Психологические особенности игры в школьном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже говорилось, в младшем школьном возрасте сохраняется потребность в игре (тема .3.1). Поэтому в первое время пребывания ребенка в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических, интеллектуальных и других игр.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры детей. Напомним, что они характеризуются тем, что, играя, школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации. Этот вид игры, как отмечает Д.Б.Эльконин, отличается особой чувствительностью «к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми. При всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе» [15]. Через ролевую игру происходит не только познание ребенком сторон окружающей действительности, но и отражение его индивидуальных особенностей личности.

Кроме этого ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию. Так, слабоуспевающий школьник берет на себя роль успевающего ученика и в игровых, облеченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать успевающим учеником.

Рассматривая динамику развития ролевой игры, можно сказать, что по сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их. В конфликтной ситуации у детей проявляется умение проанализировать свою деятельность в предыдущих ролях, правильно оценить собственные возможности, соотнести свои поступки действиями других ребят и разрешить спор с помощью обобщенных способов, как-то: очередности, считалок и др. По мере усложнения плана отражения в игре различных отношений между людьми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникающих по ходу игры (например, при распределении игровых ролей), развиваются нравственные чувства детей.

В школьном возрасте одно из ведущих мест в игровой деятельности занимают дидактические игры. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В них учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. Следует отметить, что в игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные. Д.Б.Эльконин пишет по этому поводу: «Центральным моментом дидактической игры является противоречие между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности… В результате претерпевает изменения вся деятельность в целом. То, что послужило лишь условием игры и второстепенным элементом деятельности, приобретает для ребенка более содержательное значение, все более и более не зависящее от игры» (Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б,Эльконина. М., 1965, с. 220). Следовательно, дидактические игры создают благоприятные условия для усвоения детьми знаний и способствуют развитию познавательных процессов.

У младших школьников сохраняется потребность в движении (см. т.3.1.), поэтому значительное место в младшем школьном возрасте занимают подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, прыгают. Подвижные игры способствуют:

· правильному обмену веществ, кровообращению, дыханию;

· формированию различных сторон и качеств личности ( воли, сообразительности, смелости и т.д.);

· развитию взаимоотношений в классе.

Во внешкольное время игры также продолжают доставлять удовольствие ребенку, но их содержание, и соответственно, связанные с ними чувства становятся другими. Так, активная интеллектуальная деятельность на уроках, появляющаяся привычка к волевым усилиям пробуждает потребность и, соответственно, интерес к играм с правилами: настольным, спортивным играм. Они требуют смекалки, вносят элемент соревнования, развивают ребенка. Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной игровой задачи, и в процессе спортивного соперничества. 

Р.С.Немов пишет, что в школьном возрасте детские игры приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, а  групповые, коллективные игры интеллектуализируются..

  Как отмечает Е.А.Сорокоумова [14, с.132], с возрастом роль игры несколько уменьшается. Однако правильно организуемые и направляемые игры средних и старших школьников (волейбол, теннис, шахматы и др.) во многом помогают учителю развивать и закалять их физически, создавать ученический коллектив, формировать волевые черты характера и другие важные качества личности.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.