

Требовательность к детям в привлечении к самообслуживанию и четкая его организация – важные условия воспитания трудовых навыков. Именно в труде общественный результат деятельности выступает в реальной, предметной, вещественной форме, ощутимо проявляется необходимость совместных усилий для достижения определенного результата. Поэтому трудовая деятельность школьников имеет такое важное значение для формирования нравственных качеств личности.

Большинство младших школьников любят занятия и по труду, где можно проявить смекалку и сноровку при разрезании и склеивании поделок. Изготовление нужных вещей своими руками приносит глубокое удовлетворение детям, формирует чувство ответственности за работу, трудолюбие.

В младшем школьном возрасте при создании определенных условий обучения уроки труда обеспечивают большие возможности в формировании основных новообразований младшего школьника: внутреннего плана действий, самоконтроля, рефлексии, произвольности, абстрактного мышления.

    

          Как показывают экспериментальные работы Э.А.Фарапоновой, важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное развитие абстрактного мышления, - это обучение учащегося на уроках труда планированию. Вот как, например, были организованы уроки в 1 классе, на которых дети учились планированию. Первое время к началу урока на доске был вывешен образец готового изделия и предметно-наглядная учебно-инструкционная карта, которая состояла из указания последовательности всех операций изготовления изделия. Пооперационное изготовление предмета осуществлялось под руководством учителя (объяснение и показ). Уже во второй четверти учебного года ученики, рассмотрев образец и предметно-инструкционную карту, самостоятельно по ним намечали план работы, указывали необходимые материалы и инструменты, изготовляли изделия. Дальнейший путь умственного развития состоял в самостоятельном составлении плана и чертежа-развертки (без опоры на карту) и изготовлении предметов по нему. Наконец, для развития абстрактного мышления усложнялись сами изделия. Сначала работа проводилась с открытыми моделями, и ученики имели возможность рассматривать образец снаружи и внутри, т.е. опираться на конкретно-образное мышление, а потом модели закрывались крышками, и, наконец, предлагалась закрытая модель, требовавшая отвлеченного мышления.

Планирование, чертежи и т.п. формируют настойчивость в достижении цели, требуют обязательного выполнения необходимых элементов деятельности, соответствия образцу, Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию произвольности ребенка.

При такой организации работы на уроке у учителя имеются большие возможности для развития самоконтроля. Сличение учеником своих операций с инструктивной картой, с планом, чертежом способствует развитию пооперационной формы самоконтроля, которая позволяет ученику заранее предотвратить ошибки, оценить себя в процессе создания поделки.

    

Важное значение для формирования личности школьника играет их участие в домашнем труде. Уже с дошкольного возраста ребенку необходимо иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой [9, с.356]. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.

Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность, - оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за растениями, животными и т.п.

Подростковый возраст. В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и самосовершенствования.


     Как отмечает В.С.Мухина, в наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать деньги. При этом подростки еще недостаточно оценивают значение таких качеств личности, как трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей. Особенно это относится к городским подросткам. Они обычно быстро загораются трудовым энтузиазмом и быстро охладевают, ведь в городской квартире у них нет постоянных достаточно серьезных обязанностей. Сельские подростки чаще имеют привычку к систематическому труду, у них может быть развито чувство ответственности.[8,  с.359].

 

В отрочестве многие подростки начинают испытывать потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляется предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций.

   Трудовая деятельность является одной из сторон общественно-полезной деятельности подростка (в нее В.В.Давыдов включает также учебную, общественно-организаторскую, спортивную и художественную деятельности (Психическое развитие младших школьников:…, с.10)) которая является ведущей в этом возрасте.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И.Фельдштейн).

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.