Развитие познавательной сферы в дошкольный период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В дошкольном возрасте под влиянием игровой, художественной, конструкторской деятельности у ребенка складываются сложные виды аналитико-синтетической деятельности.

Сенсорно-перцептивная сфера. В дошкольный период интенсивно совершенствуются ощущения, восприятие, наглядные представления. У детей повышаются острота зрения, точность цветоразличения, развиваются фонематический слух и звуковысотный слух. Знакомство детей с цветом, формой, пространственным расположением предметов способствует накоплению запаса представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые становятся все более устойчивыми.

В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, и также в усвоении сенсорных эталонов, созданных человечеством: система цветов спектра, геометрические фигуры, физические оценки размеров, речевые и музыкальные звуки и т.д. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.

Внимание. Наряду с восприятием совершенствуется и внимание дошкольников. Если у младшего дошкольника преобладает непроизвольное внимание, вызываемое внешне привлекательными предметами, событиями и людьми, то у старшего дошкольника проявляется способность к произвольному сосредоточению внимания, особенно если оно регулируется речью.

В этом возрасте:

  • значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
  • появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С.Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Память все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при запоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

 Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Мышление и речь. Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесно-логическому. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

    Научными понятиями ребенок начинает овладевать в процессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия. Это происходит в том случае, если ребенку дают внешнее средство, соответствующее данной группе предметов или их свойств. Например, для измерения длины – мерку (полоску) бумаги. С помощью мерки ребенок вначале осуществляет внешнее ориентировочное действие, которое в дальнейшем интериоризуется.

 

В среднем дошкольном возрасте уже ярко проявляется способность ребенка использовать словесные рассуждения при решении практических задач, описанная Ж.Пиаже (1932) в феномене эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь – это речь вслух с самим собой без попытки передать информацию кому-либо. Сначала эта речь обслуживает всю автономную деятельность по решению практических задач и во внешней форме способствует сосредоточению внимания дошкольника на отдельных моментах деятельности.

Постепенно эгоцентрические высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и начинают выполнять функцию планирования. В старшем дошкольном возрасте, когда этап планирования переходит во внутренний план, эгоцентрическая речь постепенно исчезает, сменяясь внутренней речью (речью про себя).

Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством мышления.

Язык становится предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая и грамматическая стороны речи. К.И.Чуковский выделил особенности формирования этих сторон у ребенка в книге «От двух до пяти».

Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развитие речи дошкольника в большой степени зависит от общего социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств ребенка. Если в 20-е гг. прошлого века средний активный словарный запас у детей нашей страны составлял 400-600 слов, то сейчас он равняется 1200 словам.

Воображение. В дошкольном возрасте происходит быстрое развитие воображения: от репродуктивного – в начале, к творческому и преобразующему в конце этого периода. Постепенно исчезает необходимость во внешних опорах. Развитию воображения способствуют такие виды деятельности, как игра, конструирование, лепка, рисование.

Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения.

  В исследовании Е.Е.Кравцовой [6] показано, что воображение является новообразованием дошкольного периода развития. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.